Завершение образования казахской народности. Этноним «казах». Жузы и их территория.



Монгольское завоевание оказало в целом большое влияние на ход этнических процессов на территории Казахстана. Оно явилось важнейшим политическим фактором, качественно изменившим ход развития этносов в регионе, открыло пути к сложению новых этносоци-альных общностей. Прежний эволюционный путь сложения упомянутых выше крупных раннефеодальных народностей на территории Казахстана был прерван. Изменились в этническом плане многие стороны жизнедеятельности местного населения, в частности, претерпели изменения этнический состав населения, формы его этносо-циальной организации, социально-экономические условия его жизни и т. д.
Вовлеченные в завоевательные походы, кочевники из восточной части Дешт-и Кыпчака не всегда возвращались на прежние места обитания, они оставались в новых завоеванных краях (Поволжье, Булгария, Южная Русь). Часть кыпчаков под давлением монголов переместилась в другие районы, в пределы Северного Казахстана, Западной Сибири. Туда же ушли найманы, ксреиты. Это вело к уменьшению численности населения в их коренных.землях, ослаблению хозяйственного потенциала. Особенно сильно монгольское завоевание нарушило сложившуюся этнополитичсскую структуру в Семиречье. Бывшее городское и сельское население частью рассеялось, ушло в другие места, частью изменило тип хозяйства. Захват монголами лучших пастбищ, особенно в Восточном Казахстане и Семиречье, неизбежно вел к вытеснению с них коренного населения, а раздел монгольской знатью захваченной ими территории на улусы разобщал этнически родственные группы. Выше были отмечены аналогичные изменения в Южном Казахстане. С образованием Монгольской империи и формированием улусов ускорился процесс интеграции племен и народов, как ранее обитавших на этой территории, так и мигрировавших с востока. Новые общественные структуры, феодальныедержания, улусы также сушест-венно изменили этническую карту региона. Распределив местное население по “тысячам” и “туменам”, раздробив кочевые племена между уделами и улусами, монголы смешали население, переместили крупные его массивы на новые места обитания. Замена близкородственных связей территориальными содействовала ускорению процесса консолидации кочевого населения в народность. В западной части Золотой Орды этот процесс протекал быстрее, чем в восточной, на территории Казахстана, в связи с более благоприятными экономическими условиями — в части соотношения оседлых и кочевых зон, сохранения старых и строительства новых городов — и более интенсивным социальным развитием золотоордынского общества.

С установлением монгольского господства на территории Казахстана сложились особо трудные условия для этнополитического развития местного населения, из-за исключительно неблагоприятных социально-экономических его последствий. Сокращение ареала городской и земледельческой культуры в монгольскую эпоху в силу сложившихся экономичсскихусловии, неспособствовавшихсе выживанию, усиление удельного веса кочевого скотоводческого сектора хозяйства, замедление социального развития, одним из основных проявлений которого было закрепление пережиточныхформ общественной организации,— все это сильно повлияло на ход этнических процессов. Разрушение экономики привело к разрыву хозяйственных связей, что тормозило этническое сплочение. Но постепенно восстанавливалась хозяйственная жизнь. Стали возрождаться города на юге Казахстана, очаги земледелия в былых зонах оседлой культуры, расширялся товарообмен, восстанавливались хозяйственные контакты населения различных областей, что обеспечивало взаимообщение племен, племенных объединений, других этнополитических групп. Эти процессы связаны с историей образования и укрепления государств Ак-Орды, ханства Абулхайр-хана, Ногайской Орды и Могулистана.
О происхождении слова "казах”. Многие ученые связывают слово казах с названием сакского племени, жившего в VII—IV вв. до н.э. Название этого племени упоминается в древнегреческих и персидских источниках. В них говорится о том, из скольких родов оно состоит, где расположено. Описываются традиции, обычаи, одежда представителей племени.

Ученые предполагают, что этноним "казах” — это производное от названий родов: "сак”, "кас-пи”, "кас”, "каз”, "хаз”, "аз”, "ка-сак”. По предположению академика Н.Я. Мара и чешского ученого Б. Грозного, название произошло от слов "касак” и "кесек”. Это мнение поддерживали академик А.Х. Маргулан, историк М. Ахинжанов, писатель С. Муканов, русские ученые.

А.Х. Маргулан ссылается на то, что до сих пор в Младшем жузе имеются небольшие племена: "казар-уг” и "бери-шилик”. Русский ученый А.Н. Бернштам, долго изучавший историю происхождения казахов, сравнивая данные археологических раскопок с фактами письменной литературы, приходит к выводу, что слово "казах” произошло от объединения названий прикаспийских и сакских племен. По мнению ученого-этнолога А. Абдрахманова, название произошло от слияния двух слов: "каз” и "or” (ок). "Ог” — в древнетюркском языке означает "род, племя”. В таком случае, "каз-ог” — это "племена казов”.

— слово "казах” образовалось от объединенного названия племен "кас” (каспи) и "сак”; это название племени;

— слово "казах” означает "вольный человек”.

Известный ученый, специалист по тюркскому языку, академик В.В. Радлов считал, что слово "казах” означает "вольный, независимый человек”. Это мнение разделял и ученый А.Н. Самойлович. Ш. Кудай- бердиев, поддерживая эту идею, добавляет, что слово "казах” означает "вольный, независимый народ, ставший свободной страной”. Действительно, до присоединения к России Казахстан был свободной, вольной, независимой страной.

Казахский ученый Чокан Валиханов писал, что слово "казах”— очень уважительное и священное, означающее "сильный, крепкий, вдохновенный”. Вышеупомянутый Ибн Рузбихан в своих записях XVI в. приводит следующие свидетельства: "Казахи стали известны везде своим бесстрашием, героизмом, огромной силой. Об их безмерной смелости написано на многих языках, таких, как арабский”.

Казахская народность изначально складывалась в рамках трех жузов. Процесс сложения казахской народности сопровождался формированием этнической территории. В силу реалий кочевого образа жизни, меридиональными маршрутами кочевок на территории Казахстана возникли три жуза – Старший, Средний и Младший. Что же такое жуз? Жуз – крупное племенное объединение, принадлежавшее к казахской народности и населявшее часть обще казахской территории, определенную исторической традицией. Точное время и механизм образования жузов не установлены.

Старший жуз занимал территорию Жетысу, южного Казахстана до среднего теченияСырдарьи, включая территорию долины реки Или, предгорья Джунгарского, Заилийского и Киргизского Алатау, Каратауского хребта, междуречье Чу и Таласа. Основные племенные единицы Старшего жуза: жалаир, ошакты, дулат, канлы, шанышкылы, албан, суан, уйсун, сргели, ысты.

Средний жуз занимал территорию северо-восточного, центрального, части юго-восточного Казахстана. На юге границы Среднего жуза шли по реке Сырдарья, по северу Балхаша до Зайсана и Тарбагатайского хребта. С востока на запад граница жуза шла от западного Алтая и Трабагатая через бассейны рек Тобол, Иргиз, Торгай до Мугоджарских гор. Основные племена Среднего жуза: аргын, найман, кипчак, керей, уак, таракты, конрат. Самой крупной и влиятельной группой были аргыны.

Младший жуз занимал территорию Западного Казахстана между Каспийским и Аральским морями, захватывая полуостров Мангышлак, северную часть плато Устюрт, долины рек Эмба, Орь, Илек, Урал, часть Сырдарьинского бассейна. Основные племена Младшего жуза были объединены в три поколения алимулы, байулы и жетыру.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 3525; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!