Тема 4. Школа и философско-педагогическая мысль в эпоху Возрождения и Реформации



Философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.)

Родиной эпохи Возрождения является Италия. В Италии по сравнению с ранним Средневековьем у человека пробудилась вера в себя, стремление знать себя. Предпосылкой к формулированию нового понимания человека стало творчество Данте (1264 – 1321), Франческо Петрарки (1304 – 1374) и др., в котором раскрывается неповторимость человека, его внутреннее богатство. 

Воспитание и образование для Возрождения имели жизненно важное значение. Гуманисты понимали, что новые идеалы войдут в жизнь с молодым поколением, воспитанным в духе этих идеалов. Поэтому вопросы воспитания и образования подрастающего поколения становятся предметом пристального внимания педагогов-гуманистов. В философско-педагогических сочинениях виднейших гуманистов формулируется цель воспитания, выделяются условия, требования, способствующие развитию гармоничной, всесторонней личности человека. Особый акцент делается на интеллектуальные, нравственные, эстетические элементы воспитания. Признание получает потребность и ценность физического воспитания подрастающего поколения. Господствующее в средние века аскетическое истощение тела может дать, по выражению Ф. Рабле, только «бесцветную, плохую и худую мысль». Поэтому гуманисты старались возродить забытое в средние века правило античной педагогики: «Здоровый дух в здоровом теле».

Сформулированные педагогами-гуманистами идеи отражались в педагогической действительности, преображая ее. Возникают новые учебные заведения, пропитанные исключительно идеями гуманизма. Пересматриваются содержание, формы, методы обучения, пишутся новые учебники и учебные пособия. Схоластическое образование уступает место грамматически- риторическому (классическому), суровая дисциплина средневековья сменяется на более мягкую и гуманную. Наступает понимание, что угрозами, розгой и наказаниями нельзя пробудить познавательную активность обучаемых. Все настойчивее звучит мысль о внимательном, бережном отношении к личности ребенка.

Философско-педагогическая мысль эпохи Возрождения наиболее ярко представлена итальянскими, немецкими и французскими учеными-гуманистами. Несомненно, их сочинения несли на себе отпечаток своеобразия развития стран, представителями которых они являлись. Так философско-педагогические труды итальянских педагогов характеризуются ярко выраженной гуманистической тенденцией. Ценность образования и воспитания в их ориентации на общечеловеческие идеалы. У немецких гуманистов усиленно проявляются демократические тенденции. Идеи о всеобщем образовании, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский «аристократический» гуманизм наполнен педагогическими идеями будущего: необходимость свободного и индивидуального воспитания, развитие женского образования, важность включения в систему воспитания физического труда.

Среди итальянских гуманистов эпохи Возрождения особенно выделяется Витторино де Фельтре (1378 – 1446), получивший славу «первого школьного учителя новейшего типа». Сын бедных родителей, Витторино, закончив Падуанский университет, был назначен профессором философии. В 1424 г. Фельтре получил приглашение в г. Мантуе быть воспитателем детей падуанского герцога Гонзаго. Так возникла знаменитая дворцовая школа В.де Фельтре, которой он отдал всю свою жизнь Для школы был предоставлен один из прекраснейших дворцов, носивший название Casa giocosa (Дом счастья). Под этим названием школа и вошла в историю. Школа представляла собой воспитательно-образовательное учреждение пансионного типа, деятельность которого была подчинена основной цели – гармоничному развитию человека, его «тела, ума и характера».

Неизменно следуя гуманистическим идеям в образовании, Витторино ядром содержания обучения делает классические языки и литературу, которые должны усваиваться в процессе самостоятельного творчества. Обучение было основано на живом общении, строилось на наглядности. Дети познавали мир путем созерцания природы, вещей, явлений. Большое значение в школе придавалось играм, физическому воспитанию. Витторино стремился выявлять индивидуальные особенности детей, способные бедные дети в его школе учились бесплатно. Он выступал против физических наказаний, очень ценил пример в воспитании.

Франсуа Рабле (1483- 1553) – исключительно неординарная личность современной ему эпохи: «Человек, который всю свою жизнь боялся, как бы его не сожгли на костре, и в то же время открыто издевался над религией и попами. Человек, восстающий против церкви и дважды вымаливающий у папы Павла III отпущение своих грехов и прощение отступничества; сначала монах, затем заклятый враг монашества и белый священник, потом врач, великий сатирик эпохи Возрождения, наконец, опять священник; энциклопедист по образованию – филолог, медик, археолог, юрист и естественник; автор, книги которого то издаются под покровительством короля, то запрещаются парламентом, но имеют громадный успех среди буржуазии того времени; писатель, в первых книгах которого бьет страстная жажда здоровой жизни, безудержное веселье и надежда на улучшение социальной жизни с помощью королевской власти, а в последних (4-й и 5-й) частях его знаменитого романа сквозит глубокое разочарование; писатель… с глубокими идеями и, в частности, с лучшими страницами мировой педагогики; крупнейший педагог, провозглашающий богом всего мира и вдохновителем всей культуры – бутылку; то вращающийся в королевском кружке, то вынужденный бежать из Франции, – таков всегда мятущийся, полный увлечений, крайних преувеличений, сомнений и противоречий – Рабле» (Е.Н. Медынский).

Педагогические идеи Ф. Рабле выразил в своем бессмертном произведении «Гаргантюа и Пантагрюэль», в котором резко осуждает средневековую школу и воспитание за ее формальный и чисто словесный характер, за схоластические методы обучения. Свои идеалы нового воспитания и обучения автор выражает, описывая воспитание героя романа: весь день распределен на систему занятий, чередующихся с играми и физическими упражнениями. Молодой юноша изучает языки: греческий, латинский, еврейский, «незнание которых непростительно для всякого, желающего слыть образованным человеком». В содержание его обучения также входила: арифметика, геометрия, астрономия, музыка, география и другие дисциплины. «Не должно быть какого-либо значительного события, – говорит Рабле, – о котором молодой человек не имел бы никакого понятия». Основной путь овладения знанием – непосредственные наблюдения молодого человека за окружающим миром. Как видно, Ф. Рабле провозглашает широко понимаемый принцип наглядности в обучении, полную связь содержания обучения и воспитания с жизнью.

Ф. Рабле развивает идею индивидуального воспитания: воспитание ведется не в школе, а путем индивидуальных занятий воспитателя с учеником. Особенное значение Рабле придает физическому воспитанию. Гаргантюа «метал копье, брус, камень, дротик, рогатину, алебарду, натягивал силою мускулов огромные самострелы, целился на глаз из мушкета, наставлял пушку, стрелял в мишень… Он плавал в глубокой воде лицом вниз, навзничь, на боку, всем корпусом, высунувши руку… он лазал, как кошка, по деревьям; охотился, прыгал, фехтовал». Нельзя не увидеть этого богатства идей, высказанных Ф. Рабле в знаменитом романе.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1199; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!