РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 32 страница



* * *

Свет и тьма являются, несомненно, самой кричащей и резкой противоположностью в природе, которая, начиная с четвертого евангелия и кончая lumiиres [Просвещением] XVIII века, всегда служила риторической фразой для религии и философии. Фик38, стр. 9: «уже давно строго доказанное в физике положение... что форма движения, называемая лучистой теплотой, во всем су­щественном тождественна с той формой движения, которую мы называем светом»39. Клерк Максвелл40, стр. 14: «Эти лучи (лу­чистой теплоты) обладают всеми физическими свойствами свето­вых лучей; они способны отражаться и т. д. ...Некоторые из тепло­вых лучей тождественны с лучами света, между тем как другие виды тепловых лучей не производят никакого впечатления на наши глаза». — Таким образом, существуют темные световые лучи, и пресловутая противоположность света и тьмы исчезает из есте­ствознания в смысле абсолютной противоположности. Заметим, между прочим, что самая глубокая темнота и самый яркий, резкий свет производят на наши глаза одно и то же действие ослепления, и в этом отношении они тождественны для нас. — Дело обстоит следующим образом: в зависимости от длины колебаний солнеч­ные лучи оказывают различное действие; лучи с наибольшей дли­ною волн переносят теплоту, со средней — свет, с наименьшей — химическое действие (Секки41, стр. 632 и следующие), причем, так как максимумы этих трех действий расположены достаточно близко друг к другу, то внутренние минимумы крайних групп лучей в отношении своего действия совпадают в световой группе42. Что является светом и что не-светом, зависит от строения глаз; ночные животные могут, повидимому, видеть даже часть невидимых нами лучей, но не тепловых, а химических, так как их глаза приспо­соблены к меньшим длинам волны, чем наши глаза. Трудность эта отпадает, если вместо трех видов лучей принять только один вид лу­чей (а научно мы знаем только один вид, — все остальное является поспешным умозаключением), оказывающих, в зависимости от дли­ны волны, различное, но совместимое в узких границах действие 43.

{232}

* * *

Гегель конструирует теорию света и цветов из чистой мысли и при этом впадает в грубейшую эмпирию доморощенного филистер­ского опыта (хотя, впрочем, с известным основанием, так как этот пункт тогда еще не был выяснен), —например, когда он вы­двигает против Ньютона практикуемое живописцами смешивание красок (стр. 314, внизу)44.

Электричество 45. Относительно фантастических историй Том-сона ср. у Гегеля , стр. 346—347, где совершенно то же самое. — Но зато Гегель уже вполне ясно рассматривает электричество, получаемое от трения, как напряжение, в противоположность учению об электрических жидкостях и электрической материи (стр. 347) 47.

Когда Кулон говорит о «частицах электричества, которые от­талкивают друг друга обратно-пропорционально квадрату рас­стояния между ними», то Томсон спокойно принимает это как нечто доказанное (стр. 358)48. То же самое (на стр. 366) с гипотезой, что электричество состоит из «двух жидкостей, положительной и отрицательной, частицы которых отталкивают друг друга». На стр. 360 говорится о том, что электричество удерживается в заря­женном теле только благодаря давлению атмосферы. Фарадей вложил электричество в противоположные полюсы атомов (или молекул, в чем еще сказывается большая путаница) и таким обра­зом впервые выразил мысль о том, что электричество вовсе не жид­кость, а форма движения, «сила» (стр. 378). Это совсем не лезет в голову старику Томсону: ведь искра как раз и есть нечто мате­риальное/

Фарадей открыл уже в 1822 г., что мгновенный индуцирован­ный ток — как первый, так и второй, обратный — «имеет больше свойств тока, произведенного разрядом лейденской банки, чем тока, произведенного гальванической батареей», в чем и заклю­чалась вея тайна (стр. 385).

Относительно искры — всякого рода фантастические истории, которые теперь признаны частными случаями или иллюзиями: так, будто искра из положительного тела представляет собою «пучок лучей, кисточку или конус», вершиной которого является точка разряда; наоборот, отрицательная искра имеет-де вид «звездочки» (стр. 396). Короткая искра бывает-де всегда белого цвета, длинная — по большей части красноватого или фиолето­вого. (Недурной вздор у Фарадея об искре, стр. 400.) 49 Искра, извлеченная из первичного кондуктора [электрической машины]

{233}

при помощи металлического шара, бывает-де белого цвета, извле­ченная рукой — пурпурового, .извлеченная водяной влагой — красного цвета (стр. 405). Искра, т. е. свет, «не присуща электри­честву, а является только результатом сжатия воздуха. Что воздух внезапно и бурно сжимается, когда через него проходит электри­ческая искра», доказывает-де эксперимент Киннерслея в Филадель­фии, согласно которому искра вызывает «внезапное разрежение воздуха в трубке»50 и гонит воду в трубку (стр. 407). В Германии 30 лет тому назад Винтерль и другие думали, что искра, или электричеркий свет, «той же природы, что и огонь» 81, и возникает благодаря соединению двух электричеств. Возражая на это, Томсон серьезно доказывает, что то место, где встречаются оба электри­чества, как раз наиболее бедно светом и отстоит на 2/3 от поло­жительного конца и на 1/3 от отрицательного! (Стр. 409—410). Ясно, что огонь здесь рассматривается еще как нечто совершенно мифическое.

С таким же серьезным видом Томсон приводит эксперименты Дессеня, согласно которым при повышении барометра и пониже­нии температуры стекло, смола, шелк и т. д., будучи погружены в ртуть, электризуются отрицательно, а при падении барометра и повышении температуры электризуются положительно; что ле­том они становятся в нечистой ртути всегда положительными, а в чистой — всегда отрицательными; что золото и различ-. ные другие металлы становятся летом, при согревании их, поло-. жительными, а при охлаждении — отрицательными, зимою же наоборот; что при высоком атмосферном давлении и северном ветре они «весьма наэлектризованы»: положительно при повы­шении температуры, отрицательно при понижении ее и т. д. (стр. -416).

Как выглядело дело с теплотой: «Чтобы произвести термо­электрические действия, нет необходимости прилагать теплоту. Все, что изменяет температуру52 в одной части цепи, ...вызывает изменение склонения магнитной стрелки». Так, охлаждение ка­кого-нибудь металла при помощи льда или при испарении эфира! (Стр. 419).

На стр. 438 электро-химическая теория принимается как «по меньшей мере, очень остроумная и правдоподобная».

Фаброни и Волластон уже давно, а Фарадей в новейшее время утверждали, что вольтово электричество есть простое следствие химических процессов, и Фарадей даже дал уже правильное объяснение происходящего в жидкости передвижения атомов и установил, что количество электричества измеряется количеством электролитического продукта.

С помощью Фарадея Томсон выводит закон, «что каждый атом должен естественным образом быть окружен одним и тем же коли­чеством электричества, так что в этом отношении теплота и электричество похожи друг на друга»63

{234}

Статическое и динамическое электричество54. Статическое электричество, или электричество трения, получается при пере­ведении в состояние напряжения того готового электричества, которое имеется в природе в форме электричества, но находится в состоянии равновесия, в нейтральном состоянии. Поэтому и уни­чтожение этого напряжения происходит — если и поскольку электричество, распространяясь, может быть проведено, — сразу, в виде искры, восстанавливающей нейтральное состояние.

Наоборот, динамическое, или вольтово, электричество возни­кает из превращения химического движения в электричество. Его порождает при известных, определенных обстоятельствах растворение цинка, меди и т. д. Здесь напряжение носит не острый характер, а хронический. В каждый момент порождается новое положительное и отрицательное электричество из какой-нибудь другой формы движения, а не разделяется на + и —имеющееся уже налицо ± электричество. Процесс носит текучий характер, поэтому и результат его, электричество, является не мгновенным напряжением и разряжением, а длительным током, способным снова превратиться у полюсов в химическое движение, из кото­рого он возник (это называют электролизом). При этом процессе, как и при порождении электричества химическим соединением (причем электричество освобождается вместо теплоты, и освобо­ждается именно столько электричества, сколько при других об­стоятельствах освобождается теплоты, Гутри, стр. 210)б5, можно проследить движение тока в жидкости. (Обмен атомов в соседних молекулах — вот что такое ток.)

Это электричество, являющееся по своей природе током, именно поэтому не может быть прямо превращено в электричество напряжения. Но посредством индукции можно децентрализовать то нейтральное электричество, которое уже имеется налицо как таковое. По своей природе индуцируемое электричество должно будет следовать характеру индуцирующего, т. е. должно будет тоже быть текучим. Но здесь, очевидно, имеется возможность кон­денсировать ток и превратить его в электричество напряжения пли, вернее, в некоторую более высокую форму, соединяющую свойство тока со свойством напряжения. Это осуществлено в ка­тушке Румкорфа. Она дает индукционное электричество, имеющее эти свойства.

* * *

Недурным образчиком диалектики природы является то, как, согласно современной теории, отталкивание одноименных маг­нитных полюсов объясняется притяжением одноименных электри­ческих токов (Гутри, стр. 264)б6.

{235}

Электрохимия57. При изложении действия электрической иск­ры на процесс химического разложения и новообразованияВидеман заявляет, что это касается, скорее, химии 58. А химики в этом же случае заявляют, что это касается уже более физики. Таким обра­зом, и те и другие заявляют о своей некомпетентности в месте со­прикосновения науки о молекулах и науки об атомах, между тем как именно здесь надо ожидать наибольших результатов.

* * *

Трение и удар порождают внутреннее движение соответствен­ных тел, молекулярное движение, диференцирующееся, в зави­симости от обстоятельств, на теплоту, электричество и т. д. Однако это движение только временное: cessante causa cessвt effectus [с прекращением причины прекращается и ее действие]. На из­вестной ступени все они превращаются в перманентное молеку­лярное изменение, химическое .

[ХИМИЯ]


* * *

Представление о фактической химически однородной материи, при всей своей древности, вполне соответствует широко распро­страненному еще вплоть до Лавуазье детскому взгляду, будто химическое сродство двух тел основывается на том, что каждое из них содержит в себе общее им обоим третье тело (Kopp, «Entwik-kelung», стр. 105)l.

* * *

О том, как старые, удобные, приспособленные к прежней обычной практике методы переносятся в другие отрасли знания, где они оказываются тормозом: в химии—процентное вычисле­ние состава тел, которое являлось самым подходящим методом для того, чтобы замаскировать — и которое действительно доста­точно долго маскировало — закон постоянства состава и кратных отношений у соединений2.

* * *

Новая эпоха начинается в химии с атомистики (следовательно, не Лавуазье, а Дальтон—отец современной химии), а в физике, соответственно этому, — с молекулярной теории. (В другой форме, которая, однако, по существу выражает лишь другую сторону этого процесса, — с открытия взаимного превращения форм дви­жения.) Новая атомистика отличается от всех прежних тем, что она (если не говорить об ослах) не утверждает, будто материя только дискретна, а признает, что дискретные части различных ступеней (атомы эфира, химические атомы, массы, небесные тела) являются различными узловыми точками, которые обусловливают различные качественные формы существования всеобщей материн вплоть до такой формы, где отсутствует тяжесть и где имеется только отталкивание3.

{237}

Превращение количества в качество: самый простой пример — кислород и озон, где 2 :3 вызывает совершенно иные свойства, вплоть до запаха. Другие аллотропические тела тоже объясня­ются в химии лишь различным количеством атомов в молекулах4.

Значение названий 5. В органической химии значение какого-нибудь тела, а, следовательно, также и название его, не зависит уже просто от его состава, а обусловлено скорее его положением в том ряду, к которому оно принадлежит. Поэтому, если мы на­ходим, что какое-нибудь тело принадлежит к какому-нибудь по­добному ряду, то его старое название становится препятствием для понимания и должно быть заменено названием, указывающим этот ряд (парафины и т. д.).

{238}

[БИОЛОГИЯ]


* * *

Реакция1. Механическая, физическая реакция (alias [иначе] теплота и т. д.) исчерпывает себя с каждым актом реакции. Хими­ческая реакция изменяет состав реагирующего тела и возобно­вляется лишь тогда, когда прибавляется новое количество его. Только органическое тело реагирует самостоятельно — разу­меется, в пределах его возможностей (сон) и при предпосылке притока пищи, — но эта притекающая пища действует лишь после того, как она ассимилирована, а не непосредственным об­разом, как на низших ступенях, так что здесь органическое тело обладает самостоятельной силой реагирования; новая реакция должна быть опосредствована им.

* * *

Жизнь и смерть2. Уже и теперь не считают научной ту физио­логию, которая не рассматривает смерть как существенный мо­мент жизни (примечание: Гегель, «Энциклопедия», I, стр. 152— 153)3, которая не понимает, что отрицание жизни по существу содержится в самой жизни, так что жизнь всегда мыслится в соот­ношении со своим необходимым результатом, заключающимся в ней постоянно в зародыше, — смертью. Диалектическое понима­ние жизни именно к этому и сводится. Но кто однажды понял это, для того покончены всякие разговоры о бессмертии души. Смерть есть либо разложение органического тела, ничего не оставляющего после себя, кроме химических составных частей, образовывавших его субстанцию, либо оно оставляет после себя некий жизненный принцип, нечто более или менее тождественное с душой, принцип, который переживает все живые организмы, а не только человека. Таким образом, здесь достаточно простого уяснения себе, при помощи диалектики, природы жизни и смерти, чтобы устранить древнее суеверие. Жить значит умирать.

{239}

* * *

Generatio aequivoca [самопроизвольное зарождение]*. Все произ­веденные до сих пор исследования сводятся к следующему: в жидкостях, содержащих разлагающиеся органические вещества и открытых доступу воздуха, возникают низшие организмы: протисты, грибы, инфузории. Откуда они появляются? Воз­никли ли они путем generatio aequiyoca или же из зародышей, занесенных из воздуха? Таким образом, исследование ограничи­вается совершенно узкой областью — вопросом о плазмо-гонии 5.

Предположение, что новые живые организмы могут возникнуть из разложения других организмов, относится по существу к той эпохе, когда признавали неизменность видов. Тогда казалось необходимым допускать возникновение всех, даже наиболее слож­ных организмов путем первичного зарождения из неживых ве­ществ, и если не хотели прибегать к творческому акту, то легко приходили к тому взгляду, что процесс этот легче объяснить при допущении такого образующего материала, который происходит уже из органического мира; чтобы какое-нибудь млекопитающее могло возникнуть химическим путем прямо из неорганической материи, этого уж никто не думал.

Но подобное допущение идет решительно вразрез с современ­ным состоянием науки. Химия своим анализом процесса разло­жения мертвых органических тел докаеывает, что этот процесс при каждом дальнейшем шаге с необходимостью дает все более мертвые, все более близкие к неорганическому миру продукты, которые становятся все менее и менее пригодными для использо­вания их в органическом мире, и что этому процессу можно придать другое направление и добиться использования этих продуктов разложения только в том случае, если они своевременно попа­дут в пригодный для этого, уже существующий организм. Как раз самый существенный носитель (Vehikel) образования клеток, бе­лок, разлагается раньше всего, и до сих пор его еще не удалось вновь синтезировать.

Более того. Организмы, о первичном зарождении которых из органических жидкостей идет речь в этих исследованиях, пред­ставляют собою хотя и сравнительно низкие, но уже существен­ным образом диференцированные организмы, каковы бактерии, дрожжевые грибки и т. д., обнаруживающие процесс жизни, со­стоящий из различных фаз, отчасти же (каковы инфузории) снаб­женные довольно развитыми органами. Все они, по меньшей мере, одноклеточные. Нос тех пор как нам стали известны бесструктур­ные монеры, становится нелепостью пытаться объяснить возник­новение хотя бы одной единственной клетки прямо из мертвой материи, а не из бесструктурного живого белка, и воображать, что можно принудить природу при помощи небольшого количества

{240}

вонючей воды сделать в 24 часа то, на что ей потребовались тыся­челетия.

Опыты Пастёра 6 в этом отношении бесполезны: тем, кто верит в возможность самозарождения, он никогда не докажет одними этими опытами невозможность его. Но они важны, ибо проливают много света на эти организмы, их жизнь, их зародыши и т. д.

* * *


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 62; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!