Обучающие компьютерные игры и цифровые образовательные ресурсы



Образовательные программные системы в настоящее время достаточно широко используются на всех ступенях образования, от дошкольных учреждений до средней школы.[13] На каждом этапе используется свой комплекс в зависимости от множества факторов, влияющих на выбор, но в первую очередь от возраста детей, а также от качеств, которые необходимо формировать и развивать. Исходя из этого, можно выделить несколько этапов использования обучающих игр и программ, для каждого из которых будет использоваться свой список игровых программ.

Мы не будем рассматривать возраст дошкольников, потому что этот возраст выходит за рамки школьного возраста.

На начальном уровне есть несколько областей обучения, которые могут предоставить свои собственные принципы и концепции преподавания информатики. Игровые моменты играют важную роль в любой момент.[16]

Рассмотрим авторский учебник «Информатика в играх и задачах», 2 класс, Горячев А.В., Горина К.И., Волкова Т.О. и другие, в которых рассматриваются следующие разделы:

- описание, признаки предметов, состав и действия предметов,

- координатная сетка, симметрия,

-последовательность действий, ветвление в алгоритме, алгоритм,

-настройки и действия на них,

- основы логики,

-графы и деревья,

- основы комбинаторики.

Рассмотрим, как этот авторский коллектив предлагает использовать игровые моменты на примере второго класса. Они разработали руководство по использованию цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).[18]

1. Каждая ЦОР предмета «Информатика» предназначена для использования на конкретном уроке в соответствии с планами уроков, приведенными в пособиях «Методические рекомендации для учителей», входящих в комплект «Информатика в играх и задачах». В этих пособиях подробно описывается каждый урок: его тема, учебные цели, план его проведения, рекомендуемые методические приемы при работе с каждой группой учебных заданий. Поэтому методологические комментарии, приведенные в этом документе, носят дополнительный характер.[37]

2. В методических комментариях к каждому учебному кварталу есть ссылка на учебник-тетрадь «Информатика в играх ...»: класс, номер раздела, номер раздела.

У каждой ЦОР есть название, которое отражает ее содержание и тематическую направленность. Если в квартале имеется несколько ЦОР по одной теме, то они отличаются порядковыми номерами, например: «Подмножество-1», «Подмножество-2».[21]

ЦОР с буквой «К» в названии (например, «Симметрия - К») рекомендуется использовать на заключительных уроках учебной четверти для контроля знаний и умений, а также для повторения и закрепления изученного материала.

В серии методических заметок объединены несколько ЦОР, которые представляют собой вариант учебной задачи с разными исходными данными, сохраняя при этом структуру постановки задачи и расположение объектов на экране.[22]

Подзаголовок каждого ЦОР (группы или серии) указывает этап и образовательную цель использования, например: «Консолидация способности группировать объекты по общему имени» или «Проверка способности определять истинность утверждений».[30]

Помимо коллектива под руководством А.В. Горячева в начальной школе информатику с использованием ЦОР предлагает провести и Н.В. Матвеева. Ее описание набора ЦОР выглядит следующим образом:

В комплект ЦОР входят:

1. Презентации могут помочь учителям объяснять новые материалы и могут использоваться в качестве учебных материалов для студентов при обобщении и повторении пройденных материалов, подготовке к устному исследованию или подготовке к тестированию и контрольной работе;

2. Интерактивные упражнения, позволяющие не только усвоить теоретический материал, но заодно получить большой опыт работы с экранными объектами.[15] Упражнения способствуют ознакомлению с базовой системой понятий и терминов информатики, получению опыта в создании и преобразовании данных из одной формы в другую: тексты в картинки, картинки в теисты и диаграммы и так далее.[31] При выполнении таких задач, с одной стороны, происходит освоение приемов и приемов работы на компьютере, а с другой - развитие логического мышления.[12]

Тесты и контрольные упражнения с автоматической проверкой заданий;

Эмулятор мини-клавиатуры с функциями проверки ошибок и подсчета. Проблема использования симулятора в том, что каждая задача - это просто симулятор мини-клавиатуры. Учителя могут не только привнести в учебную деятельность школьников всевозможные полезные знания, но и привнести навыки и умения юным ученикам с помощью клавиатуры - информация достаточно высокого уровня вводится в память компьютера. Умение набирать текст с клавиатуры следует отнести к общеобразовательным умениям. Предлагается упражнения по набору текста, включая числа, символы, квадратные скобки и специальные символы.

 Эмулятор мыши. Он включает в себя множество развивающих упражнений и игр, поэтому работать с ним очень интересно юным школьникам. Выполняя задание, ученики овладевали навыками работы с мышью, одновременно улучшая координацию движений. Упражнения, сопровождаемые яркими, красочными и содержательными рисунками, могут избавить от беспокойства, вызвать интерес, вызвать положительные эмоции и изменить мотивацию учебной деятельности.

Интерактивный словарь с гипертекстовой структурой, позволяющий ученикам начальной школы не только найти определение искомого термина, но и освоить новый способ работы с электронными информационными объектами.

Другие типы задач.[25]

Помимо предложенных комплексов ЦОР, на уроках информатики используется ряд игровых моментов, направленных на формирование основных качеств, необходимых для изучения тем. Обычно на уроках логические задания используются для развития логического и алгоритмического мышления, а также памяти, внимания и усидчивости.[38]

Вот некоторые из наиболее распространенных игр, которые часто используются на уроках информатики.

I. Логические.

1)  Паромщик.

Рис. 1. Игра «Паромщик»

В течение многих лет люди, занимающиеся переправой, зарабатывали на жизнь перевозкой людей, их товаров и животных по реке. Его расходы невелики, поэтому люди с удовольствием пользуются его услугами, но он в своей жизни не копил денег на новый большой паром. На его небольшом пароме есть место только для самого паромщика и прочего. Однажды ему пришлось переправлять через реку волков, коз и капусту. Но это действительно несчастье - нельзя оставлять без присмотра волков и коз, а также не позволять козам и капусте смешиваться вместе. Объясните перевозчику, как безопасно перевезти через реку капусту и животных? [37]

Это задание развивает логическое мышление, смекалку.

II. Взвешивание и перемещение.

1) Где фальшивые монеты?

На столе десять пронумерованных шляп. Каждая шляпа содержит десять золотых монет. Одна из шляп содержит поддельные монеты. Настоящая весит 10 грамм, а поддельная - 9. В помощь даются весы со шкалой в граммах. Как определить, в какой шляпе находятся поддельные монеты, с помощью весов всего за одно взвешивание? Весы могут весить до 0.75 килограмм.

III. Развитие памяти

Развитие памяти - важный аспект, особенно на начальном уровне.

1) Wordteacher


Рис. 2. Игра «Wordteacher»

Подобные игры позволяют учить в игровой форме, например, английские слова для увеличения словарного запаса, запоминать слова в игровой форме.

2) Города. Эта игра способствует развитию не только памяти, но и географическому расширению кругозора.

Рис. 3. Игра «Города»

Игра заключается в том, что вам нужно назвать как можно больше городов. То есть компьютер изначально ставит букву, которой должен быть назван город, на букву, которой город заканчивается, необходимо придумать другой город.[19]

Таким образом, все вышесказанное говорит о том, что компьютерные обучающие игры призваны усилить познавательную активность, повысить мотивацию на уроках. Это делает уроки ярче, запоминающимися и увлекательными.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время существует много проблем с использованием компьютерных игр в развитии дошкольников, но все больше и больше дошкольных учреждений прилагают все усилия, чтобы внедрить компьютерные технологии в свою работу.

Первоначальная основа развития личности - дети дошкольного возраста. В связи с этим для развития у детей самостоятельности и подвижности в различных видах деятельности, а также развития творческих способностей дошкольников возрастает значение воспитательной работы в дошкольных образовательных учреждениях.

 Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в дошкольной педагогике накоплен определенный опыт использования компьютерных игр в воспитательной работе дошкольных учреждений.

Психолого-педагогические исследования по использованию компьютерных игр в работе с дошкольниками (Е.В. Зворыгина, Г.П. Петку, С.Л. Новоселова) свидетельствуют о том, что специфика компьютерных игр позволяет рассматривать их как особое средство развития детей.

Дошкольники имеют все знания о геометрических фигурах и формах предметов, но делать это нужно шаг за шагом.

Предоставляемые компьютерные игры делают процесс обучения более интересным и легким в управлении. При условии целенаправленного постепенного формирования у детей более глубокое и устойчивое понимание геометрических фигур и форм предметов. Использование компьютерных игр дало положительные результаты.

Согласно результатам нашего исследования, компьютерные игры являются эффективным средством формирования представлений о геометрических фигурах и формах предметов.

Педагогов можно стимулировать к включению компьютерных игр в процесс НОД. Организуйте и проведите компьютерные игры с детьми в процессе самостоятельной деятельности детей. Включите в процесс обучения компьютерные игры, направленные на:

- распознавание и наименование геометрических фигур. Типа «Какая фигура»;

- поиск предметов различной формы. Типа «Не похоже», «Подобрать по форме»;

- понимание значения слова «стандарт». Типа «Выбрать фигуру»;

- составление фигур из геометрических фигур. Типа «Танграм» и т. д.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абраменкова В.В. Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка. – М.: Яуза, Эксмо, Лепта Книга, 2006. – 640 с.: ил.

2. Антошин М.К. Учимся работать на компьютере. – М.: Айрис Пресс, 2007. – 128 с.

3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр.

4. Булгакова Н.Н. Знакомство с компьютером в детском саду. // Информатика. – 2001. – №18. – С.16-17.

5. Горвиц Ю.М. Развивающие игровые программы для дошкольников. // Информатика и образование. – 1990. – №4. – С.100-106.

6. Гушлевская Г.С. Организация работы компьютерно-игрового комплекса дошкольного учреждения. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1.

7. Дошкольник и компьютер: Медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО "Модэк", 2004. – 64 с.

8. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпритация: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / В.И. Загвязинский. - 3-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 192 с.

9. Зворыгина Е.В. Педагогические подходы к компьютерным играм для дошкольников. // Информатика и образование. – 1999. – №6. – С.94-102.

10. Зеленская В.А. Компьютер для дошкольников. // Управление ДОУ. – 2008. -№6. – С.74-79.

11. Зыкина О.В. Компьютер для детей. – М.: Эксмо, 2008. – 112 с.

12. Ивакина И. О-Э. О педагогических условиях развития интеллектуальной активности дошкольников в компьютерных играх. //Дошкольное воспитание. – 1995 – №12. – С.28-30.

13. Ивакина И.О-Э. Компьютерные игры – индивидуализированное средство развития творческой активности детей: Автореф. дис…канд. пед. наук/МПГУ. – М., 1996. – 16 с.

14. Игра дошкольника / под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: Просвещение, 1989. – 286 с.

15. Калаш И. Возможности информационных и коммуникационных технологий в дошкольном образовании. Аналитический обзор. [Электронный ресурс] / И. Калаш. - Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. - Россия, -2011.

16. Коган И.Д., Леонас В.В. Эта книга без затей про компьютер для детей. – М.: Педагогика, 1999. – 64 с.

17.  Коробейников Н.А. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Детский сад и семья. – 2002. – №5.

18. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия развития. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №12.

19. Кукушкина О. Компьютерная программа "Лента времени". // Дошкольное воспитание. – 2007. – №12.

20. Маркушевич А.И. О книжных редкостях. Москва, «Книга», 1989.

21. Моторин В.В. Воспитательные возможности компьютерных игр. // Дошкольное воспитание. – 2000. – №11. – С.53-57

22. Моторин В.В. Исследовательская деятельность ребенка в условиях взаимодействия с компьютером. // Детский сад от А до Я. – 2004. – №2.

23. Моторин В.В. Об использовании компьютера в педагогическом процессе. // Дошкольное воспитание. – 2001. – №12. – С.42-46.

24. Мухортова А.В. Формирование информационной культуры дошкольника. //Начальная школа плюс до и после. – 2003. – №10.

25. Никитина М.В. Ребенок за компьютером. – М.: Эксмо, 2006. – 287 с.

26. Новоселова С.Л. В чем проблема информатизации дошкольного образования?

27. Новоселова С.Л. Компьютер в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 1989. – №10. – С.53-55.

28. Новоселова С.Л., Парамонова Л.А. Информатизация дошкольного уровня образования в России: начало положено в Москве. // Дошкольное воспитание. – 1998. – №9. – С.65-71.

29. Новоселова С.Л., Петку Г.П. Компьютерный мир дошкольника. – М.: Новая школа, 1997. – 128 с.

30. Новоселова С.Л., Петку Г.П., Пашелите И. Новая информационная технология в работе с дошкольниками. Применима ли она? // Дошкольное воспитание. – 1989. – №9. – С.73-76.

31. Новые информационные технологии в дошкольном образовании / под ред. Ю.М.Горвица. – М.: Линка-Пресс, 1998. – 328 с.

32. Осипова Т.Г. Компьютерные программы для детей дошкольного возраста. // Детский сад от А до Я. – 2003. – №1. – С.149-161.

33. Панина С. Развивающие компьютерные игры для детей // Сайт "Московская Мама» - 2006

34. Петрова Е. Развивающие компьютерные игры. // Дошкольное воспитание – 2000 – №8. – С.60-62.

35. Плужникова Л. Использование компьютеров в образовательном процессе. // Дошкольное воспитание – 2000 – №4.

36. Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Электронный ресурс] / И. В. Роберт. - Эл. изд. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2014. -398с.

37. Рыжов В.Н. Математическое развитие дошкольников: Курс лекций для студентов, обучающихся по направлению– Педагогическое образование, профиль – математическое образование. – Саратов, 2014. – 59 с.

38. Софронова С.В., Акпулатова С.А. Роль интерактивных игр в развитии познавательного интереса у младших школьников. [Электронный ресурс] / С.В. Софронова. - Прикладная информатика. Litres, 2014.



Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 162; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!