Июльский Всеказахский съезд и решение об образовании партии Алаш. Программа партии.



​В июле 1917 г. в Оренбурге состоялся Первый Всеказахский съезд, на котором рассматривались вопросы государственного управления, автономии, участия в Учредительном собрании, образования политической партии, земельный, о народной милиции, образовании, суде и другие вопросы. Главным решением съезда было: отстаивать право казахов на территориально-национальную автономию в составе «демократической, парламентской и федеративной Российской республики». Знаменательной вехой на съезде было то, что на съезде был решен вопрос об образовании партии «Алаш». Организаторами партии «Алаш» стали Алихан Бокейханов, Ахмет Байтурсынов, Халел Досмухамедов и другие представители казахской интеллигенции либерально-демократического направления, а она представляла из себя общеказахскую национально-демократическую организацию. В партию вошли также представители научной и творческой интеллигенции: М. Тынышпаев, М. Жумабаев, Ш. Кудайбердиев и др. В партию «Алаш» входили представители различных слоев казахского общества. Лидеры «Алаша» и вся партия в целом не приняли Октябрьскую революцию. Они объединились под лозунгом «Освобождение казахского народа из-под колониального ига!». Главными программными задачами партии провозглашались: а) освобождение страны от колониального порабощения; б) выведение казахского общества из средневекового состояния и вхождение в сообщество цивилизованных стран; в) осуществление коренных изменений в социально-экономической и общественно-политической жизни казахского общества. Партия «Алаш» требовала принятия законов о признании земли собственностью казахов и об открытии школ и университетов с родным языком обучения, выступала за ограничение процесса переселения крестьян в Казахский край, предоставление прав свободы и равенства беднякам. Такая программа обеспечила партии «Алаш» широкую популярность.

Укажите основные направления развития культуры в Казахстане (1917-1940 гг.). Формирование казахской советской интеллигенций.

В начале 20-х годов по всему советскому союзу началась борьба с безграмотностью, коснувшаяся всех в возрасте от 8 до 50 лет. Обучение грамоте на казахском языке осуществлялось на основе арабского алфавита, в 1928 году было принято решение о переводе на новый, латинский алфавит. В 1930 году было введено всеобщее начальное образование. Большое развитие получила система среднего специального образования- двухгодичные учительские и педагогические институты в Караганде, Уральске, Семипалатинске, Чимкенте и др., музыкально-драматический техникум, сельхозтехникумы, медтехникумы и др. Начала развиваться система высшего образования Казахстана. В 1928 году открылся первый вуз – Казахский государственный педагогический институт (в 1935 году ему было присвоено имя Абая), в 1929 - Алматинский зооветеринарный институт, в 1930 - Казахский сельскохозяйственный, В 1935 году была издана «История Казахстана с древнейших времен» профессора Асфендиярова С. Одной из неотложных задач стала ликвидация массовой неграмотности трудящихся. В 1924 году в Казахской ССР возникло «Общество долой неграмотность». В декабре 1931 года было введено всеобщее обязательное обучение неграмотного населения в возрасте от 15 до 50 лет. Особое внимание уделялось охвату школой девушек-казашек, а также девушек других восточных национальностей, для которых были открыты специальные школы в Чимкенте. Алма-Ате, Туркестане, Урде. В 1930-1931 учебном году был введен всеобуч в оседлых районах, весной 1931 года - в районах с            кочевым населением. Повсеместно создавались общественные фонды по всеобучу. Активными    участниками преодоления неграмотности среди взрослого населения были комсомольцы. По    инициативе комсомольцев в 1928 году начался Всеказахстанский культурный поход, ставший     формой ликвидация неграмотности. В конце 20-х голов была осуществлена реформа казахской письменности. Она была переведена с        арабской графики на латинскую, а через 10 лет - с латинской на кириллицу. В результате реформы             казахской письменности казахи были искусственно оторваны от литературного наследия, которое     было создано народами Центральной Азии. Города Риддер,Аулие-Ата,Шымкентбылигородамисплошнойграмотности.К1939годуграмотность       населения республики достигла 65%, а среди казахов - 40%. Задачу полного искоренения       неграмотности удалось выполнить в конце 50-х годов. Нелегким и длительным был процесс использования старой ин​теллигенции, переход ее на позиции       социализма. 4 апреля 1919 г. ВЦИК объявил амнистию лидерам партии «Алаш» и правительства        «Алаш-Орда». Возвращению старой интеллигенции к работе по специальности благоприятствовали    также наступлениение долгождан​ного мира, введение нэпа, успешное преодоление последствий    двух войн. Тактичное, деловое отношение к старым специалистам, работни​кам умственного труда      вообще стало нарушаться с приходом Ф.И. Голощекина в 1925 г. к руководству краевой партийной         организа​цией. На III пленуме Казкрайкома ВКП(б) 1926 г. резкойкритикеподверглисьА.Букейханов,        А. Байтурсынов, М. Дулатов, С. Менде-шев, Ж. Аймаутов, С. Ходжанов и др. Вскоре критика         переросла в открытые гонения и репрессии против интеллигенции. 

Эволюция становления национальной идеи, национальной государственности в эпоху социальных революций начала ХХ в. Решение ЮНЕСКО о праздновании 150-летия со дня рождения лидера движения «Алаш» А.Н.Букейханова.

 ​Глава государства в своих выступлениях не раз подчеркивал неприемлемость таких идейных течений, как национализм и шовинизм. В связи с этим в 1992 году была обнародована “Стратегия становления и развития Казахстана как суверенного государства”. В принятой 28 января 1993 г. Конституции была закреплена норма, предполагающая развитие идеологического плюрализма. В этом же году подготовлена и озвучена Президентом страны Н.А.

Назарбаевым концепция “Идейная консолидация общества — как условие прогресса Казахстана”, в которой были выделены следующие цели направления в этой области. 1. Обеспечение стабильности и межнационального согласия как непременного политического условия успешного осуществления реформ. 2. Развитие общества, обеспечивающего достаточный уровень благосостояния всех граждан. 3. Развитие этнической самобытности и сохранение национально-культурного многообразия Казахстана. 4. Углубление демократических преобразований, обеспечение плюрализма в политике. С 1994 года вектор дискуссии по поводу идеологии Казахстана сместился в другую сторону. Главной точкой споров стала объединяющая идея, также выяснение основных ее целей. Если раньше призывы к миру и согласию были нацелены на сохранение стабильности, то теперь они приобрели наступательный характер, оформились в мировоззрение, которое должно стать общенациональной идеей. Но несмотря на ряд неудач в попытке сформулировать основные принципы новой идеологии в республике были определены ключевые ценности, на которых могла бы базироваться политическая идеология. Это демократические ценности — права и свободы человека, правовое государство, многопартийность, плюрализм, гибкая социальная политика в сочетании с рыночной экономикой, патриотизм. Для решения этих вопросов и ряда других проблем, обозначившихся в духовной сфере, был создан Национальный Совет по государственной политике при Президенте Республики Казахстан, функционировавший на постоянной основе как консультативно-совещательный орган при главе государства, осуществлявший выработку концептуальных основ государственной политики. В работе Совета на общественных началах участвовали известные ученые, писатели, политики республики. В октябре 1998 года Президентом Н.Назарбаевым была озвучена стратегия развития Казахстана до 2030 года. В ней есть попытка осмысления и определения роли государства в решении экономических, социальных, политических, идеологических проблем. Особое внимание уделяется трансформации массового сознания, где основной упор делается на молодое поколение, благодаря их высокой степени адаптированности к новым условиям. В январе 2001 года глава государства выдвинул пять принципов национальной идеи — равенство многонационального народа Казахстана, образующим этносом является казахский народ, религиозная идентичность народов, воспитание законопослушания у граждан, развитие среднего и малого бизнеса. Главная задача состоит в том, чтобы вдохнуть уверенность народу, дать возможность гражданам государства реализовать огромный созидательный, творческий потенциал. 38-я сессия Генеральной конференции ЮНЕСКО, состоявшаяся с 2 по 18 ноября текущего года в Париже, формально одобрила рекомендацию своего Исполнительного совета о том, чтобы в 2016 году ЮНЕСКО приняла участие в мероприятиях по случаю «150-летия со дня рождения государственного и общественного деятеля, ученого Алихана Букейхана».​ ​выдающийся государственный и общественный деятель, основоположник, идеолог и лидер национально-освободительного движения «Алаш» начала ХХ века, выдающийся ученый-историк, этнограф, литературовед, юрист, экономист, агроном, публицист. 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 5782; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!