Хозяйство и быт Казахского народа в 16-17 веках
Основным хозяйством казахов было скотоводство. Они давали питание, одежду, жилище, транспорт, был средством обмена с соседними народами. В основном разводили овец, лошадей и верблюдов.
Они пасли скот в пастбищах. Казахи делили на четыре типа сезонных пастбищ: зимние — қыстау, весенние — көктеу, летние — жайлау, осенние — күзеу. Они жили в юртах, а зимовали в домах построенных из камня. Так же занимались охотой. Они охотились с ловкими птицами — ястребами, беркутами, соколами и с борзыми собаками.
На территории Южного Казахстана, Семиречье, в районах Сырдарьи, Арыси, Чу, Таласа занимались земледелием. В основном выращивались пшеница, ячмень, просо. Земледелием в основном занимались бедные люди, которые не имели возможность кочевать.
Со временем в казахских степях начали развиваться города. Город Сыгнак выделялся тем, что находился на границе сырдарьинской долины и кочевой степи. Туркестан был крупным политическим, экономическим, культурным центром. Он был некоторое время столицей Казахского ханства. В этом городе расположен Мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи, так же мавзолеи ханов Есима, Жангира.
Так же городах Отрар, Сайрам, Сузак, Сауран жили много людей. Города имели по квартальную застройку, в каждом квартале насчитывалось от 6 до 15 домов. Часть города занимали здания и места общественного пользования — мечети, бани, площади, базары, которым отводилась примерно одна четверть всей площади. Существовали ремесленные кварталы. Деньги в основном чеканились в Туркестане и Ташкенте, это были медные динары, серебряные тенга.
|
|
Города хорошо развивались благодаря торговле. В большие городе приезжали кочевники продавали или обменивали свое продукты (кымыз, шубат, айран, курт, кожи и шкуры животных, шерсть, молоко) на свои нужны. Через города Туркестан, Отрар, Сузак, Карачук, Сайран, Сыгнак проходили караванные пути.
В городах развивались разные виды ремесла: кузнечное, ювелирное, слесарное, горное, кожевенное, портняжное, сапожное. Были резчики по дереву, мастера по изготовлению изделий из меди, седел, конского снаряжения, оружия, воинских доспехов. Были плотники — балташы, столяры, они делали повозки, детали юрт и т. п.
Военные орудие играли важную роль. Мужчины были обязаны собой носить оружие. Если мужчина приходил без оружия на собрания, то не имел права голоса и младшие имели права не уступать им места.
Вопросы к конспектам
В 13 веке Сыгнак был столицей:
В XVI Сыгнак был столицей:
Второе название города Отырар:
Как называется летний головной убор мужчин:
На каком языке написан «Кодекс куманикус»
На сколько пастбищ делили кочевники сезон:
|
|
Первая стрижка скота происходила:
Сколько месяцев проводили кочевники в зимовках:
Цена женского головного убора, украшенных драгоценностями была равно одной :
Юрта:
Культура Казахского народа
Казахское ханство объединило множество племен. В результате у народа была очень богатая материальная и духовная культура.
В народе праздновали очень много событии в жизни человека начиная с рождения. Так же на праздниках играли различные игры: байге – скачки; курес - борьба джигитов-силачей; сайыс -борьба всадников, которые должны свалить с седла друг друга;
С приходом весны праздновали наурыз (день нового года). Так устраивали состязание акынов – импровизаторов. Это называется – айтыс.
Ислам был основным религиям, но несмотря на это среди народа все еще было распространено шаманизм и культ Тенгри.
Изучая звезды казахи уже с древних времен знали календарь. Когда приближается весна или осень, время для вспахивание земли. Хорошо определять расположение урочищ, колодцев, пастбищ.
В одежде отразился образ жизни казахов. Казахи жили в двух видах дома: первое – юрта. В них жили в теплые летом и весной. Второе – дома из глины и камня. В них они зимовали.
|
|
Кроме юрт кочевники жили в куйме, они были на двух колёсах.
Для изготовления ткани использовали овечью и верблюжью шерсть. Пищу тоже готовили преимущественно из животного мяса и молока.
Блюдо из вареного мяса называли просто — ет (мясо) или ас (но не бесбармак). Из молока готовили разнообразные кисломолочные напитки и продукты: айран, қатық, қаймақ, сарымай, құрт, ирiмшiк, сүзбе, шалап, көже (тары көже, бидай көже, жүгерi көже и т. п.), из кобыльего молока — қымыз, из верблюжьего — шұбат.
Казахи носили камзол, бешмет, платье — койлек, шаровары — шалбар. Зимой надевали тулуп — тон, шубу — күпi, от дождя их защищал войлочный плащ — кебенек (его образцы до наших дней не сохранились). На ногах носили сапоги — саптама, ичиги — мәсі, войлочные чулки — байпак, кожаные калоши — кебiс, сандалии — шоқай. Широко использовались пояса, пряжки, бляхи, ремни — белдік, белбеу. высокий войлочный головной убор — қалпақ., а также остроконечный женский головной убор — саукеле, так же носили на голове треух — тымақ, бөрiк с меховой опушкой, тюбетейку — тақия на твердой основе, вышитую, украшенную жемчугом, бусами, кораллами, перьями совы — үкi (филин), кимешек — женский головной убор из белой материи с вырезом для лица.
|
|
Вопросы к конспектам
До какого века существовал Отырар:
Знаменитый Жиембет би Младшего жуза, участвовал в подавлении мятежа хана:
К какому веку относятся знаменитые казахские акыны и жырау – Доспамбет и Жиембет:
Какая религия распространялась среди казахского народа после образование Казахского ханства:
Какой вид поклонения соблюдались в похоронных обрядах казахов в XV-XVII веках:
Кого историк Ибн Рузбихан назвал из всех этнополитических общностей, самыми многочисленными и воинственными:
Кто подарил свою произведению «Сборник летописей» Борису Годунову:
Назовите второе название Сергиополья:
Назовите национальный напиток казахов, который готовили(-ят) из кобыльего молока:
Назовите поэтов XVIII века, которые воспевали хана Абылая в своих произведениях:
Обычаи Казахского народа
В 16-17 вв. в казахских степях хорошо развивалась устная и письменная литература. Акыны – были представители поэтами-импровизаторами, а жырау – сказителями. Кпрме того существует народные песни, поговорки и пословицы. Имена жырау дошли до нас благодаря народным преданиям и немногим песням, до нашего времени. Нередко жырау являлись видными политическими деятелями, советниками ханов, главами родов, военачальниками.
Известный казахский жырау того периода – Асан Кайгы. Асан в своих песнях призывал народ к единству, верности заветам предков, жил во время правления Жанибека хана.
Казтуган Суюншиулы - его песни образец кочевнической поэзии, наполненной особым отношением к природе, воинские подвиги, выступал за объединение степных племен под властью казахских ханов.
Доспанбет жырау - воспевал о походах и подвигах, чести и долге воина. Доспанбет жырау погиб в бою под городом Астрахань.
Актамберды жырау – он был известен уже с юных лет в казахском степи. Участвовал в войне против джунгар и воспевал подвиги казахских батыров.
Умбетей Тулеулы - участвовал в войне против джунгар и воспевал подвиги казахских батыров, о жизне простого казахскго народа. Большую часть своего творчества посвятил Богенбай батыру.
Бухар жырау Калкаманулы – жил во время правления Тауке хана. Так же он был советником хана Абылая и главным идеологом его борьбы за укрепление Казахского ханства. Большинство его трудов посвящены единству государства, защите его от внешних врагов.
Жизнь казахского народа отражена в их музыкальном искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбыра, қобыз, сыбызғы.
Так же использовали шертер, сазген, данғыра, дабыл, дауылпаз, шындауыл, уiлдек, керней, дудыға, тоқылдык:, асатаяқ, туяқтас, адырна, сырнай, ауыз сырнай, үшқуруқ, жетiген.
В период позднего средневековья, в XVI-XVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.
Вопросы к конспектам
В каком веке начали появляться исторические произведения на казахском языке:
Как казахи хоронили усопших согласно исламской религии:
Как называется полушубок из шкуры молодых жеребят:
Как называлась мягкая обувь из козьей кожи:
Сколько времени жена покойного ходила в черном платке и соблюдала траур:
Укажите английского купца, который писал, что казахи являются народом «магометанской веры»:
Укажите напиток, который готовили из верблюжьего молока:
Укажите напиток, который готовили из кобыльего молока:
Что делали с конем умершего согласно казахским обычаем:
Что такое аластау:
Исторические труды 16-17 вв.
Мухаммед Хайдар Дулати в 1541-1546 годах в Кашмире написал свое произведение “Та’рих-и-Рашиди” на персидском языке, по сей день считающегося летописью истории Казахских племен и государства Могулистан. Оно считается одним из бесценных произведений.
Один из предков Мухаммеда Хайдара Дулати Поладшы Дулати был правителем в Жетысу. Он является его седьмым потомком. Он хорошо знал арабский и персидские языки.
Так же он изучал работы Жамал Карши, Рашид ад-Дин, Жувейни, Абдиразак Самаркани. Их работы стали основами его исторического труда.
Утемиш-Хаджи написал свой труд «Чингиз-наме» в середине 16 века. В нем рассказывается история улуса Джучи. Известно, что единственная полная рукопись была в личной библиотеке башкирского историка А.З.В. Валиди (Тогана).
В 40-годы 16 века Масуд ибн Усман Кухистани написал свой труд “Тарих-и-Абулхайр- хани”. В нем рассказывается история узбекскгого хана Абулхайра.
Шах Махмуд Шорас в своем труде “Хроника” рассказывает исторические факты об казахских ханах Буйдаш, Хакназар, Тауекел, Есим и Жангир.
Во второй половине 17 века Абулгазы Бахадур хан написал свой труд «Летопись Туркменов». В нем говориться начиная с Тюркской эпохи до потомков Чингизхана. Оно охватывает важные исторические событие, которые происходили в Средней Азии, Казахстане, Дальнем Востоке.
Кадыр Али Джалаир во время пребывание в заключении написал исторический трактат «Джами ат-таварих» (Сборник летописей). Он подарил свой труд русскому царю Борису Годунову и попросил об помиловании.
В труде рассказывается о кочевой жизни казахов, оби х городах и городских культурах. Об Казахском ханстве и ханах. Внешняя и внутренняя политика в Казахском ханстве. Об их законах и нормах жизни.
Вопросы к конспектам
В каком году Абулгази Бахадур попал в плен и был сослан в Иран:
В книге «Шынгыснаме» говорится об истории династии:
Кадыргали Жалаири свое произведение «Сборник летописей» передал русскому царю:
На каком языке был написан научный труд «Тарих-и-Рашиди»:
Назовите автора произведения «Шежире-и тюрк», который был написан в XVII веке:
Сколько лет Хайдар Дулати был правителем Кашмира:
Укажите автора книги «Сборник летописей»:
Укажите автора книги «Шежире-и тюрк» («Тюркская родословная»):
Укажите произведение Масуд ибн Усман Кухистани:
Шах-Махмуд Чорас является автором книги:
Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 2351; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!