Выступая в качестве носителей смысла, т.е. «обработанные физически и духовно человеком вещи, явления, процессы становятся знаками.



Тема: ИСХОДНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

Мая

П Л А Н

1. Культурология как наука

2. Понятие «культура»

3. Структура культуры

4. Функции культуры

Ключевые понятия: Предмет культурологии , объект культурологии, культурология, теория культуры, история культуры. прикладная культурология,поняе»культура»,артефакт,смыслы культуры .куьт, материальная культура, духовная культура, элитарная культура. массовая культура, народная культура, функции культуры

Культурология как наука

Культурология возникла на стыке истории, философии, социологии, психологии, антропологии, этнологии, этнографии, искусствоведения, семиотики и т. д., систематизируя под единым углом зрения данные этих наук.

Культурологияв переводе с греческого означает "наука о культуре". Это - относительно самостоятельная, логически обоснованная совокупность знаний о культуре как системе со сложной внутренней структурой, элементы которой взаимосвязаны и постоянно развиваются по своим законам (строгим и объективным), которые, однако, значительно меньше изучены, чем другие.

Предметом культурологииявляются объективные закономерности общечеловеческого и национального культурного процессов.

Объектом культурологииявляется культурная жизнь в различных общественных системах, выделение их особенностей и достижений.

Объектом культурологии – теоретическая дисциплина, изучающая культуру во всей полноте её проявлений и сущности, во всём многообразии её исторических форм и принципов функционирования.

Основные этапы становления культурологии

Развитие культуры сопровождается становлением самосознания народа. Это становление проходит следующие этапы:

A) донаучный (до возникновения науки в Новое время).
Б) научно-исторический (до середины XIX в.).

B) научно-философский.

Донаучный этап характеризуется стихийными догадками и представлениями и личности, относительной завершённости и цикличности культурно-исторического процесса.

Научно-исторический этап характеризуется: 1) нечёткостью разграничения между развитием истории и культуры; 2) стремлением понят^ культуру как целостное явление; 3) построить единую картину развития людей; 4) найти общие основания истории. Этот этап делится на следующие периоды: этнографический (1800 - 1860); эволюционистский (1860 - 1895); исторический (1895-1925).

Научно-философский этап характеризуется: 1) хотя исторический подход к изучению культуры сохраняется, но становится очевидным различие между историческим и культурным развитием; 2) в основе культуры лежат всегда замыслы и идеалы, которые человек реализует в своей деятельности.

Культурология включает в себя: следующие разделы: теория культуры, история культуры и прикладная культурология.

Теория культуры нередко отождествляется с самой культурологией, что абсолютно неверно. У теории культуры есть своя специфика – рассмотрение элементов и функций культуры, соотношение культуры и общества, культуры и личности и др.

История культуры обращается к различным типам культуры в процессе их исторического развития и существования.

Прикладная культурология занимается описанием и осмыслением культурной конкретики и в этом отношении сближается с социологией культуры

 

 

Понятие культуры

Содержание понятия культура в действительности весьма неопределённо. Трудно найти другое научное понятие, которое обладало бы столь широкой гаммой интерпретаций, которое мы встречаем в осмыслении данного понятия.

Сама история происхождения и формирования его уже показательна в этом отношении.

Уместно вспомнить, что в других культурах существовали термины, близкие понятию «культура». В индийской культуре таким ловом было слово «дхарма», в Китае – «жень»,

В гомеровской Греции употреблялись слова «калакагата» и «пайдес».

Что касается слова «калакагатия», то под ним понимали гармонию физической красоты и душевного величия человека, которое ассоциировалось с культурными началами в человеке. Так Сократ употреблял его для выражения единства красоты, мудрости и благородства, считая сочетание этих качеств мерой совершенства человека. Термином «пайдес» греки обозначали воспитанного и образованного человека, связывая эти качества с его городским окружением в отличие от жителей деревни, который ассоциировался с невежеством и дикостью (т.е. отсутствием культуры). При этом римляне себя считали культурным народом, а всех неримлян называли «варварами» (т.е. некультурными).

Сам же термин культура появился только в древнем Риме и означал «возделывание почвы», обработку земли, т.е. применялся для обозначения целенаправленного воздействия человека на окружающую природу. Но в другом смысле: как средство для «возделывания» внутреннего мира человека средствами искусства, науки и философии. Говоря. Что «философия есть культура души», он рассматривал философию прежде всего как способ совершенствования человеческой души. Однако в античности слово термин употреблялось лишь в сочетании с др. словами: культура речи, культура ума и т.д.

В средневековье термин «культура» ассоциировался с совершенством души, критерием которого явилась степень религиозности личности.

В эпоху Возрождения культура рассматривалась как состояние человеческой души, ориентированной на гуманистические ценности и идеалы.

Только в XVIII в. Понятие культура приобретает самостоятельный научный статус. Под культурой понимают ценности, созданные человеком, его мыслью и творчеством. Эпоха Просвещения на первое место выдвигает духовные начала человека и проблемы их совершенствования. Поэтому культура начинает рассматриваться как важнейшее средство преобразования, как природы, так и человека. При этом культура всегда противопоставлялась натуре, как естественной, невозделанной природе.

Официально впервые применил понятие «культуры» в науке немецкий просветитель С. Пуфендорф. Он включает в это понятие все жизненные ценности и блага, которые созданы человеком в результате преобразования как естественной природы, так и натуры человека, т.е. культура предстала как плоды достижений человеческого духа при помощи образования и просвещения. Так, понятие «культура» начало связываться с процессом совершенствования общества, став основным критерием его развития.

Другой немецкий просветитель – Я. Аделунг – в 1782 г. в работе «Опыт истории культуры человеческого рода» рассматривал понятие культура для обозначения качественной ступени процесса перехода предка человека от животного, природного состояния к общественному развитию. Так «культура» начала ассоциироваться с общественной стадией человеческого развития и совокупностью социальных благ и ценностей.

В России понятие культура входит в обиход в середине XIX в. Так, в «Карманном словаре иностранных слов» изданном петрашевцами, оно употреблялось в значении преобразования чего-либо и в качестве критерия интеллектуальных способностей человеческого и нравственного поведения. А к концу XIX в. Оно вошло в науку как критерий образованности, просвещённости и нравственного совершенства, т.е. как положительное человеческое качество.

Современное представление о культуре весьма многопланово. Её рассматривают и как средство передачи опыта, и как ценность, и как творчество, и как способ регуляции отношений между людьми, и как знаковую систему, и как уровень развития личности и общества и т.д.

Поэтому феномен культуры изучается разными науками: эстетикой, этикой, религиоведением, информатикой, семантикой и др., при этом каждая из них выделяет лишь одну из граней её понимания. Сегодня насчитывается более 300 определений культуры.

Но все эти определения можно свести к нескольким аспектам:

1) информационный аспект трактует её как систему знаний, при помощи которой кодируется, хранится и передаётся социальная информация (А. Моль, Е.И. Андрос, В.А. Конев);

2) семантический (знаковый) её аспект рассматривает её как воплощение человеческих знаний, опыта, опосредованно в разных знаковых формах – в слове, в схемах, в формулах, в художественных образах, в этикете, в которых накопленный человеком опыт фиксируется опосредованно – через знаковые выражения;

3) аксиологичекий аспект анализирует культуру как совокупность положительных социальных ценностей, идеалов и смыслов, накопленных в отношениях людей в виде искусства, морали, религии;

4) в социологическом аспекте культура предстаёт как средство, способ и условие взаимодействий людей, регулирующих их отношения, т.е. как нормативная система взаимосвязи индивидов в обществе;

5) в антропологическом аспекте культуру рассматривают как уровень развития человека и общества и как процесс их самосовершенствования;

6) в биологическом аспекте её определяют как реализацию биологических потребностей человека (З. Фрейд).

Сущность култьуры

 

В философском плане культура предстаёт как предельно обобщённое явление. Рассмотрение сущностного ядра культурного феномена, тем не менее, лишено также обозначенности. Сегодня существует целый ряд принципиально различных философских подходов к выявлению её сущности:

1) культура – это воплощение творческого потенциала и общества в виде определённых ценностей (Е.В. Боголюбова)

2) культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством, включающая и способ их создания (А.Г. Спиркин)

3) культура – это постоянное развитие того потенциал, который заложен в человеке и обществе (А.Г. Мысливченко и А.П. Шептулин)

В.С. Барулин предпринял попытку выявить методологические основания определения понятия культура. Он выделил следующие их аспекты:

1) гуманистический, где культура предстаёт как атрибут жизнедеятельности человека;

2) созидательное, где культура рассматривается как фактор творения человека как общественного существа;

3) ценностно-регулятивное, где культура анализируется как ценностно-нормативный регулятор жизнедеятельности человека.

На этом основании В.С. Барулин предлагает свою концепцию культуры как общественного процесса самосозидания человека, ибо, как подчёркивал С.Л. Франк, уникальность человеческой природы заключается в потребности человека преобразовывать себя, ибо он всегда хочет быть большим, чем он есть. Поэтому культура – это социальный феномен, созданный человеком для удовлетворения этой потребности. Однако в концепции В.С. Барулина не отражено свойство культуры как свойства познания и преобразования действительности. Этот недостаток пытается преодолеть «деятельная» концепция культуры (Ю.В. Бромлей, В.Е. Давидович, Ю.А. Жданов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган, Э.С. Маркарян, В.М. Межуев и др.). Но культура – это не только способ и результат творческой и репродуктивной деятельности человека, это и способ внебиологического существования человека. Значит: культура – это способ и результат человеческой деятельности, ориентированный на обеспечение существование и развитие общества и человека.

А) Культура – мир артефактов

Деятельность является способом существования человека. В культуре воплощается эта человеческая деятельность. В отличие от животных для человеческой деятельности характерны:

- сознательная постановка цели;

- свободное целеполагание;

- человек сам создаёт и совершенствует средства деятельности.

Культура противостоит «натуре». Культурное – значит искусственно созданное, придуманное и сработанное людьми, в отличие от того, что дано естественной природой.

Продукты и результаты человеческой деятельности, искусственно созданные человеком предметы и явления называются артефактами (от лат. arte – искусственный и factus – сделанный). Артефакты – феномены культуры. Артефакты – это сделанные человеком вещи, рождённые им мысли, найдённые и используемые им средства и способы действия. Культура – это мир человеческой деятельности или мир артефактов

             

             б) Культура – мир смыслов

В чём состоит разница между предметами культуры (артефактами) и вещами природы? Только в том, что человек вносит в свои творения некую «человечность». Явления природы обладают объективными свойствами, а артефакты обладают двойственной определённостью: как и природные явления, они имеют объективные свойства, но одновременно и субъективные, будучи носителями смыслов и значений, так как в них человек «опредмечивает» свои цели, представления, желания, т.е. «вкладывает человечность». Таким способом попадая в сферу человеческой деятельности, духовно обработанные предметы приобретают новое сверхприродное качество: способность заключать в себе человеческий смысл, нести на себе отпечаток человеческого духа.

Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку никакого смысла не имеют. Смысл предмета существует не в нём самом, а в культуре, произведением которой он является. И чтобы понять смысл этого предмета, надо изучать эту культуру. Смысл создаётся и придаётся вещам людьми.

Таким образом, культура – это не просто совокупность продуктов человеческой деятельности (артефактов), но и мир смыслов. Создание новых смыслов само становится смыслом деятельности людей. Мир смыслов – это своего рода «вторая Вселенная», но этот мир возникает и расширяется благодаря усилиям человека. Человек – творец Вселенной смыслов.

Виды смыслов: знания, ценности, регулятивы.

Знание (когнитивный смысл от лат cognitio - знание познание) – это информация о свойствах объекта. Но информация и знания нетождественны. Знание – это объективное содержание информации об объекте, в то время как информация включает в себя и субъективное отношение человека к этому объекту.

Ценности – это фиксированное в человеческом сознании характеристика отношения человека к объекту. Объект ценен, если человек видит в нём средство удовлетворения своей потребности. Ценностью является не сам объект, а его свойство удовлетворять человеческую потребность. Мылимые образцы объектов, которые максимально полно отвечает потребностям человека, называется идеалом. Поэтому культуру можно представить как мир ценностей и идеалов.

Ругулятив – это правило и требование, в соответствии с которым люди строят своё поведение и деятельность. Регулятивы – это норм поведения, которые указывают, какие пути и средства достижения цели допустимы, «нормальны», а какие – нет.   

 

        в) Культура как мир знаков

Выступая в качестве носителей смысла, т.е. «обработанные физически и духовно человеком вещи, явления, процессы становятся знаками.


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 110; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!