Хадис 29. Врата блага и пути правильного руководства



Главная / Блог / 40 хадисов имама ан-Науауи /Хадис 29. Врата блага и пути правильного руководства

الحديث التاسع والعشرون

«تعبد الله لا تشرك به شيئا»

عَنْ مُعَاذِ بْنِ جَبَلٍ رضي الله عنه قَالَ: قُلْت يَا رَسُولَ اللَّهِ! أَخْبِرْنِي بِعَمَلٍ يُدْخِلُنِي الْجَنَّةَ وَيُبَاعِدْنِي مِنْ النَّارِ، قَالَ: «لَقَدْ سَأَلْت عَنْ عَظِيمٍ، وَإِنَّهُ لَيَسِيرٌ عَلَى مَنْ يَسَّرَهُ اللَّهُ عَلَيْهِ: تَعْبُدُ اللَّهَ لَا تُشْرِكْ بِهِ شَيْئًا، وَتُقِيمُ الصَّلَاةَ، وَتُؤْتِي الزَّكَاةَ، وَتَصُومُ رَمَضَانَ، وَتَحُجُّ الْبَيْتَ، ثُمَّ قَالَ: أَلَا أَدُلُّك عَلَى أَبْوَابِ الْخَيْرِ؟ الصَّوْمُ جُنَّةٌ، وَالصَّدَقَةُ تُطْفِئُ الْخَطِيئَةَ كَمَا يُطْفِئُ الْمَاءُ النَّارَ، وَصَلَاةُ الرَّجُلِ فِي جَوْفِ اللَّيْلِ، ثُمَّ تَلَا: «تَتَجَافَى جُنُوبُهُمْ عَنِ الْمَضَاجِعِ «حَتَّى بَلَغَ «يَعْمَلُونَ»، ثُمَّ قَالَ: أَلَا أُخْبِرُك بِرَأْسِ الْأَمْرِ وَعَمُودِهِ وَذُرْوَةِ سَنَامِهِ؟ قُلْت: بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ. قَالَ: رَأْسُ الْأَمْرِ الْإِسْلَامُ، وَعَمُودُهُ الصَّلَاةُ، وَذُرْوَةُ سَنَامِهِ الْجِهَادُ، ثُمَّ قَالَ: أَلَا أُخْبِرُك بِمَلَاكِ ذَلِكَ كُلِّهِ؟ فقُلْت: بَلَى يَا رَسُولَ اللَّهِ‍! فَأَخَذَ بِلِسَانِهِ وَقَالَ: كُفَّ عَلَيْك هَذَا. قُلْت: يَا نَبِيَّ اللَّهِ وَإِنَّا لَمُؤَاخَذُونَ بِمَا نَتَكَلَّمُ بِهِ؟ فَقَالَ: ثَكِلَتْك أُمُّك وَهَلْ يَكُبُّ النَّاسَ عَلَى وُجُوهِهِمْ -أَوْ قَالَ عَلَى مَنَاخِرِهِمْ- إلَّا حَصَائِدُ أَلْسِنَتِهِمْ؟!».

رَوَاهُ التِّرْمِذِيُّ [رقم:2616] وَقَالَ: حَدِيثٌ حَسَنٌ صَحِيحٌ.

Перевод Владимира А. Нирша:

Сообщается, что Му’аз бин Джабаль, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) я сказал: «О посланник Аллаха, какое дело позволит мне войти в Рай и удалит меня от Огня?»

(Пророк, да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Ты спросил о великом (деле), но, поистине, оно будет легким для того, кому Аллах Всевышний облегчит это: поклоняйся Аллаху и никому более наряду с Ним, совершай молитвы, выплачивай закят, постись во время Рамадана и соверши хадж к Дому».

Потом он сказал:
«Не указать ли тебе на врата блага? (Это) пост (, который является) щитом, и садака, которая тушит прегрешения подобно тому, как вода тушит огонь, и молитва человека глубокой ночью», после чего прочитал (аят):
«…те, которые отстраняются боками своими от лож, взывая к Господу своему со страхом и надеждой, и расходуют из того, чем Мы их наделили. И не знает (ни один) человек, какая радость скрыта для них в воздаяние за то, что они делали»Сура «Земной поклон», аяты 16−17.

Потом он сказал:
«Не поведать ли тебе о главе этого дела, его столпе и его вершине?»

Я сказал: «Да, о посланник Аллаха».

Он сказал:«Глава этого дела — Ислам, столп его — молитва, а вершина его — джихад».

Потом он сказал:«Не поведать ли тебе о главной части всего этого?».

Я сказал: «Да, о посланник Аллаха».

Тогда он взялся за свой язык и сказал:«Придерживай у себя это».

Я сказал: «О пророк Аллаха, так с нас и в самом деле спросится за то, что мы говорим?»

Он сказал:«Да лишится тебя твоя мать! А разве будут ввергать людей лицами (или:…носами) в огонь за что-либо, кроме клеветнических речей?!»» (Ат-Тирмизи 2616).

Сообщается также, что Му’аз, да будет доволен им Аллах, сказал:
«Я был вместе с пророком, да благословит его Аллах и приветствует, в одной поездке. Однажды утром, находясь поблизости от него, когда мы были в пути я сказал: «О посланник Аллаха, поведай мне о таком деле, которое позволит мне войти в Рай…», — и так далее

Хадис 30. Границы Аллаха Всевышнего и Его запреты

Главная / Блог / 40 хадисов имама ан-Науауи /Хадис 30. Границы Аллаха Всевышнего и Его запреты

الحديث الثلاثون

«إن الله تعالى فرض فرائض فلا تضيعوها»

عَنْ أَبِي ثَعْلَبَةَ الْخُشَنِيِّ جُرْثُومِ بن نَاشِبٍ رضي الله عنه عَنْ رَسُولِ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَال: «إنَّ اللَّهَ تَعَالَى فَرَضَ فَرَائِضَ فَلَا تُضَيِّعُوهَا، وَحَدَّ حُدُودًا فَلَا تَعْتَدُوهَا، وَحَرَّمَ أَشْيَاءَ فَلَا تَنْتَهِكُوهَا، وَسَكَتَ عَنْ أَشْيَاءَ رَحْمَةً لَكُمْ غَيْرَ نِسْيَانٍ فَلَا تَبْحَثُوا عَنْهَا».

حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَاهُ الدَّارَقُطْنِيّ في «سننه» [4/184]، وَغَيْرُهُ.

Перевод Владимира А. Нирша:

Передают со слов Абу Са’лябы аль-Хушанни Джурсума бин Нашира, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний возложил (на людей исполнение) религиозных обязанностей, так не пренебрегайте же ими, и установил границы, так не преступайте же их, и запретил (некоторые) вещи, так не нарушайте же (эти запреты), и умолчал о (некоторых) вещах по милости Своей к вам, а не по забывчивости, так не доискивайтесь же их!» (Ад-Даракутни 4/184 в своем «Сунане» и другие).

Хадис 31. Истинная суть отречения от мира и плоды этого отречения

Главная / Блог / 40 хадисов имама ан-Науауи /Хадис 31. Истинная суть отречения от мира и плоды этого отречения

الحديث الحادي والثلاثون

«ازهد في الدنيا يحبك الله»

عَنْ أَبِي الْعَبَّاسِ سَهْلِ بْنِ سَعْدٍ السَّاعِدِيّ رضي الله عنه قَالَ: جَاءَ رَجُلٌ إلَى النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم فَقَالَ: يَا رَسُولَ اللَّهِ‍! دُلَّنِي عَلَى عَمَلٍ إذَا عَمِلْتُهُ أَحَبَّنِي اللَّهُ وَأَحَبَّنِي النَّاسُ؛ فَقَالَ: «ازْهَدْ فِي الدُّنْيَا يُحِبُّك اللَّهُ، وَازْهَدْ فِيمَا عِنْدَ النَّاسِ يُحِبُّك النَّاسُ» .

حديث حسن، رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ [رقم:4102]، وَغَيْرُهُ بِأَسَانِيدَ حَسَنَةٍ.

Перевод Владимира А. Нирша:

Сообщается, что Абу-ль-’Аббас Сахль бин Са’д ас-Са’иди, да будет доволен им Аллах, сказал: «(Однажды) к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, пришел какой-то человек и сказал: «О посланник Аллаха, укажи мне на такое дело, за которое меня полюбит Аллах и полюбят люди, если я совершу его». (В ответ на это пророк, да благословит его Аллах и приветствует,) сказал:«Отрекись от мира этого, и полюбит тебя Aллаx, отрекись от того, что есть у людей и полюбят тебя люди»» (Ибн Маджа 4102).

Хадис 32. Отрицание вреда в Исламе

Главная / Блог / 40 хадисов имама ан-Науауи /Хадис 32. Отрицание вреда в Исламе

الحديث الثاني والثلاثون

«لا ضرر ولا ضرار»

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ سَعْدِ بْنِ مَالِكِ بْنِ سِنَانٍ الْخُدْرِيّ رضي الله عنه أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَا ضَرَرَ وَلَا ضِرَارَ».

حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَاهُ ابْنُ مَاجَهْ [راجع رقم:2341]، وَالدَّارَقُطْنِيّ [رقم:4/228]، وَغَيْرُهُمَا مُسْنَدًا. وَرَوَاهُ مَالِكٌ [2/746] فِي «الْمُوَطَّإِ» عَنْ عَمْرِو بْنِ يَحْيَى عَنْ أَبِيهِ عَنْ النَّبِيِّ صلى الله عـليه وسلم مُرْسَلًا، فَأَسْقَطَ أَبَا سَعِيدٍ، وَلَهُ طُرُقٌ يُقَوِّي بَعْضُهَا بَعْضًا.

Перевод Владимира А. Нирша:

Передают со слов Абу Са’ида Са’да бин Синана аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Недопустимо (причинять) вред ни (без причины), ни (причинять) вред (в ответ)» (Ибн Маджах 2341 и ад-Даракутни 4/228 и другие).

Хадис 33. Основы суда в Исламе

Главная / Блог / 40 хадисов имама ан-Науауи /Хадис 33. Основы суда в Исламе

الحديث الثالث والثلاثون

«البينة على المدعي واليمين على من أنكر»

عَنْ ابْنِ عَبَّاسٍ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا أَنَّ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عـليه وسلم قَالَ: «لَوْ يُعْطَى النَّاسُ بِدَعْوَاهُمْ لَادَّعَى رِجَالٌ أَمْوَالَ قَوْمٍ وَدِمَاءَهُمْ، لَكِنَّ الْبَيِّنَةَ عَلَى الْمُدَّعِي، وَالْيَمِينَ عَلَى مَنْ أَنْكَرَ».

حَدِيثٌ حَسَنٌ، رَوَاهُ الْبَيْهَقِيّ [في «السنن» 10/252]، وَغَيْرُهُ هَكَذَا، وَبَعْضُهُ فِي «الصَّحِيحَيْنِ».

Перевод Владимира А. Нирша:

Передают со слов Ибн ’Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если людям будут давать (требуемое ими только) на основании их притязаний, то одни обязательно станут покушаться на имущество и жизнь других, (а поэтому) притязающему следует представить доказательствo, а отрицающему — принести клятву» (Аль-Байхаки 10/252).

Муслим приводит слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, в следующем виде: «Если людям будут давать (требуемое только на основании) их притязаний, то одни люди обязательно станут покушаться на жизнь и имущество других, (а поэтому) обвиняемый (бездоказательно) должен принести клятву».

В другой версии этого хадиса, приводимой аль-Бухари, сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «… и тогда обязательно пропадут жизни и имущество людей».

В другой версии этого хадиса, приводимой в обоих «Сахихах», сообщается, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, потребовал от того, кого обвиняют (бездоказательно), приносить клятву.


Дата добавления: 2018-02-15; просмотров: 260; ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ