Б) Какой философский смысл Дефо вкладывает в «доктрину»?



Занятие № 1

Роман Д. Дефо «Робинзон Крузо»:

Философский роман и роман-проповедь

Как понимала природу человека эпоха Просвещения? Как виделось место человека в мироздании?

Человек – среднее звено цепи бытия.

Человек отличается от других животных разумом. (с) Карл Линней

 

Французская система разделения НА сословия:

1е сословие – духовенство

2е – аристократы

3е – буржуа и остальные

 

В Эпоху Просвещения именно человеком считается буржуа. Он не слишком богат и не слишком беден, не пребывает в праздности как аристократы и не уподобляется животному, как бедняк, думающий только о пропитании.

.

Гоббс, которого можно считать одним из ранних просветителей в Англии, выводил "природу человека" из жизненных влечений и практических интересов людей, из их «естественных» побуждений к самосохранению, богатству, почету, славе. Люди действуют, по Гоббсу, "ради любви к себе, а не к другим" и руководствуются, как правило, эгоистическими устремлениями.

 

Локк: Не гражданские законы, а нормы нравственности, которые устанавливаются "по скрытому и молчаливому согласию", должны быть, по мнению Локка, естественным регулятором межличностных отношений. Он обращает внимание и на то, что люди "стремятся к добру", что большая их часть одобряет не порок, а добродетель.

 

Локк говорит о роль труда в жизни человека, о эмприческом опыте – эти идеи отражены в «Робинзоне» - на острове он трудится и как что сделать познает эмпирически (например, увидел как черепок горшка обжёгся в костре и стал обжигать горшки, просыпал семена и стал выращивать их нарочно).

 

 

2. Структура пуританской проповеди («доктрина», «доводы», «приклад» – урок, извлекаемый из доктрины) и структура романа:

                                             

Структура пуританской проповеди.

 

В проповеди высказывание основывалось на анализе библейского текста, который давал материал для самого высказывания. За библейской цитатой следовало ее краткое пояснение, составляющее «доктрину». Затем цитата разбивалась на несколько понятий, значение которых выявлялось в проповеди, образуя аргументы проповедника, «доводы». Общее движение осуществлялось от общего к частному, от неизвестного к известному. За детальным разъяснением каждого из пунктов в проповедях следовало по пунктам же расписанное «использование» доктрины, так называемый «приклад» (uses, application). Обобщая доводы, проповедник показывал, как именно доктрина связана с духовной жизнью слушателей, извлекал для них урок.

«…Пуритане начинали с чтения [библейского] текста, выстраивали аргументацию в порядке, определяемом логикой, <…> не прибегали в финале к цветистой и выспренной речи, риторическому нарастанию [как это делали англиканские проповедники]».

 

А) Какой эпизод романа содержит в себе «доктрину»?

 

Доктрина это разговоры с отцом, самое начало. Это притча о Блудном сыне (надо пересказывать!), отец сопоставляется как с отцом из притчи, так и с богом. Кроме этого роман построен на притчах об Иове и Ионе.

 

«какие причины покинуть отчий дом и родную страну, где легко выйти в люди, где я могу прилежанием и трудом увеличить свое состояние и жить в довольстве и с  приятностью. Покидают отчизну или те, кому нечего терять, или честолюбцы, жаждущие создать себе высшее положение. Мое место - середина, то есть то, что можно назвать высшею ступенью скромного существования, которое, как он убедился на многолетнем опыте, является для нас лучшим в мире, наиболее подходящим для человеческого счастья, избавленным как от нужды и лишений, физического труда и страданий, выпадающих на долю низших классов, так и от роскоши, честолюбия, чванства и зависти высших классов. Насколько приятна такая жизнь, сказал он, я могу судить уже по тому, что все, поставленные в иные условия, завидуют ему: даже короли нередко жалуются на горькую участь людей, рожденных для великих дел,

и жалеют, что судьба не поставила их между двумя крайностями - ничтожеством

и величием, да и мудрец высказывается в пользу середины, как меры истинного

счастья, когда молит небо не посылать ему ни бедности, ни богатства.

Стоит мне только понаблюдать, сказал отец, и я увижу, что все жизненные

невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что меньше всего их

выпадает на долю людей среднего состояния, не подверженных стольким

превратностям судьбы, как знать и простонародье; даже от недугов, телесных и

душевных, они застрахованы больше, чем те, у кого болезни вызываются

пороками, роскошью и всякого рода излишествами, с одной стороны, тяжелым

трудом, нуждой, плохим и недостаточным питанием - с другой, являясь, таким

образом, естественным последствием образа жизни. Среднее состояние -

наиболее благоприятное для расцвета всех добродетелей, для всех радостей

бытия; изобилие и мир - слуги его; ему сопутствуют и благословляют его

умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность,

всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия. Человек

среднего состояния проходит свой жизненный путь тихо и гладко, не обременяя

себя ни физическим, ни умственным непосильным трудом, не продаваясь в

рабство из за куска хлеба, не мучаясь поисками выхода из запутанных

положений, лишающих тело сна, а душу покоя, не снедаемый завистью, не сгорая

втайне огнем честолюбия.

 

б) Какой философский смысл Дефо вкладывает в «доктрину»?

Человек – среднее звено в Цепи Бытия и не должен пытаться изменить своё место в мире. Таким образом, побег Робинзона это вызов мирозданию.

 

Как видит новая просветительская эпоха место человека в Великой Цепи Бытия?  

Человек посередине между богом и его созданиями, природой. Цитировать Поупа и Юнга (ЭДВАРДА Юнга, спрашивает).

 


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 403; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!