Развитие педагогических идей и школьной практики в период Реформации (начало XVI в.)



 

В начале XVI в. в Европе началось широкое движение Реформации, движение, закончившееся расколом в католической церкви, от которой навсегда отошла значительная часть христиан, принявшая название протестантов. Речь идет о могучем культурном процессе, имевшем огромное влияние на сознание людей. Социально-экономической предпосылкой Реформации стало резко обозначившееся противоречие между католической церковью и светской властью. Особенно ярко оно проявилось в Германии, сравнительно отсталой в торговом и промышленном отношении стране. Жадные взоры католической папской церкви, направленные на природные богатства отдельных немецких княжеств (например, Саксонии), были не совместимы с интересами местных князей, отстаивающих свое экономическое господство. Следствием таких отношений стали революционные вспышки крестьянства и восстание мелкого дворянства (1522).

В социокультурном плане Реформации предстояло разрешить проблему, перед которой были бессильны средние века, – взаимоотношения человека с Богом. Под влиянием реформаторских идей «нервом» новой культуры становится личность независимая, но предопределенная Богом, ответственная перед ним и своей совестью. Особо подчеркивалась роль разума, как путеводителя в понимании мирской жизни, жизни природы, но главное – в понимании Священного писания. «Отец» Реформации М. Лютер писал: «Признаю, что разум – главное из всего существующего, лучшее среди всего, принадлежащего к этой жизни, больше того – нечто божественное».

Реформация, по существу провозгласив приоритет индивидуальности человека, признала его свободомыслие, создала для него возможность самостоятельно мыслить и интерпретировать Священное писание. Вполне закономерно, что проводимые реформы отразились в первую очередь на образовательной ситуации, вызвав к жизни новые педагогические идеи и новые типы учебных заведений.

Главной целью образовательных учреждений становится религиозное воспитание: необходимо было развить в ребенке религиозное верование, возбудить чувство близости к церкви и церковным интересам. Религиозная литература и обучение языкам, необходимым для понимания ее, составили основное содержание обучения. Школы всецело были подчинены церкви или, как во многих протестантских странах, – церкви и государству. Основная идея эпохи Реформации – вечное благо человека зависит от его умения истолковывать Священное писание – воплотилась в идею всеобщего обучения. Поэтому государственные школы всецело были обязаны своим возникновением Реформации. Умение читать и понимать Священное писание в том или ином изложении и в связи с этим необходимость развивать умственные способности – все эти новые задачи требовали всеобщего обучения детей всех классов и сословий.

Под влиянием идей Возрождения и Реформации, а также в связи с развитием в Западной Европе торгово-промышленных экономических отношений, особое распространение получили латинские (городские) школы: низшие и высшие. В низших латинских школах осуществлялось элементарное обучение. Главным предметом был латинский язык: дети учились читать по-латыни, учили молитвы, на латинском языке читали Библию.

Программа высшей латинской школы была сложнее и базировалась на разработанном Ф. Меланхтоном «Саксонском учебном плане» (1528). Согласно плану, школа состояла из 3 классов: в первом учили читать по-латыни, писать, молитвам и пению; во втором классе проходили латинскую грамматику, читали басни Эзопа на латинском языке, заучивали наизусть стихотворения, проходили катехизис; в третьем классе (большей частью отсутствовал) читали римских поэтов Виргилия и Овидия, речи и письма Цицерона, продолжали изучение латинской грамматики.

Этот тип школ, дававший умение читать и писать на языке богослужения, а также использующийся в государственном управлении и торговле, получил настолько широкое распространение, что, например, только в Германии XVI столетия насчитывалось 343 латинских школы, т.е. на 10 000 чел. одна школа. Из таких латинских школ постепенно развилась средняя классическая школа – гимназия, существовавшая без значительных изменений вплоть до конца XIX в.

Первые гимназии появились в Германии. Многие немецкие латинские школы в 20-е г. XVI в. стали преобразовываться в новый тип учебных заведений – гимназии. Наибольшим влиянием пользовалась созданная в 1537 г. в Страсбурге гимназия И. Штурма (1507 – 1589). По замыслу Иоганна Штурма гимназия представлялась тем типом учебного заведения, которое объединяло все ступени образования. В 1621 г. на базе неё был образован один из лучших университетов Германии – Страсбургский университет.

Организационно гимназия И. Штурма разделялась на 10 ступеней (классов), распределенных соответственно на 10 лет. Для каждого класса была определена программа, содержание которой всецело включало классические языки и литературу. Поскольку в изучаемый период не существовало более тщательно разработанной программы, приведем ее содержание полностью:

10 класс: алфавит, чтение, письмо, латинские склонения и спряжения, катехизис на латинском или немецком языке.

9 класс: склонение и спряжение, латинский язык в терминах повседневной жизни, неправильные латинские формы.

…..

2 класс: греческие ораторы и поэты, диалектика и риторика, представление драм Аристофана, Эврипида и Софокла, в дополнение к Плавту и Теренцию.

1 класс: диалектика и риторика, Вергилий, Гораций, Гомер, Фукидид, Саллюстий, послания ап. Павла.

Разработанная Штурмом программа ярко иллюстрирует тенденции, складывающиеся в педагогической теории и практике изучаемого периода. Гуманизм как прогрессивная движущая сила в образовании, во 2-й половине XVI в. вырождается в сухое, формальное изучение классических языков: греческий и латинский язык и литература изучаются скорее формально, нежели с позиций содержания. Главным в обучении признается безукоризненное следование стилю Цицерона с сознательным сохранением его ошибок, составление речей для публичных выступлений, состоящих исключительно из фраз классических ораторов и поэтов, и т.п. Важнейшим средством достижения цели были разнообразные упражнения – imifatio, т.е. подражание.

Несмотря на высокий образовательный авторитет гимназии, в ней не изучались география, математика, история, естествознание, физика. Проучившись 10 лет в гимназии Штурма, юноши выходили арифметически безграмотными настолько, что не могли отыскивать нужной им страницы в книге.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!