Влияние государства на коллективную память



Яркий пример из недавней истории: споры по поводу подвига «28 панфиловцев». Несмотря на то, что героизм защитников Москвы действительно имел место быть, имеющиеся в архивах источники позволяют утверждать, что этот эпизод в советской печати был весьма мифологизирован. Оказывается, не все герои на поверку были героями (у одного, например, обнаружилась служба в полицаях). Но поскольку про этот подвиг рассказывают уже более 70 лет, для большинства россиян, учивших историю только по учебникам, каноничность данного эпизода является непререкаемой. Данную точку отстаивает даже нынешний министр культуры В.Р. Мединский. Мотив министра – необходимость защитить память погибших бойцов. Осуждая публикацию архивных документов научным руководителем ГАРФ С.В. Мироненко, Мединский уверен, что исследователь не имел морального права озвучивать документальную историю «подвига» в публичном пространстве: «Первое: Мироненко и сам не отрицает факта подвига, отрицать это довольно глупо. Во-вторых, число 28, конечно, условное. Этого тоже никто не отрицает. В-третьих, Росархив ничего нового не открыл, все эти «прокурорские расследования» давно находятся в историческом обороте. Эти документы, при всей их предвзятости, тоже абсолютно не отрицают ни факта боя, точнее — серии боев под Волоколамском, ни массового героизма воинов-панфиловцев. Затем – читайте глубже – комментарии Жданова по поводу расследования, исследование академика РАН Куманева, пояснения самих выживших участников боев, документы поисковых экспедиций», – говорил чиновник в интервью «Новой газете» в декабре 2016 года.

Однако суть в другом: министр уверен, что мы вообще никак не можем ни судить, ни оценивать события того времени, а должны верить тем уже сложившимся историям. В итоге действительная историческая память опять искажается и преподносится в виде выгодном для государственной власти. Что, собственно, ведет к тому, что память о репрессиях также становиться не памятью об ужасах пережитых конкретными людьми, а памятью о том, что для великих свершений эти ужасы были необходимым и очевидным шагом. То есть память снова приватизируется государством, и тем легче, чем меньше остается людей, в том числе и потомков людей, причастных к этим событиям в качестве жертв или же палачей.

Попытку в 2018 году перенести акцию в День памяти политических репрессий 30 октября с Лубянской площади, где она проводится традиционно уже много лет в другое место, можно рассматривать в том контексте.

В том же русле можно оценивать и акции по недопущению размещения именных мемориальных табличек о репрессированных в рамках проекта «Последний адрес». Организаторы акции собирают информацию о репрессированных в годы Большого террора и вешают памятные таблички на фасады домов, откуда людей увозили навсегда. Некоторые активисты пытаются препятствовать этому проекту, используя жалобы чиновников и выискивая в градостроительных документах городов положения позволяющие признать действия участников проектов незаконной. Участники проекта опираются на согласие жильцов тех домов, где размещаются памятные знаки, чего вроде бы хватает по действующим законам.

Эти эпизоды позволяют прямо говорить, что несмотря на сохраняющуюся свободу слова, во всяком случае, в том, что касается истории, государство пытается не допускать неудобную для него правду и память о событиях в открытое публичное пространство, то есть неким образом маргинализирует тех историков и исследователей, которые этим занимаются.

Свежий пример, – недавние мероприятия посвященные 75-летию снятию блокады Ленинграда. О блокаде, как и о большом терроре, долгое время не разрешалось говорить. Когда говорить стало можно, разрешалось упоминать только о подвиге ленинградцев, но никак не о том чего это подвиг вообще стоил людям.

Историк Даниил Коцюбинский в интервью Татьяне Хрулевой с сайта «Росбалт» считает, что такая официозная память о войнах и их жертвах очень опасна для общества. По его мнению, у нас память сакрализирована – в центре её образ погибшего героя. «Такая память готовит общество к новой войне, ибо призывает народ, и в первую очередь молодежь, «быть достойными отцов-героев». Не случайно европейское поколение, выросшее на памяти этого типа (особенно в Германии), развязало новую мировую бойню», – говорит Коцюбинский.

Но с точки зрения власти такой подход к памяти оправдан, поскольку полностью снимает с государства необходимость отвечать на неудобные вопросы, связанные с жертвами и их количеством. Все герои, в том числе и репрессированные, но время было такое, государство не виновато. Отметим ещё, что чем меньше остается свидетелей и участников событий, тем меньше государство готово допускать интерпретаций в своей официальной истории. Крайне противоречивая история России XX века не становится попыткой разобраться в том, почему это случилось, с тем, чтобы не допустить подобного в будущем, она просто героизируется. В итоге память о трагических событиях распадается на два прямо противоположных направления. Личная память – скорбная, и публичная – героико-помпезная. Конфликт двух памятей со временем и потерей популярности существующей власти может нарастать.

Заключение.

В коллективной памяти россиян очень сильно влияние государства. В последние годы в коллективную память снова внедряется идея народа-победителя, народа-богоносца. Такая победная память претендует на единственно верную трактовку истории и не допускает расхождений с ней. Самовозвеличивание нации вытесняет и препятствует тому, чтобы к образу победителя примешивались иные, противоречащие ему черты – например, память о жертвах сталинских репрессий. Нельзя забывать в том числе и о том, что от сталинских репрессий пострадали представители многих других национальностей – поволжские немцы, калмыки, чеченцы, ингуши и крымские татары. И у этих наций коллективная память очень сильно отличается от той, которую поддерживает и озвучивает государство.

Индивидуальная память о репрессиях основывается зачастую на неточности и искаженности воспоминаний, малом числе доступных источников. Политика памяти в России последних 15 лет не способствует полноценному обсуждению роли 1930-х гг., подменяя его удобно подобранными героическими воспоминаниями о единственном событии по которому есть общественный консенсус – победе в Великой Отечественной войне с Германией.

Использованные и цитируемые источники:

1. Нужно ли верить следственному делу? | Уроки истории XX век

http://urokiistorii.ru/article/55313/

2. Будущее ностальгии https://www.nlobooks.ru/magazines/neprikosnovennyy_zapas/89_nz_3_2013/article/10513/

3. Полые люди

https://www.colta.ru/articles/society/13334-polye-lyudi/

4. Почему дедушка ничего не рассказывал

http://codaru.com/war-on-reason/pochemu-dedushka-nichego-ne-rasskazyval/

5. Исследования Яндекса — Народная карта памятников

https://yandex.ru/company/researches/2018/monuments/

6. «Разговор об исторической памяти превращается в троллинг. Мы приплыли» |

https://www.colta.ru/articles/specials/17902-razgovor-ob-istoricheskoy-pamyati-prevraschaetsya-v-trolling-my-priplyli/

7. Политика памяти в постсоветской России — ПостНаука

https://postnauka.ru/video/41333/

8. Владимир Мединский: «Могу рассказать и всю правду, и всю неправду». Большое интервью министра культуры — «Новой газете» https://www.novayagazeta.ru/articles/2016/12/15/70908-vladimir-medinskiy-mogu-rasskazat-i-vsyu-pravdu-i-vsyu-nepravdu/

9. Память вне закона

https://razvilkaspb.com/2018/12/21/pamyat-vne-zakona/

10. Зачем нужны цифровые архивы – Новости – Научно-образовательный портал IQ – Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» https://iq.hse.ru/news/231962189.html/

11. Две трети россиян устыдились развала СССР и «вечной» бедности в стране : Политика : РБК https://www.rbc.ru/politics/17/01/2019/5c3db1849a794706d8ed9ad5?from=main/

12. Ленинградский холокост как приговор режиму – Росбалт

http://www.rosbalt.ru/piter/2019/01/27/1760257.html/

13. Память ГУЛАГа | Уроки истории XX век

http://urokiistorii.ru/article/153/

14. Национальная идентичность и гордость – Левада-Центр https://www.levada.ru/2019/01/17/natsionalnaya-identichnost-i-gordost/

15. Репрессии ХХ века: память о близких

https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=9344/

 


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!