Зосима сказал ей: «Неужели ты не испытывала недостатка в еде и одежде?».



Она отвечала ему: «Съев те хлебы, о которых упомянула, я 17 лет питалась травами и тем, что могла найти в пустыне. Гиматий же, бывший на мне, когда я пере­правилась через Иордан, сносился. Мне пришлось немало страдать от холода и летнего зноя, когда меня палила жара или, дрожащую, сковывал холод, так что часто я падала наземь и лежала почти бездыханно и недвижимо. Я постоянно сражалась с кознями и ужасными искушениями диавола. Но с того времени и до сих пор сила Божия всяким путем обороняла мою грешнyю душу и жалкое тело. Ибо одно воспоминание о том, из скольких опасностей я была ею спасена, насы­щает меня нетленным брашном, надеждой на спасение. Ведь брашно мое и крепость - Слово Господне. Ибо не хлебом единым живет человек(ср. Мф. 4, 4; Лк. 4, 4), и совлекшие с себя покров греха облекаются скалой, когда им нечем скрыть наготу (ср. Иов 24,7-8).

Зосима, услышав, что она еще сохраняет в памяти слова Писания, из книги Моисеевой, Иова и Псалтири, сказал ей: «Ты, госпожа моя, читала только Псалтирь или и другие священные книги?». На это она улыбнулась и говорит старцу: «Истинно, Я не видела человека с тех пор, как переправилась через Иордан, кроме как сегодня тебя, не встречала и ни единого зверя, ни другой какой твари, как пришла в эту пустыню. Грамоте же я никогда не училась и не слышала даже, как поют псалмы или что-нибудь оттуда читают. Но Слово Божие, наделенное жизнью и силой, само дает человеку ведение. Здесь кончается моя повесть. Но как в начале ее, и ныне заклинаю тебя воплощением Божественного Слова молиться обо мне, грешной, перед Господом».

Так сказав и так свершив свой рассказ, она пала к ногам Зосимы. И снова старец со слезами вскричал: «Благословен Бог, творящий великие, чудные, славные и предивные дела, которым нет числа. Благословен Бог, показавший мне, как Он награждает тех, кто боится Его. Истинно, Господи, Ты не оставляешь взыскую­щих Тебя». Женщина, удержав старца, не позволила ему пасть ей в ноги и сказала: «Все, что ты услышал, человече, заклинаю тебя нашим Спасителем Христом никому не рассказывать, пока Бог не разрешит меня отселе.  А теперь ступай с миром - на следующий год ты увидишь меня, а я тебя, хранимого благодатью Господней. Сделай, ради Бога, то, о чем я тебя ныне прошу, - в будущий Великий пост не переходи, как принято у вас в монастыре, Иордан».

Зосима удивился, что ей ведомо монастырское правило, и сказал только: «Слава Богу, дарующему великие блага любящим Его». Она говорит: «Оставайся, авва, как я тебе сказала, в монастыре; ведь, если б и захотел, невозможно тебе будет выйти. В день святой Тайной Вечери возьми для меня в священный и достойный подобных Таинств сосуд от Животворящего Тела Христова и Крови и стой на том берегу Иордана, который ближе к поселениям, чтобы я могла прийти и причаститься Святых Даров. Ибо с тех пор, как я приобщилась в храме Предтечи, до того, как перейти Иордан, до сего дня не приобщалась и теперь всей душой этого жажду. А потому, молю, не пренебрегай моей просьбой и принеси мне те Животворящие и Святые Тайны в тот самый час, когда Господь созвал учеников на святую Свою вечерю. Авве же Иоанну, игумену твоего мона­стыря, скажи так: «Призри на себя и на овец своих, ибо они творят дурные дела, которые должно исправить. Но я не хочу, чтобы ты сейчас сказал ему об этом, а когда Бог повелит тебе сделать так». Кончив и сказав старцу: «Помолись за меня», она снова скрылась во внутренней пустыне. Зосима склонил колени и припал к земле, где напечатлелись следы ее, восславил и воз­благодарил Господа и в ликовании души и тела пошел назад, славословя Господа нашего Христа. Вновь пройдя ту пустыню, он вернулся в монастырь в день, когда у тамошних монахов было принято возвращаться.

Весь год Зосима молчал, не смея никому рассказать то, что он видел, но в душе молил Бога снова явить ему желанный лик. Он страдал и сокрушался, что ждать придется целый год, и желал, если б это было возможно, чтобы год оборотился одним днем. Когда же наступило воскресенье перед Великим постом, все тотчас после обычной молитвы вышли из монастыря с песнопе­ниями, а Зосиму одержала лихорадка, которая заста­вила его остаться в келии. Он вспомнил слова святой, сказавшей: «Если б и захотел, невозможно тебе будет выйти из обители». Спустя немного дней он восстал от болезни, но оставался в монастыре. Когда же про­чие монахи вернулись и наступил день Тайной Вечери, он сделал то, о чем женщина попросила его. Взяв в малый сосуд Пречистого Тела и Честной Крови Господа нашего Христа и положив в корзинку фиг, фиников и немного моченых бобов, он поздним вечером поки­дает монастырь и в ожидании прихода святой садится на берегу Иордана. Хотя пресвятая медлила своим появлением, Зосима не сомкнул глаз и непрестанно смотрел в сторону пустыни, ожидая ту, кого желал увидеть. Сидя так, старец говорил себе: «Может быть, она не идет из-за какого моего прегрешения? Может, не нашла меня и воротилась назад?». Говоря так, он заплакал, и в слезах стенал, и, воздев глаза к небу, так молил Бога: «Не отнимай у меня, Господи, блаженства снова увидеть то, что дозволил единожды лицезреть. Да не уйду я только с тяжестью обличающих меня гре­хов». После этой слезной молитвы иная мысль посе­тила его, и он стал говорить себе: «Что будет, если она придет? Ведь ладьи нигде нет. Как она переправится через Иордан и подойдет ко мне, недостойному? Увы мне, жалкому, увы несчастному! Кто по грехам моим не дал мне вкусить такого блага?».

Пока старец думал такие думы, се явилась святая и стала на том берегу реки, откуда шла. Зосима поднялся в радости и ликовании со своего места, славя Бога. И опять приступило к нему сомнение, что она не смо­жет перейти Иордан. И видит тогда (ночь выдалась лун­ная), как святая осенила крестным знамением Иордан и вступила в воду, и пошла по воде немокренно, и на­правилась к нему. Еще издали она остановила старца и, не позволяя ему пасть ниц, крикнула: «Что ты делаешь, авва, ведь ты иерей и несешь Святые Дары?». Он пови­новался, и святая, выйдя на берег, сказала: «Благослови, отец, благослови меня». Он, дрожа, ответил ей: «Под­линно неложны слова Господа, рекшего, что по силам очищающие себя подобны Богу. Слава Тебе, Христос, Бог наш, внявший мольбе моей и явивший милосердие рабу Своему. Слава Тебе, Христос, Бог наш, через эту Свою рабу открывший мне великое несовершенство мое». Женщина попросила прочесть святой Символ веры и «Отче наш, сущий на Небесах». Когда Зосима кончил творить молитву, она по обычаю облобызала уста старца. Причастившись так Животворящих Таин, она воздела руки к небу, стала стенать и плакать и вскричала: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему, с миром. Яко видеста очи мои спасе­ние Твое». Потом говорит старцу: «Прости, авва, прошу тебя исполнить еще одно мое желание. Сейчас ступай в свой монастырь, хранимый благодатию Божией, а на следующий год снова приди в то место, где я в пер­вый раз тебя видела. Ступай, ради Бога, и вновь по воле Божией узришь меня». Старец отвечал ей: «О если б мне было возможно сейчас последовать тебе и вечно видеть честной твой лик. Но исполни единственную просьбу старца - вкуси немного от того, что я принес тебе здесь». И с этими словами он показывает ей свою корзинку. Святая, только кончиками пальцев притро­нувшись к бобам, взяла три зернышка и поднесла их ко рту, сказав, что довольно и духовной благодати, хранящей в чистоте душу человека. Затем снова гово­рит старцу: «Помолись, ради Бога, помолись за меня и вспоминай меня, злосчастную». Он, припав к стопам святой и призывая ее молиться за Церковь, за государ­ство и за него, отпустил со слезами, ибо не дерзал долее удерживать свободную, и ушел, стеная и жалуясь. Святая вновь перекрестила Иордан, вошла в воду и, как прежде, прошла по ней. Старец возвращался, исполненный ликования и великого страха, коря себя за то, что не спросил имени святой; однако надеялся сделать это в следующем году.

По прошествии года старец, свершив положенный срок, снова идет в пустыню, торопясь к той пречуд­ной. Пройдя довольно по пустыне и обнаружив при­меты, указывающие ему место, которое искал, Зосима стал озираться по сторонам и все оглядывать в поис­ках сладчайшей добычи, подобно опытному ловчему. Когда же удостоверился, что нигде ничего не видно, заплакал и, подняв глаза к небу, стал творить молитву, говоря: «Яви мне, Владыка, сокровище Твое некра­домое, сокрытое Тобой в этой пустыне. Яви мне, молю, Ангела во плоти, которого недостоин мир». Так молясь, он оказался как бы в изрытом рекой устье и увидел в восточной его части ту святую женщину, лежащую мертвой; руки ее были сложены по обычаю, а лик обращен к восходу. Подбежав, он омочил слезами ее стопы, к остальному же ее телу не смел прикоснуться. Довольно часов плакав и прочитав приличествующие времени и обстоятельству псалмы, сотворил молитву погребения и сказал себе: «Не знаю, схоронить останки святой или ей это будет неугодно?». Говоря это, он видит в головах ее начертанную на земле надпись, гласящую: «Здесь схорони, авва Зосима, останки смиренной Марии и прах предай праху непрестанно вознося молитвы Господу за меня, скончавшуюся по египетскому счисле­нию месяца фармуфа[6], по ромейскому[7] апреля в ночь Страстей Спасителя по принятии Святых Таин». Прочи­тав эту надпись, старец возликовал, узнав имя святой, а также и то, что она, причастившись у Иордана Святых Тайн, тотчас очутилась в месте своего отшествия. Путь, который Зосима с трудом прошел за двадцать дней, Мария свершила в один час и сразу отошла к Господу.

Славя Бога и окропляя слезами тело Марии, он сказал: «Время, смиренный Зосима, свершить повеленное. Но как, несчастный, ты сможешь вырыть могилу, когда нет у тебя в руках ничего?». Сказав это, он увидел неподалеку малый обломок дерева, лежащий в пустыне. Подняв его, Зосима начал рыть землю. Но земля была суха и не поддавалась его усилиям, а старец устал и обливался потом. Испустив из глубины души стон и подняв голову, он видит, что могучий лев стоит у останков святой и лижет стопы ее. Старец при виде льва задрожал от страха, особливо, когда вспомнил слова Марии, что никогда она не встречала в пустыне зверя. Осенив себя крестным знамением, он ободрился, упо­вая на то, что чудесная сила усопшей сохранит его невредимым. Лев же стал ластиться к старцу, выка­зывая дружелюбие движениями тела и всей повадкой. Зосима сказал льву: «Зверь, великая заповедала схоро­нить ее останки, а я - старец и не имею сил выкопать могилу, вырой ее когтями, чтобы нам предать земле тело святой!». Тотчас же лев передними своими лапами изрыл яму, достаточную, чтобы схоронить тело. Ста­рец снова окропил ноги святой слезами и, прося ее молиться обо всех, предал тело земле (лев при этом стоял поблизости). Оно было, как и прежде, нагим, оде­тым только тем лоскутом гиматия, данным ей Зосимой, которым Мария, отвернувшись от него, прикрыла свой срам. После этого оба удалились: лев, подобно овце, отступил во внутреннюю пустыню, а Зосима повернул назад, благословляя Господа нашего Христа и воссылая Ему хвалы.

Возвратившись в свой монастырь, он обо всем рассказал монахам, не скрыв ничего из того, что ему довелось услышать и увидеть, но все с самого начала им передал, так что они дивились величию Господню и со страхом и любовью чтили память святой. А игумен Иоанн нашел в монастыре людей, нуждающихся в исправлении, так что и здесь слово святой не оказа­лось праздным или бесполезным.

Зосима скончался в этом монастыре почти ста лет от роду. Монахи из поколения в поколение изустно передавали это предание, пересказывая в назидание всем желающим внимать. Но мне неизвестно, чтобы до сих пор кто-нибудь предал его письму. Я записал то, что дошло до меня изустно. Другие, быть может, тоже описали жизнь святой и много меня искуснее, хотя ни о чем подобном я не слыхал, а потому, как мог, составил этот рассказ, заботясь более всего об истине. Господь, щедро воздающий тем, кто прибегает к нему, да сделает поучение читающих наградой мужу, повелевшему мне составить эту запись или повесть, и да удостоит его места и чести, заслуженных блаженной этой Марией, о которой здесь было сказано купно со всеми от века своими угодниками, почтенными за созерцание и свер­шение деятельной добродетели. Восславим же и мы Господа, чье царствие во веки, дабы удостоил и нас в Судный день Своего милосердия во Иисусе Христе, Господе нашем, всяческая слава Которому, честь и веч­ное поклонение с Безначальным Отцом и Пресвятым, Благим и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

 

По 6-й песни и малой ектении - кондак Триоди, глас 6-й: «Душе моя, душе моя...», и икос, глас тот же: «Христово врачевство... », синаксарий и блаженны Великого канона, глас 6-й.

На 9-й песни поем «Честнейшую».

По 9-й песни и малой ектении - светилен гласа (см. Приложе­ние Триоди). («Достойно есть» обычно не поется.)

Хвалитные псалмы. «Тебе слава подобает... », «Слава Тебе, показавшему нам свет». Читается вседневное славословие.

Ектения просительная: «Исполним утреннюю молитву...».

Стихиры на стиховне Триоди, глас 8-й. «Слава, и ныне» - Богоро­дичен Триоди, глас тот же: «Приими гласы раб Твоих...».

«Благо есть» (дважды). Трисвятое по «Отче наш». Иерей - возглас.

     Чтец: «Аминь». Тропарь: «В храме стояще…........ ». «Господи, помилуй» (40).            «Слава, и ныне» - «Честнейшую Херувим........ ». «Именем Господним...».

Иерей перед царскими вратами: «Сый благословен...». Чтец: «Небес­ный Царю...». Иерей - молитву прп. Ефрема Сирина с тремя покло­нами.               Чтец: «Аминь», и без отпуста утрени читает 1-й час[8] .

1-й час читается без кафизмы. Тропарь: «Заутра услыши...» со стихами произносится чтецом в обычном порядке, но только без пения. По Трисвятом на часах - кондак Триоди: «Душе моя, душе моя...». Конечное Трисвятое отменяется. На 3-м часе – кафизма 9-я; на 6-м часе – кафизма 10-я; на 9-м часе – кафизма 11-я. На всех часах молитва прп. Ефрема Сирина читается с тремя поклонами (а не с 16-ю).

На изобразительных - блаженны поскору, без пения; по Трисвя­том

кондак – «Душе моя, душе моя...». Изобразительны следует заканчивать следующим образом: после кондака - чтец: «Господи, помилуй» (40), «Слава, и ныне» - «Честнейшую Херувим...». «Име­нем Господним...». Иерей: «Боже, ущедри ны...». Чтец: «Аминь». Иерей - молитва прп. Ефрема Сирина (с тремя поклонами). Чтец: «Аминь», молитва: «Всесвятая Троице...». Диакон: «Премудрость». Певцы: «Достойно есть...». Иерей: «Пресвятая Богородице...». Певцы: «Честнейшую Херувим...». Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже...». Певцы: «Слава, и ныне», «Господи, помилуй» (трижды), «Благо­слови». Отпуст малый.

На вечерне, с которой начинается Литургия Преждеосвященных Даров, стихословится 12-я кафизма. 

На «Господи, воззвах» стихиры на 10: Триоди.- 6 (первая сти­хира - дважды) и Минеи- 4 (первая стихира ­дважды). «Слава, и ныне» - Крестобогородичен Минеи, глас тот же: «Юница нескверная...».

Вход. Чтение паримий Триоди и прочее последование Литургии Преждеосвященных Даров.

Примечание. «На трапезе же ядим елей и вино пием, труда ради бывшаго. Нецыи же уставы разрешати точию на вино попущают, на елей же не оставляют. Во святыя же Горы Типице разсуждает: на святыx мученик 40, на Предтечевы главы обретение, в среду Крестопоклонную, на Великий канон и на Неседаль­ное (т. е. Акафист Божией Матери в субботу 5-й седмиuы. - Ред.) ясти два варения со елеем и испивати по две чаши вина,» (Типикон, гл. 49, «В четверток 5-я Недели святых постов. В сий же четверток»).

 

 

 


Дата добавления: 2021-05-18; просмотров: 56; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!