Александр Поуп. Опыт о человеке (1734).



«Бог начал цепь, навек связавши ей

Существ эфирных, ангелов, людей,

Зверей и рыб; нельзя постичь итога

Ее пути, идущего от Бога

До нас и дальше; как нельзя, чтоб связь

В цепи существ великой порвалась,

Иначе равновесие на свете

Нарушится; ни третье, ни сто третье,

Ни даже миллионное звено

Нельзя сместить, как ни мало оно.

Наш мир – лишь часть в необозримом целом,

Но связанная с ним одним уделом;

Разрушься он, запаянный в мирах,

И Целое обречено на крах;

Задумай он покинуть ось земную,

И ринутся планеты врассыпную;

А потесни мы Ангелов с высот, –

И лопнет цепь, и мир на мир падет,

И вся природа к Божьему подножью

Прихлынет враз, охваченная дрожью!»

(Перевод И. Кутика)

Артур Лавджой. Великая цепь бытия. История идей. Лекция VI. Цепь бытия в мысли XVIII в. Место и роль человека в природе.

«В восемнадцатом столетии концепция вселенной как цепи бытия и те принципы, что лежали в основе этой концепции – принципы изобилия, непрерывности, градации – получили самое широкое распространение и общее признание. <…> Наравне со словом “Природа”, выражение “Великая цепь бытия” было священной коровой восемнадцатого века… <…> на ней настаивали оба философа конца семнадцатого столетия, что пользовались самой значительной репутацией и наибольшим влиянием в последующие полвека. Локк не менее упорно, хотя и не так велеречиво, как Лейбниц, повторял этот тезис: “<…> если мы обратим внимание на бесконечную силу и мудрость творца, у нас будет основание думать, что в величественной гармонии вселенной, великой цепи и бесконечной благости ее строителя соответствует то, чтобы виды сотворенного восходили от нас к его бесконечному совершенству точно так же плавными переходами, как они постепенно нисходят от нас”. <…> Человек <…> является “средним звеном” в том смысле, что опосредует собой переход от существ, обладающим лишь восприятием к существам разумным. Может ли человек гордиться этим или это унизительно для него? Для поэта Эдварда Юнга, истолковывающего понятие о срединном месте буквально, <…> человек это

 

Distinguished link in being’s endless chain,

Midway from nothing to the deity.

 

[Заметное звено в бесконечной цепи существ,

Расположенное на пути от Ничто к Божеству.]

 

в) Как история Робинзона Крузо подтверждает правоту его отца?

 

Именно когда он на острове тихо, спокойно трудился - он был счастлив.

 

Словом, если, с одной стороны, моя жизнь была

безотрадна, то, с другой, я должен был быть благодарен уже за то, что живу;

а чтобы сделать эту жизнь вполне счастливой, мне надо было только постоянно

помнить, как добр и милостив господь, пекущийся обо мне. И когда я

беспристрастно взвесил все это, я успокоился и перестал грустить.

    

Такое умонастроение продолжалось у меня около года. Я вел тихую,

уединенную жизнь, как легко может представить себе читатель. Мои мысли

пришли в полное равновесие; я чувствовал себя счастливым, покорившись воле

провидения. Я ни в чем не терпел недостатков, за исключением человеческого

общества.

Г)  Какой урок извлекает для себя герой? 

 

Условно: не надо было менять свою жизнь.

 

Все обстоятельства моей жизни могут служить

предостережением для тех, кого коснулась страшная язва рода людского, от

которой, насколько мне известно, проистекает половина всех наших бед: я

разумею недовольство положением, в которое поставили нас бог и природа. Так,

не говоря уже о моем неповиновении родительской воле, бывшем, так сказать,

моим первородным грехом, я в последующие годы шел той же дорогой, которая и

привела к моему теперешнему печальному положению. Если б судьба, так хорошо

устроившая меня в Бразилии, наделила меня более скромными желаниями и я

довольствовался медленным ростом моего благосостояния, то за это время - я

имею в виду время, которое я прожил на острове - я сделался бы может быть,

одним из самых крупных бразильских плантаторов. Я убежден, что при тех

улучшениях, которые я уже успел двести за недолгий срок моего хозяйничанья и

которые я еще ввел бы со временем, я нажил бы тысяч сто мойдоров. Нужно ли

мне было бросать налаженное дело, благоустроенную плантацию, которая с

каждым годом разрасталась и приносила все больший и больший доход, ради

того, чтобы ехать в Гвинею за неграми, между тем как при некотором терпении

я дождался бы времени, когда наши местные негры расплодились бы, и я мог бы

покупать их у рабопромышленников, не трогаясь с места? Правда, это

обходилось бы немного дороже, но стоило ли из за небольшой разницы  в цене

подвергаться такому страшному риску?

Но, видно, глупить - удел молодежи, как удел людей зрелого возраста,

умудренных дорого купленным опытом - осуждать безрассудства молодежи. Так

было и со мной.

...Останься я на том поприще, которое я сам же избрал, я, вероятно,

дождался бы тех радостей жизни, о которых так убедительно говорил мне отец,

как о неизменных спутниках тихого, уединенного существования и среднего

общественного положения. Но мне была уготовлена иная участь: мне по прежнему

суждено было самому быть виновником всех моих несчастий. И точно для того,

чтобы усугубить мою вяну и подбавить горечи в размышления над моей участью,

размышления, на которые в моем печальном будущем мне было отпущено слишком

много досуга, все мои неудачи вызывались исключительно моей страстью к

скитаниям, которой я предавался с безрассудным упорством, тогда как передо

мной открывалась светлая перспектива полезной и счастливой жизни, стоило мне

только продолжать начатое, воспользоваться теми житейскими благами, которые

так щедро расточало мне провидение, и исполнять свой долг.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 742; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!