ВЕРА  В  ТАЙНУ  ИЛИ  ТАЙНЫ  ВЕРЫ ?



Щербаков Владимир – Книга Тайн

 

www.e-puzzle.ru

Москва

Общество по изучению тайн и загадок Земли

1991 г.

Составитель Владимир ЩЕРБАКОВ.

На обложке: Андрей МУНТЯН "Кали — Юга”

Книга тайн. Сборник.

Предисловие, выбор и обзорные статьи В. Щербакова.

 

Книга посвящена началу Эры Водолея. В ней прежде всего описана цивилизация богов, приведены факты контактов с Богородицей; сообщается о небесном городе света Асгарде и его земном аналоге, о первой экспедиции в Шамбалу. Читатель узнает и о других тайнах — продлении жизни с помощью эликсира бессмертия, магии и магическом врачевании, бессмертии души, полётах без помощи крыльев и летательных аппаратов. Освещается факт обращения коалиции инопланетян к человечеству.

К проблемам метаистории и древнейшей истории имеют прямое отношение каменные обсерватории на Русской равнине, цивилизация амазонок Старого и Нового света, становление и секреты алхимии — это и многое другое нашло отражение на страницах Книги тайн.

 

ISBN 5-86422-069-8

© Общество по изучению тайн и загадок Земли, 1991.

 

Щербаков Владимир - Асгард – город богов (история открытия)

Щербаков Владимир - Атланты, боги и великаны

Щербаков Владимир – Тайна Эры Водолея

 

СОДЕРЖАНИЕ


Предисловие ………

Шамбала — земля богов ………

Вера в тайну или тайна веры? ………

Знамения русского неба ………

Как был открыт город богов ………

Пора признать: душа бессмертна! ………

Кто вы, боги Олимпа? ………

Эликсир бессмертия — главный секрет океана

Память об атлантах? ………

НЛО: незваные гости? ………

Правда или вымысел? ………

Сбит над Калахари ………

Инопланетяне и контакты ………

Камень-обсерватория ………

Быстроконные девы ………

Всевидящее око ………

Необычайный сон ………

Операция без ножа ………

Эффект Розы Кулешовой ………

Народная магия ………

Протоэскулапы ………

Первые полёты ………

Колдун в полёте ………

Левитация ………

Алхимик Раймунд Луллий ………

Этот необъяснимый мир ………


ПРЕДИСЛОВИЕ

События на нашей планете связаны с движением светил. Это знали древние мудрецы, которых мы называли египетскими жрецами. Это начинает понимать современный человек, несмотря на то, что для науки в целом и для большинства учёных это остаётся тайной за семью печатями. Неудивительно: ещё в прошлом веке наука отрицала метеориты, сам факт падения на Землю камней с неба подвергался осмеянию. В Древнем Египте никто, вероятно, не поверил бы, что понадобится несколько тысяч лет, чтобы человечество снова пришло к очевидной истине, ведь там, на берегах Нила, не только знали об астероидах и метеоритах, но были изобретены и специальные иероглифы для их обозначения на письме.

Жрецы были правы, когда рассказывали о том, что небесные тела (прежде всего астероиды) уклоняются от своего небесного пути и тогда всё живое на Земле уничтожается огнём. Этот небесный огонь, по их словам, уничтожил и Атлантиду. Я назвал небесное тело, вызвавшее катастрофу и всемирный потоп двенадцать тысяч лет назад, Саисским астероидом. Город Саис был центром древней мудрости и знаний. Мне посчастливилось найти доказательства: возраст грунта, в котором погребены туши и кости мамонтов на самом большом якутском кладбище, таков же — двенадцать тысяч лет. Под ним гораздо более старые слои. Более того, верхний молодой грунт не что иное, как вулканический пепел. Откуда он попал сюда, если поблизости нет вулканов? Издалека, точнее из Атлантики. Ибо даже на дне озёр Ирландии остался доныне ил того же возраста — двенадцать тысяч лет. Именно в Атлантике упал Саисский астероид, пробив тонкую океаническую кору, буквально выжав из недр фонтан магмы, которая смешалась с водой и взорвалась, распылилась. Затем примерно на этой широте ураганные ветры тропосферы и стратосферы отнесли гигантские тёмные тучи на восток, почти до Тихого океана. Прошли невиданные по силе грязевые ливни, переполнившие реки. Волны селей высотой в десятки метров прокатились по долинам, мамонты утонули, вместе с ними погибли другие травоядные животные и хищники, их преследовавшие.

В наблюдении звёзд и светил древние обладали неизвестными нам секретами. Они скорее всего лучше нас знали и жизнь океана. Не может не вызывать изумления тот факт, что за три дня до катастрофы, уничтожившей остров Санторин в Средиземном море, началась эвакуация, и люди успели захватить с собой драгоценности. Это было намного позднее Атлантиды, во втором тысячелетии до нашей эры. Представить подобное в наши дни невозможно! Об этом свидетельствуют трагические события в Мексике, Армении, Средней Азии и других регионах планеты.

Всё меняется. Меняется и само время, подчиняясь движению на небе. Более двух тысяч лет человечество было осенено знаком Рыб. По законам расположения звёзд теперь пришла очередь Водолея. Именно этим зодиакальным знаком обозначена эра, или эпоха, которую ожидали в следующем веке, но которая пришла несколько раньше. По моим данным, новая эра началась 15 февраля 1991 года. Её характер будет выявляться всё ярче в последующих веках. Это эра добра и света, эра радости. Есть ещё один признак: это эра Руси, её культуры, её высших достижений. Разумеется, переход от одной эры к другой проходит в родовых схватках, в муках. Многие прогнозы учёных и политиков окажутся несостоятельными. Многое уйдёт в небытиё. Вера укрепится знанием и перестанет быть слепой, знание дополнится верой.

В этой книге читатель найдёт некоторые из граней, и отделяющих, и соединяющих мировоззрение двух соседних эр, или эпох. Не хотелось бы предварять это знакомство пересказом или даже краткой характеристикой очерков, вошедших в книгу. Об одном важном обстоятельстве всё же следует сказать. В последние годы усилился интерес к инопланетянам и их кораблям, наблюдаемым в нашем небе. В книге об этом сказано, и даже приведён частично текст послания инопланетян. Однако наши взгляды ныне кажутся очень ограниченными, однобокими. Они базировались лишь на вере, а сами инопланетяне, посещающие Землю, отождествляются иногда с богами. Это неправомерно. Мифы, их анализ дают иную информацию. Боги — не инопланетяне. Боги — это особая цивилизация. Меня убедило в этом открытие Асгарда, города богов, о чём лишь кратко удалось рассказать на страницах этой книги. К этому могу добавить: эра Водолея даст человечеству правильное понимание мифов, даст и полноценную историю, восполнив зияющие сейчас пробелы. Это моё убеждение.

Владимир Щербаков

ШАМБАЛА — ЗЕМЛЯ  БОГОВ

( обзор  источников )

 

В средние века посвящённые изучали карты, где была обозначена таинственная область от Гималаев до пустыни Гоби. В 1145 году историки записали рассказы о пресвитере Иоанне, который живёт на “краю Востока", за Арменией и Персией. Из этих историков самым внимательным был Отто де Фрезинг. Именно он возводил род пресвитера Иоанна к древним магам. Фридрих Барбаросса, император Священной Римской империи, получил послание от Иоанна. Письма были направлены также в Византию и некоторые страны Европы. Но никто не видел в последующем ни одного из посланий мага-пресвитера, потому что они будто бы охраняются в архивах Ватикана от постороннего глаза до сего дня.

Вот что рассказывают о таинственной стране другие документы. Её государь имел скипетр из изумрудов. Перед дворцом Иоанна находилось магическое зеркало, которое помогало ему видеть всё, что происходило в стране и в мире. Летающие драконы быстро доставляли людей по воздуху в любой пункт и в любую провинцию. Эликсир истины очищал души, вынуждал говорить лишь правду, и потому никто в этой таинственной земле не осмеливался присваивать себе блага, принадлежащие по праву другим. Фантазия отступает перед буднями этой земли обетованной: достаточно было сделать три глотка воды из фонтана вечной молодости, как человек обретал вторую жизнь, снова вступая в цветущий тридцатилетний возраст. Но до этого нужно было некоторое время соблюдать пост. Были известны орлиные камни — они повышали остроту зрения и делали невидимым того, кто носил их в перстне. Магическая руда могла нагревать или охлаждать любые вещества, освещать далёкие окрестности или погружать их в темноту на расстояниях до восьми-десяти километров. Там не было бедности, не было болезней, пороков и преступлений.

Можно было бы не придавать этим свидетельствам такого серьёзного значения, если бы не обнаружилось и другое свидетельство: о том же примерно писали ещё во времена античности Аполлоний Тианский и Филострат.

Аполлоний Тианский родился в Каппадокии, одной из областей Малой Азии, примерно в год рождения Христа. И не случайно многие его поступки были затем приписаны Христу. Аполлоний мог лечить людей от многих болезней, его дар ясновидения вызывал изумление. Этот удивительный человек предпринял длительное путешествие к Инду и Гангу. А дальше он вошёл в горные долины Гималаев, и спутники его свидетельствуют: тропа за ними исчезала, потому что они попали как бы в заколдованное место, где сам пейзаж был до такой степени изменчив, что нельзя было установить, где они находились. Так учителя Шамбалы оберегали тайну маршрута. И затем сотни лет спустя эту же особенность отмечали поздние путешественники, проводники которых отказывались переходить границу, установленную богами для смертных.

Аполлонию повезло. Он достиг таинственной области и встретился с мудрецами гор. Не зная в то время закона всемирного тяготения, открытого века спустя Ньютоном, Аполлоний пишет тем не менее об удивительных полётах магов, которые пояснили, что они могут освобождаться от оков Земли. Эти маги жили на Земле и вне её одновременно.

Ну и Куа, китайские Адам и Ева, родились далеко от собственно Китая, в горах Кунь-Лунь. Там же находился азиатский Олимп во главе с Богиней — Матерью Запада. В древних китайских книгах не объясняется, почему страна богов так далеко расположена от Китая. Памир как бы продолжает хребет Кунь-Лунь. Для древних китайцев эти области были почти недосягаемы. Девятиэтажный дворец Матери Запада построен из нефрита. Рядом — персиковая роща. Но персики в ней зреют не простые. Они дают бессмертие. Бессмертные могут путешествовать по всей Вселенной, иногда они достигают отдалённых звёзд. В архивах Ватикана остались свидетельства о депутациях, которые посылали китайские императоры к бессмертным мудрецам гор.

Озарённые души направлялись по воле богов в тот же Кунь-Лунь, именно здесь находился и рай. Это страна радости. Обычный физический мир соединяется там с обителью богов. А те, кто там обитает, находятся как бы в двух мирах одновременно.

Эти китайские хроники могут поразить того, кто знаком с описаниями Асгарда. На другом конце земного шара скандинавы верили, что в Асгарде расположен чертог радости. У Асгарда два адреса — земной и небесный, так же, как у всей страны Кунь-Лунь. Чудесная роща Гласир в Асгарде похожа на волшебный сад Матери Запада. Если бы ещё доказать, что в роще Гласир росли именно персиковые деревья!.. Китайские императоры посылали экспедиции в страну богов. Но и скандинавский правитель Свейгдир собственной персоной держал путь в страну Одина и других асов. А страна эта располагалась далеко на востоке.

Наверное в эту, преображённую фантазией разных народов землю богов, с разных сторон света прокладывали дорогу и китайцы и скандинавы. Кто знает точное её местоположение? Пока никто.

Писали разное. Индусы ждут нового спасителя из области Арья варша, что к северу от западного Тибеда. В Индии же верят в Белый Остров. Там жили величайшие из йогов. Другие источники дополняют: этот остров был в море, дно которою поднялось и превратилось в пустыню Гоби. Ещё один остров так и называется — Шамбала. Только он расположен посреди нектарного озера. Попасть туда можно, не заботясь о маршруте, нужно лишь заручиться помощью золотой птицы, которая переносит туда путешественников на своих сияющих крыльях. Два европейских миссионера в разное время — в шестнадцатом и семнадцатом веках — написали документальные сообщения о Шамбале. Их вывод: это не на территории Китая. А по данным ещё одного европейца, четыре года проведшего в буддийском монастыре в Тибете уже в девятнадцатом веке, Шамбала расположена севернее реки Сыр-Дарьи. В начале же нашего века немецкий филолог доктор Франк побывал в Азии и сетовал на то, что проводники его нередко отказывались идти намеченным маршрутом, боясь пересечь запретную границу терра инкогнита — Шамбалы. Наш соотечественник Пржевальский упоминает эту удивительную страну, которую помещает на острове, согласно одной из концепций. Он особо отмечает её природные богатства: золото, реки, почвы, на которых пшеница достигает удивительной высоты. По его словам, молоко и мёд текут в Шамбале. На древних тибетских знаменах мы видим город Шамбалу в оазисе, окружённом снежными вершинами. На этих же знамёнах показаны водные просторы озера или большой реки. Не потому ли затем местонахождение Шамбалы связывали с морем?

В бестселлере тринадцатого века “Дороги Шамбалы", написанном собственноручно тибетским Панчен-ламой, Шамбала также помещена в гористом районе, и снежные пики окружают её почти со всех сторон. Без приглашения учителей Шамбалы никто не проникнет туда. Приглашение посылается телепатически. Смельчаки, отваживавшиеся отправиться в долгий путь сами по себе, встречали пропасти, обвалившиеся своды пещер, лавины, срывавшиеся со склонов и перегораживавшие долины своими наносами так, что ни пройти ни проехать. Тех же, кого посвящённые и люди Шамбалы захотят видеть, они принимают на её границах. Это страна великих магов, учителей мира. Монголы и тибетцы видели на заснеженных склонах белых людей высокого роста. В горах Каракорум есть пещеры, где собраны доисторические сокровища. Неизвестные всадники на удивительных лошадях, непохожих на местные породы, на глазах у тибетцев скакали по долинам, затем исчезали в подземных проходах и пещерах. Тибетский лама говорил Николаю Рериху, что народ Шамбалы иногда появляется в мире, давая знаки и вручая отличия и подарки. Когда в конце прошлого века в восточномонгольском монастыре появился Глава Шамбалы Ригден Джапо, его немедленно узнали по сияющему лицу. В таких редких случаях все свечи зажигаются сами собой.

Прошло тридцать лет. В двадцатом году нашего века польский учёный Оссендовский, бежавший из России, посетил этот же восточномонгольский храм и беседовал с ламой. Тот сказал ему: “Я знаю, что вы беспокоитесь о своих близких, и хочу за них помолиться. Смотрите на тёмное пространство за статуей Будды и вы увидите родных вам людей". Поляк оставил в России свою семью и очень беспокоился за неё. Вдруг в струях дыма от курений он увидел свою жену и других родственников на улице далёкого города, где они укрылись от ужасов того времени.

В Тибете известен небесный конь и волшебный камень, который он принёс на своей спине людям. Частица этого камня была передана одному из царей Атлантиды Тамлаву. Всё, что рассказано о камне, несомненно представляет наполовину позднейшие наслоения, то есть легенду. Есть ли рациональное зерно? И есть ли зерно в сообщениях о небесном коне?

В Тибете верят, что с неба упал магический жезл и другие предметы. Это очень похоже на скифские предания. Магический жезл золотой, на каждом его конце — бутон лотоса. Из него вырываются лучи света во время торжественных процессий.

Загадка русской сказки о Беловодье — это загадка Шамбалы. Беловодье расположено на востоке. Но на востоке, вероятно, были племена, названия которых включали в себя слово “белый“. Кажется, к ним можно отнести роксоланов. Недалеко от Беловодья, по русским преданиям, есть озеро Лопон. Созвучно названию озера Лобнор к северу от хребта Кунь-Лунь. И поверхность озера покрыта частично лёгкими кристалликами белоснежной соли. Всё совпадает. Маршрут немногих паломников шёл через Тянь-Шань. С севера на юг.

История Беловодья, Белых Вод искажена в устных рассказах. Не могло быть иначе. Это древняя легенда. Сохранились свидетельства, что она была хорошо известна на территории Греции ещё в девятом веке нашей эры, тысячу лет назад. Живший в византийском монастыре славянин по имени Сергий читал древнюю рукопись о Беловодье, потом вернулся на Русь и рассказал князю Владимиру о неизвестной земле добродетели и справедливости. Это было накануне решения вопроса о будущей религии Киевской державы. И вот в девятьсот восемьдесят седьмом году он дал монаху Сергию людей и послал его искать страну праведных. С нетерпением ждал князь возвращения Сергия. По его подсчётам, чтобы достичь Беловодья и вернуться в Киев, нужно было три года. Но вестей не было ни через три года, ни через пять лет. Спустя двадцать шесть лет в Китае появился старец, назвавший себя монахом Сергием. Только семеро людей в столетие могли войти в пределы чудесной обители мудрых и справедливых, рассказал он китайцам и иноземным купцам, путь которых пролегал затем и через Византию, близкую Руси по новой принятой религии христианства. Шестеро из этих принятых там людей возвращались обратно в мир. Седьмой оставался с праведниками, не старея благодаря потаённым секретам.

Сергий рассказывал удивлённым слушателям, что из Киева они шли два года, добрались до пустынной местности, усеянной скелетами людей и лошадей, а также верблюдов и мулов. Участники экспедиции отказались идти дальше, настолько пугало всех это зрелище. Только двое пошли с Сергием.

Ещё через год они остались в попутной деревне из-за плохого здоровья. Сам Сергий княжеское поручение ставил превыше всего, и лишь смерть помешала бы ему выполнить это поручение. Он пошёл дальше. Один из проводников убедил его, что знает это царство, имя которому Земля Белых Вод и Высоких Гор, другие имена Охранная Земля, Земля Живого Огня, Страна Чудес, Земля Живых Богов.

Три тяжёлых месяца — и они достигли Беловодья. На границе проводник покинул его, говоря о страхе перед стражами снежных вершин.

Измученный тяжёлой дорогой и переживаниями, Сергий остаётся в одиночестве, но продолжает путь. Внезапно на привале появились два незнакомца. Они говорили на своём языке, но Сергий понимал их. Сергия отвели в село. Он отдыхал несколько дней. Потом ему дали работу. Ему показали другое селение, где он был принят как брат. Проходили годы. Он узнал этих людей, терпеливых и добросердечных. Они помогли ему собраться в обратный путь. Решение пришло разумное — отправиться сначала в Китай, где можно было пристать к торговому каравану. В одиночку идти на запад, в Киев было равносильно смерти. Конец истории неизвестен. Удалось ли Сергию вернуться домой?..

...На средневековых картах можно найти царство пресвитера Иоанна. Располагалось оно, по мнению составителей карт, где-то в центральной Азии, по слухам, сам пресвитер говорил о море песка недалеко от его владений. Ему писали письма, например, папа Александр Третий. Доктор Филипп должен был доставить это письмо в конце двенадцатого века Иоанну. Неизвестно, существует ли хоть одно письмо самого владыки этого загадочного царства на Востоке или это слухи. Как всегда, легенды и устная молва, им помогающая, рисуют сказочную картину: таинственный монарх владел изумрудным скипетром, магическим зеркалом и фонтаном вечной молодости; сам Иоанн прожил якобы пятьсот шестьдесят два года. Американец Холл писал: “Прежде всего, империя пресвитера Иоанна помещается в пустыне Гоби, где он живёт посреди гор в заколдованном замке. Если вы попросите посвящённых описать этот рай, то они ответят, что он находился в сердце пустыни. В песках Древнего моря расположен храм невидимого правительства мира“.

В 1938 году английский альпинист Смит был свидетелем удивительного случая (на горе Эверест). На высоте девяти тысяч метров мчались два тёмных объекта. Один имел большие крылья, другой — что-то вроде клюва. Два воздушных посланца были окружены гало. Смит был изумлён: он хорошо знал пики и ледники, окружавшие его, и был уверен, что это — не галлюцинация и не обман зрения.

Летающие объекты, виденные Смитом, а также Рерихом, по их мнению, прилетают из Шамбалы.

В 1967 году в провинции Ассам наблюдался вращающийся диск, подобный описанному некогда Рерихом. Он летел плавно, не так уж высоко над землёй, затем внезапно нырнул в реку, произведя шум. Затем снова поднялся, понёсся зигзагами над джунглями и исчез в небе.

Легенда о Долине Бессмертных в Шамбале обретает реальность. Есть и рассказы о высокой технологии.

В своём “Сердце Азии“ Рерих говорит о путешествии, предпринятом китайскими врачами и одним непальским йогом:

“Не так давно в “Шанхай Тайм“ и во многих других журналах появилась большая статья, написанная доктором Лао-Цзеном, который рассказывает о своём путешествии в долину Шамбалы. В этом крайне важном рассказе доктор Лао-Цзен сообщает множество подробностей о своём трудном блуждании вместе с непальским йогом по пустыням и высоким плато Долины, где он нашёл одну обитель, в которой множество йогов изучали Высокую Мудрость. Его описания лабораторий-храмов, а также знаменитой башни поразительно сходятся с описанием этой загадочной страны, происходящим из других источников. Он говорит о множестве научных чудес и сложных опытах с психической силой, а также телепатии, осуществляемой на очень больших расстояниях".

Хилтон в бестселлере “Потерянные горизонты" рассказал о колонии филантропов-шамбалитов.

Польский учёный Оссендовский рассказывает об охотнике, который вошёл однажды в закопчённый грот и попал в неведомые галереи и залы. После возвращения, когда он начал описывать увиденное им, ламы немедленно отрезали ему язык, чтобы предупредить разглашение тайны. Человек этот сохранил до конца жизни незабываемые воспоминания о Шамбале; он возвратился к пещере, но никогда уже оттуда не вернулся.

В Монголии посвящённые уверяли польского учёного, что в Атлантике и Тихом океане исчезли большие континенты из-за геологического катаклизма. Но сохранилась колония существ, принадлежавших к высшей цивилизации, благодаря невидимой подземной территории, приготовленной заранее и освещённой искусственным светом. Известна кельтская легенда об учителях и феях, живущих в холмах, полых внутри: это лишь фольклорное воспоминание о стране, защищённой от катастрофы в Атлантике, когда погибла Атлантида.

“В подземных жилищах особенный свет, который заставляет произрастать злаки, овощи и даёт жителям долгую жизнь без болезней", — напишет доктор Оссендовский после своего изнуряющего путешествия в Центральную Азию, где он встретит много учёных лам. Управляющие этими подземными колониями, как сыновья Солнца в Египте или Южной Америке, поддерживали контакт с учителями учителей.

Индийское предание говорит о существовании города змей, живущих в сказочных пещерах, освещённых сиянием драгоценных камней. Рептилии с человеческими лицами невиданной красоты могут летать в небе, если они появляются из Паталы — нижнего мира. Обычно они мало склонны к общению с людьми, если только люди не одарены высокой духовностью.

Свидетельствует Рерих: “На склоне Гималаев имеется множество гротов (пещер), и говорят, что от этих пещер отходят подземные ходы, которые далеко идут под Канченджангой. Некоторые видели даже каменную дверь, которая никогда не была открытой, так как время ещё не пришло. Эти глубокие проходы ведут в великолепную долину”.

Доктор Оссендовский передаёт слова монгольского ламы об обширной сети тоннелей и о странных и быстрых средствах передвижения — с помощью аппаратов, которые как бы циркулируют в этих подземных артериях. Лишь совершенная технология, располагающая высокой энергетикой, может позволить постройку тоннелей, которые простираются на сотни километров. Что касается перемещающихся под землёй аппаратов, то их существование подтверждает очень высокий уровень техники.

В статье, написанной в 1935 году в Центральной Азии, Рерих рассказывает о Стражах: “Когда они внезапно появляются среди пустыни, говорят местные жители, каждый прежде всего спрашивает себя: откуда же они пришли сюда, в этот огромный район, без воды и как они могут это сделать? Но открыты длинные, длинные пещеры без конца“. Без существования этих тоннелей появление Стражей в сердце Гоби было бы подлинной загадкой. Аппараты, циркулирующие в изогнутых галереях под пустынями и горами, замечены, когда восточный мир не обладал ещё никакими машинами и не имел о них представления.

Иван Папанов

ВЕРА  В  ТАЙНУ  ИЛИ  ТАЙНЫ  ВЕРЫ ?

Напрасно искать в церковных анналах многие из явлений. Церковь боится мистики не меньше, чем нынешняя наука, и их роднит тот консерватизм, который основан на узости кругозора, на боязни вторгаться в сферу живых событий и фактов. Вот почему события в Герцеговине, в Югославии, начавшиеся летом 1981 года, остались неизвестными даже для многих верующих и, само собой разумеется, необъяснёнными. Двадцать четвёртого июня того года произошло следующее.

Вечером пятнадцатилетняя Иванка Иванкович и шестнадцатилетняя Мирьяна Драгичевич из села Бьяковичи, что расположено в Междугорье, гуляли за околицей. Неожиданно у холма, именуемого Подбрдо, Иванка увидела светящееся облако, которое плыло над каменной россыпью. А затем в облаке возник образ молодой женщины примерно восемнадцати лет, несказанно прекрасной. На ней было светлое платье с белым покрывалом, на голове — корона из звёзд. Её ноги в светлых туфлях с золотым рисунком не касались земли. Иванка воскликнула: “Это святая Дева!“ Мирьяна возразила: “Не может быть!“ Их охватил легко объяснимый испуг. Они побежали в своё село. И тут же, встретив своих знакомых Вичку Иванкович, Милку Павлович, Ивана Иванковича, Ивана Драгичевича, рассказали им о случившемся и вместе с ними вернулись к холму. Иванка снова увидела женщину с короной из звёзд первой. Остальные замерли. Они тоже увидели женщину в светлом платье над подножием холма Подбро. Страх заставил их вернуться в село, где никто не поверил их рассказам. Только сестра Вички Иванкович сказала: “Ты наверное видела летающую тарелку“.

На другой день, ближе к вечеру, шестеро парней и девочек вместе с двумя взрослыми отправились на то же место. Ещё по дороге Вичка обратила внимание на вспыхивавшие небольшие зарницы. Потом они увидели женщину. Упав на колени девочки и юноши молились. Взрослые остались стоять, ничего не понимая. Они просто не видели ничего необычного. Дева осталась невидимой для них.

На этот раз вместо Милки, которую не пустила мать, пошла её старшая сестра Мария. Потом, правда, Милка сама приходила на это место не однажды, но никого не видела. Не было на второй день и Ивана Иванковича. Но к группе присоединился Яков Чоло. И этим шести Дева являлась каждый день.

На третий день был виден свет у холма. Группа отправилась туда. Оказалось, что свет видели даже в городе Читлуке за семь километров от села. У холма собралась толпа в три тысячи человек. Люди старались быть ближе к детям, чтобы прикоснуться к ним и увидеть чудо. Иванка и Мирьяна едва не лишились чувств, так их сдавили. Но всё обошлось. Установился вдруг порядок. Дети молились. Молились и взрослые. Вичка пришла сюда с бутылкой святой воды. Она стала кропить видение, повторяя:

— Если ты настоящая Дева Мария, оставайся с нами, а если нет, уйди.

Дева улыбнулась, когда Вичка сказала это. Иванка решилась спросить о своей матери, которая скончалась два месяца назад. Дева Мария успокоила её, сказала, что мать Вички сейчас там же, где и сама Дева. Это известие было встречено с некоторым недоверием, ведь мать Вички не давала повода записывать её в святые, совсем наоборот. Мария исчезла в тот день со словами: “Мир вам, примиритесь все между собой!“ И тогда появился свет, который видели все — и дети и взрослые.

На четвёртый день утром из Читлука, того самого Читлука, где был виден накануне свет, собравший людей, нагрянула милиция и увезла детей на допрос, а потом к психиатру доктору Вуевичу. К его чести он нашёл их вполне здоровыми. Их повезли в город Мостар. Там детей ждала новая экспертиза. Но и здесь их признали психически нормальными.

После поражения, которое они нанесли ретивым служакам, дети вновь были на холме. Вечером того же дня. А в воскресенье с ними были пятнадцать тысяч человек из многих сёл и окрестных городов. Царил порядок. После встречи с Богородицей жители села Бьяковичи выкатили бочонки с вином и угощали соседей-паломников.

Тринадцатого июля милиция добралась до холма. Там дежурил наряд. Явления прекратились. Но Марию видели в окна домов, она появлялась на лесных полянах, недалеко от церкви. Второго августа люди увидели, как солнце сходило со своего дневного пути, меняло размеры, удалялось и приближалось. Это сопровождалось приступами страха, молитвами, плачами, возгласами. Были собраны показания свидетелей, составлен протокол. В нём говорилось, что светило меняло форму, иногда становилось похожим на сердце или его окружал светящийся контур Сердца. Четыре дня спустя в небе можно было прочесть слово “мир“. В конце сентября милиция ещё оставалась на холме. Под её неусыпным надзором холм преобразился — над ним не происходило ничего чудесного, равно как и в ближайшем округе, рвение служак было удостоено похвалы. Но вот двадцать восьмого сентября близ каменной осыпи из-под земли вырвался столб огня. В селе это видели в течение четверти часа. Милиция немедленно вызвала пожарных, которые не обнаружили тут ничего — ни огня, ни пепла, ни даже горячих камней. По настоянию властей был произведён обыск всей местности. Ничего! Только на горе Крижевак, где ещё сорок с лишним лет назад был установлен бетонный крест, появился свет, крест исчез, а вместо него возникла вдруг светящаяся колонна с перекрестием, напоминавшая букву “т”. И на этой колонне многие видели женский силуэт. Над вершиной сгущалось облако, из него снова появлялся крест.

Отец Йозо Зовко, недавно назначенный в этот район, был настроен крайне скептически. Но затем он увидел Марию вместе с детьми. И прочёл проповедь об исходе Израиля из плена после сорока лет блужданий по пустыням. Как раз в тот год исполнилось сорок лет социалистической Югославии, и проповедь, в которой то и дело упоминались сорок лет рабства и тьмы, показалась подозрительной, хотя, как следовало из текста, рабство это относилось к эпохе древнего Египта. Эти подозрения были подтверждены справедливым судом, который приговорил отца Йозо Зовко к трём с половиной годам заключения. После этого были конфискованы все протоколы и письменные записи о появлении Марии в этом районе. Прошло всего полтора года, и энтузиастам удалось доказать, что проповедь святого отца имела в виду египетский плен и неволю. Йозо Зовко получил свободу, но газеты обвинили его в том, что именно он сфабриковал все эти световые эффекты, а заодно и пресвятую Деву Марию, пытаясь разжечь фанатизм и подорвать дружбу народов страны.

При телесъёмке выяснилось, что движения зрачков у очевидцев во время явлений происходили синхронно, они одновременно были обращены к одной общей точке. Один из архиепископов был у папы римского по этому делу и пытался убедить его, что наблюдаются массовые галлюцинации. Папа римский посоветовал архиепископу аккуратнее выбирать слова для характеристики таких событий. Аудиенция на этом завершилась.

Вичке и Якову Мария показывала рай и ад. При этом оба исчезали на двадцать минут, затем появлялись вновь среди очевидцев. Отмечено: Мария могла являться одновременно в разных местах и вести беседы о мире и вере с разными детьми, и каждый из них вёл свой разговор с Девой.

Но в общем все эти беседы рассчитаны на подготовку обычных верующих, они не выходят за рамки их представлений и потому вполне понятны им.

ЗНАМЕНИЯ  РУССКОГО  НЕБА

( Из старинных книг )

 

Почти при самом начале государства Русского, Царица неба и земли чудесно послала свою икону в Киево-Печерскую обитель, как бы в благословение просветившемуся христианскою верою всему отечеству нашему. Память многих других чудесных событий записана в летописях истории, увековечена построением святых храмов и обителей и учреждением крестных ходов.

Подобный рассказ о благодатном покрове Божией Матери над Россией потребовал бы целой книги. Здесь мы лишь вкратце приведём важнейшие случаи очевидного заступления Царицы Небесной и её чудесные явления соотечественникам нашим — князьям, святителям, воинам, инокам, пастухам, нищим.

В 1155 г. сын великого князя Юрия Долгорукого, князь Андрей Боголюбский, удалился из Киевской области в Суздальскую, где он родился и был воспитан. Он взял с собою образ Божией Матери, привезённый из Константинополя. В 10-ти верстах от Владимира лошади княжеские, вёзшие св. икону, вдруг остановились и не шли вперёд; перепрягли других, и те стали, как вкопанные. Во время ночной молитвы князя Андрея (18 июля), явилась ему Богоматерь и объявила, что икона её должна быть во Владимире. Благоверный князь велел изобразить Благодатную в том виде, в каком явилась Она ему, а на месте видения велел строить обитель. Место это получило от него название Боголюбово, как ознаменованное знамением любви небесной. Скоро после того он сделался великим князем северной России и объявил Владимир столицею. Сам князь сподобился мученической кончины, признан в лике святых; нетленные мощи его открыты в 1702 году (память его 30 июня).

Около 1160 г. инок Киево-Печерского монастыря Эразм все средства свои употребил на украшение Печерской церкви; а потом, по внушению духа злобы, стал сетовать об этом. В тоске заболел тяжко и семь дней лежал без языка. На 8-й день внезапно встал и поведал братьям: “видел я Пречистую Богородицу с Сыном Христом Богом на руках, и Она сказала мне: “Эразм, поелику ты украсил церковь Мою иконами, и Я украшу тебя в царстье Сына Моего; встань, покайся, облекись в ангельский образ, а на третий день возьму Я тебя к Себе, как возлюбившего благолепие дома Моего". Эразм встал, исполнил повелённое ему — и на третий день скончался (24 февраля).

В 1170 г. Великий Новгород подвергся страшному нападению суздальцев и их многочисленных союзников. Но у новгородцев был защитник — архиепископ Иоанн, который молился денно и нощно (Память его 7 сентября). На третью ночь он слышит голос: “иди, возьми икону Богоматери, неси на стену города и узришь спасение”. С наступлением дня архиепископ послал за иконою архидьякона своего с клирошанами, но икона не двинулась с места. Тогда святитель отправился сам с собором духовенства, совершил молебное пение, повергнулся пред св. иконою на колени и, плача и рыдая, молился: “о Пречистая Мати, упование наше! грешные мы молимся Тебе со слезами — не предай нас“! С сими словами он взял её на руки; казалось, она сама о себе подвигнулась. Народ в изумлении восклицал лишь: “Господи помилуй!" Икона перенесена была на городскую стену. Осаждавшие пустили целую тучу стрел на город и в молящихся. Одна ударилась в икону, и икона оборотилась к городу. Слёзы потекли из очей Божьей Матери и падали на фелон святителя: они были знамением Её молитв и плача пред Сыном и Богом. На суздальцев внезапно напал страх, и в суматохе они поражали друг друга; новгородцы стремительно ударили на них и нанесли им ужасное поражение. Своё спасение новгородцы отнесли к заступлению Пресвятой Богородицы, и святитель установил праздник Её честному Знамению, который доселе совершает вся Россия 27 ноября. Тому же святителю Новгородскому Иоанну, строившему храм (в 1185 г.), явилась Владычица и обещала даровать средства для постройки храма, только бы люди молились с верою: и на другой день неизвестно от кого присланы были мешки с золотом и серебром.

Около 1212 года дочь князя-мученика Михаила Черниговского, Евфросиния, — дарована была родителям явлением и обещанием Пресвятой Богородицы. Достигнув совершеннолетия и уже обручённая суздальскому князю Мине, она со слезами молилась Богоматери, да соблюдает её девство; Царица Небесная явилась ей, повелевая, да послушает родителей своих и идёт в Суздаль, ничтоже сумняся. И, действительно, княжна не дошла ещё до Суздаля, как обручённый её скончался, а она постриглась в Суздальском монастыре Положения ризы Пресвятой Богородицы, где потом была и игуменьей (25 сентября).

В 1238 году, во время приступа Батыева к Смоленску, благородный воин князя смоленского и благочестивый подвижник Меркурий слышал голос от чудотворной иконы Божией Матери Одигитрии, повелевавший ему выйти на единоборство против татарского вождя-великана, который приводил в робость полки княжеские. Меркурий сразился с ним и одолел его, и сам потом принял венец мученика (24 ноября).

Около 1240 — 1261 гг., когда иноки почаевские жили ещё в пещерах, один из них, взошедши на вершину горы, увидел Богоматерь, стоящую на скале, в огненном виде; то же явление увидел и житель с. Почаева, Иоанн Босый, пасший вблизи стадо овец. Когда пастух прибежал к монахам рассказать о своём видении, то услышал и от них, что Пресвятая Дева явилась в огненном столпе; и на том месте скалы, где Она стояла, отпечатлелся след правой стопы Её, и камень стал источать воду, которая в той стопе с тех пор не умаляется и не переливается.

В 1299 году митрополит Киевский Максим был принуждён татарами искать нового места для своей кафедры. В недоумении он проливал тёплые молитвы пред Богоматерью об указании ему воли Божьей. И благая Матерь страждущих успокоила святителя Своим явлением. Икона, современная святителю, изображает его приемлющим омофор из рук Богоматери. Это было знаком небесного благословения на перенесение митрополии из Киева во Владимир, по причине татарского ига (6 декабря).

Около 1360 г. препод. Лазарю Мурманскому (на Онежском озере), молившемуся пред иконою Владычицы, стоявшею на воздухе, был глас от иконы: “призрю на смиренные рабы и на это место; повелеваю тебе — поставь на сем месте церковь во имя Успения Богородицы", — и икона спустилась на его руки. В другое время, на том же самом месте, препод. Лазарь видел Жену святолепную, в свете несказанном, сияющую золотом; Она благословляла место, где ныне стоит церковь Успения Богородицы. Всё это рассказал сам преподобный в своём предсмертном завещании (8 марта).

В 1380 году ополчился на Россию Ордынский хан Мамай и, подобно опустошительному потоку, грозил покрыть полчищами своими всю землю Русскую. Навстречу ему выступил великий князь Дмитрий Иоаннович с отборным многочисленным войском. Присоединившиеся к великому князю по пути донские казаки принесли икону Успения Богоматери. Во время знаменитой Куликовской битвы, происходившей в день Рождества Богородицы, эта икона находилась в стане православных воинов, для помощи им против врагов. Одержав силою и заступлением Царицы Небесной блистательную победу над неверными, великий князь принёс чудотворную икону Её в свою столицу; а благочестивая супруга Димитрия Донского, Евдокия, желая увековечить день Куликовской битвы и выразить свою благодарность Богоматери, положила соорудить храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1399 году, на месте деревянной церкви Воскресения Лазаря, она построила каменную, в честь Рождества Пресвятой Богородицы, близ своего дворца. Летописец называет эту церковь чудною и говорит, что подобная ей была только во Владимире. Сам Димитрий Иоаннович, приписывая заступлению Богоматери победу свою над Мамаем, положил устроить обитель во имя Божьей Матери и просил содействия преподобного Сергия. Святой Сергий нашёл для сего место на реке Дубенке, устроил храм в честь Успения Богоматери и вручил игуменство ученику своему Леонтию. Так основался Стромынский монастырь.

В 1383 г., вскоре после чудесного явления Тихвинской иконы, благоговейный клирик Георгий был послан оповестить по окрестным селениям день освящения церкви в память явления иконы и заповедать пост; на обратном пути он вдруг увидел Пречистую Матерь Божью, сияющую неизречённым светом, сидящую на сосновом бревне; Ей предстоял святитель Николай. Царица Небесная благоволила сказать, чтобы на новопостроенной церкви был поставлен деревянный крест, а не железный. Когда словам клирика не дали веры, внезапно сильная буря снесла с церкви мастера с железным крестом, без всякого вреда; после этого крест был поставлен деревянный, а на месте явления Божьей Матери создан молитвенный храм во имя святителя Николая (26 июня).

Около 1385 г. преподобный Сергий Радонежский пел пред иконою Богоматери и молил Небесную Царицу, да призрит Она на обитель его. Окончив, он сказал ученику своему Михею: “Бодрствуй, чадо, — мы будем иметь чудное посещение". Едва произнёс он эти слова, как услышан был голос: “Пречистая грядёт“. Он поспешил из келии в сени, и его осиял великий свет, ярче солнечного. Он узрел Богоматерь, сопровождаемую апостолами Иоанном и Петром... Сергий пал на землю. Благая Матерь коснулась его и сказала: “не бойся, избранник Мой! Молитва твоя о учениках твоих и о месте сём услышана; при тебе и после тебя я неотступна буду от обители твоей и буду покрывать её“. Сказав сие, стала невидимою. Святой, придя в себя, нашёл ученика своего от страха полумёртвым и поднял его. “Скажи, отче (спрашивал несколько пришедший в себя Михей), что это за чудное видение? Душа моя едва не разрешилась от дела“. Но Сергий не мог ещё говорить, только лицо его сияло радостью. Спустя несколько минут велел он призвать двух благоверных братий и рассказал им что было. Все вместе совершили молебное пение Богоматери; святой же всю ночь пробыл без сна, размышляя о милости небесной. Это было в пост Рождества Христова, в пятницу.

В 1388 г. благоговейный племянник св. Сергия, Феодор, святитель Ростовский, на молитве удостоен был таинственного видения, вследствие которого основал в Ростове обитель в честь Рождества Богородицы и написал икону Её, в память видения (28 ноября).

Около 1394 года преподобный Кирилл, живя в старом Симонове, молился ко Пречистой, чтобы Она указала ему путь спасения. В глубокие вечера имел он обычай петь акафист Богоматери. В одну из таких ночей, когда молился он и пел акафист перед её образом и когда дошёл до места: “Странное рождество видевшие, устранимся мира“, — вдруг он услышал голос, говорящий ему: “Кирилл! Иди отсюда на Белоозеро: там уготовано мною тебе место, в котором ты можешь спастись“. И вместе с тем озарилась вся его келья. Он отворил оконце и увидел свет великий, сияющий к полунощным странам Белоозера. Всю эту ночь провёл он в радости от сего голоса и видения, и была эта ночь для него светлым днём. Через несколько времени он с тою же иконою Богоматери отправился на Белоозеро и увидел то место, которое в видении назначено было для его пребывания, и пал благодарною душою пред Пречистою; в 1397 году он построил храм в честь Успения Богоматери. И доныне цела та Смоленская икона Богоматери, с которою пришёл преподобный на Белоозеро (9 июня).

В 1395 году Тамерлан вступил в пределы России, привёл её в смятение и распространил везде ужас. Направляя путь свой к Москве, он вошёл в княжество Рязанское и приближался к берегам Дона. При всеобщем унынии россиян, ожидавших возвращения времён Батыя, великий князь Василий Димитриевич повёл свои войска для отражения сильного неприятеля и остановился за Коломною, на берегу Оки. Между тем москвитяне, устрашённые слухом о несметных силах и свирепости Тамерлана, молились усердно об избавлении их от нашествия иноплеменников, проливали слёзы пред алтарями и постились. В храмах непрестанно совершались молитвы о князе и воинстве, митрополит почти не выходил из церкви: то поучал оставшихся в Москве, то молебствовал за идущих пролить кровь свою за веру и отечество. И великий князь, не надеясь на свои силы, прибег к всесильной помощи Пресвятой Богородицы и писал из Коломны к митрополиту Киприану, чтобы он послал во Владимир за иконою Богоматери, принесённою туда из Киева Андреем Боголюбским. Отправленное митрополитом во Владимир духовенство 15 августа приняло в свои руки драгоценную святыню. Перенесение этой чудотворной иконы из Владимира в Москву было зрелищем умилительным. Народ в бесчисленном множестве, по обеим сторонам дороги, преклоняя колена, с воплем и слезами взывал: “Матерь Божья! Спаси землю Русскую". В этом бесчисленном множестве народа нельзя было видеть человека — говорит летописец — который бы не плакал и не посылал с упованием молений к Пресвятой Владычице. Митрополит, епископы и всё духовенство в ризах, с крестами и кадильницами, в сопровождении Великокняжеского семейства и бояр, торжественно встретили святыню вне города и, поставив в соборном храме Успения Пресвятой Богородицы, в радостном предчувствии благодарили Бога, даровавшего им в святой иконе залог мира и утверждения. И Матерь Божья спасла землю Русскую. Современники говорят, что в тот самый день и час, когда жители Москвы встретили икону Богоматери, Тамерлан оставил своё намерение идти в Москву. Он увидел во сне — пишут летописцы — великую гору и с вершины её идущих многих святителей с златыми жезлами, и над ними в воздухе величественную и благолепную Жену, с тьмами молниеобразных воинов, которые все устремились на Тамерлана. Завоеватель затрепетал, проснулся и, созвав вельмож, спрашивал их о смысле своего сновидения. “Величественная Жена, — отвечали мудрейшие из них, — есть Матерь Иисуса Христа, Заступница христиан". “Итак, мы не одолеем их“, — сказал монгольский хан, и велел полкам своим идти из пределов России. С невыразимою радостью приняли в Москве известие об удалении Тамерлана. Исповедуя милость Божью, все восклицали: “Не воеводы наши прогнали его, не воинства наши устрашили его; а сила невидимая послала на него страх и трепет. Гневом Божьим гонимый, он удалился из земли Русской”. В память чудесного заступления Богоматери сооружён каменный храм в честь её и монастырь Сретенский, и учреждено празднество 26 августа, с крестным ходом из Успенского собора, чрез Спасские ворота, в Сретенский монастырь.

В 1408 году осадил Москву Едигей. Угрожаемый великими бедствиями, народ со слезами прибегал к чудотворной иконе Богоматери, взывая к ней: “Милосердная Госпожа Дева Богородица! Пресвятая наша Владычица и Заступница всегдашняя! Не предай нас в руки врагам нашим, но избави нас, на тебя надеющихся”. Митрополита тогда не было в Москве, так как бывший митрополит Киприан незадолго пред тем отошёл к блаженной вечности. Но в стенах кремлёвских тогда был святой муж Иоанн, архиепископ Суздальский, и в то время, как в отверстых храмах священники пели молебны, он в приделе храма Успения молился пред иконою Богоматери. Усердные молитвы спасли город: к Едигею пришла весть о возмущении в Орде; взяв откуп с города, он поспешно удалился в свои пределы.

Около 1420 г. основатель обители Коневской преподобный Арсений отправился на Афонскую гору — испросить благословения для новой обители своей. Без него братия терпела во всём недостаток и готова была оставить обитель; но старец обители Иоаким крепко молился за них. Ему явилась во сне Богоматерь и сказала: “Скажи сетующим братьям, что Арсений скоро доставит им всякое продовольствие". И точно, скоро затем преподобный Арсений возвратился и привёз с собою богатые запасы всего нужного, на двух судах (память его 12 июня).

В 1451 году подступил к Москве ногайский царевич Мазовша, с войсками отца своего Седи-Ахмета. Великий князь удалился из столицы, главным защитником её остался святитель Иона. Подойдя к городу 2 июля, в день Положения ризы Пресвятой Богородицы, татары зажгли посад и начали приступ. Время было сухое и жаркое, ветер нёс густые облака дыма прямо на Кремль, где воины, осыпаемые искрами и пылающими головнями, задыхались. Под зноем этого страшного пожара, в облаках дыма, святитель Иона совершал крестный ход по стенам Кремля. Между тем, стрелы татарские искали своих жертв. Один инок Чудова монастыря, Антоний, уважаемый святителем за святость, пал перед его глазами, успев только сказать, что Господь, ради молитв святительских, спасёт свой город. Вечером москвитяне сделали вылазку и бились с татарами до ночи. Несмотря на усталость, никто в Кремле не думал отдыхать; ждали нового приступа, готовили на стенах пушки, самострелы, пищали. Но восходит солнце — и москвитяне не видят неприятеля. Всё тихо и спокойно. Посылают лазутчиков к неприятельскому стану, и там нет никого; стоят одни телеги, наполненные железными и медными вещами; поле усеяно оружием и разбросанными товарами. Неприятель ушёл ночью, взяв с собою только лёгкие повозки, а всё тяжелое оставил в добычу осаждённым. Татары — по сказанию летописца — услышав вдали необыкновенный щум, вообразили, что великий князь идёт на них с сильным войском и в смятении устремились в бегство. Великий князь, узнав о спасении города, исповедал пред всеми, кто был Воевода, обративший в бегство врагов. Прибыв в столицу, он поспешил прямо в храм Богоматери, к её чудотворной иконе Владимирской, и с умилением славил заступницу Москвы; а митрополит Московский Иона повелел создать на своём дворе церковь во имя Положения ризы Пресвятой Богородицы, в память избавления от врагов молитвами Её, так как в её праздник Москва освободилась от осады неприятельской.

Около 1480 г. на реке Яхроме преподобному Козме является, на дереве икона Успения Богоматери; он слышит от неё глас, повелевающий ему быть иноком и устроить монастырь. Поступив в Киево-Печерскую обитель, он потом, следуя воле Богоматери, идёт с явившеюся ему иконою на реку Яхрому и сооружает храм в честь Успения Богоматери. Явившаяся преподобному икона, ознаменованная чудесами, существует доныне (18 февраля).

В 1480 году двинулся на Россию татарский хан. Великий князь Иоанн III решился дать отпор ему в открытой битве. Русские войска стали против полчищ татарских: их разделяла только река Угра, которую Русские называли “поясом Богоматери”, охраняющим пределы наши. Две недели татары и русские смотрели друг на друга чрез эту реку. Иоанн медлил вступить в битву. Наступили морозы, Угра покрылась льдом. Иоанн велел отступить своим войскам. И воины оробели. Думая, что Иоанн страшится битвы, они не отступали, а бежали от неприятеля, который мог на них ударить с тылу. Но совершилось чудо: татары, видя левый берег Угры оставленным русскими, вообразили, что их манят в засаду. Объятый странным ужасом, хан спешил удалиться, не сделав России никакого зла. Летописцы славят милость Божью и говорят: “Да не похвалятся легкомысленные страхом их оружия! Не оружие и не мудрость человеческая, а Господь спас Россию“. По этому случаю был установлен крестный ход в Сретенский монастырь, 23-го июня. Великий князь Иоанн III выразил своё почитание Богоматери построением в честь её успения величественного храма, в котором с тех пор и доныне венчаются на царство Русские самодержцы.

Иго татарское было свергнуто Россиею. Но окружённая с юго-восточных границ ордами монгольскими, Россия часто подвергалась их нападениям. В 1521 году, предводимые крымским ханом Гиреем, крымские и ногайские татары, в соединении с казанскими, двинулись к Московским пределам с такою поспешностью, что великий князь Василий Иоаннович едва успел выслать войска свои на берега Оки. Разбив воевод русских, враги предали огню все селения от Нижнего до Москвы, пленили несметное число жителей, "продавали невольников целыми толпами, слабых и престарелых морили голодом и оскверняли святыню храмов Божьих. Июля 29 дня, среди облаков дыма, под заревом пылающих деревень, татары стояли уже в нескольких верстах от Москвы, куда стекались беззащитные жители окрестностей с своими семействами и имуществом. Улицы заперлись обозами; пришельцы и граждане, жёны, дети и старцы искали спасения в Кремле, толпились в воротах и теснили друг друга. Всё предвещало жалкую участь городу и жителям. Митрополит усердно молился с народом, и Бог утешил бедствующих откровением. В это время один из жителей Москвы, юродивый старец, по имени Василий, молясь ночью со слезами у дверей соборной церкви Успения Богоматери, внезапно услышал внутри храма сильный шум. И вместе с тем увидел церковные двери отверзтыми, и бывшую в том храме чудотворную икону Владимирской Богоматери поднявшеюся с своего места. От иконы слышан был голос: “Выйду из града с Российскими святителями”, и вся церковь наполнилась пламенем, который потом мгновенно исчез. В это время другому лицу открылось как бы продолжение того же видения. В Вознесенском женском монастыре была в это время одна престарелая и лишившаяся зрения инокиня. При вести о нашествии врагов, вознеся вместе с другими усердную молитву об избавлении от предлежащей скорби, вдруг услышала она великий шум, страшный вихрь и звон. Будучи восхищена духом, она оказалась как бы вне ограды, и отверзлись вместе очи её мысленные и чувственные, и она увидела, что из Кремля в Спасские ворота идёт сонм святителей и других святолепных мужей, в священных одеждах; среди них чудотворный образ Божьей Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святого Петра, Алексия, Иону, митрополитов московских, и других. И вот в то время, как это шествие выходило из ворот кремлёвских, навстречу ему от торга ильинского устремился великий угодник Сергий, с другой стороны — преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, припав к ногам святителей, вопрошали их, зачем они идут вон из города и на кого оставляют его в настоящее нашествие врагов". Святители отвечали со слезами: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от предлежащей скорби; Бог же не только повелел нам выйти из града сего, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери, ибо люди презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; вот попустил Бог придти варварскому народу, да накажутся ныне и чрез покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники стали умолять отходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божье, — и начали вместе с ними петь молебен, произнесли молитву Пречистой Богородице, и по совершении её, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль с чудотворным образом Богоматери. После этого видения ещё два года прожила благочестивая инокиня, видя свет Божий, дотоле невидимый для неё, и вместе с тем с радостью увидела, что опасность, угрожавшая Москве, действительно была устранена: крымский хан отступил от Москвы, не сделав ей никакого вреда. Летописцы повествуют, что татары хотели выжечь московские посады, но увидели вокруг города бесчисленное войско русское и с ужасом известили о том хана, который, не поверив им, послал других удостовериться в справедливости их донесения; но и эти видели то же. Наконец, и доверенный вельможа то же засвидетельствовал, говоря: "Хан, зачем ты медлишь? на нас идёт бесчисленное войско из Москвы". И побежали. Это видение, устрашившее врагов, было следствием заступничества Божьей Матери, неоднократно уже в прежние времена спасавшей столицу Русского православного царства от неприятельских нападений.

Около 1532 г. преподобный Александр Свирский удостоился видения Божьей Матри, которая обещала святому старцу не забывать Свирской обители и умножить число братии её (30 августа).

Около 1540 года, за оградою обители преподобного Павла Обнорского, лежал некто Симон в расслаблении не один год. Раз ночью молился он. Внезапно хижина его осветилась светом дня. Входит Пречистая, от лица Её исходили лучи солнечные, ризы её блистали молниею. За нею в глубоком благоговении шёл старец, держа рукою клобук. Расслабленный трепетал. Пречистая, став у одра, сказала больному: “Что ты лежишь? Иди в церковь и молись; здесь не следует лежать, а надобно молиться и работать". Старец говорит: “Подними его, Владычица, и пусть идёт в церковь“. Она взяла за два пальца правой руки и потянула. Больной вскочил и побежал совершенно здоровый (10 января).

В 1579 г. в Казани явилась в видении Богоматерь одной девице, Матрёне, повелевая возвестить властям духовным и мирским, чтобы они вынули из земли икону её, и указала место, где икона была в земле. Это видение повторялось несколько раз, и девица рассказывала о нём матери своей, но мать не придавала значения. Видение повторилось с угрозою, — мать и дочь пошли к архиепископу и воеводам и объявили им о чудесных видениях. Власти не поверили им. Тогда сама мать начала копать на указанном месте, копали и другие — и ничего не находили. Когда же стала копать девица, она скоро откопала икону Пречистой Богородицы с предвечным Младенцем. С торжеством понесли икону в церковь, и ряд чудесных исцелений от неё излился по всей России.

В 1581 г. во время нашествия польского короля Стефана Батория на Псков, было чудесное видение Богоматери благочестивому старцу Дорофею: она явилась ему грядущая по воздуху и сопутствуемая преподобным Антонием Печерским и Корнилием, игуменом Псково-Печерским; вошедши в Покровскую церковь, она подозвала Дорофея, повелела ему объявить людям, чтобы они молили Бога о прощении грехов и указала средства для избавления от осады, — и Псков был спасён.

В царствование Феодора Иоанновича, в 1591 году, шведы вторглись в пределы Новгородской области, а крымские татары, под предводительством Казы-Гирея, подошли к Москве. Царь Феодор Иоаннович, устрашённый внезапным вторжением врагов и не надеясь восторжествовать над многочисленностью крымцев по причине разделения войск своих, прибегнул с усердною молитвою о помощи к Донской Богоматери и повелел, совершив крестный ход вокруг города, поставить икону её среди воинских рядов. Ночью, во время усердной молитвы, благочестивый царь получил известие от скорой Помощницы христиан: он одержит победу над врагами. В самом деле, уже целые сутки горела битва, неприятели дрались с ожесточением; но вдруг, устрашённые невидимой силой, побежали. Православные воины устремились за ними, многих положили на месте, других взяли в плен и овладели всем станом неприятельским. В благодарность усердной Заступнице верных, государь в том же году, на месте, где во время битвы в рядах православного воинства стоял чудотворный образ, основал Донской монастырь. В нём поставлена святая икона и учреждён ежегодный праздник в честь Божьей Матери, начавшийся ради милосердия от святой её Донской иконы, августа в 19- й день; с того же времени учреждён и крестный ход в эту обитель.

Настали смутные времена неурядиц и самозванства. Москва была в руках поляков; в северных областях господствовали шведы. Верные отечеству москвитяне приглашали русских грамотами к освобождению Москвы. “Здесь, — писали они, — корень царства, здесь знамя отечества, здесь Богоматерь, изображённая евангелистом Лукою“. Первое ополчение для освобождения Москвы было безуспешно. Но вот в Нижнем Новгороде составилось новое ополчение. “Станем за святую Русь, за дом Пречистой Богородицы; освободим Отечество“! — воскликнул Козьма Минин, истинный сын отечества. Образ Казанской Богоматери был взят вождём Пожарским в средину новой священной рати. Казалось, что и это последнее усилие к освобождению отечества должно было остаться тщетным: войско не имело средств содержания, даже оружия; в воинах и вождях не было единодушия. Но мольбы верных вознесены были к престолу Божью самою Преблагословенною Девою. И когда все земные надежды пали, небесная помощь обнаружилась в своей непререкаемой очевидности. Среди осаждённой Москвы, между врагами, в тяжком плену и ещё тягчайшем недуге, томился один из маститых первосвятителей — Арсений. И он-то избран был вестником небесного милосердия к России. Среди полночной тишины вдруг келья его наполняется светом необыкновенным, и он видит пред собою преподобного Сергия Радонежского. “Арсений! — сказал преподобный болящему, — Ваша и наши молитвы услышаны; председательством Богоматери суд об отечестве преложен на милость: завтра Москва будет в руках осаждающих и Россия спасена". Как бы в подтверждение пророчества болящему старцу вдруг возвращается крепость и сила. Радостная весть, переходя из уст в уста, немедленно проникает за стены города к воинству православному и воспламеняет его мужеством непреодолимым. Дерзая об имени Богоматери, христолюбивое воинство устремляется на освобождение Кремля; враги, несмотря на своё ожесточение, не могут более сопротивляться — и Кремль в руках русских. Благоговея пред небесною помощью, благодарное воинство в следующий, воскресный день совершает торжественное молебное шествие в возвращённую столицу. Навстречу ему выходит тот самый святитель, который удостоился приять весть о помощи свыше. Принесённая им священная икона Богоматери казалась для всех зрящих на неё живым изображением. Падая на землю и проливая слёзы, всякий стремился освятить себя прикосновением к чудотворному лику. В память этого освобождения Москвы от поляков, постановлено праздновать 22 октября в честь Казанской иконы Богоматери.

Около 1636 г. смиренный подвижник благочестия и образованный защитник веры Афанасий Филиппович (потом игумен Брестский) видел на небе образ Богородицы, в кресте изображённый, и советовал царю Михаилу Феодоровичу изобразить на военных хоругвях образ по его видению. Положив себе за правило — читать каждую субботу акафист Матери Божьей, он с точностью выполнял его. И Матерь Божья утешала подвижника. “Иди, слуга мой, — сказала она блаженному, — смело говори сенату и королю (польскому), дабы не тревожили святой православной веры: иначе они навлекут на себя суд Божий — преданы будут во власть сильного царя и народа“. Праведника не послушали, и слово Царицы Небесной сбылось! (5 сентября).

В 1678 г. турки, поляки и татары окончательно опустошили южную часть киевской земли и распространили свои набеги почти до самого Киева. Киев избавляется от них благодаря заступлению Божьей Матери, чудотворную икону которой из Лавры с крестным ходом три раза обнесли вокруг города. Это было при архимандрите Лавры Иннокентии Гизеле. С той поры вера народа южно-русского в сильное и непрестанное ходатайство Божьей Матери стала выражаться даже в народных песнях, из коих иные и доселе поются и слушаются с восторгом и умилением, напр.: “Пречистая Дево, Матерь русского краю“...

Святителю Тихону Задонскому в 1778 г. было такое видение: Богоматерь стояла на облаках, и около неё апостолы Пётр и Павел; сам он на коленях просил Пречистую о продолжении милости к миру. В следующем году он опять видел Богоматерь и около неё несколько лиц; он упал на колени и просил Пречистую за кого-то. Владычица ответила: “Будет по просьбе твоей“ (13 августа).

В 1812 году Европа, соединённая под властью Наполеона, внесла в Русские пределы все бедствия войны, и Матерь Божья явилась снова Защитницею православного царства. 1812 года, августа 5 дня, при оставлении Русскими войсками Смоленска была взята полками и чудотворная икона Богородицы. Накануне Бородинского сражения её носили по лагерю, и воины, взирая на неё с верою и молитвою, приготовлялись к страшной битве. При одержании важных побед постоянно совершаемы были Божьей Матери благодарственные молебствия, как необоримой Воеводе. Отсутствие святой иконы из Смоленска продолжалось ровно три месяца, и 5-го ноября она “возвратилась в дом свой“ — соборный храм Успения.

Преподобный Серафим Саровский (1833), будучи ещё десятилетним отроком, заболел; ему явилась во сне Божья Матерь и обещала посетить его и исцелить. Отрок рассказал сон матери. Вскоре после того мимо дома их шёл крестный ход с чудотворным образом Знамения Божьей Матери; в это время шёл сильный дождь, грязь помешала нести икону улицею и заставила переходить через двор Серафима на другую улицу: таким образом Царица Небесная посетила болящего отрока; мать его поняла чудное посещение и поспешила вынести больного к иконе Божьей Матери: отрок приложился и получил чудесное и совершенное исцеление. Потом, во время пребывания своего в Саровской пустыни около 1783 г., в новой болезни своей, которою он страдал три года ещё до пострижения, опять был удостоен посещения Царицы Небесной во славе и свете и исцелён ею. На месте явления он воздвигнул потом храм. В 1804 г. он был избит ночью до полусмерти недобрыми людьми, думавшими найти у него много денег; никто не надеялся видеть его в живых, но явлением Божьей Матери он опять получил исцеление.

В памятной книжке митрополита Московского Филарета, от 7 августа 1840 г., читаем: “Ученик покойного пустынножителя о. Арсения (Свенского, Орлов, епарх.), по его благословению, был у меня и повествовал о последних днях его. Видение Божьей Матери предварило его о кончине, а видение св. Василия Великого было ему исповедью и разрешением”.

Во время войны между Россиею и союзными державами, в сражении 19 ноября 1853 года между Александрополем и Карсом, при Баш-Кадык-Ларе русский отряд в 9.000 человек поразил 36.000 турок при 46 орудиях. Турки оставили на месте сражения 24 орудия и множество разных военных припасов. Такая блистательная победа объяснилась показанием пленных турок; они говорили, что когда сражение разгорелось и весь русский отряд был введён в дело, турки увидели сходящую с неба светлую Жену, держащую знамя в руке и сопровождаемую двумя воинами. Свет от неё был столь ярок, что подобен был солнечному сиянию, и никакой глаз не мог выдержать его. Это явление навело ужас в рядах сражающихся и было причиною того, что турки, видя явное заступление Бога за Русь, обратились все в бегство и проиграли сражение. Русские этого явления не видали. По божьему промыслу о том засвидетельствовали иноплеменные враги наши. Турки уверяют, что в армии их все это видели с ужасом и все о том знают; но начальство их, под страхом смертной казни запретило о том говорить и старалось затмить это событие... Из некоторых частных писем из армии узнали мы, что многие турки после того поверили в Христа, просили крещения и запечатлели мученическою кровью признание всепросвещающего света — Христа.

Кроме этих чудес, выражающих попечение Царицы Небесной о благосостоянии всего православного царства, обширная Россия, во многих странах своих городах и весях, хранит честные иконы Девы, оставляющие неисчерпаемый источник дивной помощи и чудесных исцелений для всех, притекающих к покрову её с верою и усердием. Ещё в 1654 году архидьякрн Антиохийской церкви Павел Алеппский, путешествовавший по России с патриархом Макарием, писал в путевых записках: “В этой стране нет ни одной большой церкви, где не было бы чудотворной иконы Богоматери, мы видели своими собственными глазами как святые иконы, так и чудеса совершавшиеся от них“.

Владимир Щербаков


Дата добавления: 2021-06-02; просмотров: 65; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!