Оппозиция любви-жалости, любви-страсти в творчестве Достоевского («идиот» или «братья Карамазовы»)



Тип христианского праведника (князь Мышкин, Зосима, Алеша и др.) и «святой блудницы» у Достоевского

Достоевский показывает новый тип христианской духовности – монашеское служение в миру. Алеша проходит через монашеские испытания.

Алеша тоже наделен «карамазовщиной». Он поверил в то, что Зосима не святой. Проявляется тихий бунт Алеши. Увидев сострадание Грушеньки, Алеша понимает, что виноват.

В романе важен отрывок о первом чуде Христа (Кана Галилейская). Алеша видит во сне, что Зосима говорит ему: «Иди к нам». Алеша понимает, что старец – подвижник. Его искушение было ложным. Видение Алеши – символ всеобщего воскресения людей, радости, царства божьего. Экстаз Алеши отвечает исповеди Ивана.

Продолжение темы соборности в романе – дружба Алеши с мальчиками, смерть Илюшечки. Личная любовь к одному становится любовью ко всем. Здесь звучит вера Достоевского в то, что все люди объединятся любовью друг к другу.

Старец Зосима – воплощение поисков «положительно прекрасного» человека. На Достоевского повлияла поездка к Амвросию Оптинскому в Оптину пустынь. Внешне Зосима похож на Амвросия, а внутренне – на Тихона Задонского. Зосиму отличают красота жизни, вера, любовь к людям. Зосима не является портретом канонического старца, это герой Достоевского. Учение Зосимы о человеке и мире преобладает над учением о Боге. Это литера-турный образ старца. Уклон в земную жизнь делает образ Зосимы радостным.

По монографии М.Н. Дунаева «Вера в горниле сомнений». Вот основные идеи, высказан-ные старцем:

1) Христос — Богочеловек, идеал, цель и венец мира, и этот Христос у нас, это русский, православный Христос.

2) Божественный лик заключен в каждом человеке.

3) Основа всего мира — Любовь: а) Любовью связуется мир, б) Любовь сердечная претворяет мир в рай, в) Любовь – основа для чувства смиренной всеответственности одного за всех, г) невозможность деятельно любить — ад.

4) Путём страданий добиваемся смирения и приобретаем любовь сердечную.

5) Необходимость свободной веры без чуда — веры сердца.

6) Возможность для верующего мгновенного покаяния — перерождения сердцем.

7) Понимание свободы, основанное на принципе полнейшего удовлетворения земных потребно-стей человека, ложно и ведёт к ещё большей несвободе и кровавым трагедиям. Истинное понимание свободы заложено в идее отречения от такого принципа. В этом важнейшее значение иноческой жизни, утверждённой на отказе от лишних и ненужных потребностей и на отсечении своеволия.

8) Попытка устроения в мире без Христа приведёт к отказу от понятия греха и преступления — и к возрастанию их в мире. Но Христос обережёт мир "ради кротких и смиренных" от всеобщего самоуничтожения.

9) В молитве человек укрепляет в себе образ Христов и тем спасается от гибели в житейских блужданиях.

10) Смирение есть сознание собственной сугубой греховности. Судить поэтому надобно прежде себя, но не ближних своих.

11) Гордыня есть приобщение сатане, поэтому пребывание в духе гордости — "ад доброволь-ный и ненасытимый".

12) Гордыня есть причина отказа признать свою ответственность за весь грех людской.

 

Князь Мышкин как Христос, Дон-Кихот и рыцарь-бедный

В романе Достоевского “Идиот” князь Мышкин - “невоскресший Христос». Сам Достоевский называет его Князем Христом. Это не евангельский Сын Человеческий, но лучшее творение Бога - человек в свете Высшей Красоты, во всем подобный Христу, если таковой мог когда-либо быть; идеальная личность князя Христа, невозможная в реальной жизни, но по воле писателя родившаяся в литературе, это не Вторая Ипостась, потому что в нем отсутствует божественная природа. Титул князя, как нечто возвышающее, в сочетании с фамилией Мышкин, низводящей высоту до самого уничижительного состояния, символизирует идею Достоевского о пришествии в мир Того, Кто, несмотря на Свое высокое звание, Сам Себя унизил и принес в жертву. Княжество Мышкина, как образа Христа, не от мира сего. Он князь не по сомнительной родословной, но по духу - появившийся ниоткуда. Не имеющей ни биографии, ни родства, он подобен ветхозаветному Мелхиседеку, царю Салима, который был священником Бога Вышнего, не людьми поставленный на это служение, но самим Духом, Который дышит, где хочет. Явление князя Мышкина петербургскому великосветскому обществу с его пороками и поклонением «золотому тельцу» подобно явлению Христа еврейскому народу, запечатленному в одноименной картине Г. Иванова. Вопрос поставлен: что произошло бы с Мессией в Иерусалиме, если бы он был не Богом, а простым человеком? - Достоевский однозначно уверен и доказывает на примере своего героя, что такой Христос сошел бы с ума и не вынес тяжести той миссии, которую взял на себя. Это и происходит в финале романа с князем Мышкиным. В этом человеке все прекрасно, удивительно, невозможно для человека, но нет в нем главного - чуда.

Сопоставляя Мышкина с другими прекрасными, по его мнению, образами мировой литературы, Достоевский, упоминая сервантесовского Дон Кихота и диккенсовского Пиквика, отмечает главное отличие от них Мышкина: "Если Дон-Кихот и Пиквик как добродетельные лица симпатичны читателю и удались, так это тем, что они смешны. Аглая прячет письмо Мышкина в книгу о Дон Кихоте. Она при этом сравнивает князя с "рыцарем бедным" в стихотворении Пушкина, который представляется ей как "человек, способный иметь идеал" и "слепо отдать ему всю свою жизнь". Дальше говорится, что «"Рыцарь бедный" — тот же Дон-Кихот, но только серьезный, а не комический» ,т. е. повторяется мысль Достоевского, высказанная в черновиках к роману. Не забудем, что рыцарь бедный возлюбил не обычную даму, а Богоматерь.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1344; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!