Педагогические идеи и выдающиеся деятели просвещения.



Появление нового идеала человека свидетельствовало о вступлении России в новый период истории своей духовной культуры – в век Просвещения.

История просветительской педагогики в России начинается с деятельности двух академий – Могилянской в Киеве и Славяно-греко-латинской в Москве. Киево-Могилянская академия стала оплотом сохранения и дальнейшего развития славянской культуры там, где принудительно шел процесс её католизации. Основателем коллегии, предшествующей академии был Петр Могила (1596-1647) – известный богослов, философ, дипломат. В число предметов, преподававшихся в академии входила европейская философия, риторика, логика, латинский, старославянский и др.

Большое значение в академии придавали проблеме изучения человека, его места в мире, духовно-нравственному совершенствованию. Целью обучения была подготовка образованных людей, способных решать различные задачи, прежде всего в области просвещения и образования.

Московская академия была пронизана атмосферой западноевропейской образованности. Она была для обновляемой России не просто традиционным богословским учебным заведением, а прежде всего учреждением, дававшим общее начальное, среднее и высшее образование. Там же готовили учителей практически для всех типов зарождавшейся государственной светской школы. Из её стен вышли такие деятели отечественного просвещения как Л.Ф.Магницкий, М.В.Ломоносов и др.

Леонтий Филиппович Магницкий(1669-1739) выдающийся деятель просвещения в петровскую эпоху, видный математик, преподаватель школы математических и навигацких наук.

Школа математических и навигационных наук была открыта в Москве в 1701 году. Это было первое реальное училище в Европе. Учебный план включал такие учебные предметы: математика, астрономия, географические сведения и специальные науки.

Являясь профессионально-техническим учебным заведением широкого профиля, она выпускала специалистов разных профессий.

Для работы в этой школе были приглашены из Англии профессор и два преподавателя. Но в ней основным учителем был Л. Ф. Магницкий – образованный математик и прекрасный педагог, отдавший школе все свои силы и способности.

Он внес огромный вклад в методику светского школьного обучения своего времени и в дело раз­вития профессионального образования. Он создал соб­ственный учебник — «Арифметика сиречь наука числитель­ная». Этот учебник был опубликован после его двухлетней практической про­верки в 1703 г. Данная учебная книга знаменовала собой рожде­ние действительно нового учебника, соединявшего в себе отечественную традицию с достижениями западноевропейс­кой методики преподавания точных наук. «Арифметика» Л.Ф. Магницкого являлась основной учебной книгой по математи­ке до середины XVIII в., по ней учился М.В. Ломоносов.

Математические знания изучались последовательно, по принципу от простого к сложному. Математические расчеты были тесно связаны с профессиональной подготовкой спе­циалистов в области фортификации, геодезии, артиллерийского дела и др.

Широко применялись Л.Ф. Магницким разнообразные средства наглядности. К учебнику прилагались различные таблицы и макеты. В процессе обучения использовались наглядные пособия – модели кораблей, гравюры, чертежи, приборы, рисунки и т.п.                                                      

 «Арифметика» Магницкого по своей сути являлась своеобразной математической энциклопедией, но­сившей ярко выраженный прикладной характер. Этот учебник положил начало принципиально новому поколению учебных книг.

Василий Никитич Татищев (1686-1750) – автор многотомной «Истории Российской», философ, составитель энциклопедического словаря «Лексикон Российский». Был создателем ряда интересных педагогических сочинений, таких как «Разговор двух приятелей о пользе наук и учи­лищ», «Духовная моему сыну», «О порядке преподавания в школах при уральских казенных заводах» и др.

В 1721 г. по его инициативе была открыта первая про­фессиональная горнозаводская школа, а затем возникла це­лая сеть подобных училищ. В г. Екатеринбурге, возникшем на базе основанного В.Н. Татищевым металлургического заво­да, была организована центральная горнозаводская школа, явившаяся своеобразным административным и методическим центром для всех подобных школ. Можно даже утверждать, что уральские профессиональные школы такого типа существовали до кон­ца XIX столетия.

В.Н. Татищев был ярким представителем светского направ­ления в русской педагогической мысли XVIII столетия. В его педагогических воззрениях деловой характер петровской эпо­хи отразился более, чем у кого-либо другого, отразилась идея практицизма и профессионализма. В сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» (1733) он одним из пер­вых поставил перед образованием сугубо светские, более того, утилитарные цели, вынося за пределы школьной жизни задачи религиозного, духовно-нравственного воспитания.

Школы, по его мнению, должны были формировать у учащихся светское сознание, воспитывать для жизненного благополучия, формируя «разумного эгоиста». В его понимании «разумный эгоизм» должен был предполагать в первую очередь осознание человеком самого себя, своего внутреннего мира, понимания, что ему во вред, а что на пользу, т.е. уметь различать добро и зло и идти по пути добра.

В «Разговоре о пользе наук и учи­лищ» В.Н. Татищев высказывал убеждение в необходимости для каждого просвещенного человека познания самого себя: внешнего, те­лесного и внутреннего, духовного, а это познание возможно только с помощью науки. Оно также помогает правильно пони­мать веру, не противоречит религии: истинная философия нуж­на для познания Бога и служит на пользу человечеству, помогая разумно управлять государством. Незнание или глупость только вредят обществу, личности, народу; от них, по мнению В.Н. Та­тищева, случаются все бедствия в государстве, народные бунты.

Сама сущность науки состоит в ее практической полезнос­ти, потому что знание - это умение различать добро и зло. Поэтому В.Н. Татищев делил все науки:

1. на нужные (до­моводство, врачевание, Закон Божий, умение владеть оружи­ем, логика, богословие); 

2. полезные (письмо, грамматика, красноречие, иностранные языки, история, генеалогия, гео­графия, ботаника, анатомия, физика, химия);       

3. «щеголь­ские» (стихотворство, живопись, музыка, танцы, верховая езда);

4. любопытные (астрология, физиогномика, хиромантия, алхимия);

5. вредные (гадания и волшебства разного рода).  

Эта, пожалуй, первая в отечественной педаго­гике классификация наук сделана В.Н. Татищевым исключи­тельно с утилитарной точки зрения, так как в ней соединены вместе и науки, и искусства, и языки, и гадания с волшеб­ством. Главное же в ней – польза или вред, которые они при­носят. С этой же точки зрения В.Н. Татищев рассматривал со­держание школьного образования.

Образование, по его мнению, должно было состоять из двух этапов: сначала– общего, затем – профессион-го (с 10 лет ребенка необходимо обучать ремеслу).

В 1725 году, уже после смерти Петра I, в Санкт-Петербурге была открыта Академия наук. При Академии были открыты университет и гимназия, которую можно считать первой в России государственной светской общеобразовательной школой.

 Вывод: Для развития педагогики и школы России большое значение имели просветительные реформы Петра I: введение гражданского алфавита, возникновение периодической прессы, выпуск светской оригинальной и переводной литературы, учреждение Академии наук, открытие первых светских государственных школ.

Петровские преобразования в сфере просвещения достаточно быстро стали давать ощутимые результаты. Подготовка профессионалов по различным специальностям способствовала процессу развития промышленности, строительству крупных предприятий, росту ремесленного производства, стимулировала внутреннюю и внешнюю торговлю в стране.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1342; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!