Псковская и Новгородская судные грамоты.



Русская Правда есть попытка неотрицательной кодификации законов: кодификация законодательная предпринята лишь в 14 - 15 в.в., в Псковской и Новгородской судных грамотах; оба эти памятника выходят за пределы 1 - го периода, но по содержанию относятся к нему.

Псковская судная грамота, по надписанию ее, издана “всем Псковом на вече в лето в 905 (1397) по благославлению попов всех 5 соборов”. В числе своих источников судная грамота указывает грамоту князя Константина , но таким князем может быть признан только Константин Дмитриевич , княживший в 1407 г. Во 2 - й половине 15 в. грамота была дополнена в третий раз .

Доказательства такого постепенного происхождение грамоты находятся в составе, в котором явно видны следы хронологического наслоения содержания. Всю грамоту можно разделить на три части : первая - от 1 до 76 ст. , вторая - от 77 до 108 , третья - от 109 до конца . Каждая из них начинается учредительными законами ( о составе суда) .

Источники Псковской судной грамоты указаны в ее надписаниях: она “выписана из грамоты великого князя Александра и гр. князя Константина и из всех приписак псковской пошлины”. Эти источочники по своему значению те же самые, что и источники Русской Правды, а именно : во-первых , уставы княжеские ; в отличие от дальнейших уставов , вошедших в Русскую Правду , псковские уставы  охватывали уже значительную массу узаконенний ( были попытками кодексов) и изложены в особых грамотах .

Вторым источником Псковской судовой грамоты были псковские пошлины, т.е. обычное право - вероятно, самый обильный источник.

Псковский закон черпает свое содержание из обычаев; он отличается от обычая внешней принудительностью (выразившей в наложениями законодателями на самих себя церковной клятвы) и в письменной форме (подлинник узаконений хранится в “Ларе Св. Троицы”; “разодрать грамоту” значит уничтожить самый закон). Инициатива закона принадлежит посаднику , а принятие его и отмена —вечу , разумеется , с участием князя . Публикация закона при народном составлении его на вече не имеет важности .

Новгородская судная грамота дошла до нас в отрывке (начальном). Она составлена около середины 15 в. “всем государям Вел. Новгородом на вече, на Ярославле дворе”, и потом, по завоевании вел. кн. Иваном 3 ,переписана на его имя в 1471 г. Содержание дошедшего до нас отрывка все состоит из уставов судоустройства и от части судопроизводства, но отсюда нельзя заключать, что и все содержания грамоты ограничивалось этим (и не касалось материального права). Новгородская судная грамота не указывает своих источников, но из содержания ее видно, что она основана на обычном праве. Затем грамота черпала из прежних вечевых постановлений и из договорных грамот с князьями.    

 


Русская правда как памятник права.

До наших дней дошло более ста списков Русской правды, которые можно представить в трех основных редакциях: 1. Краткая; 2. Пространная; 3. Сокращенная. Древнейшей редакцией  является краткая Правда, состоящая из Правды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона верного, Урока мостников (подготовлена не позднее 1054 г.).  

Пространная редакция, возникшая не ранее 1113 г. и связанная с именем Владимира Мономаха, разделена на Суд Ярослава и Устав Мономаха.

Сокращенная редакция появилась в середине 15 в. из переработанной Пространной редакции.

Источниками кодификации явились нормы обычного права и княжеская судебная практика. К числу норм обычного права относятся прежде всего положения о кровной мести и круговой поруке . Законодатель по - разному относится к этим обычаям : кровную месть он стремится ограничить. Круговая порука, напротив, сохраняется или как политическая мера, связывающая всех членов общины ответственностью за своего члена, совершившего преступления.

Нормы, выработанные княжеской судебной практикой, многочисленны в Русской Правде и связываются иногда с именами князей, принимавших их (Ярослава, сыновей Ярослава, Владимира Мономаха).

Определенное влияние на Русскую Правду оказало византийское каноническое право.

В Русской Правде содержится ряд норм, определяющие правовые положения отдельных групп населения. По ее тексту трудно разграничить правовой статус правящего слоя и остального населения. Нашли лишь два юридических критерия , особо выделяющие эти группы в составе общества - нормы о повышенной уголовной ответственности за убийство представителя привилегированного слоя и нормы об особом порядке наследования недвижимости для представителя этого слоя . Эти юридически привилегии распространялись на субъектов , поименованных в Русской Правде следующим образом : князья , бояре , княжеские мужи , княжеские тиуны , огнищане .

Основная масса населения разделялась на свободных и зависимых людей, существовали также промежуточные и переходные категории. Юридически и экономически независимыми были посадские и смерды - общинники (они уплачивали налоги и выполняли повинности только в пользу государства). Городское население делилось на ряд социальных групп : боярство , духовенство , купечество , “низы” (ремесленники , рабочие и пр. ) наряду со свободными были зависимые (“крепостные”) смерды . Свободный смерд - общинник обладал определенным имуществом , которое мог завещать детям . Закон защищал личность и имущество смерда . За совершение проступка и преступления , а также по обязательствам и договорам он нес личную и имущественную ответственность.

Более сложной юридической фигурой является закуп. Закуп - это человек , работающий в хозяйстве феодала за “купу” - заем в который могли включаться разные ценности .

Первое юридическое урегулирование долговых отношений закупов с кредиторами было произведено в Уставе Владимира Мономаха после восстания закупов в 1113 г.  Были установлены предельные размеры процентов на долг. Закон охранял личность закупа .

Холоп - наиболее бесправный субъект права. Его имущественное положение особое : все , чем он обладал , являлось собственностью господина . Личность холопа как субъекта права фактически не защищалась законом .

Русскую Правду можно определить как кодекс частного права - все ее субъекты являются физическими лицами, понятие юридического лица закон еще не знает. Среди видов преступлений , предусмотренных Русской Правдой , нет преступлений против государства .

Нормы Русской Правды защищают частную собственность, регламентируют порядок и передачи по наследству, по обязательным договорам.

Обязательные отношения могли возникать из причинения вреда или из договоров. За невыполнение обязательства должник отвечал имуществом , а иногда и своей свободой . В Русской Правде упоминаются договоры : купли - продажи , кредитования , личного найма , хранения , поручения .

Преступление по Русской Правде определялось не как нарушение закона или княжеской воли, а как “обида”, т.е. причинения морального или материального ущерба лицу или группе лиц. Объектами преступления были личность и имущество . Закон намечал понятие соучастника , но еще не разделял ролей соучастников . К смягчающем обстоятельствам закон относил состояние опьянения преступника , к отягощающим - корыстный умысел .

Субъектами преступления были все физические лица, включая рабов. Субъективная сторона включала умысел или неосторожность . Тяжелым преступлением против личности было нанесение увечий .

Имущественные преступления по Русской Правде включали: разбой, кражу, угон, поджог, конокрадство.

Система наказания по Русской правде достаточно проста. Смертная казнь не упоминается в кодексе , хотя на практике она имела место .

Высшей мерой наказания по Русской Правде остается “поток и разграбление”. Наказание включало конфискацию имущества и выдачу преступника в рабство .

 Следующим по тяжким видам наказания была “вира” - штраф, который назначался только за убийство. Все остальные преступления наказывались штрафом - “продажей” .

Судебный процесс носил ярко выраженный состязательный характер: он начинался только по инициативе истца, стороны в нем обладали равными правами, судопроизводство было гласным и устным.

“Заклич” означал объявление о совершении преступления, производился в людном месте, “на торец”, объявлялось о пропаже вещи, обладавшей индивидуальными признаками, которую можно была опознать. Если пропажа обнаруживалась по истечению трех дней с момента заклича , тот , у кого она находилась, считался ответчиком .

Вторая стадия процесс - “свод”. Свод осуществлялся либо до заклича , либо в срок до истечения трех дней после заклича . Лицо , у которого обнаруживали эту вещь , должно было указать, у кого эта вещь была приобретена . Свод продолжался до тех пор , пока не доходили до человека , не способного дать объяснение , где он приобрел эту вещь .

“Гонение следа” - третья стадия судебного процесса, заключавшаяся в поиске доказательств и преступника.

Система доказательств по Русской Правде состояла из свидетельских показаний, вещественных доказательств, присяги. В законе ничего не говорится о собственном признании и письменных доказательствах.                              


 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 691; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!