Как сохраняется персональная память о репрессиях



Интернет позволяет сделать память о репрессиях в отношении отдельных людей достоянием всего общества. Сегодня для этого создаются коллекции оцифрованных документов – мемуаров, дневников, фотографий, аудио- и видеоматериалов. Здесь с ними могут знакомиться как исследователи-профессионалы, так и просто те, кого интересует эта тема.

Наиболее посещаемые цифровые архивы: «Устная история», «Прожито», «Звуковые архивы. Европейская память о ГУЛАГе», Обнинский цифровой проект, «Сибиряки вольные и невольные», PastVu, Relikva, «Открытый список», «Бессмертный барак» и др. Цель большей части архивов – сделать историю живой и понятной людям и представить разносторонний взгляд на историю страны. Такие коллекции частных документов — это не просто базы данных (которые, в терминах культуролога Алейды Ассман, ассоциируются с накопительной культурной памятью), но и инструмент рефлексии над историей, часть функциональной культурной памяти. Кроме того над подобными народными архивами не довлеет государственная идеология, которая обычно определяет отбор документов для ознакомления в рамках образования или трансляции в общедоступных СМИ.

Оцифровкой и размещением документов на таких ресурсах обычно занимаются волонтёры, что также лишает государство или официальную историю монополии о том, как именно нужно помнить тот или иной период отечественной истории.

Современную эпоху можно считать самым задокументированным временем. В интернете размещены «тонны» самых разных документов. Не исключено, что создание мемориальных ресурсов о времени репрессий в том числе, это тоже попытка сохранить поколенческую преемственность в условиях, когда история долгое время подвергалась идеологизации и замалчиванию многих событий и фактов.

Выкладывая документы в сеть, знакомясь с ними, каждый пользователь становиться самостоятельным создателем исторической памяти. Свидетельства жизни отдельных людей становятся не менее важными, чем описания деятельности классов (как это было принято в СССР) или деяний правителей, как это было принято в исторической науке до появления школы «Анналов». Кроме того, это помогает создавать единое «пространство памяти» истории России ХХ века. Советский исторический подход был нацелен на изучение истории столичных регионов, периферии уделялось несколько часов, краеведение прозябало на задворках исторической науки.

Российские проекты, сохраняющие частные воспоминания пока еще не слишком влиятельны – знают о них и участвуют в них не слишком много людей. Но в любом случае они нередко показывают альтернативную точку зрения на те или иные события, которая может отличаться от официальной.

3.

Коллективная память в зеркале социологии

В октябре 2018 Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) совместно с Музеем истории ГУЛАГа представил данные исследования, посвященного изучению информированности россиян об истории их семьи, осведомленности наших сограждан о репрессированных родственниках.

По данным опроса, для большинства россиян (93%) интересна история их семьи, в том числе каждый второй (51%) старается узнавать информацию о предках, еще 42% респондентов интересуются историей семьи, но специально не занимаются ее изучением. Повышенный интерес к теме прошлого своей семьи наблюдается среди 25-34-летних и 35-44-летних респондентов (по 95%).

Чаще всего историю своей семьи россияне узнают из разговоров с родственниками (72%). Еще 41% опрошенных ищут информацию о предках в открытых базах данных и интернет-архивах. Каждый третий респондент (33%) пытался искать близких семьи в социальных сетях. Наконец, 22% участников опроса обращались в государственные архивы.

Россияне хорошо осведомлены о преследованиях по политическим мотивам, проводимыми в СССР в 20-50 гг. XX века: 80% наших сограждан знают о репрессиях. При этом самая низкая информированность наблюдается среди молодежи: почти половина (47%) опрошенных в возрасте от 18 до 24 лет никогда не слышали о репрессиях.

Более трети (35%) опрошенных сообщили, что в их семье были репрессированные родственники, в том числе 14% хорошо знают об их судьбе, 16% – знают судьбу родственников в общих чертах, 5% – ничего не знают о судьбе репрессированных родственников. Каждый пятый (22%) респондент не знает, были ли в его семье репрессированные родственники. Большинство тех, у кого есть репрессированные родственники, узнали о репрессиях из рассказов близких (91%), среди жителей столиц эта доля достигает 97%. Более половины (58%) тех, кто плохо осведомлен о судьбе репрессированных родственников, хотели бы больше знать об их истории. Среди 18-24-летних эта доля выше – 71%.

В свете всего вышесказанного, можно заключить следующее: память о репрессиях сохраняется преимущественно в старших и средних возрастах, подавляющее большинство помнящих опирается на семейные предания и рассказы. Интерес к теме есть у большей части тех, кто знает, что в семье были репрессированные. Доля тех, у кого в семьях были репрессированные, составляет всего треть респондентов. Среди оставшихся двух третей интерес к теме также имеется, но информированность о теме низкая. Тем не менее, память о репрессиях всё ещё сохраняется в поколениях в той или иной форме.

Второй опрос, который проводят социологи Левада-центра в рамках многолетнего исследования также в определенной степени характеризует отношение россиян к репрессиям. Респондентам в нём наряду с другими всегда задают вопрос, чего они стыдятся, что вызывает у них чувство стыда и огорчения, когда они обращаются к российской истории двадцатого столетия. Итоги опроса, который проводился в ноябре - декабре 2018 года были опубликованы в начале этого года. (В таблице приведены данные за все годы исследования). Можно отметить, что с годами стыд за события большого террора испытывают все меньше людей. В 1999 году этого стыдился каждый третий, в 2018 только каждый пятый.

Это может быть связано как со снижением интереса к теме, низкой информированностью людей – тема ушла из общественного дискурса, а также тем, что изменилось отношение государства к репрессиям. Новая парадигма власти подразумевает, что в отечественной истории гражданам нечего стыдиться, и незачем. А вся наша история – это непрерывная линия великих побед. Все что не относиться к величию вытесняется на периферию каких- либо обсуждений.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!