Хан Абылай как политический и государственный деятель.



 Выдающийся государственный дея­тель, храбрый полководец и даль­новидный политик. Абылай известен также как талантливый кюйши, который хорошо знал и любил фольклор казахского народа. АБЫЛАЙ, Абилмансур (1711 (в русских источниках — 1713) — 23.05.1781) — крупный государственный деятель, полководец, дипломат. Потомок Жангир-хана в пятом поколении. Рос храбрым, сметливым и умным, с юных лет познал тяготы жизни. В годы «Ақтабан шубырынды» («Годы Великого бедствия»), оставшись сиротой, нашел приют у Толе би, который поручил ему пасти своих верблюдов. По сведениям Бухар жырау, Умбетей жырау и других представителей устного творчества, Абылай уже в молодости стал известным воином. В сражениях 1730 — 1740 годов против джунгар Абылай обрел славу батыра, неся сокрушительные удары джунгарским захватчикам. В одном из сражений Абылай убил Шарыша сына (в некоторых источниках — зятя) джунгарского хунтайджи Галдан-Цэрэна. После победного боя стал султаном Среднего жуза. Все называли его Абылаем в честь деда

Абылай был крупной исторической личностью, сумевшей диктовать политику добрых, мирных взаимоотношений с соседними странами. При этом, конечно же, на первом плане видится его преданность своему народу, служению которому он посвятил всю свою жизнь.
В деле защиты родной земли от внешних врагов Абылай был не одинок. Он собрал вокруг себя целую когорту батыров и организовал многотысячное войско. Его советниками были знаменитые бии того времени - Толе би из Старшего жуза, Казыбек би - из Среднего жуза, Айтеке би - из Младшего жуза, ясновидец Бухар жырау, который постоянно находился рядом с ним. Абылай сумел заслужить любовь своих приверженцев и уважение противников. Во время правления Абылай-хана, впервые за долгое время между казахами и калмыками было достигнуто соглашение о мире, которого хан добился, находясь в плену у последних. Победоносные военные походы повысили его авторитет, а его имя стало легендарным. Его храбрость, отвага и ловкость воспеваются в многочисленных героических песнях и поэмах.
В немалой степени этому способствовали и личные качества хана. Абылай имел хорошее мусульманское образование. Он совершенствовал законы ханов Касыма и Есима, сохранившие свою силу до принятия «Жеті жарѓы» и внес множество изменений в существующее законодательство.
Хан успешно решал также и экономические проблемы. Достаточно знакомый с хозяйственной жизнью России и государств Средней Азии, Абылай поощрял развитие земледелия. Будучи одаренным человеком, он многое сделал для развития самобытной материальной и духовной культуры своего народа, был большим почитателем народной музыки, сам создал несколько кюев, к сожалению, не сохранившихся. Как покровитель народной культуры, он поддерживал поэтов, музыкантов-импровизаторов. Такие деятели казахской культуры той эпохи, как поэт Татикара, жырау Умбетей в своих произведениях прославляли его мудрость и величие.

Активизация переселения на казахские земли русских крестьян и представителей европейских народов из центральной России, проведение экспедиционно-исследовательских работ.

на территории Казахстана к концу XIX века появляются и представители других народов. Наиболее крупной диаспорой, прибывшей из европейской части России, были мордвины. В 1897 году их численность составила почти 12 тысяч человек. Они в основном расселились в Кокчетавском и Петропавловском уездах Акмолинской области и Кустанайском уезде Тургайской области. Со временем они подверглись постепенной ассимиляции русским населением.

Практически во всех городах Казахстана появляются евреи. Компактное их расселение было в Акмолинской и Сырдарьин-ской областях. Ограничение в выборе рода занятий и еврейские погромы в европейской части России привели к некоторому увеличению их численности в городах Казахстана к ХХ веку — свыше 1,6 тыс. человек.

В начале XX века в казахские степи небольшими группами стали прибывать болгары из Украины и Бессарабии. Они были вынуждены переселяться из-за заметной земельной тесноты в местах прежнего проживания. В 1908—1910 годах первые болгарские переселенцы основали села Разумовка и Андрияновка в Павлодарском уезде Семипалатинской области и Болгарка в Актюбинском уезде Тургайской области. На рубеже XIX—XX веков на территории Казахстана стали появляться группы болгар, которые работали на сезонной основе. В частности, в летнее время около города Кустанай они занимались чигирным огородничеством. Земли они арендовали у местного населения. При помощи чигирей они поднимали воду и подавали ее самотеком на поля. Такие огороды давали богатые урожаи.

 

По результатам Всеобщей переписи населения Российской империи 1897 года, в Казахстане проживали узбеки (29,5 тысяч), туркмены (2,8 тысяч), башкиры (2,6 тысяч), калмыки (997), таджики (987). Небольшие группы эстонцев (375) появились на территории Акмолинской области.

 

В целом, между казахами и переселенцами складывались мирные отношения.

 

«В физическом отношении крестьяне-старожилы имеют много общих

черт с казаками. Отличает с виду крестьянина скорее костюм. Киргизский халат, который носит большинство казаков, на крестьянине можно увидеть разве изредка. Отношения между казаками и крестьянами не близки; случаи родства довольно редки. Раскольничьи деревни живут совершенно обособленно, своим миром.

 

Малороссы (Харьковской, Полтавской, Киевской и других губерний) поселились за последние годы главным образом в южных степных уездах - Акмолинском и Атбасарском. Их деревни можно сразу узнать по белым саманным (сырцового кирпича) хатам с соломенными крышами... С великорусами селятся они только в крайности, предпочитая отдельные поселения.

 

Немцы-колонисты (менониты, баптисты и др.), а также эсты и латыши появились в Акмолинской области лишь в 90-х годах XIX века; часть их живет на арендованных участках близ Омска, другая - в Акмолинском у. на надельной земле (пос. Преображенский, Романовский, Канкринский), как и крестьяне. Занимаются они земледелием. С русским населением не имеют близких отношений. В п. Романовском отношения были настолько враждебны, что дело не обходилось без вооруженных столкновений, и администрация впоследствии совершенно отделила русских на новый участок. Поляки, евреи, бухарцы, сарты живут исключительно по городам; последние занимаются торговлей и другими коммерческими предприятиями. Башкиры и калмыки иногда живут в деревнях Уральской и Тургайской областей, где ведут хозяйство.».

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3160; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!