Литературный процесс и журналистика 20-50хх гг. (журналы, имена, произведения по выбору)



 

ВЗЯЛА ИЗ ОТВЕТОВ ПО ИСТОРИИ ЖУРНАЛИСТИКИ
После окончания гражданской войны партийная советская журналистика находилась в состоянии кризиса: из-за перевода издательств на самоокупаемость в рамках НЕПа тиражи резко падали, не хватало профессиональных журналистов. В тяжелом положении оказалась национальная пресса. Но постепенно положение улучшалось.
Первым советским литературно-художественным изданием по типу дореволюционных «толстых» журналов стала «Красная новь» (1921–1942), организованная А.К. Воронским (возглавлял журнал до 1927). Вслед за ней появились существующие по сей день «Молодая гвардия» (1922–1941, с 1948), «Октябрь» (с 1924), «Звезда» (с 1924), « Новый мир » (с 1925). В 1920-х выходил ряд критико-библиографических и литературно-теоретических журналов , обслуживающих разные литературные группировки – сторонников (разной степени радикальности) «пролетарского искусства» («На посту», 1923–1925; «На литературном посту», 1926–1932), футуристов, входивших в литературное объединение «Левый фронт искусств» («ЛЕФ», 1923–1925; « Новый ЛЕФ», 1927–1929 – оба под ред. В.В.Маяковского) и другие. Наиболее значительным критико-библиографическим изданием этого периода был журнал «Печать и революция» (1921–1930), часто представлявший официальную, но при этом довольно умеренную точку зрения (ответственным редактором был В.П.Полонский). Преимущественно литературно-теоретическим вопросам были посвящены журналы «Литература и марксизм» (1928–1931) В.М. Фриче и В.Ф. Переверзева и «РАПП» (1931–1932).
Борьбу литературных объединений 1920-х прекратило партийное постановление «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932) и создание Союза писателей СССР (1934). Партийная линия разъяснялась в специально созданных критико-библиографических журналах «Литературная учеба» (1930–1941) и «Литературный критик» (1933–194 0), в качестве приложения к которому выходило «Литературное обозрение»
Достижениям социализма был посвящен « журнал художественного очерка», созданный М.Горьким, «Наши достижения» (1929–1936). С 1931 начинает выходить толстый журнал «Знамя», первоначально предназначенный для Красной армии и флота. Активно создаются литературные журналы в провинции и на национальных окраинах.

В конце 1924 года на страницах «Известий» появилось объявление: В 1925 году с января месяца «Красная нива» помимо других приложений даст своим подписчикам ежемесячный литературный, научно-популярный и политический журнал « Новый мир ». Далее в нем указывалось, что журнал этот рассчитан на самые широкие круги читателей и подписная цена его будет минимальной.

Выход « Нового мира » стал заметным явлением в культурной жизни молодого Советского государства. Журнал с первого номера включился в строительство новой, социалистической культуры. На его страницах впервые были опубликованы неизданные рукописи Владимира Ильича Ленина о диктатуре пролетариата, выступления видных деятелей Коммунистической партии и Советского государства. Значительное место заняли литературно-критические работы, например статья А. В. Луначарского об Анатоле Франсе. Нарком, Ю.М. Стеклов и И.И. Скворцов-Степанов были первыми редакторами журнала. С 1926 по 1931 год их место занимает В.П. Полонский. Принципиальное значение в развитии советского литературоведения сыграли опубликованные в 1928 году на страницах « Нового мира » написанные им «тезисы о задачах марксистской критики». Среди рецензий Луначарского в журнале – отклик на работу М. М. Бахтина «Проблемы творчества Достоевского».
Именно в 20 -е годы в журнале увидели свет «Жизнь Клима Самгина» М. Горького, «Петр Первый» и «Хождение по мукам» А. Толстого и «Гидроцентраль» Шагинян. Печатались В. Брюсов, С. Есенин, Вс. Иванов, Вл. Лидин, В. Маяковский, Б. Пастернак, К. Федин, Ф. Гладков, М. Пришвин, И. Соколов-Микитов и другие.
Высокий художественный уровень издаваемых в журнале произведений, острота и разнообразие публицистических, критических, общественно-политических, научно-популярных материалов быстро снискали любовь читателей – и в 1927 году «Новый мир» достиг наибольшего среди «толстых» журналов тех лет тиража – 28 тысяч экземпляров.
Публицистика времен войны весьма разнообразна. Она не знала себе равных в мировой истории и рождалась из сплава таланта журналистов, их личной убежденности в необходимости борьбы за свободу Родины и их связи с реальной жизнью. В газетах этого времени публиковалось немало писем рабочих, бойцов армии, тружеников тыла, это создавало у людей ощущение единения народа перед лицом общего врага. С первых же дней войны выдающиеся писатели-публицисты М.Шолохов, А.Толстой, Н.Тихонов, К.Симонов, Б.Горбатов, Л.Леонов, М.Шагинян и другие начали писать о войне для газет. Они создали сильные произведения, убеждавшие людей в грядущей победе, рождавшие в них патриотические порывы, поддерживавшие веру и уверенность в несокрушимость нашей армии. В первые годы войны эти произведения звали людей на защиту отечества, на преодоление препятствий и лишений, на борьбу с врагом. Произведения этих авторов публиковались во многих фронтовых газетах.

Одним из наиболее известных военных корреспондентов был К.Симонов. Он прошел тысячи километров по военным дорогам, и свои впечатления описал в многочисленных очерках, рассказах, повестях, стихах. Его сурово-сдержанная манера письма нравилась читателям, вызывала доверие, вселяла веру и надежду. Его очерки звучали и по радио, распространялись по каналам Совинформбюро. Его знаменитые стихи “Жди меня” стали своеобразным заклинанием большинства людей накануне войны. Публицистика использовала и сатирические жанры. Памфлеты, карикатуры, фельетоны широко использовались в газетах и журналах. Выходили специализированные сатирические издания “Фронтовой юмор”, “Сквозняк” и другие.
Публицистика периода Великой Отечественной войны не знала себе равных во всей мировой истории. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, драматурги встали со всем советским народом на защиту своего Отечества. Публицистика военной поры, многообразная по форме, индивидуальная по творческому воплощению – средоточие величия, беспредельного мужества и преданности советского человека своей Родине.
Симонов – повесть «Дни и ночи»
Мих. Шолохов – «Наука ненависти», «Они сражались за Родину»,
Симонов – «Рус.люди», «Дни и ночи»,
статья Эренбурга «Гитлеровская орда».
Публицистика воен. поры отличалась глуб. лиричностью, беззаветной любовью к родной земле, и это не могло не затронуть чит.
Очерк Симонова «На старой Смоленской дороге». Наз. Смоленщину самым милым сердцу краем. Деревен. кладбища – сколько там поколений, «чувствуешь, какая это наша земля, как невозможно отдать ее». Этот очерк появ. в «Крас. звезде» в 43г.
Очерк Шолохова «Наука ненависти», появившийся в «Правде» в 42 Рассказав историю военнопленного, кот.фашисты подвергли жест. пыткам, пис. подводит чит. к мысли, вложенной в уста гл. героя. «И если любовь к Родине хранится у нас в сердцах и будет храниться до тех пор, пока эти сердца бьются, то ненависть мы носим на кончиках штыков».

А. Толстой «Рассказы Ивана Сударева» -напис. под влиянием втреч с участниками боев, среди кот. был Конст. Сударев, погибший в 42 в боях под Орлом. Были опублик. в «Крас. звезде». Послед.рассказ цикла «Рус. хар-р»,44. - ответ на выступления за рубежом в годы войны, посвящ. разгадке «таинств. рус. души». Нередко стойкость и мужество совет.людей пытались «объяснить» их пассивностью и равнодушием к жизни. Толстой показ., как патриоты отстаивают свободу своего Отечества. Рассказ «Рус.хар-р», напис. на документал. основе. История о танкисте, обгоревшем до неузнаваемости и нашедшем силы вернуться в строй, послужила основой для воссоздания образа героя. Вывод- именно идейно-нравств. категории имели решающее значение в победе над гитлеровцами.
Александр Твардовский. В 1939 был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией уже в офицерском звании был в должности спецкорреспондента военной газеты. Во время Отечественной войны создал поэму "Василий Теркин" (1941 - 45) - яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, "Теркин" был ...моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю". Почти одновременно с "Теркиным" и стихами "Фронтовой хроники" начал законченную уже после войны поэму "Дом у дороги" (1946).
Вениамин Каверин. Наибольшую известность приобрел приключенческий роман «Два капитана» (2 кн., 1940—1945, Сталинская премия, 1946), в котором показаны овеянные романтикой путешествий духовные искания советской молодёжи военного поколения.
Ну, вы поняли: любовь к Роидне, героизм и сила русского народа.
Газетная и журнальная публицистика начала 1950-хгодов: В. Овечкин, Б. Полевой, В. Тендряков, Г. Троепольский, Ф. Абрамов, А.Яшин, В. Полторацкий, Т. Тэсс (имена и произведения по выбору студента).
Со страниц газет звучали голоса А. И. Колосова, И.А. Рябова, Б.Н. Полевого, В.В. Овечкина, Б.А. Галина, В.В. Полторацкого, А.В. Калинина, В.Ф. Тендрякова, Г.Н. Троепольского, Т.Н. Тэсс, М.С. Шагинян и многих других публицистов. Заметным явлением в послевоенной печати явились публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», «Литературной газете», «Комсомольской правде», а также в местных газетах статьи, очерки, памфлеты М.А. Шолохова. Только в «Правде» были напечатаны очерки «Слово о Родине», «Любимая мать-отчизна», «Первенец великих строек», памфлеты «Свет и мрак», «Не уйти палачам от суда народов!», статьи «Победа, какой не знала история» и другие материалы.
Поистине с шолоховским талантом написан очерк «Слово о Родине», в котором воссоздаются картины мирных довоенных лет, зримо предстают места, где только что отгремели смертельные бои, вырисовываются контуры новой жизни.
В памфлетах и статьях М. Шолохова неизменно звучит мысль о том, что все честные, трудовые люди обоих полушарий решительно голосуют за мир.

Трудовым подвигам первых мирных дней посвятил свои очерки Борис Галин. Еще в довоенные годы в «Правде» публиковались его материалы о героике первых пятилеток. Очеркист остался верен своей теме и после окончания войны. В очерках «Начало битвы», «Точка опоры», «Песня о Макаре Мазае», «В одном населенном пункте» повествуется о трудовом энтузиазме советских людей, возрождающих Донбасс.
К числу лучших следует отнести очерк Б. Галина «Песня о Макаре Мазае» – о прославленном мариупольском сталеваре, замученном фашистами в первую военную осень, о том, что такие герои, как Макар Мазай, навсегда остаются в истории родного края, приумножая его славу. Очерки Б. Галина стали популярными благодаря своей актуальности и высокому журналистскому мастерству автора.
Рассказывая о героях трудовых будней, публицисты не могли не обратиться к жанру портретного очерка. Авторы портретных очерков послевоенного времени как бы продолжили горьковскую традицию изображения людей труда. Несомненного успеха в этом жанре добились Б. Полевой, В. Фоменко и другие. В 1952 г. увидела свет книга Б. Полевого «Современники», в которой были собраны очерки о строителях Волго-Донского судоходного канала, печатавшиеся ранее в «Правде». Несмотря на некоторый схематизм и «суховатый лаконизм», очерки Б. Полевого передают масштабность строительства, воссоздают групповой портрет строителей Волго-Донского канала. Читатели находили в героях Б. Полевого привлекательные, типичные черты советского человека послевоенного времени. Очерки имели большое значение для воспитания советской молодежи, их герои являли собой достойный пример для подражания.
Из очерковой литературы первого послевоенного десятилетия особую признательность широкого читателя получили очерки В. Овечкина «Районные будни», публиковавшиеся в «Правде» и в «Новом мире». Говоря о причинах необычной популярности выступлений В. Овечкина, А. Твардовский писал: «Его очерки и рассказы из колхозной деревни, обратившие на себя внимание еще в довоенные годы, отличались основательным – не из вторых рук – знанием материала и правдивостью изложения, чуждой беллетристическим подобиям действительности».
С острыми проблемными очерками на темы сельской жизни выступали также А. Калинин, Г. Троепольский, В. Тендряков, А. Злобин и др. В 1953 г. в «Правде» был опубликован сразу обративший на себя внимание читателей очерк А. Калинина «На среднем уровне». В нем очеркист решительно осуждает руководителей районов, которым не по душе творческая смелость, но вполне устраивает достигнутый средний уровень. Очерки А. Калинина пронизывает глубокая вера в неиссякаемые силы народных масс.
Троепольский, сборник «Записки агронома» опублик. в 1953 в "Новом мире". Обком партии признал записки очернительскими и злопыхательскими. Неодобрительно поначалу о сатир.рассказах Троепол. отозвался Овечкин. Твардовский поддержал произв. не юного годами, но смелого автора. В «Записках» сочет. гротеск.зарисовки и психолог. изобр. реал. людей, публицистичность и лиризм. В них напис. о пробл. народа так, будто автор сам из народа, будто он сам колхоз.агроном.

Валентин Овечкин – талантливый публицист, прозаик и драматург. Свой профессиональный путь Валентин Валентинович начинает селькором и в 1930-е гг. печатается в газетах «Молот», «Колхозная правда», «Армавирская коммуна» (Ростов-на-Дону), «Большевик» (Краснодар). К 1940 г. Валентин Овечкин утверждает приоритетное направление своей творческой эстетики в произведениях, печатавшихся в журнале «Красная новь» («Прасковья Максимовна», «Гости в Стукачах», «Слепой машинист»). В них Овечкин пишет о жизни советской деревни, трудностях воспитания человека новой экономической формации, становлении и развитии коллективного хозяйства.
«Районные будни»
Оживление литературного процесса, до этого сплошь ориентированного на пропаганду успехов народного хозяйства, фактически началось в 1953 году после смерти Сталина. При его жизни публикация и массовое распространение произведений, пренебрегающих энтузиазмом социалистического строительства, не представлялось возможным.
Ситуация начинает меняться в 1953. На арену вступает очерковая литература, предоставившая авторам возможность открыто высказывать своё мнение. Лучшая и самая откровенная публицистика появляется на страницах журнала «Новый мир» Александра. Тогда очеркам Валентина Овечкина суждено было занять свою особую нишу в отечественной прозе. С 1952 по 1956 гг. он публикует в журнале «Новый мир» и газете «Правда» самое значительное своё произведение — цикл по сути самостоятельных очерков, связанных общей темой – будни среднестатического аграрного района, и системой главных персонажей.
«Районные будни» (Новый мир. 1952. №9), «На переднем крае» (Правда. 1953. 20, 23 июля), «В том же районе» (Новый мир. 1954. №3), «Своими руками» (Правда. 1954. 27, 30 авг., 1 сент.), «Трудная весна» (Новый мир. 1956. № 3, 5, 9).

Главным действующим лицом очерковой книги является Петр Илларионович Мартынов, он же словами колхозников «Ларионыч» —секретарь райкома партии. Мартынов – не состоявшийся писатель, реализовавший себя как грамотный и талантливый управленец. Его кодекс чести остаётся неизменным на протяжении всех пяти очерков. Глазами секретаря райкома мы видим ситуацию, сложившуюся в колхозной деревне 1950-х: погоня за рекордами, показуха, бюрократия, взятки. Этот негативный пласт сельской жизни обличает и пытается исправить в своей работе Мартынов.
Есть у Мартынова и антиподы – это равнодушные партийные руководители, как Борзов, Медведев, Масленников. Именно им вменяются серьёзные недостатки в сельском хозяйстве. Качество работы управленцев самых разных уровней, начиная от тракториста МТС до председателя колхоза и секретаря партии, - вот пункт, определяющий эффективность жизни района. Так, следуя этой логике, в очерке «Своими руками» Мартынов выдвигает предложение – послать работать на село видных районных ответработников. Это решение – последовательный этап реформы деревенского самоуправления, вызванной пленумом ЦК КПСС в сентябре 1953 года. Тогда в район прибывали новые кадры – министерские и областные. Но даже их не хватало для стабилизации ситуации. Семь запущенных колхозов требовали принятия «крутых мер». Так в очерке поднята проблема отсутствия престижа работы в колхозе, несмотря на роль, которое коммунистическое правительство отдавало народному хозяйству в своих политических программах. Как заявляет герой очерка, председатель райисполкома Иван Фомич Руденко: «А насчет того, как это, не унизительно ли нам, ответработникам районного масштаба, спуститься из района в село, я так думаю: сегодня тот масштаб самый большой и почётный, где труднее всего!».
Вообще Овечкин справедлив и даже немного резок в своих обвинениях. В уста простых колхозников он вкладывает кощунственные с точки зрения советской идеологии слова: «Хоть и советская власть, хоть и землю дали бедноте – не избежишь эксплуатации человека человеком». А председатель богатого колхоза Демьян Опенкин признаётся: «По-моему коммунизма не будет до тех пор, пока это иждивенчество проклятое не ликвидируем! Чтоб все строили коммунизм! А не так: одни строят, трудятся, а другие хотят на чужом горбу в царство небесное въехать».

Мало того, что в приведенных цитатах ставится под сомнение эффективность работы управленцев в стране строящегося коммунизма, так ещё даётся прямая отсылка к Священному Писанию, обесцененному с точки зрения общественной морали тех времён. Эта смелость – то, что сделало из сельских очерков Овечкина явление необыкновенно значимое. Многие литераторы, работавшие впоследствии с деревенской темой, признали, что именно Овечкин открыл им взгляд на происходящее в советских колхозах. Гавриил Троепольский заявлял: «Не появись Валентин Овечкин с очерками «Районные будни» - не было бы, наверно и меня как писателя». «Значительно, весомо, деловито, порядочно», - так характеризует творчество Валентина Валентиновича С. Залыгин. О творчестве Валентина Овечкина писал также М.Лакшин. В критической статье «Валентин Овечкин» он следующим образом характеризует специфику «Районных будней»: «Своей книгой Овечкин восстановил право очерка на типизацию отрицательного. Он показал, какими огромными возможностями располагает этот жанр в борьбе с пороками и недостатками, ещё имеющими место в нашей жизни. Очерки Овечкина – это серьёзная попытка по-настоящему обобщить недостатки, которые имелись в то время в работе многих колхозов и районов страны».
«Головотяпством» называет Пётр Илларионович бесхозяйственность и несправедливые растраты в подведомственных ему колхозах. Волнующие секретаря проблемы безответственности некоторых председателей, вытягивания плана за счет колхозов-миллионников, становятся очевидны в первом очерке – «Районные будни». «Я думаю, такой пестроты не было и в старой деревне. Конечно, были в каждом селе батраки, середняки, кулаки – разно люди жили, - но между селами в одной волости не было, не могло быть такой разницы, как сейчас: в одном колхозе – три миллиона дохода, а в другом, рядом – триста тысяч. Земли поровну, и земля одинаковая. Один климат, одно солнце светит, одна МТС машины даёт и - такая разница!» заявляет Мартынов в диалоге с Демьяном Опёнкиным.
Кстати говоря, диалог с точки зрения структурного анализа занимает ключевое место в очерках. Через диалоги мы знакомимся с центральными персонажами, там же сконцентрирована напряженность повествования, основной конфликт.
Автор стремился дойти до сути явлений, показать действительность без безупречной обёртки пропаганды. В описании деятельности секретаря райкома, бездушного, спесивого чиновника Борзова проступали черты социального обобщения. В те годы для этого требовалась беспримерная смелость. Хотя на взгляд современного читателя очерки могут показать схематичными и даже наивными, для своего времени они значили многое. Опубликованные в ведущем «толстом» журнале и частично перепечатанные в «Правде», они положили начало преодолению жестких канонов и штампов, утвердившихся на тот момент в литературе.

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 545; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!