Стимулирование творческой деятельности студентов



Условия или факторы, влияющие на течение творческой деятельности, бывают двух видов: ситуативные и личностные. К последним относятся устойчивые свойства, черты личности или характера человека, которые могут влиять на состояния, вызванные той или иной ситуацией. Примером может служить такая черта, как тревожность. Тревожность как состояние, вызванное ситуативными факторами, оценивается с помощью опросника Спилбергера, а личностная тревожность - с помощью опросника Тейлор.

К ситуативным факторам, отрицательно влияющим на творческие возможности человека, относятся лимит времени; состояние стресса; состояние повышенной тревожности; желание быстро найти решение; слишком сильная или слишком слабая мотивация; наличие фиксированной установки на конкретный способ решения; неуверенность в своих силах, вызванная предыдущими неудачами; страх; повышенная самоцензура; способ предъявления условий задачи, провоцирующий неверный путь решения, и др.

К личностным факторам, негативно влияющим на процесс творчества, относят конформизм (соглашательство); неуверенность в себе (часто сопутствует общей низкой самооценке), а также слишком сильную уверенность (самоуверенность); эмоциональную подавленность и устойчивое доминирование отрицательных эмоций; отсутствие склонности к риску; доминирование мотивации избегания неудачи над мотивацией стремления к успеху; высокую тревожность как личностную черту; сильные механизмы личностной защиты и ряд других.

Многочисленные исследования, начавшиеся с описания фаз творческого акта свидетельствуют о важнейшей роли подсознательных процессов в нахождении творческих решений. Поэтому многие из перечисленных факторов как раз связаны с усилением барьеров между сознанием и бессознательным. Так, тревожность и неуверенность в себе заставляют людей подавлять идущие из подсознания подсказки, боясь, что они вызовут иронию или насмешку у других людей.

Среди личностных черт, благоприятствующих творческому мышлению, выделяют следующие: уверенность в своих силах; доминирование эмоций радости и даже определенную долю агрессивности; склонность к риску; отсутствие боязни показаться странным и необычным; отсутствие конформности; хорошо развитое чувство юмора; наличие богатого по содержанию подсознания (видит разнообразные по содержанию сны, обладает подпороговой чувствительностью, переживает феномены синестезии и т.п.); любовь к фантазированию и построению планов на будущее и т.п.

Следует также отметить часто встречающуюся у творческих личностей детскость, доходящую до инфантилизма. В. П. Зинченко в связи с этим приводит формулу П. А. Флоренского о том, что секрет творчества в сохранении юности, а секрет гениальности - в сохранении детства на всю жизнь. Действительно, детство - это сензитивный период для творчества. Именно в это время процесс сотворения человеком своего образа мира идет максимально высокими темпами.

К методам стимуляции творчества обычно относят те приемы, которые позволяют снять или ослабить барьеры между сознанием и бессознательным. В эту категорию некоторые авторы включают довольно экзотические приемы, основанные на снятии критических установок и цензуры сознания за счет использования алкоголя, барбитуратов и наркотических веществ; применения техники гипноза; применения методов решения задач с помощью поиска подсказок в сновидении [Radford J., Burton A. ; Райков В. Л.; и др.]. Более широкое распространение получила методика мозгового штурма А. Осборна, основной смысл которой заключается в разделении между разными людьми генеративной части мыслительного акта и части контрольно-исполнительной (одни участники генерируют гипотезы с запретом любой критики, а другие позже оценивают их реальную значимость). На ее основе был создан метод синектики (соединение разнородного в одном), предполагающий обучение испытуемых умению генерировать аналогии разного типа и другим приемам, позволяющим увидеть знакомое в незнакомом и незнакомое в знакомом. Используются также метод составления таблиц, метод гирлянд, метод контрольных вопросов и др. [Данилова В. Л. ; Соколов В.Н. ].

Широкое распространение получают разного рода тренинги, прежде всего тренинг уверенности в себе, тренинг сензитивности и др. Но главным условием появления творческих личностей является, конечно, соответствующая система обучения и воспитания.

Проективное образование студентов – это специально организованное взаимодействие субъектов образовательного процесса, направленное на постижение педагогической сущности проектирования, формирование проективных умений будущих специалистов, создание индивидуального профессионального проекта.

Исследователи Г.Л. Ильин, Е.А. Крюкова, О.Е. Ломакина, Н.П. Петрова полагают, что сфера проективного образования – это область социальной жизни, которая невозможна без информации, общения и коммуникации. Для человека, помимо доступа к неисчерпаемому объему самой разнообразной информации, необходимо наличие умения обращаться с ней и структурировать знания, извлекая для себя пользу. Проективное образование студентов дает возможность развивать эти способности, и в этом заключается его специфика.

В проективном образовании субъектность личности выражается в ее способности к активной трансформации условий жизнедеятельности и отношения к ней; в умении инициировать, осуществлять или владеть деятельностью, изменять ее приемы, контролировать ход и результаты.

По мнению Г.Л. Ильина, Е.А. Крюковой основание проективного образования составляет ряд принципов:

− личностного целеполагания и проектирования: образование базируется на основе и с учетом личной цели и проекта обучаемого;

 − личностно-ценностной направленности: проективное образование ориентировано, прежде всего, на развитие личности студента;

− проектирования в проективном: обучение ориентировано на продуктивную деятельность обучающихся, в результате которой полученные знания производят, порождают, проектируют новые знания, новый проект;

 − демократического сотрудничества: преподаватель лишь направляет студента в его познавательной деятельности;

 − образовательной рефлексии: проективное обучение сопровождается рефлексивным осознанием студента.

Такое содержание проективного образования позволяет обеспечить единство профессионального, ценностно-ориентационного и креативного развития личности. Центральной идеей проективного образования в контексте личностного развития является создание условий, способствующих формированию и удовлетворению духовных потребностей человека, его самоопределению и адаптации в социальном и профессиональном сообществе, актуализации внутреннего потенциала.

Цели проективного образования студентов:

− социальные, ориентированные на формирование личности, способной к созданию и реализации личностно-значимого проекта, разрешению жизненно важной проблемной ситуации, поиску личного смысла в процессе обмена информацией;

 − психологические, связанные с обеспечением психолого-педагогических условий для самоизучения образа – «Я» студента;

− дидактические, предполагающие формирование целостной системы профессиональных знаний и действий как основы самообразования и саморазвития;

− воспитательные, заключающиеся в формировании образа грамотно действующего педагога.

В узком смысле результат проективного образования связывается с созданием индивидуального профессионального проекта, характеризующегося состоянием среды, особенностями субъектов, занятых подготовкой конкретного проекта, функциональными связями между элементами проекта, возможностями его эффективного использования, ожидаемыми результатами.

К базисным компонентам, составляющим основу дидактической системы проективного образования, относим: субъектов учения и преподавания; принципы построения взаимодействия субъектов проективного обучения; содержание проективного обучения; методы проективного обучения; формы учебной деятельности. Следует отметить, что субъекты учения и преподавания, а также принципы их взаимодействия являются важнейшими компонентами, определяющими наряду с содержанием всю остальную структуру дидактической системы в целом.

Проективное образование реализуется через мотивированное включение студентов в разработку профессионально и личностно значимого проекта. Поэтому формирование и поддержание образовательных мотивов личности является одной из основных задач педагога. Недооценка мотивационных факторов способна не только замедлить развитие и профессиональное становление студентов, но и сформировать искаженную картину мира, вызвать негативное отношение к интеллектуальной деятельности и науке в целом.

В исследованиях Г.Л. Ильина, Е.А. Крюковой, О.Е. Ломакиной, Н.П. Петровой выделен ряд преимуществ проективного образования, к которым следует отнести: социальную направленность осуществляемой проективной деятельности; включенность студентов не только в осмысление своего социокультурного окружения, но и в его преобразование; возможность решения проблем и реализации идей, личностно значимых для студента; постепенное освоение технологии личностного проектирования собственного образования, будущей профессиональной деятельности; свободное творческое самовыражение студентов, не ограниченное рамками предмета и бюджета времени.

Следовательно, проективное образование личностно-ориентировано, самомотивируемо, позволяет учиться на собственном опыте и приносит удовлетворение студентам, видящим результаты своего труда.

Вопросы для закрепления материала

1. Назовите некоторые ситуативные и личностные факторы, отрицательно влияющие на творческое мышление.

2. Соответствует ли вашим собственным наблюдениям утверждение, что творческие люди часто инфантильны?

3. Какие способы стимуляции творческой активности представляются вам заслуживающими внимания?

4. Какая характеристика творческой личности считается основной и обязательно присутствующей у всех творческих людей?

5. В какой мере вы ощущаете себя способным(ой) к творческой работе в присутствии других людей?

6. Какие из рекомендаций по развитию творческого мышления в обучении представляются вам наиболее трудными для реализации?


 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 180; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!