Основные модели социокультурной динамики



Существуют разные модели культурных динамических процессов:

А) циклические (круговые или волновые);

Б) эволюционные;

В) синергетические.

 

Циклические процессы. Наиболее древние - представления о том, что изменения в мире подчинены закону повторяемости, Циклическая повторяемость - закон биологического существования, ему подчиняется мир природы и человек, как часть этого мира. По аналогии с круговоротом веществ в природе, сменой времен года, чередованием света и тьмы, биологическими жизненными циклами, движение по замкнутому кругу составляло в архаической культуре господствующую сторону человеческого поведения, что и дало возможность воспринимать динамические процессы как циклические.

Каждая культура проходит определенный жизненный цикл от рождения до смерти, двигаясь по замкнутому кругу к исходному состоянию хаоса. Подобные взгляды были распространены в V -IV веках до нашей эры в греческих (Аристотель, Полибий) и древнекитайских (Сым - Цянь) философиях. Так, древнегреческий историк Полибий (201 - 120-е года до нашей эры) выделил цикл, состоящий из 6 основных сменяющих друг друга политических режимов: монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, охлократия (власть толпы).

Историкам средневекового Китая естественная повторяемость виделась в сменe династий и форм государственного правления, выдвижении в культурно - историческом процессе различных народов, расцвете и упадке отдельных культур.

Теория круговорота в истории Дж. Вико (1668 - 1744) основано на том, что цикл существования любой нации состоит из 3 эпох. Первая эпоха - «век богов», когда государство еще отсутствует, представления людей фиксируются в мифах, а приоритет закреплен за религиозными структурами. «Век героев» - это господство аристократического государства и его символического отражения в различных формах героического эпоса. «Век людей» - демократическое государство или монархия; для этой эпохи характерно осмысление мира в историографии. Ее окончание знаменует собой распад данной культуры и общества.

Идея цикличности противостояла идеи прогрессивного поступательного развития человеческой культуры, и в XIX - начале XX века была представлена и развита в многотомной работе английского историка и социолога Арнольда Джозефа Тойнби (1889 -1975) «Постижение истории», и обосновавшего концепцию круговорота «локальных цивилизаций». Под «цивилизацией» понимается устойчивая совокупность территориальных', религиозных и политических характеристик. «Локальные цивилизации проходят определенный цикл, включающий в себя пять последовательных стадий развития: возникновение, рост (эти фазы осуществляются за счет энергии «жизненного порыва»), надлом, разложение и гибель (связаны с истощением «жизненных сил»).

А.Тойнби считал, «чем благоприятнее окружение, тем слабее стимул для зарождения цивилизаций». Цивилизации могут зарождаться под воздействием природной среды («стимул суровых стран», «стимул новых Земель»), либо человеческого окружения («Стимул заморской миграции», «стимул ударов», «стимул давления»). Умеренно неблагоприятная среда постоянно бросает вызов обществу, которая по средствам творческих усилий решает возникающие проблемы. Так общество приходит к состоянию цивилизации. Вызов побуждает к росту, а отсутствие вызова есть ни что иное, как отсутствие побудительных мотивов роста и развития. Согласно Тойнби, благоприятные условия, как правило, способствуют прекращению всякого роста, «поощряют возврат к природе». Однако вызов не должен быть слишком сильным, так как это может привести к гибели цивилизации. Признавая способность человека к самоопределению, А. Тойнби считает, что динамика цивилизаций определяется законом «вызова - и - ответа», в соответствии с которым продвижение по пути прогресса связывается с выбором адекватного ответа на вызов внешних обстоятельств. Поступательное движение цивилизаций осуществляется благодаря «порыву» влекущему их «от вызова через ответ к дальнейшему вызову».

Эволюционизм понимает культуру как процесс адаптации людей к природному окружению.

В IX веке эволюционная теория Дарвина побудило ученых обратить внимание на тот факт, что человек есть продукт длительной биологической эволюции, звено ее цепи.

Можно выделить две основные эволюционные модели: однолинейную и много линейную.

Согласно однолинейной концепции в процессе эволюции человека и его культуры выделяется три универсальных последовательно сменяющих друг друга периода: дикость, варварство и цивилизация. Развитие идет по пути усовершенствования человеческого рода путем усложняющейся организации общества и человека.

Эволюция культуры выражается в наслоении одного элемента культуры на другой и оттеснении старого новым.

Многолинейная эволюционная модель отказывается от всеобщих законов эволюции и признает множественность путей культурного развития. В рамках этой модели исследования ограничивают обобщением основанных на опыте результатов, полученных при изучении региональных культур, фиксаций исторических параллелей.

Основное внимание сосредоточено на проблеме культурной адаптации, понимаемой как процесс приспособления к среде, в ходе которого происходит усложнение культуры, разделении, (расслоении) ее, возникновения новых культурных феноменов.

Современные исследования выделяют два эволюционных потока - общий и специфичный.

Процесс адаптации к конкретным условиям существования, то есть развитие отдельных культур, называется специфичной культурной эволюцией. А универсальный процесс последовательной смены стадий перехода от простого к сложному — общей эволюцией.

Необходимость изучения динамических процессов в различных системах, в том числе в культуре, породило новое научное направление, получившее название синергетика.

Согласно синергетическим идеям, культура предстает перед нами в виде неравновесной, открытой, нелинейной самоорганизующейся системы.

Синергетика формирует представление об альтернативности, поливариантности путей развития сложных систем. Это потенциально дает возможность выбора путей дальнейшего развития культуры, причем таких, которые соответствовали бы интересам и целям человечества и не являлись бы гибельными для природы. Не смотря на множественность путей эволюции (целей развития) в точках разветвления проявляется некая предопределенность развертывания процессов. Сегодняшнее состояние культуры определяется не только ее прошлым, ее историей, но и строится, формируется из будущего.

Синергетика дает принципиально новое понимание хаотических процессов, характерных для всех сфер культурной жизни как ни явной потенциальной упорядоченности, способности к самоорганизации. Эти тенденции реализуются в непредсказуемых заранее точках разделения, проходя через которые культура резко меняет режим своего движения.

 

 

Культурная картина мира

 

Менталитет лежит в основе формирования культурной картины мира, так как для каждого народа видимый мир един, но воспринимается по-разному. Картина мира – это в определённой степени результат национального менталитета. Отсюда, отношение «картины мира» и «менталитета» - это соотнесение содержания и формы.

Существуют разные картины мира: научная, философская, религиозная, художественная, культурная.

Научная картина мира – это идеальная модель действительности, созданная на основе достижений науки, и ставшая базой построения новых научных теорий. Эта картина объективна и лишена ценностного отношения к миру.

Философская картина мира – это синтез научных и ценностных представлений о мире и человеке.

Религиозная картина мира – это модель действительности в виде сверхъестественных образов, в основе которой лежит вера в некий Абсолют, Бога, ставший объектом поклонения.

Художественная картина мира – это осмысленный образ его в понимании художника, а культурная картина мира – это мир, который образно воспринимает и наделяет определёнными смысловыми значениями конкретная социальная общность.

Отличительными особенностями культурной модели мира являются: 1.субъективность её оценок, в то время как религиозная, научная и философская картины мира наделены объективными характеристиками:

2.если научная картина мира предполагает его логическое объяснение и теоретическое обоснование, а культурную картину мира нельзя точно описать, ибо она существует вне сознания и не поддаётся мыслительному анализу.

Культурная картина мира создаёт представление о мироздании и его основах, о нравственных и эстетических ценностях (о добре и зле, счастье и справедливости, красоте и совершенстве), о пространстве и времени и т.п., придавая черты самобытности и уникальности тому или иному народу.

 

Контрольные вопросы (ответ письменный)

1.Раскройте соотношение понятий  »цивилизация» и «культура»

2Сравните понятия  »архетип» и «менталитет»: общее и отличительное

3Что такое культурная картина мира?

4Дайте характеристику культурной социодинамики и ее моделя

 

 

Отчет:1.Ответы на контрольные вопросы

2 Составить культурологический словарь по теме

 

Семинар3 26мая тестирование Зачетный Ответы письменно

1.Определите смысл основных трактовок культуры (левый столбец), выбрав соответствующие положения в правом столбце таблицы (Ответ указывается сочетанием цифры и буквы):

1 Аксиологическая трактовка культуры А Культура – это совокупность продуктов человеческой деятельности, всё, что отличает жизнь человеческого общества от жизни природы, все стороны человеческого бытия.
2 Антропологическая трактовка культуры Б Культура – это мир знаков, с помощью которых в человеческом обществе сохраняется и накапливается социальная информация
3 Информационно-семиотическая трактовка культуры В Культура – это совокупность лучших творений человека, высших непреходящих ценностей, созданных людьми, то есть только позитивные результаты человеческой деятельности

Выберите один правильный ответ. Обобщенная характеристика существующего в современных обществах типа культуры, превращенной в индустриально-коммерческую форму производства, и распространяющей с помощью средств массовой информации стандартизированные духовные блага, называется


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 1205; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!