Бег - восемь снов пьеса (1937)



Сон 1 — в Северной Таврии в октябре 1920 г. Сон 2, 3, 4 — в начале ноября 1920 г. в Крыму Сон 5 и 6 — в Константинополе летом 1921 г. Сон 7 — в Париже осенью 1921 г. Сон 8 — осенью 1921 г. в Константинополе

1. В келье монастырской иеркви идет беседа. Только что пришли буденновцы и проверили документы. Голубков, молодой питерский ин­теллигент, удивляется, откуда взялись красные, когда местность в руках белых. Барабанчикова, беременная, лежащая тут же, объясняет, что генерал, которому прислали депешу о том, что красные в тылу, отложил расшифровку. На вопрос, где штаб генерала Чарноты, Бара­банчикова не дает прямого ответа. Серафима Корзухина, молодая петербургская дама, которая бежит вместе с Голубковым в Крым, чтобы встретиться с мужем, предлагает вызвать акушерку, но мадам отказы­вается. Слышны цокот копыт и голос белого командира де Бризара. Узнав его, Барабанчикова сбрасывает тряпье и предстает в виде гене­рала Чарноты. Он объясняет де Бризару и вбежавшей походной жене Люське, что его друг Барабанчиков в спешке дал ему документы не свои, а беременной жены. Чарнота предлагает план побега. Тут у Се­рафимы начинается жар — это тиф. Голубков уводит Серафиму в двуколку. Все уезжают.

2. Зал станции превращен в штаб белых. Там, где был буфет, сидит генерал Хлудов. Он чем-то болен, дергается. Корзухин, товарищ министра торговли, муж Серафимы, просит протолкнуть в Севасто­поль вагоны с ценным пушным товаром. Хлудов приказывает сжечь эти составы. Корзухин спрашивает о положении на фронте. Хлудов шипит, что красные завтра будут тут. Корзухин благодарит и уходит. Появляется конвой, за ним — белый главнокомандующий и архиепи­скопАфрикан. Хлудов сообщает главкому, что большевики в Крыму. Африкан молится, но Хлудов считает, что Бог отступился от белых. Главком уходит. Вбегает Серафима, за ней — Голубков и вестовой ЧарнотыКрапилин. Серафима кричит, что Хлудов ничего не делает, а лишь вешает. Штабные шепчут, что это — коммунистка. Голубков говорит, что она бредит, у нее тиф. Хлудов зовет Корзухина, но тот, учуяв ловушку, отрекается от Серафимы. Серафиму и Голубковауво­дят, а Крапилин в забытьи называет Хлудова мировым зверем и гово­рит о войне, которой Хлудов не знает. Он возражает, что ходил на Чонгар и ранен там дважды. Крапилин, очнувшись, молит о пощаде, но Хлудов приказывает повесить его за то, что «начал хорошо, кончил скверно».

3. Начальник контрразведки Тихий, угрожая смертоносной иглой, вынуждает Голубкова показать, что Серафима Корзухина состоит в компартии и приехала с целью пропаганды. Вынудив написать пока­зание, Тихий отпускает его. Служащий контрразведки Скунскийоце­нивает, что Корзухин даст 10 000 долларов, чтобы откупиться. Тихий показывает, что доля Скунского — 2000. Вводят Серафиму, она в жару. Тихий дает ей показание. За окном с музыкой идет конница Чарноты. Серафима, прочитав бумагу, выбивает локтем оконное стек­ло и зовет на помощь Чарноту. Он вбегает и с револьвером отстаива­ет Серафиму.

4. Главком говорит, что уже год Хлудов прикрывает свою нена­висть к нему. Хлудов признается, что он ненавидит главкома за то, что его вовлекли в это, что нельзя работать, зная, что все напрасно. Главком уходит. Хлудов один говорит с призраком, хочет его раздавить... Входит Голубков, он пришел жаловаться на преступление, со­вершенное Хлудовым. Тот оборачивается. Голубков в панике. Он при­шел рассказать главкому об аресте Серафимы и хочет узнать ее судьбу. Хлудов просит есаула доставить ее во дворец, если она не рас­стреляна. Голубков в ужасе от этих слов. Хлудов оправдывается перед призраком-вестовым и просит его оставить его душу. На вопрос Хлу­дова, кто ему Серафима, Голубков отвечает, что она — случайная встречная, но он любит ее. Хлудов говорит, что ее расстреляли. Голуб­ков в бешенстве, Хлудов бросает ему револьвер и говорит кому-то, что душа его двоится. Входит есаул с докладом, что Серафима жива, но сегодня Чарнота с оружием отбил ее и увез в Константинополь. Хлудова ждут на корабле. Голубков просит взять его в Константино­поль, Хлудов болен, говорит с вестовым, они уходят. Тьма.

5. Улица Константинополя. Висит реклама тараканьих бегов. Чар­нота, выпивший и мрачный, подходит к кассе тараканьих бегов и хочет поставить в кредит, но Артур, «тараканий царь», отказывает ему. Чарнота тоскует, вспоминает Россию. Он продает за 2 лиры 50 пиастров серебряные газыри и ящик своих игрушек, ставит все полученные деньги на фаворита Янычара. Собирается народ. Тарака­ны, живущие в ящике «под наблюдением профессора», бегут с бу­мажными наездниками. Крик: «Янычар сбоит!» Оказывается, Артур опоил таракана. Все ставившие на Янычара бросаются на Артура, тот зовет полицию. Проститутка-красавица подбадривает итальянцев, ко­торые бьют англичан, ставивших на другого таракана. Тьма.

6. Чарнота ссорится с Люсей, врет ей, что ящик и газыри украли, она понимает, что Чарнота деньги проиграл, и признается, что она — проститутка. Она упрекает его, что он, генерал, разгромил контрраз­ведку и вынужден был из армии бежать, а теперь нищенствует. Чар­нота возражает: он спас Серафиму от гибели. Люся упрекает в бездействии Серафиму и уходит в дом. Во двор входит Голубков, иг­рает на шарманке. Чарнота уверяет его, что Серафима жива, и объяс­няет, что она пошла на панель. Приходит Серафима с греком, увешанным покупками. Голубков и Чарнота кидаются на него, он убегает. Голубков говорит Серафиме о любви, но она уходит со слова­ми, что погибнет одна. Вышедшая Люся хочет открыть сверток грека, но Чарнота не дает. Люся берет шляпу и сообщает, что уезжает в Париж. Входит Хлудов в штатском — он разжалован из армии. Го­лубков объясняет, что нашел ее, она ушла, а он поедет в Париж к Корзухину — он обязан ей помочь. Ему помогут перейти границу. Он просит Хлудова беречь ее, не дать уйти на панель, Хлудов обещает и дает 2 лиры и медальон. Чарнота едет с Голубковым в Париж. Они уходят. Тьма, 7. Голубков просит у Корзухина 1000 долларов взаймы для Сера­фимы. Корзухин не дает, говорит, что женат он не был и хочет же­ниться на своей русской секретарше. Голубков называет его страшным бездушным человеком и хочет уйти, но приходит Чарнота, который говорит, что записался бы к большевикам, чтобы его рас­стрелять, а расстреляв, выписался бы. Увидев карты, он предлагает Корзухину сыграть и продает ему за 10 долларов хлудовскиймеда­льон. В итоге Чарнота выигрывает 20 000 долларов, выкупает за 300 медальон. Корзухин хочет вернуть деньги, на его крик прибегает Люся. Чарнотапоражен, но не выдает ее. Люся презирает Корзухина. Она уверяет его, что он сам проиграл деньги и их не вернуть. Все расходятся. Люся в окно тихонько кричит, чтобы Голубков берег Се­рафиму, а Чарнота купил себе штаны. Тьма.

8. Хлудов один разговаривает с призраком вестового. Он мучается. Входит Серафима, говорит ему, что он болен, казнится, что отпустила Голубкова. Она собирается вернуться в Питер. Хлудов говорит, что тоже вернется, причем под своим именем. Серафима в ужасе, ей ка­жется, что его расстреляют. Хлудов рад этому. Их прерывает стук в дверь. Это Чарнота и Голубков. Хлудов с Чарнотой уходят, Серафима и Голубков признаются друг другу в любви. Хлудов и Чарнотавозвра­щаются. Чарнота говорит, что останется здесь, Хлудов хочет вернуть­ся. Все отговаривают его. Он зовет с собой Чарноту, но тот отка­зывается: у него нет ненависти к большевикам. Он уходит. Голубков хочет вернуть Хлудову медальон, но он дарит его паре, и они уходят. Хлудов один пишет что-то, радуется, что призрак исчез. Подходит к окну и стреляет себе в голову. Темно.

 

31. "Тихий Дон" Шолохова

В 1926 г Шолохов начинает работу нал «Тихим Доном».
Хронологические рамки в романе четко определены: май 1912 — март 1922 года. Это десятилетие делится на две равные половины Октябрем 1917 г.: до и после революции. Соответственно строится композиция книги. Первая часть посвящена мирной жизни казаков, предшествовавшей Первой мировой войне, и самой войне. Мирная жизнь оказывается расколотой войной. Все описываемые события рассматриваются автором в сравнении: как было раньше и что стало теперь.
Особое очарование художественному произведению придает философская глубина романа и его связь с традициями народного творчества. Пословицы, поговорки, песни передают настроение, переживания героев и открывают глубины контекста романа-эпопеи. Эпиграфом к первой книге послужили старинные казачьи песни.
Двойной эпиграф залает одновременно темы и первой книге, и всему «Тихому Дону». Первый эпиграф помогает оценить события первой книги в русле сложившейся жизни казачества. Испокон веков казаки прерывали свой мирный труд для военных битв.
Изобразительная манера Шолохова заставляет воспринимать художественное пространство романа сразу в двух плоскостях: война казаков в чужих краях и ожидание их в родном доме. Судьбы воюющих казаков неразрывно связаны с теми, кто не принимает прямого участия в баталиях.
Вторая песня эпиграфа связывает все четыре книги воедино. Образ «мутнехонька» Дона приобретает символическое значение и открываете каждой книге новую грань восприятия мира. В первой книге «муть» Дона ассоциируется с нарушением привычного мирного уклада жизни. Во второй книге он уже воспринимается как «смутность» в мыслях, как «смута» времени.
Вторая часть эпопеи повествует о событиях конца 1916 г. — до апреля 1918 г. «Сполох» первой книги превращается в братоубийственную войну во второй. Шолохов, показывая разных людей: и тех, которым путь ясен, и тех, от которых еще сокрыта дорога, — предлагает задуматься о выборе человека в это смутное время. Каждая смерть человека свидетельствует о чудовищном отступлении от порядка мира. Главные заповеди мирной жизни были забыты.
Третья книга эпопеи повествует о событиях Верхне-Донского восстания 1919г.
«Беды» и «тяготы» Верхне-Донского восстания были связаны с протестом казачества против разрушения самой жизни, которая складывалась веками и передавалась по наследству от поколения к поколению. Выступали против несправедливости и... порождали новую.
Четвертая книга эпопеи, рассказывающая о попытке противостояния отряда Фомина красным, пред-сказывает страдания, которые выпадут на долю донского казачества. Красные жгут казачьи хутора, борются с сытостью, косностью, вероломством этих, «не принявших» революцию, людей.
Текст «Тихого Дона» представляет собой удивительный механизм, образы которого неразрывно соединены между собой. Четвертая книга возвращает памятью к предыдущим трем: она логически завершает эволюцию героев. В последней главе эпопеи автор показывает мир в двух измерениях: настоящем и будущем.

Мир своих героев Шолохов видит изнутри. Ему понятны и дороги все приметы казачьего быта, он прекрасно знает казачий фольклор и донскую природу. Действие романа начинается с мая с сезона «маетных» (т.е. трудных) крестьянских забот, которые в этом мире превращаются в военные, заканчивается же мартом - началом весны, временем обновления и самой природы, и человека временем, когда рождается надежда. Пейзажи в романе выполняют различные функции, но образ самой природы позволяет оценить философскую глубину произведения. Жизнь человека и природы сливается воедино, и одно не мыслится без другого. Именно природа не позволяет в романе делить людей на плохих и хороших, в ней самой оказываются сплетенными воедино, равно как и в человеке, благородство и жестокость, любовь и ненависть. Природа учит ценить красоту жизни.

В 1920-е годы русская литература предпринимает попытки создать новые формы, полно и художественно отражающие грандиозные события в грандиозную эпоху. Шолоховский «Тихий Дон» — органичное воплощение таких попыток. Сам Шолохов неоднократно предупреждал, что в его романе революция показывается не со стороны красных, а со стороны белых. Белыми и красными являются люди, которых Шолохов хорошо знает. Это — казаки, казачий мир. Действительно, в романе использованы подлинные названия хуторов и станиц Донского края. Основное действие происходит в станице Вешенская. Изображены реальные участники событий Иван Лагутин, Федор Подтелков, Михаил Кривошлыков и др. Прототипом для Григория Мелехова послужил казак Харлампий Васильевич Ермаков. В свое время этот роман называли даже казачьей эпопеей. Но сила изображения жизни и проникновения во внутренний мир человека таковы, что роман имеет все основания считаться обще-национальной эпопеей. Столкновение истории и личности, которая пытается на сломе времени сохранить традиции вековых народных ценностей, доказывает это.

Писатель синтезирует в романе две тенденции: освоение богатейшего опыта предшествующей литературы и обращение к новому – великому перелому в истории России.

«Тихий Дон» является своеобразным итогом определенного этапа литературного движения прозы 1920-х гг. С одной стороны, форма эпопеи привлекает внимание литераторов, ибо эпическое полотно наиболее плотно отвечает «требованиям реализма наших дней». В содержании романа Шолохова нашли отражение самые разнообразные мотивы литературы этого времени. Необычный масштаб и уникальный сплав в произведении Шолохова воспринимается как совершенно естественный.

Шолохов наследовал принцип неотделимости личности от истории. Это было одновременно и следование традиции, заложенной Л.Толстым, и тем фундаментом, на котором писатель строил свою эпическую прозу.

Главный герой романа - народ. Действительно, изображая массу (ее сильные и слабые стороны), мучительные противоречия, через которые она проходит, Шолохов смотрит на все это с более высокой позиции. Отсюда частое соединение (совмещение) голоса автора с голосами героев.

И немного из видео-лекций:

В критике до сих пор не прекращаются споры о Григории Мелехове. С первых страниц он представлен в повседневной жизни – красавец, работник, умеет любить. На Западе в критике его сравнивают с Андреем Болконским, он так же ищет правду, сильно личностное начало. Герой эпического произведения Шолохова – отдельный человек, личность. На протяжении романа Григорий 8 раз покидает родной хутор. На войне хорошо воюет, но и видит весь ее ужас, всю ненужность. Шолохов писал: «Я хотел показать в нем очарование человека, но до конца мне это так и не удалось» - если за человеком столько крови, то идеалом он все-таки быть не может.

Главная мысль Шолохова – страдания проходят, а жизнь продолжается.

 

 

Рассказы Шолохова...

 

Работа над рассказами

 

Молодой писатель Михаил Шолохов начинает свою работу над «Донскими рассказами» уже с 1923 года, когда печатает свои первые фельтоны. Уже в конце этого года выходят и его первые рассказы, в которых намечается острый трагизм, при этом его рассказы не были лишены элементов мелодраматичности. Большинство из этих рассказов (всего девятнадцать) вошли в сборник «Донские рассказы», который был издан в 1926 году, и «Лазоревая степь», который был дополнением первого сборника, в 1926 году. В этом сборнике нашлось всего три рассказа: «Семейный человек», «Лазоревая степь» и «Чужая кровь».

 

Первый его рассказ «Родинка» был опубликован в 1924 году в журнале «Молодой ленинец». Он представлял, своего рода, стяженный образный эпиграф ко всему циклу его рассказов. В конечном счёте, цикл составляли 27 рассказов. В 1931 году он переиздал «Донские рассказы». Потом, в течение почти четверти века, рассказы не переиздавались.

 

В своих рассказах Шолохов пытается описать довоенную жизнь донского казачества. В то время и мало кто понимал, какие они, казаки. Писатель решил показать всем целый мир особых привычек, норм поведения и психологии, мир сложнейших человеческих отношений, это драматическая судьба донского казачества в годы Первой мировой и Гражданской войны. Все рассказы объединяет общая тема - революция, а также и место действия одинаково для всех - происшествия отыгрываются на просторах Дона.

 

Тематика рассказов и их герои

 

«Главная и почти единственная тема произведений Шолохова состоит вописаний жизни донских казаков. В русской литературе и до Михаила Шолохова были писатели, которые в своих произведениях описывали жизнь, обычаи и подвиги казаков. О казаках русских и украинских писали такие писатели такие писатели, как Гоголь и Толстой, но без преувеличения можно сказать, что Шолохов первым в русской литературе открыл полную и всестороннюю картину казачьего быта. Он смог это сделать благодаря тому, что не рассматривал казаков из вне, а из глубины их среды, так как вырос между ними и сроднился с ними.»

 

Страницы „Донских рассказов“ густо пропитаны кровью, причём кровью самых близких родственников: „Брат на брата“, „сын на отца“, „отец на сына“ восстают в самом буквальном смысле. Многие герои рассказов - реальные люди, в основном жители хутора Каргина. Но Шолохов заостряет все события, гиперболизирует: смерть, кровь, муки, голод, пытки представляет исключительно натуралистическим образом.

 

Очень точно, социологически, рисует Шолохов два основных типа людей, на которых разделялось в то время казачество, отражённое в его рассказах. Первый тип представляет большинство и является чаще всего отцами, укорённые в традиции, в нажитом поколениями скудном хозяйстве, служащие, прежде всего, для благосостояния своей семьи и продолжения родя, работы и традиции. Это ядреные и коренные казаки, такие как отец продкомиссараБодягина („Продкомиссар“), выгнавший из дома четырнадцатилетнего сына, после, расстрелянного с согласия отца. Таков и Яков Алексеевич („Червоточина“) „старинной ковки человек: ширококостный, сутуловатый; борода как новый поясной веник. “Немало таких, безудержных в гневе хозяев, которые готовы кровью смывать обиду за посягательство на их уклад и ценности.

 

Если для старших являются священными их традиции и вековой отцовско-дедовский уклад, то молодые противостоят всему этому, стараются разбить и уничтожить этот уклад. Это сироты или младшие сыны, встающие на сторону большевиков. Они перестают идти в церковь, креститься на иконы перед едой, а вместо этого бегают в клуб, на комсомольские собрания. Таковым представлен двадцатилетний Фёдор („Бахчевник“), мечтающий о всеобщем равенстве.

Получается, с одной стороны борода окладистая, густая изображает коренного казака, противника советской власти, а с другой стороны, портреты комиссаров и молодых комсомольцев - наголо остриженная голова и выбритые щёки.

 

Борьба с младшим и непослушным поколением может вестись только с помощью одного способа: строго - „Больную ветку рубить не жалетючи“. И именно под таким лозунгом и совершались кровавые преступления над младшим поколением.

 

Герои «Донских рассказов» не предаются возвышенным мечтаниям, язык у них совсем простой будничный и вовсе не поэтичен. Также в этих рассказах нет сомневающихся героев, таких, которые избрали «третий путь». Писатель рисует свои картины только в чёрно-белых тонах, пропитанных красной кровью, и никаких междутонов не может быть.

 

Можно сказать, что герои рассказов Михаила Шолохова не знают за моральный кризис и драму совести. Они, каким-то способом, соединены с природой, и это даже на грани анормальности. Суровая и сырая натура противостоят цивилизованным и современным принципам. В рассказах Шолохова природная смерть настоящая редкость. В них доминирует убийство и насилие. Гуманность проявляется больше в отношении к животным, чем к людям, даже самым близким и родным.

 

Сюжеты рассказов

 

Первый сюжет который доминирует в «Донских рассказах» это классово-социальный конфликт, а большинство из них, это те, в которых сопоставлены богатые и бедные, поборники контрреволюции и революции. Этот конфликт виден в рассказах «Алёшкино сердце», «Пастух», «Лазоревая степь», «Нахалёнок», «Обида». Писатель ясно показывает, что надо сделать и какой путь пройти, чтобы из сироты - голого, босого, голодного созрела личность молодого коммуниста, строителя нового мира. Таковым является Григорий из рассказа « Пастух», Алёшка из рассказа «Алёшкино сердце» и прочие герои.

 

Другой мотив, который заступлен в рассказах, это конфликт внутри одной семьи. Кажется, это любимый сюжет молодого писателя, начиная с первого его рассказа « Родинка» - смертельное столкновение ближайших родственников. Идейные расхождения получают свой финал в кровавых сценах, а жизнь самых родных и близких становиться слишком дешёвой и теряется очень легко, попрут разменной монеты.

 

По своему основному характеру конфликты внутри одной семьи группируются на три основные темы:

 

- Конфликт между отцом и сыном, к таким рассказам относятся: « Родинка», «Бахчевник», «Семейный человек», «Червоточина» и другие.

 

- Конфликт между братьями и сёстрами в двух рассказах: «Ветер» и «Коловерть».

 

- Конфликт между любовниками: «Шиблаково семя», «Двомужняя», «Калоши», «Кривая стёжка».

 

Ещё несколько рассказов трудно сверстать в один из этих сюжетов, поэтому назовём их: «рассказы со смешенными сюжетами». Это рассказы: «О Колчаке, крапиве и прочем», « Жеребёнок», и «Чужая кровь».

 

Классово-социальные сюжеты

 

Молодой Шолохов даёт нам целый ряд рассказов, в которых приказана, в чистом виде, суровая классовая борьба. Контраст острый, переходного, так сказать, и нет: С одной стороны представители революции, характеры новых людей, политических вождей, с другой стороны стоят огорчённые и обиженные кулаки. Эта классовая борьба вовсе не пробудила, а только разгорячила опасные и глубокие инстинкты. И одну и другую сторону объединяет общий враг и касается он буквально всех, и уже чётко открывает и оголяет положение богатых и бедных. Речь идёт о стихийных силах природы: засухе, неурожае, голоде.

 

Один из наиболее сильных рассказов, который описывает страдания бедных и немилосердие к ним богатых это рассказ «Алёшкино сердце».

 

Бедный мальчик Алёшка в своём воображении видит голод в виде «большущего безглазого человека», который душит людей. Он представляет этот голод в самом суровом виде: «Обвисает живот, пухнут ноги, западают глаза, гноятся дёсны...» Мучительные страдания сваливаются на всю его семью. Сначала скончалась младшая сестра объевшись мяса жеребёнка. Потом злая богатая соседка убивает его старшую сестру из-за того что та у неё пила щи. Затем и мать Алёшкина скончалась, а сам Алёшка получил тяжёлые ранения од той же соседки за украденное молоко. Спас его заготовитель из Донпродкома, ухаживал за ним и стал поводырем подростка в новую жизнь. Между тем, нанял Алёшку в работники местный богатей и стал беспощадно изнурять его работой, пока тот услышал разговор хозяина о том, что готовятся они перерезать два взвода красных. Успел Алёшка предупредить своего спасителя и тот послал парнишку с гранатой в руке в хату хозяина, но увидев мать с ребёнком перед хатой он сам лёг на гранату, чтобы защитить их. Такие христианские реакции Алёши, идущего на самоотвержение ради других, настоящая редкость для «Донских рассказов» и это можем считать как особую категорию шолоховской тематики.

Рассказ, в котором также видна полная немощь и страдание бедных в результате стихийных бедствий это рассказ «Обида». Он начинается с суровым описанием жизни землероба: без хлеба, без надежды, сухая земля с трещинами, которую пятидесятилетний Степан всеми силами пытается вспахать, хотя засевать будет нечем. Но тут председатель хуторского совета пообещал, что дадут семенную ссуду. Набрал себе Степан свою долю зерна и, уже в неописуемой радости, доехал почти до родного хутора, вышел на перерез человек с наганом и заставил загрузить себе зерно. Сцена душераздирающая. Забрали то, во что была вложена последняя надежда! Единственное спасение для бедного старика и его большой семьи. Писатель подробно описывает мучительные страдания бедного Степана и силу его обиды. Он чувствует себя преступником, предателем, а сухая земля - это место его преступления. Но случается так, что судьба ведёт его в украинские сёла и там он, совсем случайно, узнаёт своего обидчика, своего мучителя и смертного врага. Он такой же бедняк, который совершил преступление из-за безысходности своего положения. Конечный итог, это месть Степана за обиду, за мёртвую землю. Но не только суровость проявляет Степан, а и сострадание к жертве, он, всё же, забирает трёхлетнего сына своей жертвы к себе домой.

В этом рассказе речь идёт о конфликте между представителями одного и того же социального сословия. Между двумя бедняками, и это просто природная борьба за выживание, борьба на жизнь и смерть.

Сюжеты конфликтов внутри одной семьи

шолохов рассказ конфликт сюжет

Классовое расслоение и ненависть, столкновение интересов и жажды мести, на которые толкнула социальная революция Шолохов описал самым трагическим способом: в расколе семьи в кровавых столкновениях тех, у которых противоположны определения. Новый мир рос не как идиллия, а в слезах и крови.

Тонко исследует Шолохов то, что более всего поразило его в революционную эпоху - это прогрессивная ненависть и неродственность в самой семье «Отчуждение постепенно переходило в маленькую сначала злобу, а злобу сменила ненависть» («Червоточина»). Ядовитая злоба растёт, а с ней, роковая возможность недоверия, недоразумения, приводит к убийственному концу.Уже первый его рассказ «Родинка» намечает нам сюжет конфликта внутри одной семьи, между самыми близкими людьми. Отец атаман убивает неузнанного им сына Николку, восемнадцатилетнего командира эскадрона, который давно ушёл из отцовского дома. Весь этот эпизод описан глазами атамана и пережит его чувствами. Гнался за ним и чувствовал всё своё преимущество над «щенком белогубым», а когда догнал, зарубил шашкой.

И только вслед за первым сапогом, который снял с его ноги, увидел родинку, которая говорила ему о том, что это его сын, что это может быть самое дорогое, что он имел в жизни. Конец этого рассказа не совсем типичный для рассказов Шолохова: отец убивает и себя, стреляет в рот, и этим способом показывает глубокое раскаяние за своё преступление. Кажется, что писатель хотел обличить этот новый, ужасный мир неродственности и отчуждения, который наступает, мир страшной слепоты, самоубийственной для русского народа, а как показалось после, и для человечества.

В рассказе «Семейный человек», немолодой паромщик Микшара, ради спасения своего большого полусиротского семейства убивает своих сыновей Ивана и Данилу. Оба, когда случилось восстание против новой власти, ушли к красным, а отца мобилизовали в казачье войско. Однажды казакам привели пленных и среди них - Данилушку. Дали Микшаре в руки штык и велели колоть «коммунов», а то его самого убьют. Вот и убил отец любимого сына. Но тут отцовским испытаниям не конец. Старший сын Иван перешёл на сторону к белым казакам, А Микшаре велели вести его в штаб. Микшара рассудил, что за ним будут следить вот убил и другого сына. В этом рассказе мы, вроде бы, видим мотив оправдания за страшное преступление. Отец убил двух сыновей, чтобы спасти остальных детей от голода и нищеты, он спасает собственную жизнь. Он совершает вынуждённое злодейство, из страха, за себя и остальных детей, но ни эти дети не прощают ему, даже если кажется, что он им спас жизнь. В этом рассказе ставится вопрос: есть ли оправдание за убийство родного сына? И за убийство вообще?

Весь процесс отчуждения между самыми близкими намечается в рассказе «Червоточина». Самый младший сын Степан пошёл против веры отцов, и Яков Алексеевич, прекрасный хозяин, неожиданно столкнулся с порчей в собственной семье. Отец чувствует, что сын его стал ему чужим, традиции и обычаи отцовские не соблюдает. И у Степана уже нет любви к отцу ни жалости. Такая ненависть и разрыв в семье может привести только к трагическому финалу. Дальнейшие события постепенно увеличивали ненависть между отцом и сыном. Сперва честное признание сына в связи с размерами посевов, которые ставил приезжий статистик и, тем самым, разоблачение отца, желавшего сильно уменьшить их. Затем потеря быков Степаном, который водил их на покос. Страшный и звериный гнев охватил Якова Алексеевича, когда подумал, что тот их продал, без малейшего колебания, свирепо убивает младшего сына, втягивая в страшное преступление старшего. Писатель лишает возможности своего героя даже раскаяться в преступлении, когда узнаёт о том, что убил невинного человека, он на полуслове обрывает рассказ.

Рассказы со смешенными сюжетами

Это рассказы, которые полностью трудно отнести ни к первому, ни ко второму типу рассказов, их мало, в них писатель открывает свой гуманизм. Так, например центральное место рассказа «Жеребёнок» занимает рыжее, прекрасное животное. Среди сурового сражения, где люди друг другу беспощадно проливают кровь, никто не смог поднять руку на это беззащитное существо, вид у которого домашний, а на войне такое пробуждает тоску по миру. Солдат Трофим не только не убивает его, а даже спасает от гибели и сам идёт в невиновную смерть.

Опять чувство примирения и гуманности находим в рассказе « Чужая кровь». Из самого названия видим, что речь идёт не о родных людях, а чужих. Из этого и прорастает потребность новой любви и родственности. У деда Гаврилы погиб на войне, сражавшийся против красных, единственный сын Петро, в котором сосредоточился для него и старухи весь смысл их существования. Для деда являются бессонные ночи полны скорби и отчаяния. Но вот жизнь его меняется и даёт бедному старику возможность утешится и облегчить своё горе. Гаврила находит раненого продотрядника и из жалости к нему забирает его к себе в хату, лечит и ухаживает за ним.

И становятся они как то кровно привязаны, видит старик в чужом человеке родного сына. Любовь смогла преодолеть все дистанции и связала молодого коммуниста со старым казаком, так сильно, что они уже становятся не чужими, а совсем родными, странник даже имя получает, как и их сын - Петро.

Заключение

Рассказы Михаила Шолохова очень реалистичны, в них заключается вся правда войны. В них нет излишних романтических красок. Красота заключается в простоте слова, в народности языка. Писатель через эти рассказы заставляет нас задуматься о смысле жизни, о смысле войны, о современной жизни. Эти рассказы вечные, ведь и на сегодняшний день ничего не изменилось, люди и дальше продолжают, во имя своих идеалов и убеждений переступать даже через самое святое, что у них есть. «Донские рассказы» дают нам важнейший, кровавый урок о том, что нельзя забывать историю, и что самое главное, это стараться быть и остаться человеком, даже в самых страшных и тяжёлых жизненных обстоятельствах.

 

Поэзия Пастернака...

В 1914 году выходит первая книга его стихов — “Близнец в тучах”; в 1917-м — книга “Поверх барьеров”; в 1922-м — книга стихов “Сестра моя — жизнь”.
Пастернак был убежден, что поэзия всегда остается “высотой, которая валяется в траве под ногами”, “органической функцией счастья человека, переполненного блаженным даром разумной речи”. Искусство не копирует жизнь, чтобы выявить ее смысл, а вбирает в себя лежащие в ее основании Истину и Добро. Искусство всегда реально.
В лирике Пастернака 20-х годов предстает мир, утративший устойчивость; это объясняется как самой эпохой, так и положением искусства в ней. Место человека в истории — одна из важнейших проблем в творчестве поэта. В цикле стихов “Темп и вариации” (1923) Пастернак в творчестве ищет источник силы, способной противостоять стихии разрушения, бушующей в современном мире.
В поэме “Девятьсот пятый год” (1926) революционные события оказываются важнейшим моментом в духовном становлении героя поэмы, в развитии его мировоззрения. Принимая величие революции, поэт ощущает свое нравственное неслияние с теми ее проявлениями, которые названы им “обличительными крайностями”. В этом и состоит конфликт художника и революционной эпохи.
В 1927 году выходит в свет поэма “Лейтенант Шмидт”, где Пастернак все более проникается мыслью, что герой века — одновременно его жертва. Постепенно в поэте крепнет уверенность в противостоянии разрушительным силам, убежденность в спасительной для жизни мощи творчества, искусства. Мир для поэта — свидетель и равноправный участник того, что происходит:
Поэзия, не поступайся ширью,
Храни живую точность:
точность тайн.
Не занимайся точками
в пунктире
И зерен в мире хлеба не считай.
Пастернак был убежден в независимости искусства: “...искусство должно быть крайностью эпохи... и ...напоминать эпоху...” Поэт не собирался вступать в конфликт со своей эпохой, но хотел лишь найти место в ней художнику. У поэта должна быть внутренняя свобода. И об этом Пастернак говорит в стихотворении “Стансы”, где утверждается стремление “смотреть на вещи без боязни”. От века поэт себя не отделял, приветствуя “счастье сотен тысяч”:
Еще в пору создания стихов, составивших книгу “Сестра моя — жизнь”, Пастернак утверждал: “Неотделимые друг от друга поэзия и проза — полюса... начала эти не существуют отдельно”.
Все стихи Пастернака проникнуты верой в жизнь, радостным удивлением перед ее красотой. Высшей формой проявления жизни, носительницей ее смысла была для поэта природа. Она — на равных с человеком:
Поэт не отдает предпочтения ни временному, ни вечному. Он ощущает себя живущим в тысячелетиях: “Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?” Но при этом не уходит от повседневного. В соседних строчках мирно уживаются у него “пространства беспредельные”, “подвалы и котельные”. Его поэзия как бы приобщает “мелочи жизни” к времени и пространству бесконечного и вечного мира. Способность видеть в капельках воды безграничный океан, именуемый жизнью.
Написав в 1922 году книгу стихов “Сестра моя — жизнь” и взяв за основу сюжета любовный роман, Пастернак проводит своих героев через времена года. Начавшись весной, роман бурно развивается летом, а осень становится для влюбленных порой расставания. Все это — приметы мира, в котором живет, любит, испытывает счастье, страдает человек. Мир и человек в восприятии поэта предстают как единое целое. Пейзаж здесь едва ли не главный герой, а лирический герой не центр, а связующее звено в стихотворном потоке. Природа у Пастернака чаще всего оказывается не объектом, а субъектом лирического переживания.
Пастернак предпочитает, чтобы сам мир говорил за него и вместо него. Например, о зиме:Она шептала мне: “Спеши!” губами, белыми от стужи..

Поэзия Пастернака — это не стихи о мире, а сам мир, живущий по законам поэзии. Мир, где поэтические строчки декларирует чердак, где “в заплатанном салопе сходит наземь небосвод”, где “тоска пассажиркой скользнет по томам”, где “предгрозье играет бровями кустарника...”.
Любая деталь этого мира — частичка мирозданья, любой миг — частичка вечности:Мгновенье длится этот миг,/Но он и вечность бы затмил...
В стихах в конце «Доктора Живаго» Поэт все больше и больше убеждается в целостности мира во всех его проявлениях, и его задача — связать воедино природное и историческое, тем самым укрепить единство мира на основаниях добра и красоты, укрепить единство идеала и нормы.
Приобщение к природе, к миру дает возможность преодолеть и ощущение одиночества, и осознание кратковременности собственного бытия.

 

 

Б. Пастернак Доктор Живаго

В романе "Доктор Живаго" Борис Пастернак передает свое мироощущение, свое видение событий, потрясших нашу страну в начале XX столетия. Известно, что отношение Пастернака к революции было противоречивым. Идеи обновления общественной жизни он принимал, но писатель не мог не видеть, как они оборачивались своей противоположностью. Так и главный герой произведения Юрий Живаго не находит ответа на вопрос, как ему жить дальше: что принимать, а что нет в новой жизни. В описании духовной жизни своего героя Борис Пастернак выразил сомнения и напряженную внутреннюю борьбу своего поколения.
В романе "Доктор Живаго" Пастернак возрождает идею самоценности человеческой личности. Личное преобладает в повествовании. Жанру этого романа, который условно можно определить как прозу лирического самовыражения, подчинены все художественные средства. В романе существует как бы два плана: внешний, повествующий об истории жизни доктора Живаго, и внутренний, отражающий духовную жизнь героя. Автору важнее передать не события жизни Юрия Живаго, а его духовный опыт. Поэтому главная смысловая нагрузка в романе переносится с событий и диалогов героев на их монологи.
В романе отражена жизненная история сравнительно небольшого круга лиц, нескольких семей, соединенных отношениями родства, любви, личной близости. Их судьбы оказываются прямо связаны с историческими событиями нашей страны. Большое значение имеют в романе отношения Юрия Живаго с женой Тоней и с Ларой. Искренняя любовь к жене, матери его детей, хранительнице домашнего очага, -- это природное начало в Юрии Живаго. А любовь к Ларе сливается с любовью к самой жизни, со счастьем существования. Образ Лары -- это одна из граней, отражающих отношение самого писателя к миру.
Основной вопрос, вокруг которого движется повествование о внешней и внутренней жизни героев, -- это их отношение к революции, влияние переломных событий в истории страны на их судьбы. Юрий Живаго не был противником революции. Он понимал, что у истории свой ход и его нельзя нарушить. Но Юрий Живаго не мог не видеть ужасные последствия такого поворота истории: "Доктор вспомнил недавно минувшую осень, расстрел мятежников, детоубийство и женоубийство Палых, кровавую колошматину и человекоубоину, которой не предвиделось конца. Изуверства белых и красных соперничали по жестокости, попеременно возрастая одно в ответ на другое, точно их перемножали. От крови тошнило, она подступала к горлу и бросалась в голову, ею заплывали глаза". Юрий Живаго не воспринимал революцию в штыки, но и не принимал ее. Он был где-то между "за" и "против".
Герой стремится прочь от схватки и в конце концов уходит из рядов сражающихся. Автор не осуждает его. Он расценивает этот поступок как попытку оценить, увидеть события революции и гражданской войны с общечеловеческой точки зрения.
Судьба доктора Живаго и его близких -- это история людей, чья жизнь выбита из колеи, разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко уезжают из обжитого московского дома на Урал искать убежище "на земле". Юрия захватывают красные партизаны, и он вынужден против своей воли участвовать в вооруженной борьбе. Его родные высланы новой властью из России. Лара попадает в полную зависимость от сменяющих друг друга властей, а под конец повествования она пропадает без вести. Видимо, она была арестована на улице или погибла "под каким-нибудь безымянным номером в одном из неисчислимых общих или женских концлагерей севера".
Самого Юрия Живаго понемногу покидают жизненные силы. И жизнь вокруг него становится все беднее, грубее и жестче. Сцена смерти Юрия Живаго, внешне ничем не выделяясь из общего хода повествования, несет в себе тем не менее важный смысл. Герой едет в трамвае и у него начинается сердечный приступ. Он рвется на свежий воздух, но "Юрию Андреевичу не повезло. Он попал в неисправный вагон, на который все время сыпались несчастья..."

Живаго так и умирает у трамвайных колес. Жизнь этого человека, задыхавшегося в духоте замкнутого пространства страны, потрясенной революцией, обрывается...
Пастернак говорит нам, что все происходившее в те годы в России, было насилием над жизнью, противоречило ее естественному ходу. Еще в одной из первых глав романа Пастернак пишет: "...очнувшись, мы уже больше не вернем утраченной памяти. Мы забудем часть прошлого и не будем искать небывалому объяснения. Наставший порядок обступит нас с привычностью леса на горизонте или облаков над головой. Он окружит нас отовсюду. Не будет ничего другого". Эти глубоко пророческие слова, мне кажется, как нельзя лучше говорят о последствиях тех далеких лет. Отказ от прошлого оборачивается отказом от вечного, от нравственных ценностей. И этого нельзя допускать.

Стихотворения Юрия Живаго в романе Б.Л.Пастернака «Доктор Живаго».

Свидетельство Юрия Живаго о своем времени и о себе — это стихи, которые были найдены в его бумагах после его смерти. В романе они выделены в отдельную часть. Перед нами не просто небольшой сборник стихотворений, но цельная книга, имеющая собственную строго продуманную композицию. Открывается она стихотворением о Гамлете, который в мировой культуре стал образом, символизирующим раздумья над характером собственной эпохи. «Гамлет» Шекспира — один из шедевров переводческого искусства Пастернака. Одно из важнейших изречений принца датского в пастернаковском переводе звучит так: «Порвалась дней связующая нить. / Как мне отрывки их соединить!» Гамлету Юрий Живаго вкладывает в уста слова Иисуса Христа из молитвы в Гефсиманском саду, в которой он просит Отца своего об избавлении его от чаши страданий.
Завершается эта поэтическая книга стихотворением, которое так и называется — «Гефсиманский сад». В нем звучат слова Христа, обращенные к апостолу Петру, защищавшему мечом Иисуса от тех, кто пришел его схватить и предать мучительной смерти. Он говорит, что «спор нельзя решать железом», и потому Иисус приказывает Петру: «Вложи свой меч на место, человек». Перед нами, в сущности, оценка Юрием Живаго тех событий, которые происходят в его стране и во всем мире. Это отказ «железу», оружию в возможности решить исторический спор, установить истину. И в этом же стихотворении присутствует мотив добровольного самопожертвования во имя искупления человеческих страданий и мотив будущего Воскресения. Таким образом, открывается книга стихотворений темой предстоящих страданий и сознанием их неизбежности, а заканчивается темой добровольного их принятия и искупительной жертвы. Центральным же образом книги (и книги стихотворений Юрия Живаго, и книги Пастернака о Юрии Живаго) становится образ горящей свечи из стихотворения «Зимняя ночь», той свечи, с которой начался Юрий Живаго как поэт.
Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в Нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного». Книга стихотворений Юрия Живаго — это его духовная биография, соотнесенная с его земной жизнью, и его «образ мира, в слове явленный».


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 504; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!