Глава 2. Роль концепции технологического детерминизма в понимании истории и современных процессов в обществе, науке и технике



 

Периодизация исторического процесса в трудах первых теоретиков постиндустриального общества

На основе метафизического метода возможна разработка технологий. Данный метод получил широкое применение во времена Д. Юма и П.С. Лапласа. Юму присущ метафизический стиль рассуждений. Он исходит из агностической точки зрения, согласно которой доказывается необходимость изобретения теоретических схем и их приписывания природе и обществу, а также изобретения технологических процессов в целях достижения заранее поставленных целей. И именно агностицизм является основанием для технологий, потому что согласно агностицизму теории приписываются миру (что еще не означает решительный отказ от познаваемости мира). Представитель агностицизма не знает, как действуют объективные законы, и не желает знать, а если они и существуют, то учитываются им настолько, насколько они полезны для достижения цели. Технологический детерминизм является направлением, охватывающим теории, которые абсолютизируют роль научно-технического фактора в развитии общества. В числе этих теорий:

1)    теория индустриального общества (автор Арон Р.);

2)    теория стадий роста (автор Ростоу У.);

3)    теория нового индустриального общества (автор Гелбрейт Дж.К.);

4)    теория постиндустриального общества (автор Белл Д.);

5)    теория сверхиндустриального общества (автор Тоффлер А.);

6)    теория технотронного общества (автор Бжезинский З.).

Французский представитель западной философии и социологии Раймон Арон [2]в начальный период своей деятельности в своих философско-исторических взглядах примыкал к воззрениям таких представителей немецкой социологии конца XIX - начала ХХ веков, как В. Виндельбанд и Г. Риккерт. В более поздних работах, которые касаются теории «индустриального общества», Арон заимствует различные идеи американской эмпирической социологии, впитавшей в себя характерные черты неопозитивизма, прагматизма, социального психологизма. Центральным пунктом теории «индустриального общества» как определенной системы иллюзорного отражения социальной действительности является концепция «технологического детерминизма». Так, ведущей стороной теории Арона является развитие науки и техники. Арон отрицает закономерный характер истории и определяющую роль способа производства материальной жизни в общественном развитии. По его мнению, техника воздействует на общество, но она в свою очередь также испытывает определенное влияние со стороны последнего. Отношения между технической и социальными сторонами рассматриваются Ароном не как одностороннее воздействие техники на общество, а как их взаимодействие. Арон использует идею «технологического детерминизма» и признает возрастающее влияние техники на все стороны общественного развития, но в то же время, опираясь на «многофакторный» подход к социальным явлениям, он отрицает материальную основу общественного взаимодействия, которое есть не что иное, как производство материальной жизни.

Теория стадий роста Уолта Ростоу. Ростоу исходит из того, что человечество проходит в своем развитии пять стадий: традиционное общество, переходное общество, в котором создаются предварительные условия для сдвига, период сдвига, зрелое общество и период высокого массового потребления. Первая «стадия экономического роста» - это традиционное общество, оно представляет собой общество аграрное с преимущественным развитием сельского хозяйства и иерархической социальной структурой. Традиционное общество Ростоу отождествляет с феодальной общественно-экономической формацией. Но для того, чтобы общество развивалось, необходимы многосторонние преобразования, в результате которых оно должно превратиться в общество с преимущественным развитием промышленности, коммуникаций, торговли и средств обслуживания, что и происходит на второй «стадии роста». А когда созданы предварительные условия для сдвига, общество вступает в третью стадию - период сдвига, которая определяется как промышленная революция. Четвертая «стадия роста» - стадия зрелости, когда общество превосходит отрасли промышленности, сделавшие возможным осуществление сдвига, овладевает и применяет достижения современной техники в широкой области экономической жизни. Каждое общество, достигшее зрелости, начинает переход к пятой «стадии роста» - периоду высокого массового потребления, то есть внимание переключается с проблем производства на проблемы потребления и достижения благосостояния. В основе «теории стадий» - полное отрицание такой важной стороны способа производства, как производственные отношения [4].

В своей теории нового индустриального общества Дж. К. Гелбрэйт недооценивает роль и характер общественных отношений и в то же время выдвигает на первый план количественные показатели экономического развития, что отражает абсолютизацию материальной, вещественной стороны способа производства и является следствием приверженности автора к «технологическому детерминизму» [8].

В теории постиндустриального общества Д. Белл [5] рассматривает общество как систему трех основных, относительно самостоятельных факторов социальной структуры (включает экономику, технологию, систему занятости). Относительно новым в этой теории, выступает сочетание традиционных техницистско-сциентистских идей с абсолютизацией роли политики в общественной жизни, признание приоритета политики перед экономикой и вывод о невозможности обоснования и укрепления современного общества с помощью его модернистской культуры. Однако постиндустриалистская теория Белла внутренне противоречива и расплывчата: с одной стороны, он обосновывает необходимость усиления государственно-монополистического регулирования экономикой, социальной жизнью вообще, с другой стороны, утверждает, что перед лицом «кризиса культуры» технико-экономические меры бессильны.

Теория сверхиндустриального общества А. Тоффлера. Он основу существования острых социально-политических, экономических проблем в капиталистическом обществе видит в «крушении индустриализма на планете», в «супериндустриальной революции». И разрешение противоречий капитализма Тоффлер видит в реформах научно-технической деятельности, а само снятие противоречий объявляет непосредственной социальной функцией технико-организационных принципов [15].

Теория технотронного общества американского политолога З. Бжезинского. Как и другие сторонники техницизма, он пишет о «трансформации» общества, о переходе на новую ступень развития. Автор утверждает, что наиболее развитые страны, прежде всего США, в настоящее время входят в век, в котором технология и особенно электроника становятся детерминантами социального изменения, преобразовывая социальную структуру, ценности и общий взгляд на общество. По схеме общественного развития, предложенной Бжезинским, электроника представляет собой детерминирующий фактор исторического изменения, обусловливает переход власти к тем, кто управляет научно-технической информацией - к элите специалистов. Стоит отметить, что технотронная теория З. Бжезинского подчинена идее осуществления «глобальной трансформации», созданию «глобального сообщества» стран под эгидой США, которые и будут формулировать «новое глобальное мышление», держать под своим контролем «транснациональное сознание» [3].

В целом представители данного направления буржуазной социологии абсолютизируют процессы развития науки и техники, их социально-экономические последствия, особенно такие, как: изменение социальной структуры населения, структуры валового национального продукта, рост расходов на научные исследования и опытно-конструкторские разработки, повышение квалификации трудящихся. Все эти теории строятся на основе технологий, и главной причиной социальных изменений считают технику и технологию. Тем не менее, технико-технологический фактор не определяет прямо и однозначно социально-исторический процесс, но все же играет важную роль в материальной структуре общества. Также стоит отметить, что технико-технологический фактор может привести к различным последствиям в различных общественно-экономических системах на конкретно-исторических стадиях их бытия. Технология как объективный процесс - это, прежде всего, природный процесс, превращенный в промышленный. Допустим, что технология выстроена в соответствии с гуманистическими целями и объективно организована в соответствии с целями развития личности. Но в любом случае и техника, и технология преобразуют природу, подчиняют ее себе, какими бы гуманными они не были. Техника и технология потому и служат целям человека, что объективные законы, которые их определяют, приобретают предметный характер и выступают внутренними законами самой деятельности.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1184; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!