РАЗЛИЧИЕ ПОЛОЖЕНИЯ В КОНЦЕ ДРЕВНЕГО МИРА, ОКОЛО 300 г., И В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ — 1453 г.28 10 страница



{58}

равной массы, имеет при более высокой температуре Т больший радиус Я и объем 4/3 т; Я3. Ясно, что во второй туманности притя­жение— как механическое, так и физическое и химическое — лишь тогда сможет начать действовать с той же силой, как в пер­вой, когда она сократится и вместо радиуса Я получится радиус г, т. е. когда соответствующая температурной разности ТI теплота будет излучена в мировое пространство. Таким образом, более теплая туманность сгустится позже, чем более холодная, и, сле­довательно, теплота, являясь препятствием для сгущения, оказы­вается, если стать на точку зрения Гельмгольца, не плюсом, а минусом «запаса силы». Следовательно, когда Гельмгольц предпо­лагает возможность того, что в первоначальной туманности име­лось — в форме теплоты — некоторое количество отталкива-тельного движения, присоединяющееся к притягательным формам движения и увеличивающее их сумму, то он совершает безусловную ошибку в своих выкладках.

Придадим же всему этому «запасу сил» — как опытно дока­зуемому, так и теоретически возможному — один и тот же знак для того, чтобы стало возможным сложение. Так как пока что мы еще не в состоянии обратить теплоты, не в состоянии заме­нить ее отталкивание эквивалентным притяжением, то нам при­дется совершить это обращение для обеих форм притяжения. В таком случае мы должны взять вместо силы всеобщего притяже­ния, вместо силы химического сродства и вместо той теплоты, которая, возможно, существовала как таковая сверх этих сил уже в самом начале, просто сумму имевшегося в газовом шаре, в момент его обособления, отталкивательного движения, или так называемой энергии. С этим согласуются и выкладки Гельм­гольца, когда он вычисляет то «согревание, которое должно было получиться благодаря предполагаемому первоначальному сгущению тел нашей системы из рассеянного вещества туманно­сти». Сводя таким образом весь «запас сил» к теплоте, к отталки­ванию, он делает возможной и мысль о том, чтобы к этому «запасу сил» прибавить еще гипотетический «запас силы теплоты». А в таком случае произведенное им вычисление выражает тот факт, что 453/454 всей имевшейся первоначально в газовом шаре энергии, т. е. отталкивания, уже излучено в виде теплоты в мировое про­странство, или, выражаясь точнее, что сумма всего притяжения в теперешней солнечной системе относится к сумме всего имею­щегося еще в ней отталкивания, как 454:1. Но в таком случае эти выкладки прямо противоречат тексту доклада, к которому они приложены в качестве доказательства.

Но если представление о силе даже у такого физика, как Гельмгольц, дает повод к подобной путанице понятий, то это является лучшим доказательством того, что оно вообще не может иметь научного применения во всех областях исследовании, выходящих за пределы вычислительной механики. В механике при­

{59}

чины движения принимают за нечто данное и интересуются не их происхождением, а только их действиями. Поэтому если ту или иную причину движения называют силой, то это нисколько не вредит механике как таковой; но благодаря этому привыкают переносить это обозначение также и в область физики, химии и био­логии, и тогда неизбежна путаница. Мы уже видели это и увидим еще не один раз.

О понятии работы мы будем говорить в следующей главе.

МЕРА ДВИЖЕНИЯ. — РАБОТА1


«Напротив, я до сих пор всегда находил, что основные понятия этой области» (т. е. «основные физические понятия работы и со неизменности») «с большим трудом даются тем лицам, которыо не прошли через школу математической механики, несмотря на все усердие с их стороны, на все их способности и даже на до­вольно высокий уровень естественно-научных знаний. Нельзя не признать также того, что это — абстракции совершенно особого рода. Ведь даже такому мыслителю, как И. Кант, пони­мание их далось нелегко, о чем свидетельствует его полемика с Лейбницем по этому вопросу». Так говорит Гельмгольц («Рор. wiss. Vortr.», II, Vorrede)2.

Таким образом, мы вступаем теперь в очень опасную область, тем более, что у нас нет возможности провести читателя «через школу математической механики». Но, может быть, удастся показать, что там, где дело идет о понятиях, диалектическое мыш­ление приводит по меньшей мере к столь же плодотворным ре­зультатам, как и математические выкладки.

Галилей открыл, с одной стороны, закон падения, согласно которому пройденные падающими телами пути пропорциональны квадратам времен падения. Наряду с этим он выставил, как мы увидим, не вполне соответствующее этому закону положение, что количество движения какого-нибудь тела (его impeto или momento) определяется массой и скоростью, так что при постоян­ной массе оно пропорционально скорости. Декарт принял это последнее положение и признал вообще произведение массы движущегося тела на скорость мерой его движения.

Гюйгенс нашел уже, что в случае упругого удара сумма про­изведений масс на квадраты скоростей остается неизменной до удара и после него и что аналогичный закон имеет силу для раз­личных других случаев движения соединенных в одну систему тел.

Лейбниц был первым, кто заметил, что декартова мера движения противоречит закону падения. Но, с другой стороны, нельзя было отрицать того, что декартова мера оказывается во многих случаях правильной. Поэтому Лейбниц разделил движущие силы па мертвые и живые. Мертвыми силами были «давления», или

{61}

«тяга», покоящихся тел; за меру их он принимал произведение массы на скорость, с которой двигалось бы тело, если бы из со­стояния покоя оно перешло в состояние движения; за меру же живой силы — действительного движения тела — он принял про­изведение массы на квадрат скорости. И эту новую меру движения он вывел прямо из закона падения. «Необходима, — рассуждал Лейбниц, — одна и та же сила как для того, чтобы поднять тело весом в четыре фунта на один фут, так и для того, чтобы поднять тело весом в один фунт на четыре фута. Но проходимые телом пути пропорциональны квадрату скорости, ибо если тело упало на четыре фута, то оно приобрело двойную скорость по сравнению с той скоростью, которую оно имеет, когда падает на один фут. Но при своем падении тела приобретают силу, с помощью которой они могут снова подняться на ту же самую высоту, с которой упали; следовательно, силы пропорциональны квадрату скорости» (Suter, «Geschichte der mathematischen Wissenschaften», II, S. 367 3).

А далее он доказал, что мера движения противоречит положению Декарта о постоянстве количества движения, ибо если бы она действительно имела место, то сила (т. е. общее коли­чество движения) постоянно увеличивалась бы или уменьшалась бы в природе. Он даже набросал проект аппарата («Acta Erudito-rum» 4, 1690), который — будь мера правильной — представ­лял бы perpetuum mobile [вечный двигатель], дающий постоянно новую силу, что нелепо. В наше время Гельмгольц неоднократно прибегал к этому аргументу.

Картезианцы протестовали изо всех сил, и тогда загорелся знаменитый, длившийся много лет спор, в котором принял участие в первом своем сочинении («Gedanken von der wahren Schдtzung der lebendigen Krдfte» 5, 1746) также и Кант, хотя он и неясно разбирался в этом вопросе. Теперешние математики от­носятся с изрядной дозой презрения к этому «бесплодному» спору, который «затянулся больше чем на сорок лет, расколов математи­ков Европы на два враждебных лагеря, пока наконец Даламбер своим «Traite de dynamique» 6 (1743), точно каким-то суверенным решением, не положил конец этому бесполезному спору о словах1, к которому собственно сводилось все дело» (Зутер, цит. соч., стр. 366).

Но ведь казалось бы, что не может все же целиком сводиться к бесполезному спору о словах спор, начатый таким мыслителем, как Лейбниц, против такого мыслителя, как Декарт, и столь занимавший такого человека, как Кант, что он по­святил ему свою первую печатную работу — довольно объемистый том. И действительно, как согласовать, что движение имеет две противоречащие друг другу меры, что оно оказывается пропорциональным то скорости, то квадрату скорости? Зутер слишком легко отделывается от этого вопроса: он утверждает, что обе стороны были правы и обе же — неправы; «выражение

{62}

«живая сила» сохранилось, тем не менее, до настоящего времени; но теперь оно уже не рассматривается как мера силы 8, а является просто раз навсегда принятым обозначением для столь важного в механике произведения массы на половину квадрата скорости» [стр. 368]. Таким образом, остается мерой движения, а живая сила — это только другое выражение для —, причем, хотя о по­следней формуле нам и сообщают, что она очень важна в меха­нике, но мы теперь уже совершенно не знаем, что же она собственно означает.

Возьмем, однако, в руки спасительный «Traite de dynamique» и вглядимся пристальнее в «суверенное решение» Даламбера. Оно находится в Предисловии. В тексте, — читаем мы там, — весь во­прос совсем не рассматривается из-за «совершенной бесполезности его для механики». Это вполне верно для чисто вычислительной механики, где, как это мы видели выше у Зутера, словесные обозначения суть лишь другие выражения, наименования для алгебраических формул, наименования, при которых лучше всего совсем ничего не представлять себе. — Но так как столь крупные ученые занимались этим вопросом, то он, Даламбер, все же хочет вкратце разобрать его в Предисловии. Под силой движу­щихся тел можно, если ясно мыслить, понимать только их способность преодолевать препятствия или сопротивляться им. Следо­вательно, сила не должна измеряться ни через , ни через , а только через препятствия и оказываемое ими сопротивление.

Но существует три рода препятствий: 1) непреодолимые пре­пятствия, которые совершенно уничтожают движение и кото­рые уже поэтому не могут иметь отношения к рассматриваемой проблеме; 2) препятствия, сопротивления которых как раз до­статочно для прекращения движения и которые это делают мгно­венно: это случай равновесия; 3) препятствия, прекращающие движение лишь постепенно: это случай замедленного движения. «Но все согласны с тем, что равновесие между двумя телами имеет место тогда, когда произведения их масс на их виртуальные скорости, т. е. на скорости, с которыми они стремятся двигаться, у обоих равны. Следовательно, при равновесии произведение массы на скорость — или, что одно и то же, количество движе­ния — может представлять силу. Все согласны также с тем, что в случае замедленного движения число преодоленных препятствий пропорционально квадрату скорости, так что тело, которое сжало, например, при известной скорости одну пружину, сможет при двойной скорости сжать сразу или последовательно не две, а четыре пружины, подобные первой; при тройной скорости — девять пружин и т. д. Отсюда сторонники живых сил» (лейбницианцы) «умозаключают, что сила действительно движущихся тел вообще пропорциональна произведению массы на квадрат скорости, По существу, в чем заключалось бы неудобство, если бы

{63}

мера сил была различной в случае равновесия и в случае замедлен­ного движения? Ведь если желать рассуждать, руководствуясь только ясными идеями, то под словом сила следует понимать лишь эффект, получаемый при преодолении препятствия или при сопротивлении ему» (Предисловие, стр. XIX—XX первого французского издания).

Но Даламбер все-таки еще в достаточной мере философ, чтобы понимать, что так легко ему не отделаться от противоречия двоякой метры для одной и той же силы. Поэтому, повторив по существу лишь то, что уже сказал Лейбниц, — ибо его «равно­весие» есть совершенно то же самое, что «мертвые давления» Лейбница, — он вдруг переходит на сторону картезианцев и пред­лагает следующий выход: произведение может и в случае замедленного движения считаться мерой сил, «если в этом по­следнем случае измерять силу не абсолютной величиной препят­ствий, а суммой сопротивлений "этих самых препятствий. Ведь нельзя сомневаться в том, что эта сумма сопротивлений пропор­циональна количеству движения ( )9, ибо, как согласятся с этим все, количество движения, теряемого телом в каждое мгновение, пропорционально произведению сопротивления на бесконечно малую длительность этого мгновения, и сумма этих произведений равняется очевидно совокупному сопротивлению». Этот последний способ вычисления кажется ему более естественным, «ибо какое-нибудь препятствие является препятствием лишь постольку, поскольку оно оказывает сопротивление, и, собственно говоря, сумма сопротивлений и является преодоленным препятствием; кроме того, применяя такое определение величины силы, мы имеем и то преимущество, что у нас оказывается одна общая мера для случаев равновесия и замедленного движения» [стр. XXI]. Впрочем, каждый, дескать, вправе рассматривать это так, как он хочет. И, покончив, как ему кажется, с вопросом посредством ма­тематически неправильного приема, — что признает и сам Зутер, — он заключает свое изложение нелюбезными замечаниями по поводу путаницы, царившей у его предшественников, и утверждает, что после вышеприведенных замечаний возможна лишь совершенно бесплодная метафизическая дискуссия или даже еще менее достойный пустой спор о словах.

Примиряющее предложение Даламбера сводится к следующему вычислению:

Масса 1, обладающая скоростью 1, сжимает в единицу вре­мени 1 пружину.

Масса 1, обладающая скоростью 2, сжимает 4 пружины, но употребляет для этого 2 единицы времени, т. е. сжимает в еди­ницу времени только 2 пружины.

Масса 1, обладающая скоростью 3, сжимает 9 пружин в 3 еди­ницы времени, т. е. сжимает в единицу времени лишь 3 пру­жины.

{64}

Значит, если мы разделим действие на потребное для него время, то мы вернемся от обратно к .

Мы имеем перед собою тот самый аргумент, который уже раньше выдвинул против Лейбница Кателан 10: тело, обладающее скоростью 2, действительно поднимается против тяжести на вы­соту в четыре раза большую, чем тело, обладающее скоростью 1, но для этого ему требуется также и в 2 раза больше времени; следовательно, общее количество движения (die Bewegungsmenge) надо разделить на время, и оно равно 2, а не 4. Таков же, как это ни странно, и взгляд Зутера, который ведь лишил выраже­ние «живая сила» всякого логического смысла, оставив за ним только математический смысл. Впрочем, это вполне есте­ственно. Для Зутера дело идет о том, чтобы спасти формулу в ее значении единственной меры общего количества движения (der Bewegungsmenge), и поэтому приносится логически в жертву, чтобы воскреснуть преображенным на небе мате­матики.

Но верно во всяком случае то, что аргументация Кателана образует одни из мостов, соединяющих с , и поэтому имеет известное значение.

Механики после Даламбера отнюдь не приняли его «суверен­ного решения», ибо его окончательный приговор был ведь в пользу как меры движения. Они придерживались как раз того выра­жения, которое он дал сделанному уже Лейбницем различению между мертвыми и живыми силами: для случаев равновесия, т. е. в статике, имеет силу , для заторможенного же движения, т. е. в динамике, имеет силу . Хотя в общем и целом это разли­чение правильно, но в такой форме оно имеет не больше логического смысла, чем известное унтер-офицерское решение: на службе всегда «мне», вне службы всегда «меня»11. Его принимают молча: это уж так, мол, получается, и мы тут не можем ничего изменить, и если в подобной двоякой мере заключается противоречие, то что же мы можем поделать?

Так, например, Thomson and Tait, «A Treatise on Natural Philosophy», Oxford 1867 12, стр. 162: «Количество движения, или момент, твердого тела, движущегося без вращения, пропорцио­нально его массе и вместе с тем его скорости. Двойная масса или двойная скорость будут соответствовать двойному количеству движения». И тотчас же вслед за этим: «Живая сила, или кинетиче­ская энергия, движущегося тела пропорциональна его массе и вместе с тем квадрату его скорости».

В такой совершенно грубой форме ставятся рядом друг с другом две противоречащие друг другу меры движения, причем не делается ни малейшей попытки объяснить это противоречие или хотя бы затушевать его. В книге этих двух шотландцев мыш­ление запрещено; здесь разрешается лишь производить вычисле­ния. Пичею пет поэтому удивительного, что по крайней мере один

{65}

из них —Тэт — принадлежит к правопернейшим христианам пра­воверной Шотландии.

В лекциях Кирхгофа по математической механике формулы и вовсе не встречаются в этой форме.

Может быть, нам поможет Гельмгольц. В сочинении о сохранении силы" он предлагает выражать живую силу через пункт, к которому мы еще вернемся. Затем (на стр. 20 и сл.) он вкратце перечисляет случаи, в которых до сих пор уже применяли и признавали принцип сохранения живой силы (т. е. ). Сюда относится под №2: «Передача движений несжимаемыми твердыми и жидкими телами, если при этом не имеет места трение или удар неупругих веществ. Наш общий принцип обычно выражается для этих случаев в виде правила, что движение, передаваемое и видоизменяемое механическими приспособлениями, всегда на­столько же теряет в интенсивности силы, насколько приобретает в скорости. Поэтому если мы представим себе, что некий груз т поднимается вверх со скоростью с при помощи машины, в которой путем какого-нибудь процесса равномерно порождается работа, то при помощи другого механического приспособления можно будет поднять груз nm, но лишь со скоростью c/n, так что в обоих случаях можно представить величину силы напряжения, созда­ваемой машиной в единицу времени, через mgc, где g означает интенсивность силы тяжести»14.

Таким образом, и здесь перед нами то же самое противоречие, состоящее в том, что «интенсивность силы», убывающая и воз­растающая в простом отношении к скорости, должна служить доказательством сохранения интенсивности силы, убывающей и возрастающей соответственно квадрату скорости.

Правда, здесь обнаруживается, что и служат для опре­деления двух совершенно различных процессов; но ведь это мы знали уже давно, ибо не может равняться за исклю­чением того случая, когда v=1. Задача состоит в том, чтобы выяснить себе, почему движение обладает двоякого рода мерой, что так же недопустимо в науке, как и в торговле. Попробуем, следовательно, добиться этого иным путем.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 81; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!