Развитие культуры Казахстана в 14-15 веках



В зависимости каким хозяйством занимается народ соответственна развивалась подходящая культура. Кочевые племена жили в юртах, так же у них было куйме. Тоже передвижное жилище на двух колесах.

Земледельцы жили в жомах построенные из дерева, глины, камня. Одежду изготавливали из шерсти, шкур животных.

Зимой мужчины носили теплые тымаки из шкур зверей. Летом мужчины носили колпаки из тонкой белой кошмы. Женская одежда шилась из тканей разных видов и цветов.

Основным едой скотоводов были мясо, молоко, масло, кумыс, шубат и т.д. О том, как кыпчаки получали масло из молока, готовили курт и кумыс, писали в XIII в. европейские путешественники. В. Рубрук писал, как кыпчаки предложили ему кислый молочный напиток и называли его «айран».

Караваны проходящих через Великий Шелковый путь спасобствало развитию разных культур на территории Казахстана.

Местное население продавала или обменивала продукты, шкуры и кожи животных на свой нужды.

Племена и роды устно передавали рассказы, легенды и мифы («Сказание о Солнце», «Полярная звезда и Большая медведица»), сказки («Куламерген - Жоямерген», «Батыр Жетим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем»), поэмы о батырах (батырах Ер-Таргын, Орак-Мамай, Ер-Косай).

Основным устных творчеством занимались жырау. В истории Казахстана известно много жырауов (Котан, Сыпыра-Жырау, Асан-кайгы) и их произведение.

В XIV-XV вв. на территории Казахстана развивалась письменная литература. «Кодекс куманикус» был написан на кыпчакском языке.

Так же есть известные те времена поэмы, как «Мухаббатнаме», Кутба «Хосров и Ширин», Дурбека «Жусуп Злиха Абдрахмана Жами «Жусуп-Злиха».

На территории Казахстана было много веровании начиная с культа поклонению огня и природы до Исламской религии. Несмотря на распространения Ислама среди народа все еще было сохранено некоторые признаки шаманизма.

Вопросы к конспектам

В XIV–XV веках стала развиваться письменная литература. На каком языке они были написаны:

Как называются купольные жерди юрты:

Какие религии сосуществовали в Казахстане в XIV-XV вв.:

Какой культ поклонения сохранилась у казахов после официального принятия ислама в XV-XVІI веках:

Какой язык употреблялся как официальный литературный язык на территории Казахстана в XV-XVII веках в период Золотой Орды и Белой Орды:

После распада Золотой Орды какие главные героями были в эпических произведениях:

Укажите автора поэмы «Жусуп–Злиха»:

Укажите автора поэмы «Хосров и Ширин»:

Укажите книгу написанный Утемис Хаджи:

Что такое куруки:

Архитектура Казахстана в 14-15 веках

10-12 вв. архитектура в Казахстане достигла своего расцвета, особенно в государстве Караханидов. В 13-14 вв. развитие города, кочевники переходили к оседлой жизни все это привело к строению новых здании и развитию архитектуры.

Так как в это время среди народа больше всего было распространено Ислам многие архитектурные строительства были в Исламском стиле.

На берегу реки Сырдарьи западнее города Отрар находиться мавзолейный комплекс Арыстан-Баба. Он был наставников Ходжа Ахмеда Йасауи. Мавзолей был выстроен в XIV в. По приказу эмира Тимура и состоит из 2 х помещений. В середине имеется делиз (коридор прихожая).

В 1397 году по приказу Эмира Тимура в городе Туркестан был построен Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи. Мавзолей имеет 35 больших и малых помещений. Одним из основных помещений была библиотека.

В середине центрального зала стоит большой тайказан (котел), отлитый в 1399 году. Деревяная дверь захоронения А.Йасауи украшена красочным орнаментом.

Надгробие над могилой сложено из гладких плит светло-зеленой яшмы. Снаружи мавзолей облицован майомикой, образующей геометрические, растителые и эпиграфические орнаменты.

Близ города Сыгнак, в 8 км к северо-западу от кента Томенарык расположен мавзолей Кок-Кесене. Он был однокупольным. Внутри под купол была арабская надпись.

Мавзолей Алаша хана относится к Х-ХІ вв., достроен в XIV-XV вв. Расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане.

Мавзолей Раига Султан Бегим построен в XV веке. Расположен в 60 метрах восточнее мавзолея А.Х. Йасауи. Состоит из 5 помещений. Его надгробная плита находится внутри мавзолея А.X.Йасауи.

На ней имеется надпись о том, что Рабига Султан Бегим являлась дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура, умерла в 1485 году.

Вопросы к конспектам

В каком веке был построен мавзолей Арыстан-баба:

В каком году была отлита тайказан:

Во время какого государства был развиваласть архитектура:

Делиз:

Мавзолей Алаша хана расположен на берегу реки:

Мавзолей Кок-кесене находиться в городе:

Мавзолей Рабига Султан Бегим был построен:

Мавзолей Ходжа Ахмета Йасауи находиться в городе:

Мавзолей Ходжа Ахмета Йасауиа был построен по приказу:

Укажите наставника Ходжа Ахмета Йасауиа:

 

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 1318;