Великое водоосвящение в Древней церкви



ВЕЛИКОЕ ВОДООСВЯЩЕНИЕ

19 января Церковь отмечает праздник Крещения Господня, иначе называемый Святым Богоявлением. Неотъемлемой частью богослужения в этот день является Великое освящение воды.

Господь создал воду как стихию жизни и творения, которая упоминается уже в первых словах Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездной, и Дух Божий носился над водою» (Быт.,1:1-2). Апостол Петр поясняет: «вначале словом Божиим небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Петр. 3:5). Об этом же говорит святитель Василий Великий в беседе на Шестоднев: «Дух носился, то есть приуготовлял водное естество к рождению живых тварей»[1]. Но когда грех вошел в этот мир из-за преслушания Адама, вся тварь и природа, будучи подчиненной человеку, изменилась: вода жизни превратилась в стихию смерти, и в водах великого потопа погибло ветхое человечество. После грехопадения тварь, по словам апостола Павла, «…с надеждою ожидает откровения сынов Божиих <…> Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8:19-22).

Омовения во времена Ветхого завета

Обычай водных погружений, омовений, был очень важным у древних евреев (и остается таким у современных иудеев[2]). Ветхозаветные книги Левит и Числа описывают множество ситуаций, когда человек осквернял свое тело и становился нечистым, например, когда прикасался к умершему и вкушал запрещенное, нечистыми были прокаженный, человек после истечения семени и женщина во время кровотечений (см.: Лев. 15:5; 22:4). Нечистота передавалась через прикосновение к нечистым людям, животным и через предметы. Во многих случаях Моисеев Закон предписывал нечистому человеку «омыть тело водой», чтобы очистить тело от осквернения. В воду погружались целиком, с головой.

Особую важность омовение имело для священников, так как для участия в храмовой службе и принятия в пищу «священного» они должны были быть чисты. Даже сам вход в Храм был дозволен лишь тем, кто был ритуально чист.

Очищала только «живая вода» — проточная вода из естественного источника, из колодца или собранная в купальнях дождевая — поскольку она происходит прямо от Бога. Если вода налита в сосуд человеком, то при соприкосновении с нечистотой она оскверняется, но «живая вода» всегда сохраняет чистоту (Лев. 11:33–36).

Отличительными чертами ритуальных омовений в ветхозаветную эпоху можно считать то, что они совершались много раз в жизни, не были связаны с понятиями греха, покаяния, спасения, они лишь очищали от ритуальной нечистоты, полученной телом, но не от нравственной.

Крещение Христа от Иоанна

Перед пришествием Христа на землю Иоанн Предтеча крестил людей в водах Иорданских, и этот обряд отличался от очистительных омовений по закону Моисея. Иоанн Креститель требовал от приходящих к нему людей религиозного обновления, изменения жизни, нравственного перерождения: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3:2 ). Во время Иоаннова крещения человек, заходя в воду, исповедовал свои грехи, именно поэтому оно и называется «крещением покаяния».

Икона-таблетка из собора Святой Софии в Новгороде. Конец XVв. Новгородский музей-заповедник.[3]

Иисус Христос, безгрешный по природе Спаситель, не нуждался в отпущении грехов, но Он пришел ко Иордану, принял крещение Иоанново, и «отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3:21-22). Это событие чрезвычайной важности и множественности смыслов. На Иордане впервые была явлена тайна Троичности Божества. В Крещении Христос «исполнил всякую правду» (Мф. 3:15), то есть проявил верность и послушание заповедям Божиим, положил решительное начало Своему служению и символически взял на Себя грехи мира. Крещение Христа от Иоанна явилось фактически предызображением и основанием данного после Его Воскресения и Вознесения благодатного способа возрождения водою и Духом в христианском таинстве. Наконец, погрузившись во Иордан, Христос «эти воды, отягощенные человеческим грехом, воды, в которых люди омывались от душевной и телесной скверны, наполнил Своим Божественным присутствием и сделал их живоносными водами, несущими не смерть, а жизнь, не погибель, но спасение»[4].

Великое водоосвящение в Древней церкви

В память о Крещении Христа в Церкви совершается Чин Великого освящения воды в праздник Богоявления и в канун этого праздника, называемый сочельником или навечерием. Вода, освященная данным Чином, называется Великой Агиасмой (в переводе с греч. Великая Святыня).

Уже в IV веке святитель Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей (387 г.) упоминает об особом почитании и свойствах воды, набранной в день Богоявления: «...Поэтому в этот праздник все, почерпнув воды, приносят ее домой и хранят во весь год, так как сегодня освящены воды; и происходит явное знамение: эта вода в существе своем не портится с течением времени, но, почерпнутая сегодня, она целый год, а часто два, и три года, остается неповрежденною и свежею, и после долгого времени не уступает водам, только что почерпнутым из источников»[5]. Обращает на себя внимание, что святитель не упоминает никакой особой молитвы или чина, совершаемого над водой в этот день, она освящается святостью воспоминаемого (переживаемого) Церковью события. Такое архаичное отношение к Великой Агиасме – любая вода в полночь Богоявления освящается – сохранилось в некоторых формах до наших дней (например, народные верования или существующая в старообрядческих беспоповских согласиях практика освящения оставленной на ночь перед иконами воды) [6].

Однако позже отношение к освящению воды в Церкви было переосмыслено, появился особый Чин водоосвящения на Крещение, который к VI веку стал общепринятым на византийском Востоке. О совершении его в Иерусалиме свидетельствует Антоний из Пьяченцы (570 г.), а совершение его в Константинополе описано Павлом Силенциарием (VI в.). Чин Агиасмы изложен в древнейших греческих литургических рукописях, в том числе в Барбериновском Евхологии (кон. VIII в.) и Типиконе Великой церкви (IX-X вв), причем все основные молитвы и чтения, входящие в этот Чин в настоящее время, имеются уже в наиболее ранних известных рукописях [7].

«Появление Чина, - объясняет прот. Георгий Крылов, - было обусловлено фундаментальными переменами в общецерковном сознании: формировалось само понятие святыни и корректировался процесс ее явления. Все это характеризовалось появлением письменных (а не харизматических) чинов и большей или меньшей их унификацией»[8].

Вопросы возникновения Чина Богоявленского водоосвящения и зарождения практики двукратного освящения воды остаются на данный момент открытыми. Наиболее распространенным среди ученых-литургистов является теория происхождения данного Чина из водоосвящения для совершения таинства Крещения, письменные упоминания о котором встречаются уже в кон.II-нач. III вв.

В Древней Церкви людей крестили обычно после продолжительного периода обучения, оглашения, длившегося иногда годами, и совершалось Таинство накануне главных праздников: Пасхи, Рождества, Богоявления. Постепенно оглашенных в Церкви практически не стало, крестили в основном младенцев, а освященную для таинства Крещения воду стали разбирать как собственно Богоявленскую. Таким образом, Чин освящения воды перед Крещением оглашенных постепенно переродился в Чин Великой Агиасмы.

Эта гипотеза, изложенная прот. Георгием Крыловым, может пролить свет на проблему двукратного освящения воды. Использовать воду после крещения оглашенных в навечерие Богоявления невозможно, поскольку, по представлениям того времени «при погружении в Крещальную купель крещаемый избавлялся от диавола, под действием сил которого он находился до Крещения. То есть диавол как бы "тонул" в Агиасме, и, поднимаясь из купели, христианин был свободен от его власти. Вода омывала и уничтожала (как бы вбирала в себя) грехи крещаемого и ту бесовскую силу, которая обитала в нем …Таким образом, после крещения оглашенных вода была непригодна к употреблению, т.к. «потенциал святости» ее был как бы реализован в совершенном Таинстве, и, хотя она оставалась святыней (святость не исчерпать), но уже какого-то иного качества (но не меры!). Нам не известны прецеденты использования воды после Таинства Крещения как святыни в быту. Поэтому для общего употребления требовался иной Чин Агиасмы, который и совершался в самый день праздника»[9].

На Руси обычай двукратного водоосвящения стал общепринятым в  XIII веке, когда богослужение перешло на Иерусалимский устав. В Палестине с VI в. существовала традиция освящения вод Иордана утром в день праздника в дополнение к вечернему водоосвящению в храме, и на Руси первое Великое водоосвящение проходило в храме, а второе – на реке. Однако споры по поводу второго водоосвящения длились еще долго, и окончательно существующая ныне практика была закреплена решением Московского собора 1666-1667гг.[10]

Старообрядческая церковь тоже совершает водоосвящение в праздник Богоявления дважды, но только в Крещенский сочельник – по чину Великой Агиасмы, а в сам праздник опускаются несколько молитв и вода считается освященной по чину малого водоосвящения[11].


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 466; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!