Глава 1. Технологический детерминизм как социально-философская концепция



Введение

Актуальность темы исследования.Проблема периодизации истории как мирового процесса относится к списку фундаментальных вопросов историко-философского знания. Существует пестрое многообразие теорий, рассматривающих смысл истории и дающих большую информацию о развитии исторического процесса, претендующих на объективность. В этой связи возникает серьезная задача по определению однородной концептуализации. Концепции технологического (технического) детерминизма, в которых техника, научно-технический процесс наделяются универсальностью, крайне актуальны для общества в целом, философии истории, в частности.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы.

Концепции технического детерминизма на сегодняшний день играют важную мировоззренческую и теоретическую роль. Внедрение концепта «технический детерминизм» сопровождала широкая дискуссия в сфере философии технологии и техники. Технологический детерминизм является направлением, охватывающим теории, которые абсолютизируют роль научно-технического фактора в развитии общества. В числе этих теорий: теория индустриального общества (автор Арон Р.); теория стадий роста (автор Ростоу У.); теория нового индустриального общества (автор Гелбрейт Дж.К.); теория постиндустриального общества (автор Белл Д.); теория сверхиндустриального общества (автор Тоффлер А.); теория технотронного общества (автор Бжезинский З.); теория постиндустриального общества М. Кастельса и др.

Вопросы философии истории, техники и технологий затрагиваются в трудах Л.Г. Титаренко, В.М. Розина, В.Н. Шевченко, В.Д. Дорфмана, С.Г. Бариновой, В.В. Орлова, Н. Стефанова, В.П. Трофимова, Б.И. Кудрина, С.Д. Абдрозякова, А.В. Жидкова, В.Н. Князева, П.С. Гуревича и др.

В контексте данной темы особый интерес представляет работа Л.Е. Гринина, представляющая теорию производственных революций, которые дают импульс глобальным трансформациям. Автор показывает возможности применения данной концепции «для объяснения логики взаимосвязи между технологическими макросдвигами, крупными изменениями в структуре общества и качественным ростом масштабов (глобальности) процессов, связей, явлений в рамках Мир-Системы. Особое внимание уделено взаимосвязи результатов последней – научно-информационной – революции с процессами глобализации. Наконец, на основе теории производственных революций сделаны определенные прогнозы на будущее» [6].

В статье С.Н. Гринченко [7] представлена периодизация истории с информатико-кибернетических позиций. Человечество рассматривается как иерархическая самоуправляющаяся (по алгоритмам поисковой оптимизации) система, расчетные значения пространственно-временных характеристик которой с достаточной точностью соответствуют их типичным реальным значениям. На этой основе предлагается периодизация исторического процесса. Результат соотносится с результатом модельного подхода Ю. Л. Щаповой, использующей ряд Фибоначчи. Делается вывод о математически точной предсказуемости длительностей древнейших этапов развития Человечества как целого.

Объектом исследования является проблема всемирного исторического процесса.

Предмет исследования – основные концепции технического детерминизма.

Цель работы – исследование периодизации исторического процесса в концепциях технического детерминизма.

В связи с целью поставлены следующие задачи:

- рассмотреть технологический детерминизм как философское обоснование периодизации исторического процесса;

- проанализировать смысловые аспекты понятий «техника» и «технология» в рамках современного гуманитарного знания;

- охарактеризовать проблему периодизации исторического процесса в трудах первых теоретиков постиндустриального общества (Арон Р., Гелбрейт Дж.К., Белл Д., Тоффлер А., Ростоу У., Бжезинский З.);

- обозначить современные тенденции развития концепции технологического детерминизма в трудах М. Кастельса.

Методология исследования. В работе применятся общефилософские принципы историчности, общенаучные методы анализа, синтеза, индукции, дедукции. Концептуальную основу исследования составили труды представителей технологического детерминизма о сущности, причинах, механизмах развития мирового исторического процесса.

Структура работы. Реферат состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы.

 

 

 

Глава 1. Технологический детерминизм как социально-философская концепция

Технологический детерминизм в истории философии

В настоящее время особое теоретическое и мировоззренческое значение представляет собой концепция технологического детерминизма, в контексте которого особенно отчетливо проступает актуальность определенного философского метода. Характерная черта технологического детерминизма, технологической детерминации – это необходимость удвоения мира, когда сначала разрабатывается некоторый проект, а затем разрабатывается и реализуется соответствующая проекту технология осуществления проекта.

Технологический детерминизм – это теория достижения заранее поставленной цели, это теория, определяющая возможности осуществления произвола, свободы воли субъекта. Но необходимо отметить, что при технологической детерминации все предусмотреть невозможно, поэтому в процессе детерминации нередко происходят возникающие на базе диалектики причины и следствия непредвиденные последствия, подобно тому, как при приеме лекарственных средств у человека наступают побочные явления.

Введению понятия «технологический детерминизм» предшествовала долгая история изучения техники и технологии не одним поколением философов. Так, начиная с «Новой Атлантиды» Фрэнсиса Бэкона, техника появляется в качестве существенной составляющей всех утопических проектов. Техника мыслится как нечто, свойства чего изменяются, а сущность остается той же самой. Индустриальная техника нового времени, которая по оценке исследователей ХХ века является первоначально техникой внедрения машин, отличается тем, что ремесленнические способности и умения отдельных людей, определявшие цеховую систему, шаг за шагом становятся излишними. Явления технологии и техники в наиболее существенной мере стали предметом научного познания лишь в ХХ веке [4].

Технологический детерминизм предполагает наличие техники и технологии. Но технику и технологию отождествлять нельзя, их надо рассматривать как различные явления, выясняя их соотношения в двух аспектах. Во-первых, в плане объемов понятий. Во-вторых, в плане широты сферы практического применения. Технология имеет более широкое распространение, чем техника, так как существует и технология операций ручного труда, и технология откорма скота, и технология производства и биотехнология. Технологический детерминизм – это современная западная социально-философская концепция, согласно которой технические средства производства (машины, механизмы, компьютеры, работы и т.д.), а также научно обоснованные технологические знания представляют собой решающий фактор, однозначно определяющий все стороны общественной жизни, характер и направление социального развития. Выделяется два крайних течения технологического детерминизма, это технологический эвдемонизм (согласно которому, прогресс в технике и технологии автоматически устраняет социальные противоречия, классовую борьбу, неравномерное распределение богатства, культуры) и технологический алармизм (видящий лишь негативные последствия этого прогресса, то есть усиление социально-экономических противоречий, рост насилия над личностью, дегуманизацию общественной жизни и др.). Во всех своих проявлениях технологический детерминизм – это естественная реакция на своевременную научно-техническую революцию. Техника и технология приводят к одинаковым последствиям во всех социально-экономических системах на различных стадиях их исторического развития, в той мере, в какой технология связана с пренебрежением действия объективных законов. С развитием общества и развитием цивилизации становятся все более многообразными политические, экономические, идеологические отношения и другие, что делает необходимым конструирование законов технологии, законов промышленного производства. В.М. Розин пишет: «Технологический детерминизм, или концепция «автономной технологии» сегодня, достаточно популярна. И, думаю, вот почему: по сути, она основывается на естественнонаучном подходе, обещающем выявление законов технологического функционирования или эволюции. В свою очередь, возможность выявить законы технологии, как думают сторонники этой точки зрения, служит условием эффективного (опять же понимаемого в инженерной идеологии) воздействия на саму технологию» [13]. В широком смысле «технологический детерминизм» понимается в буржуазной социологии как метод, принцип объяснения общественных процессов и явлений, согласно которому изменения в технологии были и, вероятнее всего, будут первостепенной основой изменения институтов, практических действий и идей. Принцип «технологического детерминизма» лег в основу ряда разнообразных теорий общественного развития. Так, технический фетишизм – основа концепции О. Шпенглера, поставившего в зависимость от технического развития все общественные отношения [18].

По мере дальнейшего развития «технологический детерминизм» теряет значение философско-социологической объяснительной теории и сливается с социальными и социально-политическими концепциями, в центре которых стоят вопросы соотношения научно-технического и социального прогресса. Широкое распространение концепции «технологического детерминизма» получают с 50-х годов ХХ века, в связи с бурным развитием НТР и других факторов, поставивших проблему обоснования путей дальнейшего развития человечества. Необходимость ее разрешения вызвала появление индустриалистских, а затем постиндустриалистских концепций. Их авторы (Ростоу У., Арон Р., Бжезинский З., Белл Д. и др.), руководствуясь методологией метафизики, создали многочисленные технологические модели социального развития для настоящего и будущего.

 

Понятие техники и технологии

 

В современной специальной литературе представлено многообразие определений техники и технологии. Это свидетельствует не только о множестве сторон объекта и разнообразии исследовательских задач и подходов, но и о метафизической форме его исследования. Современный философ и экономист Дж. К. Гэлбрэйт пишет: «Технология – это систематизированное применение научного (организационного) знания для решения практических задач» [8]. Однако научное знание должно быть результатом адекватного технологии проекта науки. Гэлбрэйт исследует научное знание о технологии, имея в виду занимающее господствующее положение западное метафизическое мировоззрение. Технология есть функционирующая техника, или технология есть техническое функционирование. Обзор и критический анализ концепции технологии осуществлен советским исследователем В.Н. Шевченко: «На наш взгляд, технологию в широком смысле слова вполне правомерно понимать как целенаправленное системное применение любых видов организованного научного знания для достижения самых разнообразных практических целей. И тогда с полным основанием можно говорить не только о технологии производства, но и о технологии деятельности учреждения, технологии управления отдельными сторонами общественной жизни или всего общества в целом» [17]. Как видим, В.Н. Шевченко также не придает значения, о каком научном знании идет речь, и руководствуется представлением о практических целях, не принимая во внимание бытие природы.

В данном вопросе близкую позицию занимает болгарский исследователь Н. Стефанов: «Технология – это «тактика» реализации тех или иных практических целей деятельности посредством научных и других видов знания. При этом само применение знаний становится особой формой разделения труда, требующей специальной подготовки рабочей силы. Если общественные науки действительно хотят быть средством не только объяснения, но и изменения мира, они должны развиваться и как технологические знания» [14]. Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод, что технологии создаются для достижения разнообразных практических целей людей и имеют целенаправленный характер. При этом в технологиях как средстве достижения цели используются научные знания: социальная, политическая, информационная технология или технология производства изначально теоретически разрабатываются для достижения заданных целей.

Определения техники тоже разнообразны. Например, античное «техне» - это не техника в нашем понимании, а все, что сделано руками, то есть и военная техника, и модели, и игрушки, и изделия ремесленников. В древней культуре техника совпадала с магией, а магия понималась как влияние человека на души сакральных существ, от которых зависел человек. В целом техника - средство для достижения целей. Например, Б.И. Кудрин пишет: «Таким образом, техника образует каркас, структуру техноценозов, а технология обеспечивает процессы (и заключается в них) функционирования и отдельных машин, агрегатов, и техноценоза в целом. Технология – материализующая душа техники. Основа ее - единичный документированный технологический процесс, акт движения» [11]. Следовательно, техника выступает как артефакт, то есть искусственное образование. Она специально создается человеком, использующим определенные знания, опыт, идеи и замыслы. В то же время техника всегда выступает как средство, орудие, которое удовлетворяет или разрешает какую-либо потребность человека. К технике относятся как простые механизмы и орудия, так и сложная техническая среда. В терминах технологического детерминизма техника неотделима от технологии (в ее широком понимании). В.М. Розин пишет: «Технология в ее широком понимании - это совокупность принципов, образующих своего рода «техносферу», состояние которой определяется и уже достигнутой технологией и различными социокультурными факторами и процессами. С развитием технологии в широком понимании происходит кардинальное изменение способов создания техники. Главным становится не установление связи между природными процессами и техническими элементами (как в инженерной деятельности), не разработка и расчет основных процессов и конструкций технического изделия (машины, механизма, сооружения), а разнообразные комбинации уже сложившихся идеальных объектов техники, сложившихся видов исследовательской, инженерной и проектной деятельности, технологических и изобретательских процессов, операций и принципов» [13]. Очевидно, понимание технологии априори предполагает возможность вторжения в «жизнь» природы уже на уровне конструирования идеальных объектов без учета последствий такого вторжения. Техника и технология создаются людьми, как правило, на базе такого понимания мира, согласно которому в качестве исходного пункта принимается его ценностное для человека содержание, отводящее на второй план знание о всеобщей связи явлений. Однако техника может создаваться и для вне- технологических целей для того, чтобы человек мог быть способным встраиваться в «жизнь» природы, строить свою жизнедеятельность с учетом ее законов.

Техника развивается одновременно с развитием производства материальных благ, она является неотъемлемым элементом производства. В значениях технологического детерминизма в процессе технического творчества люди создают нечто новое, то, чего ранее не было в природе, то есть создают вторую природу. С помощью техники люди изменяют природу, переустраивают ее, согласно своим проектам, в том числе и эгоистическим, и с помощью технологий оперируют совокупностью ее причинно-следственных взаимозависимостей. Техника развивается, что ведет к изменениям в природе, а эти изменения, в свою очередь, побуждают общество к осуществлению изменений в технической политике. От природных условий в наибольшей степени зависят технические закономерности развития материалов техники и технической энергетики. Это связано с тем, что они базируются на непосредственной переработке природных материалов и использовании сил природы. В то же время создание атомной энергетики уменьшило зависимость развития энергетики от имеющихся природных ресурсов. Вместе с тем, преследуя в технике свои цели, человек подчинен природе, а с другой стороны создает в технике нечто отличное от природы. Техника служит выражением превосходства человека над природой и, пользуясь кажущимся превосходством, человек «покоряет» природу и пренебрегает ее законами в погоне за достижением своих эгоистических целей.

Появление и развитие техники и технических объектов, а также технологическое движение детерминированы природными и социальными закономерностями. Техника одновременно представляет собой культуру и природу. Даже древнегреческое понятие техники характеризуется двусторонним отношением техники прежде всего к теоретическому знанию и затем к процессам природы. Техника была бы немыслима как без теории, так и без природного субстрата. В артефактах техника является реорганизованной сознанием природой, следовательно, чем-то большим, чем просто природа. Однако при своем возникновении и применении техника является человеческой практикой. Важно учитывать и то обстоятельство, что определенные производственные отношения людей соответствуют определенному уровню развития производственной техники. На основе технического прогресса растет производительность труда людей, а также создаются материальные условия для повышения образования и культурного уровня всех членов общества. Технический прогресс отражает, насколько техника «оторвалась» от природных условий, возвысилась над ними. При этом потребности современного человека в значительной мере обусловливают научно-технический прогресс. Технологический детерминизм раскрывает технику и технологию как развивающиеся на основе собственных внутренних закономерностей, учитывая, что данный вид детерминизма определяется законами самой технологии. Фактически эти законы изобретаются самими людьми в соответствии с методологией метафизики [4].

Технологический детерминизм имеет характерные черты: это обоснование необходимости удвоения мира, отвлечения от всеобщей связи явлений, пренебрежение объективно действующими законами, необходимость изобретения законов технологии на основе идеалов детерминизма Лапласа, раскрывающих соотношение причины и следствия в контексте реализации метафизического метода познания мира. Познавая мир на базе метафизического метода, принимается, что вещи и явления выступают как неизменные и независимые друг от друга, и отрицают внутренние противоречия как источник развития в природе и обществе. Согласно метафизическому методу, отвлечение от всеобщей связи явлений равнозначно отрицанию закономерностей существования мира, универсального взаимодействия всех предметов и явлений. И, следовательно, отношение причины и следствия выступает как предмет произвольных интерпретаций. Познавая мир в рамках технологического детерминизма, все вещи и явления предстают перед нами как неизменные и независимые друг от друга. При следовании космической модели мира принимается, что мир познаваем. При следовании же универсалистской модели мира принимается, что мир непознаваем. В первом случае детерминизм – это закон природы, диалектика причины и следствия. Во втором случае это будут различные варианты технологического детерминизма. Согласно технологическому детерминизму, законы природы не действуют, а технология не подчинена общим законам. В данном случае технология рассматривается с точки зрения придуманных законов. Если технология выступает причиной, то ее следствия не всегда заранее известны и ожидаемы, поэтому возникают неожиданные последствия, побочные эффекты. Даже изобретая автомобиль, что уже представляет собой технологию и технологический процесс, люди одновременно изобретают и законы, по которым будет действовать этот автомобиль. То есть, изобретение и действие автомобиля технологически детерминируются. При этом законы, по которым будет действовать этот автомобиль, не подчиняются общим законам природы, так как законы действия автомобиля созданы людьми искусственно.

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1672; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!