Независимые и равноправные, не признающие над собой короля



Гораздо более удивительными, чем само восстание, — ведь восстания случались и раньше, — были эволюционные идеалы, на которых эта революция базировалась: «Мы исходим из той очевидной истины, что все люди созданы равными и наделены их Творцом определенными неотъемлемыми правами, к числу которых относятся право на жизнь, свободу и стремление к счастью». Данное утверждение стало дерзким вызовом самым просвещенным формам тогдашнего европейского законодательства.

В соответствии с британским законодательством, Бог наделил властными полномочиями короля, а уж он затем может даровать те или иные права своим подданным — как это и произошло при подписании Великой хартии вольностей*. На этом основана доктрина классовой иерархии, располагавшая обычных людей недворянского происхождения в самом низу общественной пирамиды. Сама мысль о том, что обычные люди могут быть равными и независимыми гражданами, которые сами наделяют свое правительство теми или иными полномочиями (а не наоборот), была чем-то неслыханным. Но откуда же эта идея взялась?

Как мы можем смутно вспомнить из школьного или университетского курса истории, подобные идеи (иногда их называют естественным законом) зародились в Европе в эпоху Просвещения и были сформулированы такими философами, как Джон Локк и Жан-Жак Руссо. Согласно естественному закону, основным критерием оценки человеческих законов следует считать то, насколько они близки к законам Божьим и законам Природы.

 

* Великая хартия вольностей, подписанная в 1215 году королем Иоанном Безземельным под давлением восставших баронов; ограничивала королевскую власть и предоставляла более широкие права крупным феодалам; основной массе английского народа — крепостному крестьянству — она не дала никаких прав. — Прим. перев.

 

Может показаться, что такая формулировка требует дополнительного толкования, и это совершенно верно. Изначально идея состояла в следующем: Богу и государству (как представителю Бога на Земле) надлежит обеспечивать людям счастье — ибо действие естественного закона направлено на то, чтобы дать счастье наибольшему количеству людей.

В своем классическом труде «Левиафан», опубликованном в 1651 году, английский философ Томас Гоббс попытался сформулировать естественный закон в виде девяти предписаний, которые в общих чертах можно представить следующим образом:

1. Прежде всего стремись к миру, а война пускай будет твоим последним средством.

2. Будь готов предоставить другим людям такую же свободу, какую ты оставляешь за собой.

3. Выполняй соглашения.

4. Практикуй благодарность.

5. Приспосабливай личные потребности к законам общества.

6. По возможности прощай кающихся.

7. Если мстишь, то сосредоточивай свои мысли не на зле, которое совершено в прошлом, но на грядущем благе.

8. Никогда не объявляй о своей ненависти к человеку.

9. Признавай равенство людей.

Джон Локк, со своей стороны, искал способы возложить ответственность за воплощение этих принципов на правительство. В труде «Два трактата о правительстве», который он вначале опубликовал анонимно (1689 г.), Локк говорит, что если правительство идет против этих естественных законов и оказывается неспособно защитить «жизнь, свободу и собственность» граждан, то народ вправе его свергнуть. Знакомые соображения? Именно на них опирался Томас Джефферсон, когда создавал Декларацию независимости.

 

Корни народной демократии — в священной Матери Земле

Однако если бы мы закончили свой разговор на философах эпохи Просвещения, то упустили бы, вероятно, наиболее важный источник влияния на мировоззрение отцов-основателей и на созданное ими государственное устройство. Откуда такие европейские философы, как Локк и Руссо, черпали свои идеи? Ответ: из Нового Света — именно оттуда, где жили Джефферсон, Вашингтон и Франклин.

Хотя возвышенные философские построения о совершенном человеке существовали в Европе со времен золотого века греческой цивилизации, но все же идея о «жизни, свободе и стремлении к счастью» оставалась абстрактным идеалом, который принадлежит Сократовому совершенному миру и никогда не опускается в грубую тень реальности. Так было до тех пор, пока в Европу из Америки не пришли первые известия о нравах и обычаях коренных народов континента.

Пусть даже Руссо, изображая «благородных дикарей» Северной Америки, идеализировал их, но все же его описание было основано на реальности. Фактически идеи демократии и равновесия между ветвями власти были воплощены в жизнь уже по меньшей мере за триста или четыреста лет до того, как взяли в руки перо подписанты Декларации! Возможно, еще около 1100 года (а по данным других источников между 1400 и 1500) шесть племен, населявших нынешний северо-восток США, а также провинцию Квебек и юг Онтарио в Канаде, объединились и создали Конфедерацию ирокезов (или Союз индейских племен).

История Конфедерации ирокезов начинается с деяний провидца и великого учителя — индейца по имени Слияние Двух Рек. К какому племени он принадлежал, неизвестно. В те времена на территории нынешнего штата Нью-Йорк шла межплеменная война. Она утомила всех, и тогда Две Реки предложил создать Союз мира и власти для прекращения междоусобиц. Две Реки выбрал переговорщика по имени Гайавата, чтобы тот собрал вместе враждующие племена. В результате переговоров был создан Союз Хауденосауни (что на языке племени онондага означает «Люди длинного дома»), в который вошли племена мохоки, онейда, онондага, кайюга и сенека, а позже к ним присоединилось еще и племя тускарора, мигрировавшее с территории современной Северной и Южной Каролины. В рамках этой конфедерации шесть различных народов смогли жить в относительном мире и гармонии — что стало возможно благодаря особой политической системе, в значительной мере послужившей прообразом Конституции Соединенных Штатов.

Очевидны и другие общие черты Конфедерации ирокезов и государства США. Как и в случае федеральной системы Соединенных Штатов, все племена конфедерации имели автономию в решении внутренних вопросов. Члены конфедерации были связаны договором о взаимной защите и в результате получали надежную оборону от внешних врагов. Кроме того, племена не растрачивали жизни, ресурсы и силы на войны друг с другом. Кроме того, в конфедерации была разработана надежная система сдержек и противовесов между тремя ветвями власти.

Народ ирокезов являл собой живой урок свободы для европейских философов эпохи Просвещения. Как отмечает специализирующийся на ирокезах профессор американистики историк Дональд А. Гринде (он сам — индеец из племени ямаси), ирокезы на деле приветствовали свободу самовыражения при условии, что это самовыражение никому не причиняет вреда. В отличие от европейского общества, — которое Гринде охарактеризовал как «ориентированное на чувство вины и перегруженное многочисленными "нельзя"», — племенная культура была ориентирована на чувство стыда. Это означает, что устойчивое отождествление себя с сообществом побуждает индивидуума избегать проступков, которые могут опозорить клан и его самого.

 

«Американизация» белого человека

Сходство между системой управления у индейцев и государственной структурой Соединенных Штатов, вне всяких сомнений, явилось следствием глубочайшего влияния, которое оказывали коренные американцы на повседневную жизнь колонистов. И больше всего этому влиянию подверглись те из них, чье детство прошло уже в Новом Свете, а не в Англии.

И если в Европе уже была городская цивилизация, то в Америке человека со всех сторон окружала дикая природа, поэтому колонии легко переняли индейский дух неформальных и равноправных взаимоотношений — в таких условиях это было естественно и практично. Как сказал исследователь индейского законодательства Феликс Коэн, «истинное величие Америки — в пока еще не завершенной американизации белого человека».

Новые поселенцы, едва сошедшие с кораблей из Старого Света, бывали вначале изумлены, увидев старых колонистов одетыми в индейские одежды из оленьей кожи, а потом потрясены, узнав, что некоторые из них еще и переняли некоторые индейские обычаи — например, купание! В то время в Европе бытовало убеждение, что купаться вредно для здоровья, поэтому можете представить себе реакцию новоприбывших, когда они видели, как люди с европейской внешностью плавают голышом в водоемах вместе с туземцами.

В детстве Томас Джефферсон подвергся глубочайшему влиянию со стороны индейской культуры. Его отец, Питер Джефферсон, был картографом и часто брал сына в экспедиции. Семья жила в городке Шедуэлл (Виргиния). Частым гостем семьи Джефферсонов был вождь племени чероки по имени Онтассет. Юный Томас часто принимал участие в беседах отца с вождем, которые порой затягивались до позднего вечера.

Первым человеком, который предложил создать Соединенные Штаты, тоже был индеец, — причем свое предложение он высказал 4 июля*! 4 июля 1744 года на собрании, посвященном созданию союза ирокезов и английских колонистов (для противостояния французам), вождь по имени Канассатего сказал, обращаясь к новым союзникам: «Наши мудрые предки установили мир между пятью племенами и создали союз. Благодаря этому мы стали грозной силой и обрели авторитет и влияние в глазах соседствующих с нами народов. Мы — могучая конфедерация. Если и вы последуете примеру наших мудрых предков, то обретете огромную силу и могущество. Поэтому, что бы ни происходило, не ссорьтесь между собой».

 

* 32 года спустя, в этот же день была провозглашена независимость США. — Прим. перев.

 

Бенджамин Франклин, присутствовавший на этом собрании, рассказывал, что Канассатего подкрепил свои слова наглядным примером. Вождь взял в руки одну стрелу и без усилий разломил ее надвое. Но когда он сложил вместе двенадцать стрел (по одной на каждую из представленных на собрании колоний), их не смог сломать даже самый сильный из присутствовавших. Любопытно, что на Большой печати Соединенных Штатов Америки, разработанной в 1782 году секретарем Конгресса Чарльзом Томпсоном и юристом Уильямом Бартоном, изображен орел, сжимающий в когтях тринадцать стрел.

Вскоре после того собрания Франклин начал кампанию за создание федерального союза. В 1751 году он написал: «Было бы очень странно, если бы оказалось, что шесть племен невежественных дикарей способны разработать схему такого союза и обеспечивать функционирование этой схемы в течение веков, — а для десятка или дюжины британских колоний подобная задача оказалась бы неосуществимой».

Несмотря на оскорбительные слова «невежественные дикари», Франклин глубоко уважал политическую мудрость ирокезов. Олбанский план союза колоний, который он представил конгрессу в Олбани (штат Нью-Йорк) в 1754 году, содержал в себе много черт Конфедерации ирокезов, включая наличие должности президента-главнокомандующего, которого должен был назначать британский монарх и делегаты от колоний.

Олбанский план не был одобрен, однако он послужил образцом для Статей Конфедерации*, которые в 1781 году стали первым законодательным документом нового государства США. В результате народ ирокезов был представ лен делегатами на Конституционном конвенте*, — как это и должно быть по справедливости.

 

* Статьи Конфедерации (и Вечного союза) — первая Конституция США, принятая в 1777 году и ратифицированная в 1781. Оставалась в силе до 1789 года. — Прим. перев.

 

В то же самое время, когда в Филадельфии собирался Конституционный конвент, в Европе разразилась другая революция против монархии**. Использовав в качестве образца Декларацию независимости Соединенных Штатов, Национальная Ассамблея во Франции составила свою собственную Декларацию прав человека и гражданина. Подобно американской Декларации, французский документ включал в себя перечисление базовых прав человека.

Однако французская версия не прижилась. Возможно, энергетическое поле монархизма в Европе было настолько сильным и настолько пронизало собой все сферы жизни, что его не смогло преодолеть даже такое мощное восстание граждан. Между тем по другую сторону Атлантики, в Новом Свете, голос и хватка британской монархии были заметно слабее, поэтому там колонисты сумели довести до конца революцию и заметно продвинуться по пути человеческой эволюции, создав новую республику.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 467; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!