Знак – это предмет, выступающий в качестве носителя информации о других предметах и используемый для её приобретения, хранения, переработки и передачи.



Знаки и их системы изучает семантика. Знаковыми системами являются естественные (разговорные) языки и искусственные (математическая, химическая символика, «машинные» языки» и т.п.). К знаковым системам относятся разнообразные системы сигнализации, языки изобразительного искусства, театра, кино, музыки, правила этикета, религиозные символы и ритуалы, геральдические знаки. То есть предметы, которые выражают какое-либо одержание. Поэтому можно сказать, что человек живёт не только в мире вещей, но и в мире знаков.

Явления культуры – это знаки и совокупность знаков («тексты»), в которых «зашифрована» социальная информация то есть вложенные в них людьми содержание, значение, смысл.

Понимать явление – значит не просто чувственно воспринимать вещь, но и видеть её «невидимый» субъективный смысл.

    

Г) Культура как поиск человеком гармонии мира

В процессе поиска устойчивой, надежной гармонии сформировались все явления культуры глобального масштаба и, безусловно, сама культура. Эта фундаментальная потребность могла осознаваться, а могла проявляться бессознательно, спонтанно, могла реализовываться успешно, достаточно полно, а могла воплощаться трагично. Но глубинный позыв к поиску абсолютной гармонии неизменно заявлял о себе в любой культуре и являлся главным движущим стимулом человеческого поведения.

Поиск абсолютной гармонии привел к рождению первой мировой религии в I тыс. до н.э., основа­телем которой был Будда.

Как из­бежать страдания в этом изменчивом, преходящем мире? Как обрести абсолютную гармонию души? - вот главный лейтмотив напряженных размышлений и усилий Гаутамы.

В борьбе за укрепление внутреннего совершенст­ва, за преображенного человека, свободного от хаоса жи­вотных инстинктов, рождалось христианство, главная цель которого - установление царства Божьего на земле, т.е. некоей прочной, всеобщей гармонии. Этот итог всечеловеческого примирения зафиксирован в Библии.

Проблема поиска устойчивой гармонии привела к рождению в начале VII века ислама. Именно Магомет, пытаясь преодолеть хаос существовавших отношений, проникся глубоким осознанием зависимости человека и Вселенной от вездесущего и всемогущего Бога как источника абсолютного совершенства.

Человек содержит в себе потенциальную глубочайшую потребность в максимальном совершенстве, а его телесная реальность изменчива, неустойчива. Это основа серьёзных противоречий во внутреннем мире личности.

Исследование различных сфер духовной деятельности показывает, что все они возникли как реакция на устремленность человека к более прочным, незыблемым гармоническим связям. И в этом смысле потребность в красоте не просто временная, сиюминутная прихоть че­ловеческой фантазии, но глобальный, жизненно важный ориентир. Однако, почему любая подлинная культура це­ленаправленно, с помощью различных форм всегда пыта­лась уловить пульс всеобщей гармонии?

На этот вопрос уже пытались дать ответ предста­вители древних цивилизаций. Так, например, по мнению видных философов античной культуры, в основе Миро­здания лежит Логос как всеобщий закон, слово, разум­ность, гармония. Размышления о Логосе можно найти у Гераклита. В свете Логоса мир есть Гармония, неразрывное Целое, однако человек находится во власти частного интереса, ставит свои желания выше всеобщих законов. И хотя внутри космического всеединства "все течет", существует распад, хаос, смерть, вместе с тем при всей динамичности и катастрофичности Вселенская гар­мония не убывает, Логос остается равным себе. Это про­исходит потому, что неуничтожимость всеобщей сопря­женности регулируется законом возмездия. И если чело­век, общество умышленно или непреднамеренно наруша­ют гармоническое сцепление бытия, Вселенная восстанав­ливает свой порядок в ущерб виновным.

Видный представитель древнекитайской философии Лао-цзы проповедовал учение о Дао, что означает порядок, высшую гармонию, духовную сущность, мировую творческую энергию, в согласии с которой должен жить человек. Познание высшего начала - это не внешнее наблюдение… Мудрец созерцает Дао, не выходя из дома. Условием достижения Дао является самоуглубление и духовное очищение. Кто освобожден от страстей, ощу­щает его таинственное и жизненосное присутствие. Тот, кто постигнет Дао, сливаясь с ним воедино, обретает веч­ное удовлетворение, покой, счастье. Вся природа стре­мится к этому покою и гармонии, ибо мир есть лишь видимое проявление сокровенного духовного истока.

Древнеиндийская культура также вырабатывает понятие Рита, Дхарма, аналогичные Логосу и Дао.

Следовательно, человек может быть счастлив, об­ретая внутреннее совершенство только в том случае, если согласовывает свою жизнь со всеобщей гармонией, кото­рая регулируется законом воздаяния.

За время своего не столь уж длительного развития представители людского рода создали совершенно иной, качественно новый мир, которого никогда не существо­вало на Земле. И, судя по тенденции, общество все стре­мительнее, все дальше уходит от природы и все глубже погружается в рукотворную среду обитания. Почему же человек не желает принимать мир в первозданном виде? Откуда в нем эта коренная потребность создания новой реальности, эта неистребимая жажда постоянного диало­га с Космосом?

Здесь вполне закономерно возникает предполо­жение о космической сущности Homo Sapiens. Животные в своем развитии движутся по замкнутому кругу, они жестко запрограммированы в своих сущностных проявле­ниях, подчиняясь диктату инстинктов. Человек же дви­жется по спирали, в бесконечность, разорвав замкнутый круг инстинктивного круговращения. Он не столько го­ризонтальное, сколько вертикальное существо в своей обращенности к Космосу. Животное вкушает все прелес­ти природы, а представителям людского рода этого мало. Даже если индивид, как Фауст, становится обладателем вечной молодости, любви, богатства, славы, власти, он все равно остается обреченным на неудовлетворение и беспокойство. Настроенность на Вселенную, обращенность человека к Бесконечности является его коренной, неистребимой потребностью. Общество не может сущест­вовать вне диалога с Космосом.

Человек есть точка пересечения двух миров - физического и духовного, земного и косми­ческого как ограниченного и безграничного. Противоре­чие между потенциальной беспредельной духовностью и физической телесной ограниченностью, мешающей до­тянуться до космического совершенства, порождает гло­бальное напряжение во всей жизни человека и заставляет преодолевать физическую ограниченность в форме материальной и духовной деятельности. Как результат разре­шения этого противоречия рождается потребность в культуротворчестве. Общество окружает себя мощным пластом материальной и духовной культуры: мифологией, искусством, религией, философией, наукой, сложной системой коммуникаций. Живя на Земле, человек уст­ремлен в беспредельность, реализуя свои бесконечные потенции. Так возникает культура.

Уже в рамках архаического сознания обозначился процесс постепенной дифференциации природного и культурного.

Наряду с добыванием культурных благ и участием в общественном мироустрой­стве, мифические герои выступают борцами со стихий­ными природными силами, которые в виде многоликих чудовищ посягают на установленный порядок.

В античном обществе культура рассматривается в качестве объекта философского осмысления, отражая определенный уровень развития творческих сил и спо­собностей человека, результатов его деятельности. Софисты впервые продемонстрировали веру во всесилие образования, воспитания. В духовной, культурно-истори­ческой деятельности они увидели специфическое назна­чение человека. Термин "культура" этимологически связан еще со словом "культ" (от лат. - cultus - почитание богов, предков), т.е. то, что зовет ввысь, поднимает к трансцендентному бы­тию, возвышает человека. Необходимо учитывать два этих подхода, которые не противоречат, а скорее допол­няют друг друга.

С дальнейшим развитием общества под "культу­рой" чаще всего стали понимать рукотворную природу, которая основывается на "первой" природе как совокуп­ности естественных условий, а нередко и противоречит ей. Именно такую интерпретацию культуры одним из первых дал немецкий мыслитель Пуфендорф, а вслед за ним и Руссо.

В строгом смысле слова культуру следует рассматривать не просто как "вторую природу". Сущностная, определяю­щая характеристика культуры заключается в культе ду­ховности как устремленности человека к самосовершенствованию на принципах истины, добра и красоты. Куль­тура - это не столько способ приспособления человека к тем или иным условиям обитания, сколько попытка са­крального общения со всем Мирозданием; это всегда вызов хаосу, бессознательности, случайности; это прорыв в безграничность, неистребимая жажда проецирования в бесконечность человеческой субъективности, реализация безграничных возможностей духа.

Не случайно в культурах прошлого родилось убе­ждение, что человек есть микрокосм, т.е. повторяющий образ Космоса. А это означает, что он богаче, мно гограннее, чем планета Земля, которая является только крохотной ячейкой Вселенной. Человек оплодотворен космическим опытом, этот опыт заключен в "коллектив-. ном бессознательном" (К.Юнг) и материализуется в зем­ных условиях, разворачиваясь во времени и пространст­ве, приобретая космический размах. Можно предпо­ложить, что основу человеческих "архетипов", априорно формирующих лики культуры, составляет потребность в абсолютной гармонии. Подлинная культура - это предчувствие абсо­лютной гармонии, это преодоление временного, фраг­ментарного, относительного. И когда индивид прозревает элемент абсолютности в себе, потенциальную безгранич­ность, роднящую его с Космосом, он по-иному относит­ся к жизни, смерти, он становится подлинно культуро-творящей личностью. Именно это самое величайшее из всех открытий совершили Будда, Лао-цзы, Заратуштра, Христос, Пифагор, Сократ, Диоген и другие творцы ду­ховных ценностей, оплодотворившие культуру в различ­ных ее сферах.

И значит, культура есть космопланетарный фено­мен, это - попытка синтеза космического и земного, без­граничного и ограниченного в единое целое. Ибо в своем существе человек заключает единство земного и косми­ческого, вечную устремленность в беспредельное и ост­рое переживание временного.

 

Структура культуры

Культура - это сложная, многоуровневая система, это деятельность и наследие 1200 поколений человеческого рода. Очень сложно выделить ее структуру.

Культура делится на определенные виды и роды. Основание подобного деления - многообразие человеческой деятельности. Различают материальную и духовную культуры.

Материальная культура – это мир артефактов и тех предметов естественной природы, которую человек использует в своей жизнедеятельности. Материальная культура – это человеческий дух, воплощённый в предметах и вещах. В материальную культурувходят:культура труда и материального производства; культура быта и места жительства (топоса), т.е. жилища, дома, деревни, города; культура отношения к собственному телу, физическая культура.

Духовная культура – это мир смыслов, знаков, символов, в которых проявляется человеческий дух. Она включает в себя:познавательную, интеллектуальную, нравственную, художественную, правовую, педагогическую, религиозную и др. виды деятельности, не превращённые в мир вещей и предметов.

Есть виды культуры, которые нельзя отнести только к материальной или только к духовной культуре, ибо они являются как бы пересечением этих двух видов культур.  Эти виды представляют "вертикальное" сечение культуры, как бы пронизывая всю её систему. Это - экономическая, политическая, экологическая, эстетическая культуры.

Культуру можно разделить на мировую и национальную, в зависимости от того, кто является её носителем. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур различных народов, населяющих планету. Национальная культура - это синтез культур разных классов, социальных групп определенного общества, который отличается неповторимостью и оригинальностью как духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия и т.д.), так и материальной (эк. уклад, ведение хозяйства, традиции труда и производства) сферах жизни и деятельности.

Выделяют также культуры социальных общностей - классовая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, а также – семьи и отдельного человека.

Общепринятым считается выделение профессиональной и народной (непрофессиональной) культуры в зависимости от того, кто является её создателем.

В зависимости от того, каков уровень развития культуры, различают три её формы – элитарную (высокую), любительскую (фольклор) и массовую (общедоступную).

Элитарная или высокая, культура создается привилегированной частью общества либо по ее заказу профессиональными творцами. Она вклю­чает изящное искусство, классическую музыку и классическую литера­туру. Как правило, элитарная культура опережает уровень восприятия ее среднеобразованным человеком!

В отличие от элитарной народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки Народную культур называют также любительской /но не по уровню, а по происхождению/, или коллективной. Она включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни, танцы. По своему исполнению элементы народной культуры мо­гут быть индивидуальными /изложение легенды/,групповыми /исполнен ние песни,танца/,массовыми /карнавальные шествия/. Ешё одно назва­ние народной культуры - фольклор. Он всегда локанизирован, так как связан с традициями данной местности,и демократичен,поскольку в его создании участвуют все желающие.

Большинство духовных ценностей создано профессиональными творцами (архитекторами, художниками, скульпторами, писателями, поэтами и т. д.), но народные массы, создавая материальные ценности, обеспечивают их существование и тем самым создают возможность профессиональным творцам для занятий духовным творчеством. Кроме того, народные массы непосредственно творят духовные ценности, создают язык и фольклор, которые становятся неиссякаемым источником для творческой деятельности профессиональных творцов духовных ценностей.

Массовая, или обшедоступная, культура не выражает изысканных вкусов аристократии или духовных поисков народа. Наибольший размах ее на­чинается с середины XX в., когда средства массовой информации про­никли в большинство стран. Механизм рассмотрения массовой культуры напрямую связан с рынком. Ее продукция предназначена для употреб­ления массами. Это искусство для каждого, и оно обязано учитывать его вкусы и запросы. Каждый, кто платит, может заказать свою "музы­ку ".Массовая культура может быть интернациональной и националь­ной. Как правило, она обладает меньшей художественной ценностью, нежели элитарная или народная. Но в отличие от элитарной массовая культура обладает большей аудиторией, а в сравнение с народной - она всегда авторская. Она призвана удовлетворять сиюминутные зап­росы людей реагирует на любое новое событие и стремится его отра­зить. Поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуаль­ность, выходят из моды. С произведениями народной и элитарной куль­туры такого не происходит.

 

По содержанию и влиянию культуры делят на прогрессивную и реакционную,ибо культура может воспитывать личность нравственную и безнравственную.

По признаку актуальности.Актуальность культуры - это живой процесс, в котором что - то рождается , набирает силу , живет и умирает . Это та культура которая находится в массовом обиходе . Каждая эпоха создает свою актуальную культуру. Особенно это заметно в моде.

Таким образом структура культуры предстает сложным образованием . При этом все ее элементы взаимодействуют друг с другом , образуют единую систему - культуру.

5. Функции культуры весьма разнообразны:

 

1) По мнению Цицерона, культура ("culture animi") это возделывание,
взращивание духа. Эта функция называется человекотворческая или гуманистическая.

2) Функция трансляции (передачи) социального опыта выступает
единственным механизмом передачи опыта от поколения к поколению,
от эпохи к эпохе, от одной страны к другой .

3) Познавательная (гносеологическая) - проявляется в способности
поколений накапливать социальный опыт, знания о мире и тем самым
создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.

4) Регулятивная (нормативная) - связанная с определением и
регулированием различных сторон и видов общественной деятельности
людей при помощи таких нормативных систем как мораль и право.

5) Знаковая (семиотическая) - служит для изучения соответствующих
знаковых систем, без которых овладеть достижениями культуры не
удается. Язык как знаковая система - это средство овладения
национальной культурой. Существуют специфические языки для :
познания, музыки, живописи, театра. Науки (естественные в первую
очередь) также располагают знаковыми системами.

6) Ценностная (аксиологическая) – отражает качественное состояние культуры. По уровню ценностных потребностей и ориентаций человека судят о степени его культурности.

 

Отчет письменный: на основании текста лекции составить культурологический словарь ключевых понятий темы

 

 

 

 

20мая

 

П Л А Н

1. Понятие цивилизация

2. Понятия «менталитет» и «ментальность»

3. Основные модели социокультурной динамики

4. Культурная картина мира

Ключевые понятия: м енталитет,  ментальность , цивилизация, архетип, социокультурная динамика .ее типы.

 

1. Понятие цивилизацияввёл в научный обиход в середине XVIII в. Шотландский историк и экономист Адам Фергюсон. В его трактовке латинское слово «civilis» означала гражданский, т.е. государственный.

В XIX – XX вв. смысловое значение термина «цивилизация» расширяется. Прежде всего его начинают сопоставлять с понятием «культура», при этом эти два понятия не отождествляют, или противопоставляют друг другу. Основные представления о цивилизации можно представить в следующих подходах:

1.Цивилизация тождественна культуре (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби).

2. Цивилизация и культура – взаимосвязанные и взаимообусловленные социальные образования. При этом цивилизация выступает как его технико-технологическая сторона, а культура связывается с гуманистическими ценностями (Г. Спенсер, М. Вебер, А. Тоффлер, В.С. Библер, М.С. Каган, Л.И. Рейснер). Культура рассматривается как ядро социальной системы, а цивилизация – технологической её оболочкой.

3.  Цивилизация – определённый уровень развития общества и форма его политико-экономического образования. Эта концепция наиболее полно разработана Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства», который, продолжая трактовку этого понятия американским историком Л. Морганом, рассматривает цивилизацию как новую ступень в развитии человечества, следующую за варварством (основанном на расовых связях и отношениях). Это ступень, которая основана на товарном производстве, разделении труда, разделении умственного и физического труда, возникновении городов и появлении классов и государства. Здесь понятие цивилизация приближается к пониманию её как «гражданского общества» и осмысливается прежде всего с появлением классов, а не в связи с понятием культура.

     Следуя этому подходу, американский учёный В. Мак-Нил однако переход общества от доцивилизационного уровня развития к цивилизационному связывает с другими социальными достижениями: с изобретением письменности и признанием нравственных норм в отношениях между людьми – приоритетным социальным критерием развития общества.

4. Цивилизация – социальный феномен, противостоящий культуре (И. Кант). Согласно этой концепции, конечная цель культурного развития человечества – его моральное совершенство, причём поступок оценивается как нравственный, если человек в своём мотиве руководствуется чувством долга и бескорыстием, а культура человека проявляется в его учении преодолеть свой эгоизм, обусловленный его биологической природой, и в стремлении подчинить свои действия нравственному долгу. Иначе, Кант отождествляет культуру с нравственностью, в то время как цивилизация основана лишь на внешней воспитанности и формальном соблюдении дисциплины.

               Другой немецкий поэт и философ Ф. Ницше утверждал, что культура и цивилизация вообще находится в антагонизме друг к другу. А немецкий философ О. Шпенглер в своей культурологической концепции циклического развития общества настаивает на идее о неизбежной гибели культуры под натиском цивилизации, так как цивилизация по своему содержанию противостоит культуре. В основе культуры лежит гуманистическое начало, а в основе цивилизации – прагматизм, техницизм. Если культура создана творческой мыслью человека на основе моральных норм, то цивилизация лишена творчества, искусства, в ней преобладает практическое размышление. Культуру он описывает как «живое тело души», а цивилизацию как «её мумию». Цивилизация – это неизбежная судьба каждой культуры, достигшей вершины своего развития.

           Культуру и цивилизацию как взаимоисключающие друг друга начала рассматривал и русский философ Н. Бердяев в своей статье «О культуре». Культура, по его мнению, родилась из культа как «прообраза осуществления божественных тайн». В ней духовная жизнь общества выражена символически. Цивилизация же реалистична, утилитарна и основана на борьбе человека за своё выживание. Культура и цивилизация – это разные стадии исторического процесса: культура – это прошлое, а цивилизация – это настоящее. Цивилизация основана на отрицании личности, на торжестве индивидуализма и эгоизма. Человек остаётся личностью только тогда, когда в его душе сохраняется вера в Бога.

5. Цивилизация – это социокультурный феномен, ограниченный в пространстве и времени единой ментальностью и культурой, поэтому культура и цивилизация взаимосвязаны друг с другом. Цивилизация – это социальная организация общественной жизни, охватывающая длительный период существования и основанная на единой ментальности и культуре.

 

2. Понятия «менталитет» и «ментальность» в последнее время стали крайне популярными в различных сферах научного знания, когда делается попытка обоснования истоков духовности. Что же представляет собой этот феномен?

Слово «менталитет» происходит от латинского слова «Mens», в переводе обозначающее ум, образ мыслей, мнений, склад ума, умонастроение. Иначе, слово «менталитет» отражает совокупность психических признаков, связанных о способом понимания и переживания людьми окружающей действительности, систем их мышления и отношения к ценностям этого мира, которые обуславливают поведение человека.

Менталитет – это присущая индивиду или социальной общности совокупность психических установок, специфического склада мышления, чувственно-эмоциональных реакций на действительность, сложившихся под влиянием определённых географических условий и социокультурных факторов. Менталитет – это особая психологическая призма, через которую человек смотрит на мир и по-своему воспринимает, переживает, осознаёт мир и себя в нём. Благодаря этой призме формируется система его взглядов, оценок, стереотипов поведения и складывается личностная картина мира и образа всей жизни в этом мире.

Как научный термин слово «менталитет» появилось в Европе середине XIX в. Одним из первых его использовал в своих исследованиях французский учёный Л. Леви-Брюль, который, исследуя первобытное мышление, вводит понятие «коллективные представления» и «первобытный менталитет», считая, что подобные мыслительные структуры есть и в развитой культуре. Но до 20-х гг. XX в. Термин «менталитет» употреблялся в связи с характеристикой умственно отсталых народов.

Только в конце 20-х гг. XX в. В работах французской школы историков, издававших журнал «Анналы» (отсюда и название школы), понятие «менталитет» обретает современное понимание.

В России впервые обратил внимание на то, что каждой социальной общности свойственна только ей присущая форма переживания и осмысления окружающей действительности, Г. Шпет в своей работе «Введение в этническую психологию» (1927 г.). Он рассматривает понятия «дух» и «характер». Дух определяется им как совокупность характерных черт поведения народа», а «характер» - это «совокупность реакций народа на окружающие его вещи».

«Дух» в его понимании – это проявление это проявление коллективного субъекта (коллективный дух), который проявляется, прежде всего, в мифах и искусстве. Как бы ни были люди различны, «есть типически общее в их переживаниях», поскольку «каждый член… носит в себе духовную коллективность» (Шпет Г.Г. Сочинения, М., 1989. – С. 546-565).

Русский мыслитель В.В. Розанов употреблял понятие «душеный склад людей», а русский историк П.Н. Милюков в своих исследованиях культуры употреблял термин «народное самосознание», которое «было дано искони, было от века вложено» в психологию народа» и отличает одну нацию от другой.

Как видим, и в понятиях «дух» и «характер» Г.Г. Шпета, и в понятии «душеный склад» В.В. Розанова усматривается аналог понятия «менталитет».

В учении американского социального психолога Э. Фромма смысловое значение менталитета вкладывается в термин «социальный характер», который, по его мнению, обусловлен образом жизни людей и определяет мысли. Чувства и действия индивида» (См., Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1955. – С. – 231).

Для осмысливания сущности менталитета важно рассмотреть понятия «архетип» и «коллективное бессознательное», введённые К.Г. Юнгом.

Архетип (буквально «предшествующая форма») – это психическое выражение «коллективного бессознательного», которое «есть та часть души, которую нужно отличать от личного бессознательного на том основании, что она не обязана, подобно последнему, своим существованием личному опыту и. следовательно, не является личным приобретённым… Содержания коллективного бессознательного никогда не находились в сознании, таким образом, никогда не приобретались индивидуально, но обязаны своим существованием исключительно наследственности. Тогда как личное бессознательное состоит большей частью из комплексов, содержание коллективного бессознательного составляют, по существу архетипы». (См.: Юнг К., Сознание и бессознательное. – СПб., 1977. – С. 69-70).

Архетипы представляют собой своеобразные формы постижения мира, некие вневременные схемы, в соответствии с которыми формируются мысли и чувства людей. Они существуют в силу того, что каждая социальная общность обладает совокупностью унаследованных «из потускневших веков нашего прошлого» идей и чувств (которые находят выражение в мифах, сказках и верованиях). Архетипы выступают доминантами всех психических процессов и оказывают влияние на образ мыслей и поведение людей.

Сравнивая понятия «менталитет» и «архетип», можно заключить:

5. их содержание восходит к глубинным, подсознательным психическим структурам человека и не может быть им осознано;

6. оба представляют собой устойчивые формы отношений человека к миру и определяют его поведение;

7. оба понятия являют собой групповые образы, представления людей о мире и о себе;

8. оба понятия выражают специфическую память человечества, одновременно являясь основанием душевной жизни людей.

Но понятия «менталитет» и «архетип» нетождественны:

1) если архетип – это «психическая система коллективной, универсальной и безличной природы» и одинаков у всех индивидов рода, то каждая социальная общность обладает своим менталитетом, ибо обусловлена своей особой историко-культурной средой;

2) если архетип – это изначальный образ мира, унаследованный человечеством от своих предков, то менталитет обусловлен средой жизнедеятельности и меняется с изменением условий жизни;

3) если архетипы изначально заложены в психику человека (в период становления человеческого рода) и наследуются в неизменном виде от поколения к поколению, то менталитет, хотя и изменяется в процессе жизненной деятельности людей, но одновременно и весьма консервативен.

Особый интерес в постижении сущности менталитета представляет культурософская концепция О. Шпенглера, который смысл термина «менталитет» выражал в понятиях «душа» и «мирочувствование». Он писал: «…Каждая из великих культур обладает тайным ярлыком мирочувствования, вполне понятным только тому, чья душа принадлежит к этой культуре» (Шпенглер О. Закат Европы. – Новосибирск, 1984. – С. 255). Иначе, неповторимость каждой культуры заключена в её уникальной душе, которая является творческим и творящим её началом. Философ, рассматривая два типа души – апполоновскую и фаустовскую – фактически анализирует античный и европейский менталитет, противопоставляя их друг другу.

Таким образом, понятие «менталитет» по своему содержанию весьма близко к целому ряду терминов, но не сводится ни к одному из них и не исчерпывается их совокупностью.

Менталитет как форма коллективного мирочувствования и сознания – основа системы ценностей общества. Как психическая основа мировоззрения – он особая призма, через которую человек видит мир. Но менталитет отличен и от ценностной ориентации. И от мировоззрения своим объёмом и синкретичностью, но главное – он составляет основу подсознания определённого народа. Менталитет – это данность, которая не осознаётся человеком, но которая является особой психологической установкой его поведения и понимания мира.

Соотношение же терминов «менталитет» и «ментальность» можно рассматривать как соотношение общего и особенного, ибо второе понятие производно от первого и является формой его конкретного проявления. Поэтому каждый народ обладает собственной ментальностью, а значит, уникальной возможностью создавать свою особую картину мира. В то время как «менталитет» - это явление, характерное для человека вообще.

Если немцы в своей ментальности тяготеют к абстракциям и отвлечённым понятиям, то русская ментальность женского рода, ибо в ней доминирует чувственное начало. В силу этого Киевская Русь эмоционально приняла православие, тогда как Византия приняла его рационально. Поэтому догматы христианства Русь выражала, прежде всего, в образах, в цвете, а Византия – в слове. (См.: Гачев Г.Д. Книги удивлённого, или естествознание глазами гуманистов, или образы в науке. – М., 1991. – С.57).

Другие особенности русской ментальности подметил Н. Бердяев: западный человек сдавлен пространством и надеется на свою энергию, а русский человек избалован огромным простором, но надеется на власть. Причём отношение к власти у русского народа восточное – харизматическое (т.е. наделение положительными качествами, которых объективно нет, или, если выразить это одним словом, обожествление), в то время как европейское отношение к правителю основано на его личных способностях и качествах.

Кроме того, Н. Бердяев обосновывает мысль о том, что особенностью менталитета является его зависимость от среды обитания общности. Так, особенность русской души связана с бескрайним простором, которая привела к противоречивости русского характера: с одной стороны, удаль, бунтарство, а с другой стороны, неуверенность в своих силах и послушание. Русской душе присущи, с одной стороны, мятежный дух, а с другой стороны, аскетизм.

Таким образом, изучение особенностей национальной ментальности имеет практическое значение, так как менталитет, пронизывая все стороны духовной жизни общества, в огромной степени определяет отношение людей к политике, праву, труду и т.п. Без учёта особенностей менталитета нельзя выявить потенциальные возможности общества и предвидеть его будущее, нельзя понять секрет его экономических скачков и спадов. Разрушая старый менталитет, мы создаём условия для формирования нового менталитета. Так, Пётр I с целью проведения в жизнь новых реформ, разрушал менталитет, основанный на православии для формирования нового менталитета, который бы базировался на идее государственности. С этой же целью он перенёс столицу России из Москвы, где Соборная площадь была символом православия, в Санкт-Петербург, который стал символом империи и великой Руси, затмив идею святой Руси.

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 114; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!