РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 13 страница



Вторая форма исчезновения механического движения имеет место при трении и ударе, отличающихся друг от друга только по степени. Трение можно рассматривать как ряд маленьких ударов, происходящих друг за другом и друг подле друга; удар можно рассматривать как концентрированное в одном месте и на один момент трение. Трение — это хронический удар, удар —мгновен­ное трение. Исчезающее здесь механическое движение исчезает как таковое. Оно на первых порах не восстановимо снова само собою. Процесс непосредственно не обратим. Механическое движение пре­вратилось в качественно отличные формы движения, в теплоту, в электричество — в формы молекулярного движения.

Таким образом, трение и удар приводят от движения масс, предмета механики, к молекулярному движению, предмету фи­зики.

Когда мы называли2 физику механикой молекулярного дви­жения, то при этом не упускалось из виду, что это выражение от­нюдь не охватывает всей области теперешней физики. Наоборот. Эфирные колебания, которые опосредствуют явления света и лу­чистой теплоты, конечно, не являются молекулярными движениями в теперешнем смысле слова. Но их земные действия затрагивают прежде всего молекулы: преломление света, поляризация света и т. д. обусловлены молекулярным строением соответственных тел. Точно так же почти все крупнейшие исследователи рассматривают

{80}

теперь электричество как движение эфирных частиц, и даже о те­плоте Клаузиус говорит, что в «движении весомых атомов» (лучше было бы, конечно, сказать: молекул) «...может принимать участие и находящийся в теле эфир» («МесЬап. \¥агте1йеопе», I, 15. 22)3. Тем не менее, когда мы имеем дело с электрическими и тепловыми явлениями, то нам опять-таки прежде всего приходится рассмат­ривать молекулярные движения; это и не может быть иначе, пока мы так мало знаем об эфире. Но когда мы настолько продвинемся вперед, что сможем дать механику эфира, то в нее, разумеется, войдет и многое такое, что теперь по необходимости причисляется к физике.

О таких физических процессах, при которых структура мо­лекул изменяется или даже совсем уничтожается, речь будет ниже. Они образуют переход от физики к химии.

Только с молекулярным движением изменение формы движе­ния приобретает полную свободу. В то время как на границе ме­ханики движение масс может принимать только немногие другие формы — теплоту или электричество,—здесь перед нами совер­шенно иная картина оживленного изменения форм: теплота переходит в электричество в термоэлементе, становится тожде­ственной со светом на известной ступени излучения, производит со своей стороны снова механическое движение; электричество и магнетизм, образующие такую же пару близнецов, как теплота и свет, не только переходят друг в друга, но переходят и в теплоту и в свет, а также в механическое движение. И это происходит согласно столь определенным отношениям меры, что мы можем выразить данное количество каждой из этих форм движения в лю­бой другой форме — в килограмметрах, в единицах теплоты, в воль­тах 4 — и можем переводить каждую меру в любую другую.

Практическое открытие превращения механического движения в теплоту так старо, что от него можно было бы считать начало человеческой истории. Какие бы достижения ни предшествовали этому открытию огня — в виде изобретения орудий и приручения животных,—но только научившись добывать огонь с помощью трения, люди впервые заставили служить себе некоторую неорга­ническую силу природы.. Какое глубокое впечатление произвело на человечество это гигантское, почти неизмеримое по своему значе­нию открытие, показывают еще теперешние народные суеверия. Изобретение каменного ножа, этого первого орудия, чествовалось еще долго спустя после введения в употребление бронзы и железа: все религиозные жертвоприношения совершались с помощью ка­менных ножей. По еврейскому преданию, Иисус Навин прика­зал совершить обрезание над родившимися в пустыне мужчинами при помощи каменных ножей; кельты и германцы пользовались в своих человеческих жертвоприношениях только каменными но­

{81}

жами. Но все это давно забыто. Иначе дело обстоит с огнем, по­лучаемым при помощи трения. Долго спустя после того, как людям стали известны другие способы получения огня, всякий священный огонь должен был у большинства народов добываться путем тре­ния. Еще и поныне в большинстве европейских стран существует народное поверье о том, что чудотворный огонь (например, у нас, немцев, огонь для заклинаний против поветрия на животных) может быть зажжен лишь при помощи трения. Таким образом, еще и в наше время благодарная память о первой большой победе человека над природой продолжает полубессознательно жить в на­родном суеверии, в остатках язычески-мифологических воспоми­наний образованнейших народов мира.

Однако процесс, совершающийся при добывании огня трением, носит еще односторонний характер. Здесь механическое движение превращается в теплоту. Чтобы завершить этот процесс, надо до­биться его обращения — превращения теплоты в механическое движение. Только тогда диалектика процесса получает полное удовлетворение, и процесс исчерпывается в круговороте — по крайней мере на первых порах. Но история имеет свой собствен­ный ход, и сколь бы диалектически этот ход пи совершался в ко­нечном счете, все же диалектике нередко приходится довольно дол­го дожидаться истории. Вероятно прошли многие тысячелетия со времени открытия добывания огня трением до того, как Герон Александрийский (около 120 г. до хр. э.) изобрел машину, которая приводилась во вращательное движение вытекающим из нее во­дяным паром. И прошло еще снова почти две тысячи лет, пока не была построена первая паровая машина, первое приспособление для превращения теплоты в действительно полезное механическое движение.

Паровая машина была первым действительно интернациональ­ным изобретением, и этот факт в свою очередь свидетельствует об огромном историческом прогрессе. Паровую машину изобрел француз Папин, но в Германии. Немец Лейбниц, рассыпая во­круг себя, как всегда, гениальные идеи без заботы о том, припишут ли заслугу открытия этих идей ему или другим, —Лейбниц, как мы знаем теперь из переписки Папина (изданной Герляндом)5, подсказал ему при этом основную идею: применение цилиндра и поршня. Вскоре после этого англичане Сэвери и Ньюкомен изо­брели подобные же машины; наконец, их земляк Уатт, введя от­дельный конденсатор, придал паровой машине в принципе се со­временный вид. Круговорот изобретений в этой области был завер­шен: было осуществлено превращение теплоты в механическое дви­жение. Все дальнейшее было только усовершенствованием деталей.

Итак, практика по-своему решила вопрос об отношениях между механическим движением и теплотой: она сперва превратила пер­вое во вторую, а затем вторую в первое. А как обстояло дело с теорией?

{82}

Довольно печально. Хотя именно в XVII и XVIII веках бес-численные описания путешествий кишели рассказами о диких народах, не знавших другого способа получения огня, кроме тре­ния, но физики этим почти совершенно не интересовались; с таким же равнодушием относились они в течение всего XVIII и первых десятилетий XIX века к паровой машине. В большинстве случаев они ограничивались простым регистрированием фактов.

Наконец, в двадцатых 'годах [XIX века] Сади Карно занялся этим вопросом и разработал его очень искусным образом, так что лучшие из его вычислений, которым Клапейрон позднее придал геометрическую форму, сохранили свое значение и до нынешнего дня в работах Клаузнуса и Клерка Максвелла. Он добрался почти до сути дела; полностью разобраться в вопросе ему помешал не недостаток фактического материала, а исключительно только пред­взятая ложная теория, и притом ложная теория, которая была навязана физикам не какой-нибудь злокозненной философией, а придумана ими самими при помощи их собственного натуралисти­ческого способа мышления, столь якобы превосходящего метафизически-философствующий способ мышления.

В XVII веке теплота считалась — по крайней мере в Англии — некоторым свойством тел, «движением особого рода, природа которого никогда не была объяснена удовлетворительным обра­зом». Так называет се Т. Томсоп за два года до открытия механи­ческой теории теплоты («Outline of the Sciences of Heat and Elect­ricity*, 2nd edition, London 1840)6. Но в XVIII веке все более и более завоевывал себе господство взгляд, что теплота, как и свет, электричество, магнетизм, — особое вещество и все эти своеобраз­ные вещества отличаются от обычной материи тем, что они не обладают весом, что они невесомы.

ЭЛЕКТРИЧЕСТВО*


Как и теплота, только в другом роде, электричество некоторым образом вездесуще. Па земле но происходит почти ни одного из­менения, не сопровождаемого какими-нибудь электрическими явлениями. При испарении воды, при горении пламени, при со­прикосновении двух различных или разно нагретых металлов, при соприкосновении железа и раствора медного купороса и т. д. происходят, наряду с более бросающимися в глаза физическими и химическими явлениями, одновременно и электрические про­цессы. Чем тщательнее мы изучаем самые различные процессы природы, тем чаще наталкиваемся при этом на следы электриче­ства. Но, несмотря на эту вездесущность электричества, несмотря на тот факт, что за последние полвека его все больше и больше заставляют служить человеку в области промышленности, оно является именно той формой движения, насчет существа которой царит еще величайшая неясность. Открытие гальванического тока произошло приблизительно на 25 лет позже открытия кислорода и имеет для учения об электричестве по меньшей мере такое же значение, как открытие кислорода для химии. И тем не менее, ка­кое огромное различие наблюдается еще и в наше время между обеими этими областями! В химии, благодаря в особенности дальтоновскому открытию атомных весов, мы находим порядок, от­носительную устойчивость однажды достигнутых результатов и систематический, почти планомерный натиск на незавоеваыпые еще области, сравнимый с правильной осадой какой-нибудь кре­пости. В учении же об электричестве мы имеем перед собою хао­тическую груду старых, ненадежных экспериментов, не получив­ших ни окончательного подтверждения, ни окончательного опро­вержения, какое-то неуверенное топтание во мраке, не связанные

{84}

друг с другом исследования и опыты многих отдельных ученых, ата­кующих неизвестную область вразброд, подобно орде кочевых наездников. И в самом деле, в области электричества еще только предстоит сделать открытие, подобное открытию Дальтона, откры­тие, дающее всей науке средоточие, а исследованию — прочную основу. Вот это-то состояние разброда в современном учении об электричестве, делающее пока невозможным установление какой-нибудь всеобъемлющей теории, главным образом и обусловли­вает то, что в этой области господствует односторонняя эмпи­рия, та эмпирия, которая сама, насколько возможно, запрещает себе мышление, которая именно поэтому не только мыслит оши­бочно, но и оказывается не в состоянии верно следовать за фак­тами или хотя бы только верно излагать их и которая, таким образом, превращается в нечто противоположное действительной эмпирии.

Если господам естествоиспытателям, изощряющимся в зло­словии по поводу нелепых априористических спекуляций немец­кой натурфилософии, следует вообще порекомендовать чтение теоретических работ физиков эмпирической школы, ие только современных работам натурфилософов, но даже и более поздних, то особенно это относится к учению об электричестве. Возьмем отно­сящуюся к 1840 г. работу: «An Outline of the Sciences of Heat and Elcctricity» by Thomas Thomson2. Ведь старик Томсон был в свое время авторитетом; кроме того в его распоряжении была уже весьма значительная часть трудов величайшего до настоящего времени исследователя в области электричества, Фарадея. И не­смотря на это, в его книге содержатся по меньшей мере столь же нелепые вещи, как и в соответствующем отделе гораздо более ранней по времени гегелевской натурфилософии. Так, например, описание электрической искры можно было бы прямо получить путем перевода соответствующего места у Гегеля. Оба они пере­числяют все те диковинные вещи, которые находили в электри­ческой искре до познания действительной природы и многообразия различных форм ее и относительно которых теперь доказано, что они по большей части являются частными случаями или же за­блуждениями. Мало того, Томсоп на стр. 446 самым серьезным образом рассказывает сказки Дессеня, будто в случае повышения барометра и падения термометра стекло, смола, шелк и т. д. за­ряжаются при погружении в ртуть отрицательным электричеством, в случае же падения барометра и повышения температуры — положительным электричеством; будто золото и некоторые дру­гие металлы становятся летом при согревании электроположи­тельными, а при охлаждении — электроотрицательными, зимою же наоборот; будто при высоком давлении и северном ветре они сильно электризуются—положительно при повышении темпера­туры, отрицательно при падении ее и т. д. Так обстоит дело у Том-сона по части изложения фактов. Что же касается априористиче­

{85}

ской спекуляции, то Томсон угощает нас следующей теорией элек­трической искры, автором которой является не кто иной, как сам Фарадей: «Искра — это разряд, или ослабление поляризованного индукционного состояния многих диэлектрических частиц бла­годаря своеобразному действию некоторых немногих из этих ча­стиц, занимающих крайне небольшое и ограниченное пространство. Фарадей допускает, что те немногие частицы, в которых проис­ходит разряд, не только отрываются друг от друга, но и прини­мают временно, некоторое особенное, весьма активное (highly exalted) состояние, т. е. что все окружающие их силы одна за другой сосредоточиваются на них и благодаря этому они приво­дятся в соответствующую интенсивность состояния, которая, быть может, равна интенсивности химически соединяющихся атомов; что затем они разряжают эти силы, —подобно тому как те атомы разряжают свои силы, — неизвестным нам до сих пор способом, и это конец всего (and so the end of the whole). Конечный эффект в точности таков, как если бы мы вместо разряжающейся частицы имели некоторую металлическую частицу, и не невозможно, что принципы действия в обоих случаях окажутся когда-нибудь то­ждественными»3. «Я здесь передал,—прибавляет Томсон,—это объяснение Фарадея его собственными словами, ибо я его не совсем понимаю». Это могут, несомненно, сказать и другие точно так же, как когда они читают у Гегеля, что в электрической искре «особенная материальность напряженного тела еще не входит в процесс, а только определена в нем элементарно и как проявле­ние души» и что электричество — это «собственный гнев, собствен­ное бушевание тела», его «гневная самость», которая «проявляется в каждом теле, когда его раздражают» («Naturphilosophie», § 324, Zusatz) 4. И все же основная мысль у Гегеля и Фарадея тожде­ственна. Оба восстают против того представления, будто электри­чество есть не состояние материи, а некоторая особая, отдельная материя. А так как в искре электричество выступает, повидимому, как нечто самостоятельное, свободное, обособленное от всякого чуждого материального субстрата и тем не менее чувственно вос­принимаемое, то при тогдашнем состоянии науки они неизбежно должны были притти к мысли о том, что искра есть мимолетная форма проявления некоторой «силы», освобождающейся на мгно­вение от всякой материи. Для нас загадка, конечно, решена с тех пор, как мы знаем, что при искровом разряде между металличе­скими электродами действительно перескакивают «металлические частицы» и что, следовательно, «особенная материальность на­пряженного тела» действительно «входит в процесс».

Как известно, электричество и магнетизм принимались перво­начально, подобно теплоте и свету, за особые невесомые материи. В отношении электричества, как известно, вскоре пришли к пред­ставлению о двух противоположных материях, двух «жидкостях» — положительной и отрицательной, которые в нормальном состоянии

{86}

нейтрализуют друг друга, пока они не отделены друг от друга так называемой «электрической разъединительной силой». В последнем случае можно из двух тел одно зарядить положительным электри­чеством, другое—отрицательным. Если соединить оба эти тела при помощи третьего, проводящего тела, то происходит выравни­вание напряжений, совершающееся в зависимости от обстоятельств или внезапно или же посредством длительного тока. Явление вне­запного выравнивания казалось очень простым и понятным, но зато объяснение тока представляло трудности. В противополож­ность наипростейшей гипотезе, что в токе движется каждый раз либо одно лишь положительное, либо одно лишь отрицательное электричество, Фехиер и, в б'олее развитом виде, Вебер выдвинули тот взгляд, что в замкнутой цепи всегда движутся рядом друг с другом два равных, текущих к противоположных направлениях тока положительного и отрицательного электричеств по кана­лам, расположенным между весомыми молекулами тел. При по­дробной математической разработке этой теории Вебер приходит под конец к тому, чтобы помножить некоторую — здесь неважно, какую — функцию на величину , где это означает «отноше­ние единицы электричества к миллиграмму» 5 (Wiedemann, «Lehre vom Galvanismus etc.», 2. Aufl., Ill, S. 569). Но отношение к мерс веса может, разумеется, быть только весовым отношением. Таким образом, односторонняя эмпирия, увлекшись математическими выкладками, настолько отучилась от мышления, что невесомое электричество становится у нее здесь уже весомым и вес его вво­дится в математические выкладки.

Выведенные Вебером формулы имели значение только в из­вестных границах; и вот Гельмгольц еще несколько лет тому назад, исходя из этих формул, пришел путем вычислений к результатам, противоречащим закону сохранения энергии. Веберовской гипотезе о двойном, противоположно направленном токе К. Нейман про­тивопоставил в 1871 г. другую гипотезу, а именно: что в токе дви­жется только одно из электричеств, например положительное, а другое — отрицательное — прочно связано с массой тела. В связи с этим мы встречаем у Видемана следующее замечание: «Эту гипотезу можно было бы соединить с гипотезой Вебера, если к пред­полагаемому Вебером двойному току текущих в противоположныъ направлениях электрических масс присоединить еще некоторый, внешне не проявляющийся ток нейтрального электри­чества в, увлекающий с собою в направлении положительного тока электрические массы » (III, стр. 577).

Это утверждение опять-таки характерно для односторонней эмпирии. Для того чтобы электричество могло вообще течь, его разлагают на положительное и отрицательное. Но все попытки

{87}

объяснить ток, исходя из этих двух материй, наталкиваются на трудности. И это относится одинаково как к гипотезе, что в токе имеется каждый раз лишь одна из этих материй, так и к гипотезе, что обе материи текут одновременно в противоположных направ­лениях, и, наконец, также и к той третьей гипотезе, что одна мате­рия течет, а другая остается в покое. Если мы станем придержи­ваться этой последней гипотезы, то как мы объясним себе то необъ­яснимое представление, что отрицательное электричество, которое ведь достаточно подвижно в электрической машине и в лейден­ской банке, оказывается в токе прочно связанным с массой тела? Очень просто. Наряду с положительным током +е, который течет по проволоке направо, и отрицательным током—е, который те­чет налево, мы принимаем еще третий ток нейтрального электричества , текущий направо. Таким образом, мы сперва допу­скаем, что оба электричества могут вообще течь лишь в том слу­чае, если они отделены друг от друга; а для объяснения явлений, наблюдающихся при течении раздельных электрнчеств, мы допу­скаем, что они могут течь и не отделенными друг от друга. Сперва мы делаем некоторое предположение, чтобы объяснить данное явление, а при первой трудности, на которую мы наталкиваемся, делаем другое предположение, которое прямо отменяет первое. Какова должна быть та философия, на которую имели бы хоть какое-нибудь право жаловаться эти господа?


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!