НАЧАЛЬНАЯ, ИЛИ ОЧИЩАЮЩАЯ, БЛАГОДАТЬ 10 страница



Расстройство от болезней, которые возникают от упрямого греховного поведения, также разрушает внутренний мир человека. Однако благодаря болезням мы очищаемся от наших грехов и обновляемся в покаянной молитве сна чала душой, а затем, когда восстанавливаются в сердце благодатная тихость и мирность, выздоравливает и тело. Таким образом Бог смотрит за нашим поведением и духовным устроением. Больные и бедные - друзья Бога, ибо они всецело предают Ему самих себя, в то время как богатые и здоровые за их гордость оставлены в душевном помрачении Богом, пока не дойдут до полного тупика в своем горделивом превозношении. Поэтому болезни и скорби - это Божии благодеяния, а благодарная молитва и совершенная мирность духа - это духовные лекарства во всех болезнях.

Безмерная любовь Бога к человеку никому не навязывает себя насильно, но кротко ждет того момента, когда душа человеческая перестанет надеяться на собственные силы и почувствует необходимость в Божественной помощи и поддержке. Только тогда душа обретает мир и покой, когда оставляет непримиримость и враждебность ко всему окружающему, а в молитвенных покаянных взываниях к Богу болезни и скорби становятся для нее Божественным благодеянием. Именно в мире душевном начинается прямое постижение человеком благодатной мудрости Божией и усвоение душой неизмеримой милости и любви Христовой.

Итоги умной молитвы: упражнение в постони ном внимании, безпрерывное желание не расставаться с именем Божиим и с четками, борьба с окрадыванием ума помыслами, познание Влейшего мысленного врага по беспрестанным от него досаждениям, мужественное решение побороть его и освободиться от греховного рабства. После многих лет своевольной и безличной жизни ум начинает смиряться и подчиняться молитвенному обузданию; когда внимание рассеивается, его можно быстро вернуть к молитве. Количество дурных помышлений уменьшается, и сердце ощущает успокоение от грубых страстей. Голова становится ясной, а проницательность ума возрастает, в сердце постоянно присутствует мир душевный. Мирские желания и мечтания утрачивают свою власть над молящимся умом. В уме возникает умиротворение, а в душе рождается стремление к уединению, сердце все чаще чувствует присутствие Божие и благодатную помощь.

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

СЕРДЕЧНАЯ МОЛИТВА

ПРЕОБРАЖЕНИЕ ПОМЫСЛОВ

Цель сердечной молитвы состоит в непосредственном очищении сердца, а следствие его очи щения - прекращение помыслов и схождение я сердце Божественной благодати. Помыслы являются болезнью ума, они истощают его силу и разрушают его целостность. Каждый принятый помысл, укрепившись в душе, превращается и губительную страсть, порабощающую человеки. Если умная покаянная молитва требует ясного и четкого произнесения молитвенных слов, то в сердечной молитве к покаянию добавляется еще и чувство умиления, нежности и сердечной любви во время нашего обращения ко Христу. Пусть сердце твое будет простым и добрым, избегающим всякого двоедушия и лукавства.

В сердечной молитве мы преображаем пустые и безсодержательные мысли в страх Божий и память смертную, в осознание посмерт ного воздаяния, в ожидание пришествия Христова. Подобные размышления предотвращаю I впадение ума в рабство губительных помыслов и разрушительных страстей, подкрепляя наши размышления покаянной сердечной молитвой, укрепляемой благодатью. Произноси имя Божие медленно, вкладывая в покаяние горячую

_________Сердечная молитва_________ 139 ■юбовь к Господу, с полной искренностью и самоотдачей, но без возбужденности и перенапряжения. Сердечная молитва - это приближение к Христовой любви и опытное обретение этого благодатного переживания и единения со Христом всего нашего сердца, души и разумения.

Поскольку безчисленные дурные помыслы ж владели сердцем, нам предстоит нелегкая борьба сделать наши помышления добрыми, чистыми и человеколюбивыми. Это называется стяжанием ангельского видения, когда сердце I человеческое приучается в молитве видеть весь Мир как единое благо, сотворенное Преблагим Потом, а всякого человека и всякое обстоятельство - как премудрый Промысл Божий о нашем Спасении. Грехопадение человека разделило ум и сердце, но молитва Иисусова вновь соединяет их, делая цельным естество человека, которое уже не нуждается ни в каких помышлениях. Если придерживаться этой молитвы постоянно, то ум вернется в сердце, привлеченный в него благодатью. Путь сердечной молитвы - это стяжание подлинной любви к Богу и людям. Но мир ненавидит молитву и ищет мирских услаждений, называемых им «любовью». Поэтому пути мира и сердечной молитвы несовместимы. В этой молитве подвижник принимает от мира все его поношения и унижения, возвращая ему любовь и сострадание.

Молитвенная практика прежде всего открывает нам земной ад, в котором мы существуем, рабски плененные обманчивыми злокозненными помыслами, словно схваченные диаволом мертвой хваткой за горло. Но этой же сердечной молитвой Иисусовой нам отворяются узкие вра га спасения благодаря непрерывному молитвен ному покаянию, через которое мы становимся едины со Христом, «обретая сознание Христа» (архимандрит Софроний). Сердечная молитва преображает и сердце, и душу и делает всю на шу жизнь покаянной молитвой. Она приноси I душе мир и безмятежность, если только сам человек не отклонится от нее. Если мы будем прилагать всяческое старание, чтобы удержан этот душевный мир как можно дольше, то даже в искушениях различные сложные обстоите ль* ства и затруднения будут исправляться гораздо легче и быстрее. Таково удивительное свойство душевной мирности и тихости, которые являются начальной ступенью в обретении спасения в благодатном покое Божием.

Хочешь возлюбить Христа? Преобрази собственные страсти в добродетели и вручи их Христу. Борьба со страстями без Христа - это великие скорби, а борьба с помыслами без помощи Божией - величайшие страдания. Тот, кто знает, что все люди страдают, сам сострадает им в молитве, обретая помощь Божию. В сердечной молитве начинается наш исход из мира и умом, и сердцем в покой Божий, чтобы посвятить их всецело Богу. Чем полнее и решительнее этот выход и окончательный разрыв с миром, тем полнее и благодатнее наш союз с блаженным Божественным присутствием в нашем сердце.

Сама Божественная благодать, обретенная молитвой, привлекает ум в сердце, которое постепенно, мало-помалу, становится живым и проницательным, наполняясь покоем Божиим.

В этих нелегких сражениях со страстями за чистоту ума и сердца нам надлежит всякое искушение преображать и восполнять добродетелью: отсутствие любви к Богу и ближним мы носполняем делами любви и милосердия, обиду за пренебрежение нами и уничижение мы изменяем в долготерпение и прощение, отсутствие нерассеянной молитвы мы восполняем сугубым нпиманием и сосредоточением на покаянных словах Иисусовой молитвы. Нашу нетерпели-иость и раздражительность преображаем в сострадание и доброжелательность, и все это совершаем не своими силами, но с помощью молитвенной благодати.

Перейдя к практике сердечной молитвы, мы начинаем ощущать приближение помыслов, как некую силу или энергию, обитающую вне нашего глубокого сердца. И когда мы замечаем помыслы страха или гневные помышления, то ощущаем их вне себя, как чуждые нашему сокровенному устроению злые энергии. Мы не допускаем их в сердце, но храним сердечную мирность и тихость. Помыслы страха пред людьми или обстоятельствами мы преображаем в страх Божий, который становится благоговейным опасением совершить что-либо недостойное пред любовью и мудростью Божией, а помышления раздражительности или гнева преображаем в молитву сострадания и сочув ствия к нашим ближним.

Такие благотворные изменения нашего сер дечного расположения неисходно начинают см провождать нашу жизнь в любых обстоятет ствах, укрепляя сердечную молитву. Иисусом молитва всегда неизменна, но мы лишь изм< няем ее покаянный смысл в соответствии с ом стоятельствами, преображая их этой молитвой Для сердечной молитвы нужно иметь чуткое | открытое ко всему благому сердце. Если сердце открыто Богу, оно быстро стяжает молитвенный плач и слезы. Но его открытость должна бы и, сопряжена с сугубым трезвением: зорким вид! нием мысленных воров и грабителей - дурны страстей и лукавых помышлений. Открыв»' сердце - это тонко чувствующее сердце, в кот<н рое приходит кроткая и смиренная благодати привлекая ум и соединяя его с сердечной глуби ной. В такой молитве приходит понимание тога как следовать воле Божией. Необходимо имен, мужество, чтобы не бросаться безрассудочно им поднять всякий помысл, который придет в гоям ву, и терпение, чтобы ожидать помогающую пси кой молящейся душе благодать Христову. Липп с ней возможно безошибочное и безкорыспю* исполнение всякого дела, лишенное эгоизма.

Люди наделяют нас привязанностями и и| дают утешения, которое приносит нам святи благодать. Считать себя всегда виновным - луч* ший выход во всех молитвенных искушен!ин и недоразумениях, прощать всех враждуют и I г нами - лучшее средство к обретению смирения и рассуждения. Не ум и его мысли должны |ыть нашими советчиками, а тихость и мирность сердца, которые есть благодатная жизнь нашего ■Уха. Если же сердце пребывает в возбуждении и «покое, его не следует слушать. Таким образом, мы обучаемся духовному рассуждению благодаря сердечной молитве. Если Бог хочет нам помочь, Он дает нам разумение, и оно приходит из Сердечной тишины и молитвы. Когда же Господь отыщет душу, которая благоговейно принима-■г Его вразумления, Он дает столько благодати, сколько необходимо и сколько может она усвоить. И это разумение приходит к душе только в «Плечной молитве, когда она целиком посвящена внутреннему очищению и объединению по-■и яиной молитвы с сердечным пространством.

Пусть в сердце пребывает ум без грязи помышлений, чистый от образов и мечтаний. В «той молитве сердце всецело живет смирением н через него стяжает благодать. Смиришься до аемли - окажешься на Небе. Осознаешь себя не-■остойным Бога - постигнешь Его, как Он есть. >Н<)Г любви и мудрости познается в тихости и свя-«сти. Потому что покой Божий, где нет никаких помышлений, есть сверхмысленное благо. Лукавые обольщения нападают на нас страстями и измышлениями. Любой помысл - это проявление несмирения. Отсеки в себе всякое про-1 пиление смирению - и немедленно стяжешь Ьяагодать. В живой молитве мы открываем Бо-гу наше бессилие, немощи, уныние и отчаяние.

Так молитва становится сердечным искренним собеседованием с Богом. Заповеди Евангелин открывают нам тайну того, как живет Бог. По этому молящееся сердце нуждается в поддерж» ке Божественной благодати, чтобы научиться жить жизнью Бога.

Сердце управляет умом, ум управляет ды ханием, а дыхание управляет всем телом. Бог прост и пребывает в сердце человеческом, вмс стилище духа или сознания. Простота, подои ная простоте детей, - великая добродетель для стяжания сердечной молитвы. В устной и ум ной молитве всегда может присутствовать нс которая доля актерства вследствие тщеславного молитвенного делания напоказ в присутствии других людей. Но в сердечной молитве, и тем более в непрестанной, такое просто невозможно Благодать делает молитвенника естественным и простым без всякого притворства. Сердечная молитва обучает молящегося извлекать пользу из всяких обстоятельств. В неблагоприятных обстоятельствах он усиливает свое покаяние, а в благоприятных - изливает свою благодарность Богу, а Господь, ведя душу к спасению, поочередно прилагает к ней целительные пластыри смирения в виде обид и унижений.

Сердце теряется в безпрестанном кружении среди вещей, обстоятельств и безпорядочных помыслов. Это и есть мир суеты, создающий длительную и закоренелую привычку похоти плоти, очей и ума. Если их лишить привычной суеты, то эта застарелая дурная привычка кружить среди вещей мира внешнего и помыслов мира внутреннего еще долго продолжает терзать душу, не желая оставить ее. Когда ум с помощью благодати отрывается от безпорядочно-го парения в вещах и помышлениях, она начнет утверждаться в сердечных глубинах, становясь духовным сердцем, в котором сияет Христос. Преодолеть грех - значит преодолеть смерть. И это понимание должно сопровождать наше молитвенное устремление к свету. Чем горше скорби, тем слаще Возлюбленный Христос. Земля - место нашего изгнания из рая, Царство Божие - наша родина, куда нас приводит сердечная молитва.

Слепые мысли никогда не могут узреть сияние Божества, Его видит лишь чистое сердце, прозревшее в благодати. Чистое сердце зрит Бога сначала внутри, а затем и снаружи. Тогда Бог наполняет всего человека, а ум, сердце и душа начинают полностью жить только Богом. Мирное сердце - это благодатное сердце, живущее целиком по воле Господа. Уклонение от этой мирности есть разрыв с Богом и потеря благодати. Только став мирным, сердце может осуществлять внимательное наблюдение за каждым движением ума. Такое трезвение и бдительность сильно уменьшают количество помыслов, избавляя человека, в конце концов, от них полностью: «Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам», — тщательное исполнение этого правила становится возможным лишь с овладением сердечной молитвой. Присутствие благодати помогает нам пребывать во внима1111 и и трезвении внутри нашего сердца.

На вдохе тихо и очень мягко вводи ум с моли I вой «Господи Иисусе Христе» в сердце, а при вы дохе оставляй ум внутри со словами «помилуй мя!». Когда ум найдет сердце по его благодатному отклику, он горячо полюбит это спасительное делание так, что не захочет с ним никогда расставаться. Это указывает на то, что пришло время сердечной молитвы, молитвы любви, душевного радования и духовного веселия. Некоторые молитвенники иногда после вдоха задерживают дыхание, чтобы сердце внимало словам молитвы, а затем медленно и осторожно выды хают, удерживая ум внутри. Тогда он перестае'1 своевольничать и кружить в помыслах, но водворяется неисходно в молящемся сердце. Поначалу это трудно, но с практикой становится привычным и естественным, когда обретается сердечная молитва без малейших помышлений. Так приходит к молитвеннику Божественная благодать, дарующая непрестанную молитву.

Нам следует помнить, что до прихода в сердце Божественной благодати, предстоят великие труды с потом и усердием, поскольку внимательная молитва дается потом, а любовь - кровью самоотречения. В сердечной молитве душа впервые ощущает не мимолетную и душевную, но подлинную духовную радость и ликование, но затем снова возвращаются скорби и борения с приражениями страстей и помыслов, не оставляющих молитвенника. Пока у человека нет глубокого и всецелого покаяния, он деятельно служит людям, оставаясь мирянином. Но когда благодать коснется его сердца и зажжет в нем пламя покаяния, такой верующий оставляет мир и уединяется в монастыре, углубляя покаянное чувство в сердечной молитве. В миру невозможно жить с сердечной молитвой и сохранить ее там, поскольку она влечет сердце не отвлекаться ни на что другое. Поскольку не существует ничего более важного, чем молитва, следует оставить все и следовать за ней, чтобы она привела нас ко Христу и соединила с Ним навеки. Самая, казалось бы, полезная мирская деятельность - ничто, по сравнению со стяжанием непрестанной молитвы, так как эта молитва есть подлинное чудо Божие на земле нашего сердца. Слезы в сердечной молитве чрезвычайно ценны, но еще важнее живое чувство устремленности, верности и любви к Богу, наполненные глубоким покаянием.

Никогда не отступай вниманием от Бога, ибо, по словам свт. Григория Паламы, «ум, отступивший от Бога, становится или скотоподобным, или демоническим». Всегда следи умом за сердцем, чтобы в нем не прерывалась молитва ни днем, ни ночью. Стоит лишь малейшему греху проникнуть в сердце подобно ложке дегтя в бочку меда, вся духовная жизнь летит насмарку и, чтобы вернуть ее, нужно приложить немало трудов и душевных усилий в уединении. Если нет места для духовной жизни, живи умом во Христе. Если нет места для уединения, уединяйся в собственном сердце. Кто соединяй в себе все это, тот и есть молитвенник. То серд це приходит к духовной свободе, к совершен ной свободе от помыслов, которое во Христе делан себя свободным от всяких мечтаний о вещах ми* ра сего. Ум, совершенно не имеющий никакие мыслей, и сердце, полностью не имеющее нйка« ких привязанностей, сливаются воедино и обрс тают Христа с помощью Святого Духа.

Суть заповедей Христовых - совершенная чи стота сердца и полное внимание к нему. Плод* сердечной чистоты - вечное спасение, а плод внимания к сердцу - Божественная благо! дать. Согласно наставлениям подвижников, вен жизнь человеческая - это путь ко все большему возрастанию в смирении. Тогда душа постоянно находится под Божественным покровом. Вен цом смирения является смерть во всяком благо* честии и чистоте, как завершение жизненного пути. Всякая иная жизнь - это мука и отчаянно. Святые молитвенники занимались сердечно!I молитвой не потому, что считали себя велики ми святыми, а потому, что видели себя великими грешниками. Так приходили они в смиренно и обретали благодать.

Однако почему множество ревнителей умной молитвы, которые постятся и совершают многочасовые ночные бдения, пребывают в различ ных телесных страданиях и сурово подвизаются остаются ущербными и озлобленными? Потому что подобает прежде всего с помощью благодати убрести послушное и доброе сердце, любящее Нога и ближних, а затем сделать его кротким, ■«дерзким, милующим и сострадательным. Они не поспешили вначале избавиться от зем-иых привязанностей к чревоугодию, сребролюбию, к почету и уважению, к пристрастию к Водным и близким, отсекая эти привязанности Через душевную боль и скорби. Как же им обрести помощь Божию и в чем, если они, оставив Постройку духовного фундамента, начали сразу Возводить кровлю - поиски благодати в нерассеянной молитве?

В молитвенной жизни не те люди являются благодетелями, кто дают деньги, а те, кто возводят на нас клевету, поносят и унижают. Сердечная молитва в таких наиболее суровых искушениях, как клевета и презрение, укрепляется и обретает крылья благодати. Без глубокого и Осознанного сердечного смирения аскетические подвиги часто становятся обычным телесным Истязанием. Сокрушение эгоизма важнее ношения цепей, а уничтожение самолюбия важнее погружения зимой в ледяную воду. Смирившаяся душа, взявшая на себя подвиг духовного и телесного покаяния, скоро поставляет себя пред Си мим Господом. Именно сердце отверзается молитвой к Божественной любви, так как само имя Иисуса несет в себе духовную радость и любовь, и этой любовью сердце начинает любить и само имя Божие, стараясь неустанно повторять Его и чувствовать в Нем нескончаемую сладость.

Любое дело следует начинать и заканчивать смирением. Это знак Божия благоволения и смысл всякой нашей богоугодной деятельно сти. Удостоверением этому служит сердечн о! молитва: она укрепляется, если наши постущ ки основаны на смирении, и угасает, если в нее проникает тщеславие от похвал и одобрении Эта молитва может совсем прекратиться и нс скоро вернуться, поскольку ей чуждо всякой прегрешение: дерзкое слово ослабляет ее, ну стословие лишает молитву силы, а от тщеслашI >« она уходит из сердца. Чтобы вернуть сердечную молитву, необходимо приложить много труден, в самоукорении и слезах припадая к стонам Иисусовым. Скорби и искушения предназначн» ются гордым и тщеславным, а ленящимся и нс соблюдающим посты и воздержный образ жил ни - телесные болезни и недомогания.

В сердце, смиренно претерпевающем волн' Божию и безропотно несущем свой крест, рождается подлинная сердечная молитва, согревающая и очищающая его благодатью. Чем боль шее мы претерпеваем искушение не только без ропота, но и с великой искренней благодарностью к Богу, тем большую обретаем благодать в сердечной молитве. Тогда наше сердце становится духовным небом, в котором все видно до горизонта, насколько могут видеть умные очи Однако священное созерцание пока еще недо ступно этому виду молитвы.

Укрепившись в умной молитве и самоотверженно отторгнув всякие мирские привязан пости и влечения, подвижник переходит к стяжанию сердечной молитвы, которой необходимо уединение, чтобы такое жительство стало молитвенной лабораторией. Уединенный опыт показывает: для того чтобы ум хотя бы немного пришел в себя от суеты и молвы, ему нужно самое меньшее месяц. Лишь после этого в нем начинает пробуждаться пока еще слабое, но жи-цое молитвенное настроение. А для того, чтобы успокоились страсти и утихли помыслы, и для того, чтобы в молитве ожило сердце, необходимо прожить в безмолвии не меньше полугода. Тогда оно под действием молитвенной благодати вспоминает, что оно рассеянно, и быстро собирается в молитве.


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 57; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!