Использование Великой Агиасмы



В Типиконе и минеи под 18 (ст.ст.5) января читаем «Известно же буди всем о святей воде. Яко неции суть отлучающе себе от святыя воды вкушения ради – не добре творят: ибо благодати ради Божия дана бысть на освящение миру и всей твари. Темже (для того) во всяких местах – и скаредных и всюду – кропится, яже и под ногами нашими суть. И где есть сих разум, еже не пити сея!? Но да увеси (познай), яко не вкушения ради ястия (не от принятия пищи) нечистота в нас есть, но от скверных дел наших; очищени же от сих, пием без сомнения сию святую воду».

Святая Агиасма, помимо вкушения верными, используется для окропления храма, домов, вещей, даже животных, домашнего скота. В день праздника ее пьют в любое время, в остальные дни принято вкушать натощак, но этого требует не каноническое правило, а благоговейное отношение к святыне. Сосуд с освященной водой всегда стоит в храме; верующие хранят богоявленскую воду в домах в течение всего года.

В XV-XVII вв. на Руси существовал особый чин Причащения богоявленской воды, «егда несть леть (не дозволено) причаститися животворящих Христовых Таин, Плоти и Крови», совершавшийся «по совету духовного настоятеля». Но и сейчас великая агиасма, одна из главных литургических святынь Православной Церкви, употребляется в случае канонических или иных препятствий к причащению Святых Таин[15].

Крещенские купания

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него обычаи и традиции. Купание на Крещение – сравнительно новая для нашей страны традиция, которую Церковь не запрещает, но и никого не принуждает окунаться в ледяную воду. Старообрядцы подобной практики не признают, да и официальная (как сейчас принято писать, новообрядческая) Церковь до революции относилась к ней неодобрительно.

Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее: «…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем»[16].

Распространенной традицией на Руси являлось освящение воды в день праздника на устроенных на реках и озерах «иорданях» с последующей раздачей воды, но не купанием[17].

Особой торжественностью отличалось богослужение в Успенском соборе Московского Кремля. Водосвятие в сочельник совершалось в соборе, а на сам праздник Крещения совершался крестный ход с пением праздничного канона на Москву-реку при большом стечении народа, а также при участии царя и вельмож. «В этих случаях на Москве реке, против Тайницких ворот выбиралось особое место для водосвятия. Здесь устраивались шатер для царя, балдахин для патриарха, и около них к востоку вырубалась крестообразная «иордань». Государевы люди также помещались под «иорданскою сенью». В 12 часов дня по нашему счету начинался государев выход из дворца в Успенский собор. В соборе после встречи государь возлагал на себя "большой царский наряд", в котором и шел на иордань. Ход открывали 400—600 или даже более стрельцов с блестящим оружием, за ними шло от 500 до 600 человек духовенства, позади его патриарх, а затем открывалось государево шествие… После занятия мест на иордани совершалось обычным порядком водосвятие, а потом кропились св. водою знамена. Для этого патриарх доставал из проруби воду ведром или наливкою. Окропив знамена, он наливал стопу государеву и отсылал ее наверх для окропления икон, затем, поздравив государя, он давал ему целовать крест, кропил его св. водою, потом бояр и властей. По окончании обряда, крестный ход торжественно в прежнем порядке возвращался в Успенский собор, причем патриарх кропил водою войско и народ»[18].

Б. Кустодиев. Зима. Крещенское водосвятие

В последние годы эта традиция стала дополняться так называемыми крещенскими купаниями, когда многочисленные паломники, окунаются в ледяные «иордани».

Купаться на Крещение или нет – каждый решает сам для себя. Важно, что к подобным тобычаям не нужно относиться как к магическим обрядам, не привязывать к языческим верованиям. Если позволяет здоровье и есть непременное желание, можно окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Мнение, что купание в крещенской иордани смывает все накопившиеся за год грехи, является языческим суеверием, не имеющим ничего общего с церковным учением. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Гораздо важнее в этот великий праздник не упускать сути Богоявления, участвовать в богослужении и таинствах Церкви[19].


[1] Святитель Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Беседа 1. В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1, 1) http://verapravoslavnaya.ru/?Vasilii_Velikii_Shestodnev

[2] Подробнее про омовения у древних и современных иудеев см. Омовение// Электронная еврейская энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/13072

[3]На многих иконах Богоявления в водах Иордана можно увидеть различные аллегорические изображения: «старца, символизирующего Иордан, женщину, плывущую на дельфине. Это персонификация моря. (В древнегреческом языке слово "река" — мужского рода, а слово «море» — женского). Вместе эти два символа иллюстрируют слова 133 псалма, в которых сокрыто пророчество о Крещении: "Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять" (Пс. 113, 3). В водах реки художники любят изображать самых разнообразных рыб, у русских мастеров рыбы часто похожи на осетров. Встречаются и образы, на которых в Иордане плавают дети». Н. Нефедова Икона Богоявления: как изобразить голос, реку и убегающее мое http://www.taday.ru/text/1425614.html

«Эти аллегорические изображения не следует рассматривать как изображения языческих божеств Иора и Дана, хотя такое утверждение иногда можно встретить в литературе. Культ Дана ("бога суда") существовал в Угарите, финикийском городе-государстве 2-го тыс. до Р.Х., а в древнеиндийской мифологии упоминается демон Дану ("поток"), но считать, что они могут быть изображены на православной иконе, по-видимому, нет никаких оснований». Прот. Николай Погребняк. «Троицы явление во Иордане бысть...». Заметка об иконографии и географии Богоявления http://www.sedmitza.ru/text/408650.html

[4] Слово митр. Илариона (Алфеева) в навечерие Богоявления http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mitropolita-ilariona-alfeeva.shtml#n16

[5] Иоанн Златоуст. Беседа о Крещении Господа и о Богоявлении http://simvol-veri.ru/xp/ioann-zlatoust.-beseda-o-kreshenii-gospoda-i-o-bogoyavlenii.html

[6] Прот. Георгий Крылов. Богоявление Господне и крещение оглашенных http://www.bogoslov.ru/text/2365164.html

Подробнее о беспоповцах см. Мальцев А. И., Агеева Е. А. Беспоповцы// Православная энциклопедия. Том IV http://www.pravenc.ru/text/78246.html#part_6

[7] Митр. Иларион (Алфеев). Православие. Том 2 http://azbyka.ru/library/pravoslavie-tom-vtoroj-02-all.shtml#p127

[8] Прот. Георгий Крылов. Богоявление Господне и крещение оглашенных http://www.bogoslov.ru/text/2365164.html

[9] Прот. Георгий Крылов. Богоявление Господне и крещение оглашенных http://www.bogoslov.ru/text/2365164.html

[10] Диак. Михаил Желтов. Водоосвящение// Православная энциклопедия. Том IX http://www.pravenc.ru/text/155063.html

[11] Г. С. Чистяков. Великая вода. http://ruvera.ru/articles/gleb_chistyakov_velikaya_voda

[12] Второе Водоосвящение в русской практике XVI-XVII вв. начиналось по чину общего молебна, с возгласа и обычного начала, Пс 142, «Бог Господь» с тропарем праздника, Пс 50 и канона праздника; с пением канона шествие отправлялось на реку, где Водоосвящение проходило по полному чину того времени. Диак. Михаил Желтов. Водоосвящение// Православная энциклопедия. Том IX http://www.pravenc.ru/text/155063.html

[13] Ектения (сугубое, протяженное [моление]) один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответа народа на каждое прошение (наиболее часто - «Господи, помилуй»). В конце Е. предстоятель (епископ или священник) произносит возглас (как правило, заключающий читаемую во время Е. тайно молитву). Подробнее см. Макаровская М. А., И.В.С. Ектения. Православная энцмкллопедия. Т. 18 http://www.pravenc.ru/text/189661.html

[14] Прот. Георгий Крылов. Как Агиасма стала «скачущей» (история одного литургического разночтения) http://www.bogoslov.ru/text/2308475.html

[15] Данная традиция сохраняется в основном в среде старообрядцев Г. С. Чистяков. Великая вода. http://ruvera.ru/articles/gleb_chistyakov_velikaya_voda

[16] Цитир. по Еп. Евтихий (Курочкин). В продолжение темы о Крещенских купаниях http://www.kiev-orthodox.org/site/churchlife/4158/

[17] А. Лопатина (Зобнина). Во Иордане крещающутися Господи http://ruvera.ru/articles/vo_iordane_kreshayushutisya_gospodi

[18] А. В. Петровский. Водоосвящение http://www.biblioteka3.ru/biblioteka/pravoslavnaja-bogoslovskaja-jenciklopedija/tom-3/vodoosvjashhenie.html

[19]  Подробнее о купании на Крещение см.:

Крещение и купание — ответы на вопросы http://www.pravmir.ru/kreshhenie-i-kupanie-otvety-na-voprosy/#ixzz3P4xBFh6Z


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 499; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!