Услышав, что подвижница произносит слова из Святого Писания, старец Зосима спросил, не изучала ли она его.



- За все время своей жизни в пустыне, - ответила она, я никого не видела из людей, кроме тебя, а по книгам никогда не училась. Но Слово Божие, живое и действен­ное, само учит знанию человека. Но довольно, довольно мне говорить! Заклинаю тебя Воплощением Слова Божия: молись за меня, грешную.

Зосима со слезами произнес:

- Да будет благословен Бог, совершающий бесчислен­ные чудеса! Благословен Бог за милость ко мне! Воистину Ты, Господи, не отвергаешь стремящихся к Тебе.

Пустынница стала затем умолять старца именем Спасителя не говорить о ней никому ничего прежде ее смерти. «В следующем году, - произнесла, наконец, она, ­не выходи, отче, из монастыря с другими в начале поста; да тебе и нельзя будет выйти. В Великий же Четверг приходи на берег Иордана и сподоби меня причаститься Тела и Крови Христовых... Затем, передай отцу Иоанну, настоятелю обители, в которой ты подвизаешься, чтобы он более внимательно смотрел за собой и духовным стадом своим».

Когда в следующем году в начале Великого поста вся братия монастыря выходила в пустыню, старец Зосима лежал больной и не смог, по слову пустынницы, выйти из обители. Когда же возвратилась братия и наступил день Тайной Вечери, Зосима отправился со Святыми Дарами к Иордану. Здесь он увидел, как святая пустынница, осенив воду крестным знамением, прошла по воде, как по суше. Зосима, по ее просьбе, прочитал Символ веры и молитву Господню «Отче наш», потом причастил ее. Тогда она с поднятыми к небу руками воскликнула:

Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое.

Затем, обращаясь к старцу, сказала:

Умоляю тебя, отче, приди в следующий пост к тому ручью, где прежде ты беседовал со мною.

Из предложенной Зосимою пищи пустынница взяла только три пшеничных зерна и снова, как прежде, осенив крестным знамением Иордан, переправилась через реку, как по суше, и удалилась в пустыню.

В следующем году Зосима, по обычаю монастыря, опять удалившись в пустыню, направился к тому месту, где впервые увидел подвижницу. Но теперь он уже не застал ее в живых: она лежала со сложенными на груди руками и с обращенным к востоку лицом, а у главы ее, на песке, было начертано: «Погреби, авва Зосима, здесь тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце апреле, в первый его день, по приобщении Божественных Таин».

Прочитав положенные на погребение псалмы и молитвы, Зосима с честью похоронил тело святой в могиле, которую вырыл внезапно появившийся лев, и, вернувшись в монастырь, рассказал братии обо всём случившемся во славу Божию.

Кончина преподобной Марии Египетской, явившей в своей жизни и бездну греха, и высоту благочестия и добродетели и показавшей всей своей жизнью, что Господь желает всем спастись, последовала 1 апреля 522 года, в царствование императора Византии Иустина Старшего, преемника святого Иустиниана, защитника и покровителя веры православной.

Богу нашему слава всегда, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.


[1] Текст приводится по изданию: Византийские легенды. Л., «Наука», 1972. Пер. С.В. Поляковой. См. также: Богослужебные указания на 2000 год. С. 194-203; Богослужебные указания на 1999 год. С.193-204. Минея-Апрель. Ч. 1.с.12-18. Если Житие читается по Минее, то первая половина Жития оканчивается сло­вами «…да обрящу дерзновение в День Суда» (с. 14). С нового абзаца, со слов «Родилась я в Египте …»  до конца, - вторая половина Жития.

 

[2] Обычно молитва «Спаси, Боже, люди Твоя ...» не читается.

[3] По мнению В. Розанова, ирмосы трипеснцев вычитываются. По мнению свят. Афанасия (Сахарова), в подобных случаях ирмосы вообще не читаются и не поются, а приводятся в Триоди полностью для того, чтобы служить в каче­стве подобнов для пения последующих тропарей трипеснцев, т.к. в древности тропари канонов пелись на глас и подобен ирмоса; поются ирмосы лишь в тех случаях, когда стихословятся библейские песни или когда на то есть особое указание Типикона.

 

[4] Фолий – мелкая медная монета.

[5] Амма – женское соответствие слову «авва»; матушка.

   [6] Месяц коптского календаря фармуф (фармуфи) соответствует марту – апрелю.

   [7] Византийцы, желая подчеркнуть свою преемственную связь с Римской империей, называли себя ромеями.

[8] В связи с отсутствием в Типиконе конкретных указаний о завершении утрени четверга 5-й седмицы             св. Четыредесятницы, окончание утрени в бого­служебных справочниках излагается по-разному.

Прот. К. Никольский («Пособие к изучению...», с. 594) считает, что утреня заканчивается как обычная великопостная, поскольку Типикон не приводит каких-либо специальных указаний. «Богослужебные указания на 1953 год», (с. 87) предписывают заканчивать утреню как прот. К. Никольский (т.е. с сохранением обычных 16 поклонов), но после «Отче наш...» вместо тропаря «В храме стоя­ще...» - кондак «Душе моя...». «Настольная книга священнослужителя» (т.IV,с. 544) предлагает окончание утрени по образцу «Богослужебных указаний на 1953 год», но с сокращением количества поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина с 16 до 3. В. Розанов         «Богослужебный Устав...», с. 464) предлагает заканчивать утреню с чтением «Благо есть» единожды и с заменой «Господи помилуй» (40 раз) на сугубую сокращенную ектению, при этом по «Благо есть...» сохранять обычный тропарь «В храме стояще...», а поклоны с молитвой прп. Ефрема Сирина вовсе отменять.

Все разногласия об окончании утрени связаны с разным толкованием слов Устава о совершении служб четверга 5-й седмицы «поскору». Термин «поскору» используется Типиконом при изложении богослужения Благовещения в будний день поста и богослужения полиелейного святого «во един от дней постных».

Сравнив особенности службы, вызванные совершением ее «поскору» в эти дни, можно заключить, что термин «поскору» касается:

а) сокращения количества поклонов с молитвой прп. Ефрема на утрене, часах и изобразительных с 16 до 3;

б) отмены везде конечного Трисвятого;

в) исполнения поемых текстов на часах и изобразительных «без пения».


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 34; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!