Киевская Русь как раннефеодальная монархия.



БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

Кафедра правоведения

 

История государства и права славянских народов

 

(учебное пособие)

 

Минск, 1998


История государства и права славянских народов. Учебное пособие /Под ред. И.Н. Кузнецова. Мн.: БГЭУ, 1998. –  с.

 

Настоящее пособие подготовлено авторским коллективом студентов 1 курса факультета права в соответствии с программой курса “История государства и права славянских народов”. Хронологический материал охватывает период до конца 1996 г.

В пособии излагаются только историко–правовые факты и явления. Анализируются некоторые политические феномены и тенденции.

Назначение пособия: введение студента–правоведа в круг историко–правовых фактов, ознакомление с юридической терминологией и традицией; анализ основных правовых институтов, кодификаций и правовых актов славянской истории, структур власти и политической деятельности.

 

Для студентов юридических и исторических специальностей, всех, кто интересуется историей государства и права славянских народов

 

 

Авторский коллектив, 1998


 

Предисловие

 

 

История государства и права славянских народов как научная дисциплина изучает эволюцию структур, институтов и механизмов государственной власти, а также развитие системы в целом и отдельных отраслей права

История государственных и правовых явлений в данном курсе изучается в определенных пределах, как временных, так и пространственных. Временными пределами являются момент возникновения государственности и сегодняшнее состояние государственной и правовой системы, пространственными—территории, занимаемые славянскими государствами на протяжении всего исторического времени.

История государства и права славянских народов изучает как отдельные факты, прежде всего юридические, так и закономерности исторического развития. Она стремится выявить основные причины и следствия таких явлений, как возникновение, расцвет и упадок государственных и правовых систем и институтов.

В истории права главное внимание уделяется созданию правовых систем, кодификаций, а также отдельных правовых актов. В курсе изучается процесс возникновения различных отраслей права (уголовного, гражданского, процессуального и др.) и анализируются содержание и структура наиболее значимых юридических норм.

В курсе государства и права славянских народов исследуются взаимодействие и взаимообусловленность государственных структур (типы власти, государственного устройства, органов и механизмов управления) и правовых институтов (кодификаций, отдельных норм, отраслей права и т.п.). Изучение этой проблемы доводится фактически до наших дней, где она смыкается с проблемой современного государства и права.

Периодизация курса обусловлена несколькими факторами. Главные из них—развитие социально–экономического уклада общества (уровень экономического, технического развития, формы собственности) и государственное развитие. Представленная периодизация в значительной степени условна. Тем не менее в ее рамках удается рассмотреть основные государственные и правовые изменения и тенденции. Особая дробность периодов на последних этапах истории государства и права славянских народов объясняется исключительной значимостью исторического материала для анализа современных проблем и увеличением объема этого материала (фактов, событий, норм и т.п.).


I. Государство и право Древней Руси.

Возникновение государственности у восточных славян.

Киевская Русь—раннефеодальная монархия.

Возникновение государственности у восточных славян.

Процессы классообразования у  славян проходили на фоне формирования племенных союзов распада большой семьи и перерастания разовой общины в сельскую (соседскую).

Форму общественых отношений славян в 7-8 в.в.можно определить как военную демократию. Ее признаками  являлись: участие всех членов (мужчин) племенного союза в решении важнейших общественных проблем: особая роль народного собрания как высшего органа власти: всеобщее вооружение населения (народного ополчение).

Правящий слой формировался из старой родоплеменной аристократии (вождей, жрецов, старейших) и членов общины разбогатевших на эксплуатации рабов и соседей.

Образование государственности у восточных славян совпало (и было обусловлено) с разложением родоплемнных , кровнородственных отношений. Они сменялись территориальными, политическими и военными связями. К 8 в. на территории, населенной славянскими пленами, было образовано 14 племенных союзов, возникших как военное объединение. В качестве главной военной силы и одновременно правящей социальной группы во главе таких союзов становились князья и княжеская дружина.

Племенные союзы в военно-политических целях объединяются еще более крупные формирования—“союзы союзов”. Центром одного из них стал Киев. В источниках упоминается три крупных пилитических центра , которые могут считатся протогосударственными объединениями : Куяба (южная группа славянских племен с центром в Киеве), Славия (Северная группа , Новгород), Артания (юго-восточная группа, Рязань) В 9 в. большая часть славянских племен сливается в территориальный союз, получивший название “Русская земля”. Центром объединения был Киев ,где провела полулегендарная династия Кия ,Дира и Асколида.

В 882 г. два крупнейших политических центра древних славян, Киевский и Новгородский, объединились под властью Киева, образовав Древнерусское государство. С конца 9 до начала 11 в. это государство включала территории других славянских племен-древлян, северян, родимичей, уличей, тиверцев, вяеичей. В центре нового государственного образования оказалось племя полян . Древнерусское государство стало своеобразной федерацией племен , по своей форме это было раннефеодальная монархия .

Территория Киевского государства сосредоточилась вокруг нескольких политических центров, некогда бывших племенными.  Во второй половине 11-начале 12 в. в пределах Киевской Руси стали образовываться достаточно устойчивые княжества - полугосударства: Киевская, Черниговская, Переяславская земли.

В 9-11 в. в. в формировании древнерусской государственности определенную роль играл  “варяжеский элемент”, вокруг которого в исторической литературе велась длительная  полемика между сторонниками и противниками “норманнской теории”  происхождения древнерусского государства. В этом процессе, несомненно, сказывались влияния выходцев из Скандинавии и Балтии, составляющих значительную часть нового правящего  слоя Киевского государства.  Однако в руках киевских князей они служили лишь орудием и фактором влияния , признанными сохранить отношения данничества между Киевом и Новгородом , где влияние ворягов было более раннего происхождения и ,видимо , более значительным .

Новгород был древним племенным центром, позже превратившимся в опору нового государственного образования, на периферии которого стали возникать опорные центры - погосты. Экспансию Новгород осуществлял, распространяя дань и суд на новые территории (Ладогу , Полоцк и т. д. . ) ,но ее быстрый темп привел к большой раздробленности феодальных владений . В борьбе с Новгородом киевский князь Ярослав уступил ему Лагоду и Псков. Только с 11 в. новгородская экспансия приостанавливается встречным движением из Полоцка и Смоленска.

К середине 12 в. все территории “полугосударств”, составлявших Киевское

государство, сливаются воедино. Название “Русская земля”, прежде относящееся только к южной Руси, распространяется на всю территорию государства, объединившего более 20 народов и племен.

Киевская Русь как раннефеодальная монархия.

Феодальная поземельная собственность складывается с 9 в. в двух основных формах—княжеский домен и вотчинное землевладение. Внеэкономические формы эксплуатации (дань , “полюдье”) уступают место экономическим , основным на праве собственности . Правовыми основаниями для владения землей становятся пожалование , наследование , купля . В начальный период существенное значение имел захват пустующих и населенных земель .

Формирование правящего класса приводит к появлению сложных отношений “сюзеренитета - вассалитета”, т.е. феодальная зависимость. Дружина князя дифференцируется на “старшую” и “младшую” (и по возрасту , и по социальному положению ). Бояре из боевых соратников князя превращаются в землевладельцев, его вассалов, вотчинников. В 11-12 в.в. происходят оформление боярства, как особое сословие и закрепление его правового статуса. Формируется вассалитет как система отношений с князем - сюзереном , его характерными признаками становятся специализация вассальной службы , договорной характер отношений и экономическая самостоятельность вассала . В феодальном договоре о службе соединились два начала : более древнее и личное , служебное (дружинник) и более позднее - зависимость по земле , служба , строго обусловленная землевладением . В связи с этим изменяется социально - экономическое поведение боярства .

Бояре усиливают эксплуатацию крестьян-общинников , попадающих к ним в зависимость , с помощью внеэкономических (захват , насилие ) и экономических (кабала , дом ) мер . Совершая военные походы , князь с дружиной захватывает пленных и превращает их в рабов (холопов ) . Однако рабский труд у славян не стал основной формой эксплуатации : экономические , климатические, географические и другие условия не способствовали этому . Рабы выполняли вспомогательные хозяйственные функция , главной рабочей силой были крестьяне-общинники.

Государственный строй Киевской Руси можно определить как раннефеодальную монархию. Во главе стоял киевский великий князь . В своей деятельности он опирался на дружину и совет старейшин . Управление на местах осуществляли его наместники (в городах ) и волостители (в сельской местности ) .

Великий князь находился в договорных или сюзеренно-вассальных отношениях с другими князями. Местные князья могли принуждаться к службе силой оружия . Усиление местных феодалов (11-12 в.в.) вызывает появление новой формы и нового органа власти —“сейма” , т.е. феодального съезда . На таких съезда решались вопросы войны и мира , разделение земель , вассалитета.

Отношение сюзеренитета-вассалитета ставили всех подчиняющихся князю феодалов в положении служилых людей. В наибольшей зависимости от князя находились младшая дружина и “слуги под дворским”. Крупные феодалы-землевладельцы пользовались большей автономией.

В статуте крупного боярина-вотчинника соединились право собственности на землю и власть. Первыми вассалами становились князья-наместники, не служившие непосредственно в княжеской дружине. Основной обязанностью вассалов является не уплата дани , а военная служба .

Стремление киевских князей к централизации своей власти определило ликвидацию племенных князей, скорое устранение князей-наместников и раздачу земель сыновьям князя (что усилило сюзеренитет отцовского авторитета). При этом принцип старшинства приходил в столкновение с принципом “отчины”: при перемещении князяй-братьев с одного “стола” на другой, некоторые из них не желали менять насиженные места, другие же рвались к киевскому “столу” через головы старших братьев. Для урегулирования подобных коллизий уже в 11-12 в.в. начинают заключаться междукняжеские договоры, содержанием которых являлись условия господства-подчинения, союзов и военных коалиций. Закрепление “отчины” (вотчины) в родовую собственность позволяло боярам даже при смене своего сюзерена-князя оставлять при себе земельную собственность. Князь в своих договорах часто признавали за своими боярами-вассалами свободу службы и безнаказанный отход от службы.

Местное управление осуществлялось доверенными людьми князя, его сыновьями и опиралось на военные гарнизоны, руководимые тысяцкими, сотниками и десятниками. В этот период продолжает существовать численная или десятичная система управления , которая зародилась в недрах дружинной организации , а затем превратилась в военно-административную систему . Ресурсы для своего существования местные органы управления получали через систему кормлений (сборы с местного населения) .

Органом местного крестьянского самоуправления оставалась территориальная община - вервь. В ее компетенцию входили земельные пределы (перераспределение земельных наделов ) , полицейский надзор , налогово-финансовые вопросы , связанные с обложением податями и их распределение , решение судебных споров , расследование преступлений и исполнение наказаний . “Вервь” 11-12в.в. сочетала в себе элементы соседской и семейной общины .

Волость - община представляет собой конгломерат мелких поселений. Государство было заинтересовано в сохранении  общинной структуры , которую оно использовало в фискальных , полицейских и административных целях . Община была наделена некоторыми судебными функциями , на нее возлагались обязанности по перераспределению земельных наделов и аккумулированию пустующих и брошенных земель . Феодалы , приобретавшие общинные земли , освобождались от государственного “тягла” , податных , судебных и административных обязанностей .

Государственная власть постепенно усиливала свой контроль над общиной: вначале рядом с выборным старостой появляется фигура княжеского приказчика, позже выборных старост заменяют назначаемые князем дворские, наконец, общиной начинает управлять приказчик-посельский. Однако в Древней Руси община представляла собой достаточно автономное образование с собственными суверенными правами , и главным ее оппонентом оказалась боярщина - институт , основанный на вотчинном землевладении .

Процесс формирования русской государственности связан с нарастающей силой боярства.

Совет при князе состоял из бояр и “княжеских мужей”. Отдельные функции или руководство отраслями княжеского дворцового хозяйства осуществляли старосты . Со временем эти дворцовые управители превращаются в управляющих отраслями княжеского (государственного) хозяйства . Десятичная система управления заменяется дворцово-вотчинной , при которой политическая власть принадлежит собственнику (боярину-вотчиннику) . Складывались два  центра власти - княжеский дворец и боярская вотчина , становление принципа происходит в процессе феодальной раздробленности .

В раннефеодальной монархии важную государственную и политическую функцию выполняет народное собрание - вече. Выросшее из традиций племенных сходов, оно приобретает более формальные черты:  для него готовится “повестка дня”, подбираются кандидатуры выборных должностных лиц, в качестве организационного центра действуют “старцы градские” (старейшины). Определяется компетенция вече : при участии всех свободных (правоспособных) жителей города (посада) и примыкающих поселений (слобод) решались вопросы налогообложения , обороны города и организации военных походов , избирались князья  (в Новгороде). Исполнительным органом вече был совет, состоявший из “лучших людей” (городского патрициата, старейшин).

Вече в качестве государственного института оценивалось исследователями неоднозначно: как совещание правителей города, совещание князя со знатью города, как военный совет. По-разному определялась и роль совета (думы) при князе : иногда его рассматривали как постоянно действующий государственный орган , как порождение аристократической родовой традиции или как не орган вовсе , а просто “акт думания” , принятия решений .

Становление княжеской администрации проходило на фоне первых административных и правовых реформ. В 10 в. княгиней Ольгой была проведена “налоговая” реформа: были установленны пункты (“погосты”) и сроки для сбора дани, регламентированы ее размеры (уроки). В начале 11в. князем Владимиром Мономахом вводится устав о закупничестве, регламинтирующий кобально-долговые и заемные отношения.

Кроме дани, княжеская администрация получала с населения другие прямые сборы - дар, полюдие, корша. Подати уплачивались медом, мехами и деньгами.

После принятия христианства в качестве государственной религии на Руси складываются церковные организации и юрисдикции. Духовенство делилось на “черное” (монашество) и “белое” (приходское). Организационными центрами стали епархии, приходы и монастыри. Церьковь получила право на приобретение земель , населенных деревень, на осуществление суда по специально выделенной юрисдикции (все дела в отношении “церковных людей”, дела о преступлениях против нравственности,брачно-семейные). .


 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1212; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!