Что же происходит на самом деле?



- Есть детерминированные неосознаваемые процессы, а осознаём мы их результаты и приписываем решения себе или чему-то ещё (П. В. Симонов, И.М. Сеченов), но мы же можем осознавать результаты детерминированных процессов и не приписывать им статус «моего личного решения» (напр, физиологические процессы, как сердцебиение), почему так? И зачем тогда вообще осознавать?

- Опытная психология: человек – компьютер, но одновременно и большее, чем компьютер (или испорченный компьютер)

- На человека одновременно влияют и природа, и нравственный закон (И. Кант): не ясно, когда стоит опираться на какой фактор при принятии решения и Кант считает, что непознаваемо (двухфакторная детерминация очень нравится психологам, везде про внешние и внутренние мотивы, причины и т.п.) + если есть алгоритм, то точно всё детерминировано, а если нет, то нет и решения

Если субъективное на чём-то основывается, то свободы выбора нет, а если не основывается, то нет причин для его возникновения

- Свобода выбора связана с активностью личности (А. Г. Асмолов): активность личности проявляется в ситуации неопределённости, и тогда происходит ориентировка в сложной системе мотивов и личностных смыслов

- Активность – это актуальное переживание человеком возможности действия «Я могу» (не зависит от прошлого или будущего), но чаще активность проявляется скорее при вопросе «Могу ли я?», потому что могу я много чего, что не всегда выражается в действии

 

Решение

Сознание направлено на выдвижение и проверку гипотез. Выдвигаем гипотезу о наличии свободы, как можно её проверить? Существует ли какое-нибудь действие, осуществив которое человек может подтвердить гипотезу о свободе своего сознания в принятии решений? Допустим, мы знаем весь набор возможных действий, которые можем совершить. В их числе неадекватные действия – действия, не отвечающие внутренним потребностям организма или приходящей извне информации. Механизм сознания способен случайным образом выбрать любое из неадекватных действий для проверки гипотезы и дать команду на исполнение. Выбор действия в таком случае детерминирован лишь отсутствием причин для его совершения. Приходится признать свободным то действие, которое детерминировано тем, что оно ничем не детерминировано. Но при этом сознание по окончании выполнения действия будет пытаться объяснить его причинами, которые не связаны реально с этим действием, потому что такова его природа. Таким образом, как только причина будет придумана, действие уже не будет восприниматься как ничем не детерминированное. И, поскольку с этого момента дальнейшие действия будут основаны на предположении об определённой причины того действия, то это предположение становится неопровержимым, т.к. на его основе уже принимаются новые решения.

 

 

4. Психофизическая проблема — в широком смысле это вопрос о месте психического в природе; в узком — проблема соотношения психических и физиологических (нервных) процессов. Во втором случае психофизическую проблему правильнее называть психофизиологической.

Особую остроту психофизическая проблема приобрела в XVII в., когда сложилась механистическая картина мира, исходя из которой Рене Декарт предпринял попытку объяснить поведение живых существ по образцу механического взаимодействия. Необъяснимые в рамках данной концепции акты сознания были отнесены к бестелесной непространственной субстанции — душе. Вопрос об отношении этой субстанции к работе «машины тела» привел Декарта к концепции психофизического взаимодействия: хотя тело только движется, а душа только мыслит, они могут влиять друг на друга, соприкасаясь в определенной части мозга.

Выступившие против взгляда на психику как на особую субстанцию Томас Гоббс и Бенедикт Спиноза утверждали, что она полностью выводима из взаимодействия природных тел, но убедительно разрешить психофизическую проблему они не смогли. При этом Гоббс предложил рассматривать ощущение как побочный предмет материальных процессов, а Спиноза трактовал мышление и материю как нераздельные и вместе с тем не связанные между собой причинными отношениями атрибуты бесконечной субстанции — природы.

Г. Лейбниц, совмещая механистическую картину мира с представлением о психике как уникальной сущности, выдвинул идею психофизического параллелизма, согласно которой душа и тело совершают свои операции независимо друг от друга, но с величайшей точностью, создающей впечатление их согласованности между собой. Они подобны паре часов, которые всегда показывают одно и то же время, хотя и движутся независимо.

Современный логический позитивизм рассматривает психофизическую проблему как псевдопроблему и полагает, что связанные с ней трудности разрешимы путем применения различных языков к описанию сознания, поведения и нейрофизиологических процессов.

Согласно системе «объективного» (или абсолютного) идеализма Гегеля, основой мира является некая существовавшая до появления природы и человека мистическая «абсолютная идея». По своей природе она является деятельным началом, однако её деятельность может выражаться только в мышлении, в самопознании. «Абсолютная идея» внутренне противоречива, она движется и изменяется, переходя в свою противоположность.

Субъекти́вный идеали́зм — группа направлений в философии, представители которых отрицают существование независимой от воли и сознания субъекта реальности. Философы этих направлений либо считают, что мир, в котором живёт и действует субъект, — это совокупность ощущений, переживаний, настроений, действий этого субъекта, либо, как минимум, полагают, что эта совокупность является неотъемлемой частью мира. Радикальной формой субъективного идеализма является солипсизм, в котором реальным признается только субъект восприятия, а всё остальное объявляется существующим лишь в его сознании. Классический субъективный идеализм (Беркли, Фихте, Мах) исходит из представления о мире как совокупности ощущений.

Метафизический материализм – это учение о самотождественной (неизменной) материальной субстанции. Самотождественный означает «равный самому себе». Самотождественность – это сохранение сущности явления неизменной при том, что проявление этой сущности может меняться. В мире постоянно происходят какие-то события, возникает что-то новое. Но при этом неизменно день и ночь, времена года сменяют друг друга, не изменяется и содержание фундаментальных законов природы и общества. На самом деле неизменная основа бытия мира, цикличность его функционирования и эволюция, направленность необратимых изменений органично взаимосвязаны. Здравый смысл убежденно констатирует: «ничто не ново под луной» и добавляет при этом «ничто не вечно под луной». Однако логика культуры такова, что сначала необходимо было освоить неизменное содержание законов функционирования этого мира.

Все материалисты до К. Маркса и Ф. Энгельса были метафизическими материалистами. Они признают движение на уровне механических законов, и им недоступно понимание материи как саморазвивающейся субстанции, т. е. имеющей внутренний источник самодвижения. Источник механического движения метафизические материалисты видят во внешнем воздействии на материальный объект, поэтому они постулируют идею первотолчка, стыдливо замалчивая его природу. По логике, роль первотолчка не может выполнять материя, потому что она не обладает самодвижением, поэтому метафизический материализм балансирует на грани скатывания в идеализм. И. Ньютон, являясь ученым и не заботясь о чести материалистического мундира, раскрывает механистическую картину мира, утверждая, что часовщик этого механизма – Бог.

Яркие образцы метафизического материализма представили французские просветители XVIII в.: Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций. Наиболее показательным метафизическим материалистом, в этом смысле классиком, следует считать Л. Фейербаха (1804–1872) как непосредственного предшественника марксизма, который наиболее отчетливо выразил в своей концепции все достоинства, но в то же время и все ахиллесовы пяты, т. е. уязвимые места этого направления, непосредственно повлияв на разработку диалектического материализма.

Крупным представителем домарксовского материализма был немецкий философ Людвиг Фейербах (см.). Борясь с идеализмом Гегеля, Фейербах утверждал, что природа существует независимо от сознания, что человек—продукт природы. Однако Фейербах рассматривал человека абстрактно, как человека вообще, но не как конкретного общественно-исторического человека, изменяющего окружающий его мир. Не поднявшись до понимания значения общественной практики, Фейербах остался на позициях созерцательного материализма, а в объяснении общественных явлений — идеалистом.

В противоположность различным идеалистическим концепциям, диалектический материализм трактует психофизическую проблему исходя из понимания психики как особого свойства высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия.

Различные ученые по-разному отвечали на вопрос о соотношении психического и физиологического, а точнее — является ли теория о теле (о физиологических процессах) достаточным основанием для понимания души (психических процессов). И. П. Павлов полагал, что одной физиологии достаточно для понимания всех закономерностей психики и никакой другой теории для этого не нужно. Другой выдающийся невролог — В. М. Бехтерев считал, что физиология и психология должны взаимно дополнять друг друга, и для того, чтобы понимать работу человеческого сознания, необходимо использовать обе науки. Существовал и третий взгляд на данную проблему, который высказывал известный советский физиолог П. К. Анохин. Он считал, что психология и физиология — два взаимно несовместимых предмета, имеющих собственную проблематику и собственный категориальный аппарат. Четвертый подход характерен для экзистенциализма и религиозного идеализма. Он заключается в том, что научное познание психики невозможно и ни физиология, ни психология не могут претендовать на исследование человеческого сознания. Понятно, что последний подход к психофизической проблеме заводит в тупик, так как не дает возможности ее разрешения.

1. Психофизическая проблема:

До сих пор нет единой точки зрения, остро проявилась в 17 веке.

a) Отношение психики и физического мира (психофизическая в узком смысле)

b) Отношение психики и тела (психофизиологическая в узком смысле)

Но про обе говорят в широком смысле – психофизическая.

Решалась неоднозначно, есть несколько вариантов:

- Монизм – исходное что-то одно, а второе производное.

· Материалистическиймонизм (тело исходное)

o Созерцательный материализм, исходящий из природного основания, чувственных восприятий (природа существует независимо от сознания, человек – продукт природы. Фейербах рассматривал человека абстрактно, не как конкретного общественно-исторического человека, изменяющего окружающий его мир)

o Механистический материализм снижает статус психического до низших форм движения материи (Павлов) => вульгарный материализм: психика – вещество: «мозг выделяет мысль, как печень выделяет желчь» (П. Кабанис)

o Метафизический материализм отрицание связи между явлениями, нет развития, есть незыблемая материальная субстанция (отрицающий качественное саморазвитие через противоречия, сводящий разнообразие форм движения к механическому движению) (Д. Дидро, П. Гольбах, Ж. Ламетри, К. Гельвеций)

o Диалектический материализм – психика как особое свойство высокоорганизованной материи, которое возникает в процессе взаимодействия живых существ с внешним миром и, отображая его, способно активно влиять на характер этого взаимодействия

· Идеалистический монизм (психика исходна)

o Объективный идеализм (Сократ, Платон, Гегель) идеи первичны и независимы, идеи во мне, они первичны по отношению к внешнему миру.

o Субъективный идеализм (Софисты, Беркли, Юм) человек мера всех вещей.

- Дуализм – психика и физическое существуют раздельно, это две разные субстанции.

Декарт. 2 субстанции – мыслящая (психическая) и протяженная (телесная). Бог эти 2 субстанции объединил в человеке. Два варианта соотнесения:

· Теория психофизического взаимодействия (Декарт , Чалмерс )

o Тело влияет на душу и наоборот.

· Теория психофизического параллелизма (Лейбниц, Спиноза)

o Божество делает перемены в психическом и физическом ряду, но между ними нет причинно-следственной связи.


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 48; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!