Основные принципы реставрационных работ



Понятие «памятник архитектуры» является достаточно сложным и многогранным. Важность его для современного человека заключается в целом ряде аспектов, основные из которых – это историческая и художественная ценности.· Историческая ценность выражается в том, что он служит носителем информации о прошлом, является историческим источником.· Отражает уровень развития производительных сил, инженерных, технологических знаний своего времени.· С точки зрения материальной культуры – несет информацию о бытовом укладе прошлых эпох.· В идейно-образном отношении памятники служат историческими свидетельствами идеологии и духовной жизни прошлых времен.· Отражает наиболее общие черты мировоззрения какого-либо периода времени.· Памятники обладают также художественной ценностью как произведения искусства, эстетическое восприятие которого неоднозначно, и, учитывая культурный уровень современного человека, может быть не адекватно восприятию первоначальному.· Взаимосвязь памятника с окружающей средой – характер этих взаимоотношений, во многом определяет эстетические и мировоззренческие критерии своего времени.· Представляют определенную ценность также и происходившие изменения памятников во времени[5].Реставрацию памятников архитектуры можно определить как комплекс научно-обоснованных мероприятий, направленных в первую очередь на продление жизни памятника как сооружения, обладающего многосторонней ценностью, сохранение его исторической подлинности и подлинности его конструкций и элементов, на наиболее полное выявление его историко-архитектурных и художественных достоинств, а также взаимосвязанности с окружающей архитектурной и ландшафтной средой[6].На памятнике могут производиться следующие виды работ:Ремонт – мероприятия по сохранению памятника, не затрагивающие внедрение в его подлинные конструкции, проводимые периодически работы по его поддержанию, осуществляемые обычными строительными методами. К ним относятся – ремонт и смена кровли, покраска и т. п. До начала этих работ и во время их проведения необходимо исследование памятника для выявления ценных элементов, подлежащих бережному сохранению.На памятниках деревянного зодчества перед началом ремонта необходимо особое внимание обратить и зафиксировать все следы от утраченных элементов и конструкций, а также уточнить особенности подкрышных элементов – верхнего венца, слег (возможно, сохранились следы от куриц, декоративная обработка торцов), нижнего венца (необходимо убедиться, был ли этот венец первым или под ним ранее существовали еще венцы) и т. п.Консервация – это работы по сохранению памятника, требующие принятия специальных мер, не входящих в обычную ремонтную практику, совокупность мер, направленных на укрепление памятника в существующем виде, предохранение его от дальнейших разрушений. Может быть два типа консервации. Первый – мероприятия по временной защите памятника, которому угрожает разрушение (установка подпорок, навесов и т. п.), с последующим проведением более широкого комплекса реставрационных работ. Другой тип консервации – более сложные работы по укреплению и защите памятника: укрепление и защита фундаментов, установка раскрепляющих конструкции связей и т.д. Проводимые мероприятия могут быть охарактеризованы как инженерная реставрация. Этим работам предшествуют серьезные инженерно-технологические и архитектурные исследования. Консервация должна предусматривать возможность последующего раскрытия памятника, выявления ценных в художественном отношении элементов. Бережному сохранению подлежат уникальные старые конструкции, представляющие особый интерес благодаря своей древности, своей редкости, своему совершенству.[7]С точки зрения международных принципов работ на памятниках культуры, консервация отличается наиболее строгим подходом к реставрационным решениям. Поэтому ее следует рассматривать как основной вид работ, особенно для наиболее ценных, древних и уникальных памятников, где с особой силой выступает требование максимального сохранения подлинности. Консервацией, по современным понятиям, должны ограничиваться работы по элементам памятника, носящим отпечаток индивидуального творчества мастера-исполнителя. Реставрация может включать и ремонт, и консервацию, и собственно реставрационные работы, затрагивающие подлинные конструкции, с возможным их видоизменением и научно-обоснованным изменением внешнего облика. Это наиболее сложный комплексный вид проводимых на памятнике работ. Характер проводимых на памятниках реставрационных работ также разнообразен, как и сами памятники. Различают фрагментарную реставрацию и целостную. Реставрация памятника с сохранением различных временных напластований с частичным его видоизменением может быть отнесена к фрагментарной. Реставрация на определенную дату – целостной. Реставрация состоит из двух основных операций – раскрытия памятника путем удаления поздних, искажающих облик памятника наслоений, и восстановления утраченных элементов. Раскрытие возможно, когда удаляемые части не представляют ни исторического, ни художественного интереса, когда их удаление позволит раскрыть ценные архитектурные элементы памятника. Оно недопустимо, если создает угрозу устойчивости здания и его сохранности. Раскрытие может сочетаться с дополнением утраченных элементов, конструкций или их фрагментов. Мера дополнений определяется индивидуально. Любые решения по характеру проводимых на памятниках работ, степени их видоизменения принимаются при коллегиальном обсуждении с участием специалистов. Целостная реставрация отличается от фрагментарной не масштабами работ, а основной целью – восстановление прежнего облика памятника во всей его полноте. Все проводимые дополнения, воссоздания элементов должны быть документально обоснованы, с осторожным привлечением строго отбираемых аналогов. Включение памятников в современную жизнь при правильном выборе новой функции – гарантия его дальнейшего сохранения. Основой реставрации является многостороннее комплексное исследование памятника. В состав исследований входят: натурные исследования (внешний осмотр, обмеры здания, фотофиксация, зондажи, шурфы), библиографические и архивные исследования[8]. Проектирование ведется в несколько стадий: 1 стадия – эскизный проект реставрации, который проходит рассмотрение и утверждение. 2 стадия – рабочее проектирование. Исследование памятника и проектирование могут продолжаться в течение всего периода реставрации, при обязательном проведении архитектором-реставратором авторского надзора за ходом работ. В ходе реставрации производится фотофиксация и фиксация проводимых работ и новых раскрытий. Архитектор-реставратор, осуществляющий авторский надзор, вправе приостанавливать работы при выявлении неправильного их ведения или при обнаружении новых данных о памятнике, уточнения его состояния, предполагающих изменение реставрационных решений.По завершении реставрации составляется отчёт о реставрации.      Перед началом проведения любых работ на памятниках, как исследовательских, так и производственных, необходимо получить на это разрешение Государственных органов по охране памятников[9].

Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 745; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!