Тип «футлярного» человека в творчестве Чехова



В 80-е годы XIX века у Чехова в изображении героев усиливается философско-сатирическая направленность. Автор делает глубокие обобщения, часто использует гротеск, нарушает правдоподобие. Чехов детально исследует тип «футлярного» человека, закрытого для истинной жизни души и ума. Образы именно таких героев созданы в знаменитых рассказах 1898 года – «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви». В маленькой трилогии автор сумел поставить большие проблемы.
Главный герой первого рассказа – Беликов. Он боялся действительности, всегда хвалил прошлое, поэтому и «преподавал древние языки». Беликов постоянно носил темные очки, фуфайку, а уши закладывал ватой. Как пишет автор, «… у этого человека наблюдалось… непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе… футляр, который… защитил бы от внешних влияний». При создании образа Беликова Чехов использует выразительные детали. Темные очки героя – точная цветовая деталь. Они отделяют человека от всего живого, гасят краски жизни. К «темным очкам» примыкают и другие внешние детали – плащ, зонтик, теплое пальто на вате, чехольчик из серой замши для перочинного ножа. «Лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник».
В портретном описании Беликова выделяется прилагательное «серый» - тусклый, «неживой» цвет, который сочетается с двумя постоянными цветовыми определениями Беликова – «бледный» и «темный»: темные очки на бледном лице. Чехов также использует прием «говорящей» фамилии. В ней также содержится отсылка к цвету. «Белый» страшен отсутствием всякого цвета. Символика цветовых деталей и фамилии указывают на одну и ту же черту в характере персонажа – страх перед жизнью, стремление замкнуться в себе, как «рак-отшельник».
От предметов быта образ «футляра» переходит в «футлярный» образ мысли. Гротеск помогает показать, как «закрытость» уродует личность. Врожденный страх Беликова перед окружающими людьми, перед начальством передает ключевая фраза, которую постоянно произносит Беликов: «как бы чего не вышло». Отгородившийся от жизни, от всего нового, герой ведет неполноценный образ жизни: не имеет семью, не ощущает радость от отдыха, от прочитанной книги, от общения с природой.
Ущербная личность Беликова отрицательно влияет на других людей. Герой верил только тем распоряжениям свыше и только тем газетным статьям, «в которых запрещалось что-нибудь». В гимназии на педсоветах он угнетал всех, давил на учителей, и ему уступали. Даже директор боялся его. Таким образом, тихий и боязливый человек «держал в страхе» всю гимназию. Беликов ходил по квартирам, высматривал нарушения, следил за исполнением циркуляров. Чехов в образе жизни и мыслей этого героя воплощает особенность русской государственности: ненависть к свободе слова, к истинному просвещению, поощению, поощрение доносительства.
Итак, Беликов – фигура жалкая и зловещая одновременно. Жизнь предоставила ему возможность открыться, женившись на Вареньке Коваленко. Герой вместо этого еще глубже ушел в «футляр». Он не выдержал соприкосновения с «живой» жизнью и от страха умер. В конце рассказа звучит горькое обобщение: «… Беликова похоронили, а сколько еще таких человеков в футляре осталось, сколько их еще будет!»
В рассказе «Крыжовник» показан еще один вариант «футлярного» существования. Герой произведения – Николай Иваныч Чимши-Гималайский. Все его помыслы направлены на приобретение усадьбы с огородом, в котором растет крыжовник. Чехов снова использует прием «говорящей» фамилии. Нелепая двойная фамилия усиливает пародийность образа. Автор утверждает, что цель жизни героя – пародия на мечту. Николай Иваныч жертвовал собой не во имя благородных, гуманных задач, а для своего будущего материального благополучия. Герой «недоедал, недопивал, одевался Бог знает как, словно нищий, и все копил…» Он женился ради денег без любви на старой некрасивой вдове. Под старость лет герой достиг цели, но растерял все «живые» чувства, деградировал, опустился.
В описании Николая Иваныча Чехов использует сатирические приемы, что способствует созданию отталкивающего образа: «он… постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, - того и гляди, хрюкнет в одеяло». Гротеск усиливает до крайних пределов размеры жадности Николая Иваныча: он даже ночью несколько раз встает с постели, чтобы поесть ягоды. Для героя ничего не существует, кроме крыжовника. Он даже теряет чувство реальности. Так, горький и кислый крыжовник, кажется ему сладким.
Чимши-Гималайский заключил себя в «футляр» мелкой, ничтожной цели. Его счастье убого, жизнь примитивна, как у животного. Не случайно автор сравнивает героя с самым прожорливым существом – со свиньей. Николай Иваныч, как и Беликов, не знал любви, не испытал полета мысли, радости труда, сострадания к бедным и несчастным. Он как будто заживо похоронил себя.
Герои последнего рассказа из «маленькой трилогии» любили искренне и глубоко, но боялись обнаружить свои чувства. Помещик Алехин и Анна Алексеевна стали очередными жертвами «футляра» - страха перед испытаниями, проблемами, радостями и горестями, которые несет «живая» жизнь. Герои предпочли удобство, покой, будничное, скучное существование. Анна Алексеевна была замужем. Но ее брак не основывался на любви, и герои могли бы найти решение проблемы. Однако они боялись прекратить «футлярную» жизнь. Этот парализующий страх привел к страшным последствиям: «Анна Алексеевна стала чаще уезжать то к матери, то к сестре; у нее уже бывало дурное настроение, являлось сознание неудовлетворенной, испорченной жизни, когда не хотелось видеть ни мужа, ни детей. Она уже лечилась от расстройства нервов».
Алехин – умный, образованный человек. Но без любви он потерял вдохновение, желание развиваться. Он занялся хозяйством, чтобы выплатить долг отца, но постепенно втянулся в быт и опустился, перестал читать, «стал обедать в людской кухне»

Обзор творчества Короленко

Личность Владимира Галактионовича Короленко восхищает удивительным сочетанием лиризма, изящества, душевной мягкости, с яркостью и сильным темпераментом борца. Короленко писал в глухое, тяжелое время, когда правительство стремилось подавить все живое, в обществе воцарилось уныние, в литературных произведениях слышались ноты скорби и тоски. В рассказах Короленко зазвучали другие мотивы: мотивы борьбы, мужественности, воли, чести.

В рассказе «Сон Макара» нет необычных людей, протестующих натур, нет искателей правды. Перед нами забитый и покорный крестьянин, не помышляющий о лучшей доле. Он переживает нравственное возрождение, пусть пока только во сне. Происходит это потому, что в его душе не угасла надежда. Ее не смогли убить ни тяжелый труд, ни страшные морозы, ни одичание, к которому привела его жизнь. Мотив «надежды» — основа сюжета рассказа. Надежда придает особую силу финальной сцене суда. На суде торжествует не божественное правосудие: вначале все клонилось к осуждению Макара. Но праведный гнев в душе Макара совершил чудо, когда тот понял, что «стоит у конца». Справедливость победила. Забитый крестьянин в своем вещем сне видит торжество справедливости и слышит чудную песню, «которой земля каждый раз приветствует солнце».

В цикле рассказов о сибирских бродягах Короленко представил целую галерею людей, в душах которых суровые лишения, тяжести и страдания не убили надежды на лучшую долю, не погасили стремление к воле. Подобно сибирским бродягам, воры и нищие из повести «В дурном обществе» наделены чувством собственного достоинства. Это незаурядные, трагические фигуры, мрачные, но в то же время яркие личности на сером фоне жизни юго-западного городка. «Обыватели косились на них с враждебной тревогой, они, в свою очередь, окидывали обывательское существование беспокойно-внимательными взглядами, от которых многим становится жутко». Общение с этими ворами, скандалистами и забияками раскрывает перед юным героем мрачную изнанку жизни. Позже он поймет, что там, в «дурном обществе» сквозь пороки и грязь проглядывается трагизм, глубокое горе и нужда.

Среди людей «дурного общества» выделяется пан Тыбур - ций. Этот нищий и вор одновременно — своеобразный философ. Он рассуждает об ответственности общества за преступления. Это воплощение гордого достоинства и независимости.

Характерно, что именно в «дурном обществе» юный герой получает первые уроки самостоятельности и умения мыслить. Именно здесь, где «серый камень высосал жизнь маленькой обитательницы подземелья» Маруси проходит он школу истинного гуманизма, человечности. Отправляясь вместе с сестрой Соней из городка в большой мир, они оба, «полные жизни и надежды», произносят над маленькой могилкой свои «обеты».

В повести «Слепой музыкант» главный герой преодолевает даже такие препятствия и преграды, против которых, казалось бы, бессилен человек. Герой Короленко, слепой юноша, добился победы, поборол пассивное страдание, претворив его в активное сочувствие обездоленным и униженным. Писатель в своем произведении задает сложный психологический вопрос: отчего человек тоскует часто по том, чего он никогда не знал, чего не было в его личном опыте, в его жизни. Почему слепорожденный стремится к свету, которого никогда не видел и не познал? Почему он ощущает слепоту как лишение, раз он никогда не был зрячим? Короленко отвечает на этот вопрос так. Отдельный человек — это частица человеческого рода. Если человеческий род знает свет, то его захочет познать и слепорожденный.

Писатель утверждает в «Слепом музыканте» не только возможность, но и неизбежность стремления к «свету», к полноте человеческого существования. Герой Короленко испытывает в детстве и юности таинственные «толчки природы», они будоражат его своей неясностью и загадочностью, порой приводят в отчаяние, заставляют его предаваться слепому страданию, мучить себя и других. Они влекут его к борьбе за счастье и свет. Эта борьба приводит героя к победе, «прозрению», которое наступает тогда, когда ему удается побороть эгоистическое страдание и воспитать в себе сочувствие слепому и зрячему горю других людей.

Смысл жизни в борьбе. Это жизненное кредо самого писателя нашло отражение и на страницах повести. В начале 90-х годов XIX века в общественной жизни России произошли большие изменения. Усилилось недовольство крестьян, росло рабочее движение, деятельность демократической интеллигенции. Изменения в обществе отразились в творчестве Короленко. В рассказе «Река играет» образ ветлужского переводчика Тюлина стал символом пробуждения дремлющих сил народа. В то же время писатель задается вопросом: «К какому социальному строю может привести бунт русского крестьянства?» Что­бы ответить на этот вопрос, Короленко предпринимает своеобразный художественный эксперимент. В рассказе «Без языка» он переносит русского крестьянина в буржуазную страну, в Америку.

Подобно Тюлину, герой рассказа «Без языка» Матвей Лозинский наделен чертами силы и мощи, дремлющей, но близкой к пробуждению. Этот русский правдоискатель оказывается выше буржуазных порядков и представлений. Америка производит на него отталкивающее впечатление.

В последнем незаконченном большом труде «История моего современника» Короленко рассказал о своих идейных исканиях в молодости и о стремлениях передовых людей его времени. Он вспоминал о своих многочисленных встречах и беседах с простыми людьми. Из этих встреч писатель выносил горькие мысли и чувства. На этом новом этапе русской жизни — начале XIX века Короленко ясно видел «искорки» природной даровитости и проблески живой народной мысли.

В очерке «Мгновение» писатель рассказывает о борце за свободу, много лет просидевшем в испанской военной тюрьме на острове. Заслышав первые звуки начинающегося волнения на далеком берегу, он ночью бежит из заключения. Удалось ли ему доплыть до берега неизвестно. Автор так завершает рассказ: «Ответа не было... Сверкающие волны загадочно смеялись, набегая на берег и звонко разбивались о камни». Всего только две фразы. В них восхищение подвигом свободолюбия, который никогда не проходит бесследно. И веселое злорадство над обманутыми тюремщиками. И радостное предчувствие победы. И смех, и звон морских волн. Так писатель предъявлял к жизни свое требование: «Чтобы каждое слово, каждая фраза попадали в тон». Произведения В. Г. Короленко — это живой источник душевной ясности, бодрости и оптимизма.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1300; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!