РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ



Рефлексия в организации творческого мышления и саморазвитии личности

Семенов И. Н., Степанов С. Ю.

Вопросы психологии 83'2 с.35

В настоящее время наблюдается рост интереса к изучению рефлексии в различных направлениях общей, социальной, педагогической и инженерной психологии ([2], [5], [8], [10], [13], [16], [19], [20], [21], [22] и др. Многообразие разработок проблемы рефлексии делает необходимым выявить функции, в которых используются представления о ней, и определить ее психологическую специфику.

РЕФЛЕКСИЯ КАК ОБЪЯСНИТЕЛЬНЫЙ ПРИНЦИП ОРГАНИЗАЦИИ И РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Конкретизация представлений о рефлексии применительно к практически важным задачам обучения и воспитания служила необходимой предпосылкой создания средств их научного решения. «Разработка проблемы развития рефлексии в процессе самостоятельной работы учащихся, — подчеркивает Б.Г. Ананьев, — имеет большое значение для правильной постановки вопросов воспитания и самовоспитания ума» [3; 127].

Теоретически роль рефлексии в психическом развитии учитывается Л.С. Выготским , считающим, что «новые типы связей и соотношений функций предполагают в качестве своей основы рефлексию, отражение собственных процессов в сознании» [7; 141], и С.Л. Рубинштейном, подчеркивающим, что «возникновение сознания связано с выделением из жизни и непосредственного переживания рефлексии на окружающий мир и на самого себя» [14; 260].

В современных экспериментальных исследованиях представления о рефлексии используются не только в качестве одного из объяснительных принципов психического развития, но и в функции теоретического средства построения предмета изучения, когда рефлексия рассматривается как механизм сознания и важный компонент мышления. Так, понятие о рефлексии позволяет раскрыть представления о сущности абстракции [21], теоретического мышления [8] и реализовать их применительно к диагностике уровней его развития у школьников (А.З. Зак , 1982) и формированию действий контроля и оценки [5]. С другой стороны, исследование [15], [16] рефлексии как компонента творческого мышления, реализующего его личностную обусловленность, позволило выделить [18], помимо обычно изучаемой интеллектуальной рефлексии, также еще и личностную рефлексию. Это поставило проблему определения функций рефлексии во взаимосвязи интеллектуального и личностного в психике человека. Рассмотрим экспериментальные факты и теоретические основания, позволившие объединить тематику мышления и личности (традиционно исследуемых различными методами) в рамках единого представления о рефлексивном механизме организации творческого мышления и саморазвития личности.

РЕФЛЕКСИЯ В СТРУКТУРЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ И ЕГО ЛИЧНОСТНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ

Одна из центральных проблем психологии творчества — как возникают психические новообразования в творческом процессе? Традиционно эта проблема механизмов новообразований ставится в контексте изучения продуктивности мышления и исследуется на материале решения задач на соображение как проблемных ситуаций ([11], [12], [13], [19] и др.), служащих необходимым условием для развертывания творческого процесса.

Многочисленные исследования творчества как мыслительного процесса ([6], [8], [11], [12], [13], [14], [19] и др.) установили, что его результатом являются интеллектуальные новообразования в виде открываемых субъектом знаний о способах разрешения проблемной ситуации. Вместе с тем была выявлена значимость личностной обусловленности мышления ([4], [6], [10], [19; 168—192] и др.). Ее изучение с позиций системного подхода привело к установлению важного факта разноплановости мыслительного процесса, что позволило представить его как сбалансированное движение мысли по иерархически организованным уровням: личностному, рефлексивному, предметному, операциональному [15]. При экспериментальной реализации этой концептуальной модели мышления были обнаружены феномены интенсификации рефлексии перед инсайтом [16] и ее доминирования среди остальных уровневых компонентов мышления при успешных решениях задач [9]. Анализ этих фактов вскрыл ведущую роль рефлексии в действенной реализации личностной обусловленности творческого процесса [2].

Это позволило переосмыслить классическую проблему критериев различения продуктивного и репродуктивного мышления с точки зрения их личностной обусловленности. Методически это решалось построением показателей динамики мыслительного процесса [9; 15], которые характеризовали его механизм через выделение помимо традиционно изучаемых интеллектуальных новообразований также еще и личностных. В частности, было обнаружено [9] изменение изначально занятой субъектом (по отношению к предстоящему поиску) репродуктивной личностной позиции на новую, продуктивную личностную позицию. Она является новообразованием, возникающим в результате личностной рефлексии (т. е. критического переосмысления испытуемым первоначальных представлений о себе как о носителе и реализаторе интеллектуальных стереотипов), которая приводит к построению нового образа «я», а именно: как субъекта творчества. Теоретический анализ [18] факта смены позиции вскрыл проблему экспериментального изучения роли рефлексии в возникновении личностных новообразований в качестве одного из механизмов развития (см.: Вопросы психологии, 1982, № 4, с. 170) и детерминант организации творческого мышления.

РЕФЛЕКСИВНЫЙ МЕХАНИЗМ САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПРОБЛЕМНО-КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЯХ

Развитие личности традиционно исследуется путем лонгитюдного наблюдения за ее онтогенезом, дополняемого биографическими и клиническими методами. Основной же массив экспериментальных работ ориентирован на изучение функционального проявления личности либо при тестировании, выявляющем лишь статичные, сложившиеся ее свойства, либо в стрессогенных ситуациях, определяющих динамику конфликтного состояния и поведения личности. В последних конфликтообразующим является неразрешимое задание, которое служит объективным условием актуализации защитных механизмов, проявляющихся в различных формах поведения, всегда завершающегося «личностными уходами» от выполнения задания. Неразрешимость задания блокирует саму возможность позитивного, развивающего личность преодоления конфликта, а следовательно, закрывает путь к изучению его механизмов. Поэтому экспериментальное исследование развития личности, и в том числе ее творческого саморазвития, требует использования такого рода заданий, которые, являясь конфликтообразующими , были бы вместе с тем разрешимыми, хотя и проблемными.

В исследованиях организации мышления и саморазвития личности [15], [17], [18] в качестве заданий, обладающих указанными свойствами — проблемностью и конфликтностью, использовались творческие задачи, традиционно применяющиеся для изучения инновационных процессов. Эти задания позволяют моделировать особые, уникальные по отношению к субъекту условия экспериментальной ситуации, в которых его личностный и интеллектуальный опыт не только оказывается недостаточным, но и служит своеобразным препятствием (а не только средством) к достижению поставленной цели. При этом проблемность творческой задачи раскрывается как интеллектуальное противоречие, актуализирующееся в виде столкновения известных испытуемому знаний и умений с теми особенными условиями предметной ситуации (описанной в форме задачи), в которой субъект осуществляет доступные ему способы действия. Вместе с тем при решении творческой задачи обнаруживается и ее конфликтообразующее свойство, т. е. противоречие личностного характера между сложившимися в ситуациях испытания формами поведения субъекта как личности (т. е. перед лицом другого человека, в данном случае экспериментатора) и теми реальными требованиями, которые предъявляет к нему как к испытуемому конкретная ситуация решения. Существо творческой задачи, таким образом, состоит в том, что в процессе ее решения возникает противоречие между ресурсами «я» (т. е. интеллектуальными и личностными стереотипами) и уникальностью условий и требований ситуации задачи. Самостоятельное преодоление испытуемым этого противоречия и выступает в итоге как творческое открытие принципа решения задачи и одновременно — как его личностное и интеллектуальное развитие, выражающееся в активной самоперестройке личности и реорганизации мышления.

Таким образом, порождение интеллектуальных новообразований (выступающих в виде открытия новых свойств и связей предметного мира, с которым активно взаимодействует субъект, конструируя средства его преобразования) в творческом процессе опосредствовано порождением соответствующих личностных новообразований, выражающихся в изменении человеком представлений о своем месте в социокультурном контексте, а следовательно, в конечном счете — ив преобразовании своей личности. Следовательно, творческое мышление может рассматриваться как процесс построения и действенной реализации нового целостного образа личности и ситуации задачи. Это становится возможным в силу последовательного и интенсивного осмысления (т. е. определения отношений «я» ко всем содержаниям) ситуации как целого, причем уникального относительно наличного опыта субъекта. Основанием для этого служит обнаружение в ситуации противоречий, которые при их осмыслении и порождают проблемность и конфликтность условий осуществления «я». В этом целом любая часть, каждый элемент с необходимостью имеет свой особый смысл (о трактовках смысла см. подробнее [4], [6], [10], [14], [19] и др.), который, как правило, не совпадает с очевидным и привычным содержанием данного элемента, когда он включен в другие, ранее сложившиеся интеллектуальные и личностные содержания или подструктуры «я». Для того чтобы отличить форму переосмысления (характерную для проблемно-конфликтных ситуаций) от осмысления, имеющего место в обычных, стандартных условиях жизни (в виде их простого осознания), назовем первую активной рефлексивной формой или просто — рефлексией. Переосмысление человеком в процессе мышления интеллектуальных содержаний (т. е. образов предметной ситуации задачи) и личностных содержаний (т. е. образов личности, с которыми отождествляет себя «я» во время переживания конфликта) является механизмом их изменения и, следовательно, порождения психических новообразований в проблемно-конфликтных ситуациях. Таким образом, переосмысление как способ идеального взаимодействия человека с миром, т. е. активного осуществления «я» в проблемно-конфликтной ситуации, определяет его самоизменение и саморазвитие, что и позволяет трактовать переосмысление как рефлексию (см.: БСЭ.— 3-е изд.— М., 1975, т. 22, с. 55).

Итак, понимание рефлексии как переосмысление человеком отношений с предметно-социальным миром (актуализирующихся в результате общения с другими людьми и активного усвоения норм и средств различных деятельностей), которое выражается, с одной стороны, в построении новых образов себя, реализующихся в виде соответствующих поступков, а с другой — в выработке более адекватных знаний о мире с их последующим воплощением в виде конкретных действий, является принципом не только дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктур (типа: «я» —ф изическое тело», «я» — биологический организм», «я» — социальное существо», «я» — субъект творчества» и др.). но и интеграции «я» в неповторимую целостность, нерасторжимую и несводимую ни к одной из ее отдельных составляющих, ни к их механической сумме. Необходимость методической реализации и экспериментальной апробации данных теоретических представлений предполагает разработку процедур анализа релевантной им эмпирической реальности, на материале которой возможно исследование такого предмета, как рефлексивные механизмы организации творческого мышления и саморазвития личности.


Дата добавления: 2021-04-05; просмотров: 224; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!