Становление древнерусского права .



Источники права.

Источниками права признается обычай и закон. Первый период истории русского права есть время господства обычного права : законодательная деятельность власти , хотя начинается с древнейших времен и потом постепенно расширяется , но далеко еще не может конкурировать со средой действия обычаев .

Обычное право.

История знает восточных славян во время полного господства у них обычного права; древнейшие термины, означающие право вообще, относятся к обычному праву: “правда”, “норов”, “обычай”, “преданье”.

Вышеприведенные термины указывают и на происхождение обычного права, и на его свойства.

Признавая автономию (действия частного лица) за первоисточник права вообще, полагают возможным установить следующий процесс образования обычного права: более энергичное лицо поступает как ему угодно; другое следует ему из пассивной подражательности; через установившуюся практику образуется привычка поступать так, а не иначе, а затем повальный обычай, из которого, наконец, складывается общее убеждение о необходимости всем действовать именно так, а не иначе. Но таким образом в основе права был бы положен произвол , т.е. отрицание права .

Первоисточник права есть природа человека (физическая и моральная), подчиненная таким же законом, как и природа органическая и неорганическая. Право на первой ступени является чувством (инстинктом); такова месть, защита детей родителями и обратно. На второй ступени право проникается сознанием (в союзах общинных и государственных) , превращаясь из явления природы в действия воли ; то , что есть (факт ) , превращается в то , что должно быть (право) . Привычка лишь укрепляет действия единообразных норм , а не создает их .

Обычное право выражается, прежде всего, в юридических действиях (фактах). Важнейшей формой выражения обычного права служат акты юридических сделок и судебные акты, служившие преимущественно для распознания права гражданского и уголовного. В них действующие лица стараются совершить действие согласно с правом , но не всегда достигают этой цели . Наконец , оно может быть выражено в словесных формулах - юридических пословицах , из которых некоторые позднее стали формой закона , а многие уцелели до наших дней со времен древнейших , например , “Молодой на битву , а старый - на думу”; “ Молодой князь , молода и душа” ; “На одном вече , да не одни речи” и т.д.

Согласно с происхождением обычного права, оно, во - первых, обладает двойной обязательностью - внутренней и внешней, т.е. право изменяется не только личной совестью и сознанием права. Во - вторых, для сообщения праву внешней обязательной силы ему придает религиозное значение, т.е.  происхождение обязательных норм возводится к самому божеству. В третьих , обычное право считалось прирожденным для известного племени или национальности ; отсюда каждый в чужой стране стремился сохранить за собой свои отечественные права. В - четвертых , как право , сохраняемое традицией , передачей , оно в высшей степени консервативно , ибо изменение его грозило разрушением самого права ; отсюда - поступать по старине значит “ поступать по праву” . Но , в - пятых , как право , не выраженное в твердой (письменной ) форме , оно способно изменяться вместе с жизнью .


Влияние и рецепции чужого права.

2.3.1 Договоры с греками и немцами.

Весь 10 в. есть век периодических движений целых  масс восточных славян в Византию. С греками тогда было заключено 4 договора: в 907 г. Олегом, в 911 г. им же, в 945 г. Игорем, в 972 г. Светославом.

Первый договор. В 907 г. Олег пошел на греков, собравши множество воряг , славян (ильменских) , чуди , кривичей , полян , северян , древлян , родимичей , хорватов , дулебов и тиверцев . Дойде до Константинополя, он заставил греков заплатить единовременный выкуп по числу его воинов и затем , несколько отступив от города , заключил мир с царями Львом и Александром через посредство пяти своих послов . Главные пункты договора заключались в следующих обязательствах греков:  1) платить дань русским на каждый из старших городов, в которых сидели князья - подручники Олега ( Киев , Чернигов , Переяславль , Полоцк , Ростов , Любеч и др. ) ; 2) давать корм тем русским , которые приходят в Византию , а гостям - русским месячное содержание . Греки только прибавили необходимую оговорку, чтобы русские, приходящие в Византию, не разбойничали на улицах и в окрестностях Византии.

Бедное содержание договора 907 г. казалось, однако, на первых порах  достаточным; но в следующие годы сами греки должнябыли внушить русским мысль о необходимости более подробных условий, и в 911 г. был заключен второй договор в Византии через послов Олега. Этот договор гораздо богаче првого юридическим содержанием; он касается отношений (уголовных и гражданских) между греками и русскими, находившимися в Византии, международных обязательств русских возвращять имущество греков, потерпевших кораблекрушение, взаимного выкупа, и возвращения в отечество рабов пленников. В 945 г. был заключен новый, третий договор с греками , в который включены статьи из договоров 907 и 911 г.г. с некоторыми изменениями не в пользу русских и с добавлением о пограничных странах . В войне 971 г. Святослав был побежден греками и заключил договор (четвертый), дошедший до нас так же в полном виде, но весьма бедный содержанием (ограничивается только клятвой Святослава быть в вечном мире с греками).

Правро, выраженное в договорах, не есть ни право византийское, чисто русское: оно составлено искусственно договаривающимися сторонами для соглашения русского обычного права со столь отличным от него культурным византийским правом. Однако в договорах гораздо больше следов русского права, чем византийского. Так , за убийство поставлена смерть , что для греков означало смертную казнь , а для русских - месть рукою родственников убитого .

Договоры, не устанавливая норм для отечественного русского права, имеют, однако, значение и для внутренней истории источников русского права: под влиянием народа высшей культуры русские в первый раз пробуют выразить нормы своего права в объективной (письменной) форме и потом сделать их для себя обязательными по силе внешнего принуждения и клятвы,

Подобное же значение имеют договоры с немцами, хотя и относятся ко времени гораздо более позднему, именно в 12 и 13 в.в. С немцами заключали договоры западнорусские земли: Новгородская, Смоленская, Полоцкая и Галицкая. В отличие от договоров с  греками, в них содержании юридических норм (в некоторых весьма богатая) почти тождественно с русским правом (благодаря культурной близости обеих договаривающихся сторон). Там , где немецкое право противоречит русскому , в договорах берет перевес русское . В договорах определяется в равной степени и положении немцев на территориях русских государств , и положение русских на немецких территориях , а потому они имеют значение внутреннего действующего права .


2.3.2 Рецензия византийского права.

В конце 10 в. (988 г.) сношения с Византией привели к принятию христианства, что произвело настоящий переворот во все сферах правовой жизни: обычное русское право во многом прямо противоречило учению христианской морали и церковного права; с христианством явилась церковь как учреждение внешнее, имевшее свои канонические законы, во многом несогласие с обычаями русских; наконец, с церковью явилось множество лиц из Византии (духовные и светские), образованных и влиятельных, привыкшие к своему праву и не желавших подчинится ни лично, ни по имуществу праву русскому. Такой всеобъемлющий переворот мог бы привести к полной замене местного права чужим, но благодаря устойчивости русского обычного права он привел только к необходимому усвоению церковного права и к частичной и свободной рецепции некоторых кодексов византийского светского права. Заимствование светского византийского права совершалось с некоторой свободой в выборе кодексов. Наиболее важные из реципированных кодексов следующие: 1) Эклого Льва Исаврянина и Константина Копранима (739 - 741 г.г.) усвоенная в самостоятельной переделке; 2) Прохирон Василия Македонянина (870 - 878 г.г.). Свободное отношение к византийским кодексам обнаруживается особенно из состава так называемого Судебника царя Константина или закона судного людям, который дошел до нас в двух редакциях (краткой и пространной) в кормчих и мерилах праведных. Свободная рецепция появляется и в переработке содержания византийских источников (приспособлении их к русскому права ); например, членовредительные и болезненные наказания заменены денежными пенями и продажами; назначено определенное число послухов, смотря по важности дела; закон о подделке монеты (которой на Руси еще не чеканили) заменен другим. Сфера действия реципированного права простирается в некоторых отношениях на все гражданское общество (право семейное и некоторые части уголовного ) и во всех отношениях на некоторые классы общества (“людей церковных”) .

Уставы.

Переворот, произведенный в русском обществе христианством, кроме рецепции, вызвал и самостоятельную законодательную деятельность среди русских.

Закон появился уже в форме уставов.  Уставы издавали потом в большом числе Ярослав, его сыновья и последующие князья. Отдельные уставы , дошедшие до нас , церковные уставы , приписываемые Владимиру Св. , Ярославу , Всеволоду Новгородскому ( до 1136 г. ) , другой ему же (ок. 1135г.) , Святославу Новгородскому (1137 г.) , Ростиславу Смоленскому (1150 г.) . Первоначальный закон допускал в себе неопределенность формы ; возможны были дальнейшие добросовестные изменения без нарушения основных начал и без предположения о подлоге. В уставах назначаются пределы светительного суда ( по предметам и лицам ) , назначается содержание церкви ( десятина ) ; а в уставе Ярослава содержится ряд уголовных постановлений , имеющих связь с семейным правом и нравственностью .


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 771; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!