ЗАБРОШЕННЫЕ И ПУСТУЮЩИЕ ЗДАНИЯ КАК АРТ-ОБЪЕКТЫ



Возможности позиционирования заброшенных зданий Томска

Заброшенные здания есть в любом городе: покинутые и недостроенные сооружения, остатки разорившихся предприятий. Они привлекают любителей экстремальных видов отдыха, истории, фантастики. Встречаются дворянские поместья, заброшенные деревни, частные дома, объекты промышленности (заводы, фабрики, фермы) или инфраструктуры (неиспользуемые железные дороги). Такие объекты могут иметь необычную архитектуру, исторически ценную, или промышленную, которую людям, не работающим в промышленности видеть не привычно.

В Томске, как и в любом городе заброшенных и пустующих зданий много. Среди них немало тех, что портят облик города в центре: одни из них деревянные, неподлежащие восстановлению, другие, например, на ул. Гагарина, являются памятниками архитектуры или временно заброшенными стройками. Наиболее интересные заброшенные объекты традиционно находятся за чертой города и не доступны без личного транспорта.

В Томске и окрестностях есть как здания, привлекающие увядающей былой роскошью, так и недострои, привлекающие своей пустотой. Особое значение имеют высотные здания, к которым, на территории Томска, доступ ограничен. В целом, для посещения заброшенного здания необходимо найти владельца и получить разрешение.

Для любителей экстремального отдыха посещение заброшенных зданий – это в первую очередь возможность доказать себе и другим, показать своё бесстрашие, силу духа, физические способности. И нет лучше способа в современном мире показать другим, чего ты стоишь, и насколько необычна твоя жизнь, как фотографии в соцсетях.

Привлекают заброшенные объекты и людей творческих. Художники, фотографы, поэты и писатели посещают такие места с целью уединения, поиска вдохновения. Привлекает атмосфера пустоты и разрухи – с одной стороны, и возможность прикоснуться к истории – с другой. Здесь и сами комнаты и стены, и различные предметы, объекты промышленности или быта людей.

С точки зрения некоторых современных молодых фотографов заброшенные здания и сооружения имеют ценность ещё большую. Для них пустующие здания являются декорацией и объектом съёмки. Часто фотографии создаются на контрасте обветшалого здания с природой или здания с человеком, а сложные условия съёмки как бы бросают вызов.

Среди сложностей фотографии в заброшенном здании можно выделить технические и бытовые трудности. Что касается непосредственно съёмки, здесь встречаются большие пустые пространства, которые нечем заполнить, из-за чего могут возникать сложности в построении композиции, тёмные помещения, для освещения которых необходимо иметь с собой дополнительное освещение, притом, как правило, источник освещения должен быть компактным, нет возможности брать с собой много вещей. Не редко встречаются большие контрасты освещения, того, что в помещении с тем, что на улице. В отдельных случаях нет возможности использовать дополнительный источник освещения в дневное время, чтобы он не смешивался с естественным светом, делая кожу модели серой.

Благодаря этим и другим ограничениям подобного рода съёмок создаётся благоприятная обстановка для соревнования фотографов. На попытках сделать из непривлекательной обстановки и окружающих предметов максимально интересную фотографию, оттачивается навык.

Из нефотографических трудностей здесь стоит отметить опасности пребывания на заброшенном здании. Такие места могут служить жилищем лиц без определённого места жительства или бродячих собак, местом сбора криминальных личностей или агрессивных подростков. Отсутствие какого-либо применения зданиям со стороны обычных граждан делает эти места привлекательными для маргиналов. Кроме того, старые здания могут разрушаться. Эти моменты необходимо учесть и принять соответствующие меры предосторожности.

В связи с вышеописанными и другими сложностями, связанными с заброшенными зданиями, доступ к ним не редко ограничен. Это решает проблему безопасности, но не решает проблему существования непривлекательного объекта, портящего вид города и подверженного незаконной расклейке объявлений. Проблема заключается ещё и в том, что консервация объекта должна быть произведена его владельцем, которого не всегда удаётся найти. В большинстве случаев обращения в суд по несчастным случаям в заброшенном здании и прилегающей территории решением становится также ограничение к нему доступа [8].

Цель фотопроекта привлечь внимание к заброшенным зданиям как арт объектам с целью уменьшения опасности этих мест, за счёт их снижения привлекательности для маргинальных личностей (т.к. их привлекает отсутствие людей), уменьшения замусоривания объектов, т.к. мало людей захотят портить свои же фотографии, а также и в целом, для рационального использования данного антропогенного ресурса.

Проект «Жизнь заброшек»

В рамках заданной темы курсовой работы «Композиционные особенности архитектурной фотографии» была выполнена практическая работа.

Для достижения цели моей курсовой и получения качественных фотографий использовался фотоаппарат Nikon D5100 (Приложение 2. Рисунок 5, 6), Nikon D7200 (Приложение 2. Рисунок 7, 8, 9, 10, 11, 12) и объектив 18-105 mm f/3.5-5.6. При осуществлении фотосъемки учитывались основные композиционные правила. Фотографии сделаны в ручном режиме с настройками: выдержка, диафрагма и ISO (Таблица 1) выставлялись по-разному с учётом освещения. Дополнительно использовался штатив и фонарь налобный с регулировкой размера светового пятна.

Съёмка проводилась с осени 2020 г. Вошедшие в фотопроект кадры были сделаны зимой: в феврале 2020 г. (Приложение 2. Рисунок 5, 6) и в январе 2021 г. (Приложение 2. Рисунок 7, 8, 9, 10, 11, 12). Место съёмки – Кировский район г. Томска. Все фотографии сделаны в середине солнечного дня, чтобы можно было использовать естественное освещение.

Таблица 1. Настройки фотоаппарата для фотографий проекта

Фотография Выдержка Диафрагма ISO
Приложение 2. Рисунок 1 1/80 3.5 200
Приложение 2. Рисунок 2 1/50 3.5 2000
Приложение 2. Рисунок 3 1/800 3.5 320
Приложение 2. Рисунок 4 1/800 3.5 320
Приложение 2. Рисунок 6 1/60 3.5 320
Приложение 2. Рисунок 7 1/250 3.5 320
Приложение 2. Рисунок 8 1/60 3.5 320

 

На фотографиях использовалось правило третей (Приложение 2. Рисунок 5, 8, 9, 10, 11) для выделения главного объекта или расположение объекта по центру (Приложение 2. Рисунок 6, 7, 12) с целью гармонично вписать человека в окружающую обстановку.

Светотеневой рисунок является основным выразительным средством на одних фотографиях (Приложение 2. Рисунок 7, 8) и дополняет другие (Приложение 2. Рисунок 5, 10, 12).

Фотография, Приложение 2. Рисунок 7, представляет собой HDR, сделанный из 4 фотографий, диафрагма 4.2. Это было необходимо в связи со значительным контрастом внутри помещения и за окном.

На фото, Приложение 2. Рисунок 10, особенности раскола стены, взятые по центру, придают объём кадру.

Человек без верхней одежды (Приложение 2. Рисунок 12), несмотря на своё расположение, не по центру кадра, а по трети, всё равно смотрится гармонично в окружающей обстановке, а не ей в противовес, т.к. по дому мы обычно ходим без верхней одежды. Фотография похожа на исторический живой момент за счёт цветокоррекции.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В ходе выполнения данной курсовой работы были изучены и выполнены все поставленные задачи. Была изучена история жанрового портрета, выявлены композиционные особенности жанрового портрета, рассмотрено место заброшенных и пустующих зданий в искусстве. На основании вышеизложенного реализован фотопроект.

В процессе работы были выявлены следующие особенности съёмок жанрового портрета в условиях заброшенного здания:

Ø Заброшенные здания часто представляют собой большие незаполненные пространства, часто наблюдается хаос окружающих предметов. Для решения данной проблемы человек помещается в центре композиции, объединяя, таким образом, окружающий хаос. В случае с обширными пустыми пространствами, человек помещается в центре, чтобы пустота стала частью композиции.

Ø В описанных условиях необходимо учитывать наличие световых контрастов (за окном может быть значительно светлее, чем в помещении), а также наличие и вовсе слабо освещённых даже в дневное время пространств. При этом, как правило, источник освещения должен быть компактным, нет возможности брать с собой много вещей.

Ø Могут встречаться отдельные участки, где нет возможности использовать дополнительный источник освещения в дневное время, чтобы он не смешивался с естественным светом, делая кожу модели серой. В таком случае необходимо максимально использовать дневное освещение и повышать ISO.

Ø Помимо технических сложностей необходимо учитывать встречающиеся здесь опасности, такие, как бездомные собаки, криминальные личности, угроза обрушения здания, и принимать соответствующие меры предосторожности.

Таким образом, поставленная цель: выявить особенности композиции жанрового портрета на примере проекта «Жизнь заброшек» была достигнута.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Акопян М. Р. Фотография. Для тех, кто хочет все успеть. – М.: Эксмо, 2017. – 128 с.

2. Выставка «Вильям Каррик» в Музее российской фотографии [Электронный ресурс]: Новости музеев – Режим доступа: http://museum.ru/N71653 (11.02.2021).

3. Дегтярев А. Р. Фотокомпозиция: средства, формы, приемы – М.: ФАИР, 2012. – 272 с.

4. Жанровая фотография [Электронный ресурс]: Art-assorty – Режим доступа: https://art-assorty.ru/117-zhanrovaya-fotografiya.html (01.11.2019).

5. Жанровая фотография [Электронный ресурс]: Фотография как искусство – Режим доступа: http://istoriya-foto.ru/books/item/f00/s00/z0000000/st031.shtml (30.11.2019).

6. Жанровый портрет (жанр фотографии жанрового портрета в фотоискусстве) [Электронный ресурс]: Фотопризер – Режим доступа: fotoprizer.ru/articles/ganry-fotografii/zhanroviy-portret-zhanr-fotografii-zhanrovogo-portreta-v-fotoiskusstve/119/?q=1335&n=119 (20.10.2019).

7. Жанровый портрет. Расскажи мне о себе [Электронный ресурс]: Livejournal – Режим доступа: https://30-day-photo.livejournal.com/6230883.html (01.11.2019).

8. Забашта А. Комплексная проблема заброшенных недостроев [Электронный ресурс] / А. Забашта, И. Демидов // Репортер 73. – 27 марта 2019. – Заголовок с экрана. – Режим доступа: https://reporter73.tv/2019/03/27/комплексная-проблема-заброшенных-не/ – Дата обращения: 28.11.2019.

9. История фотографии. Уильям Генри Фокс Тальбот [Электронный ресурс]: Livejournal – Режим доступа: https://humus.livejournal.com/2487417.html (11.02.2021).

10. Лапин А. И. Фотография как... – Москва: Treemedia, 2018. – 306 с.

11. Мастера фотографии [Электронный ресурс]: Любить фотографию – Режим доступа: http://www.si-foto.com/9-shiroko-izvestnyih-fotografov-u-kotoryih-nuzhno-uchitsya-portretnoy-fotografii/ (11.02.2021).

12. Особенности жанровой фотографии. Взгляд Сергея Шандина [Электронный ресурс]: Rosphoto – Режим доступа: https://rosphoto.com/events/zhanrovay_photografiy_sergey_shandina-1640 (01.11.2019).

13. Свет и цвет в фотографии [Электронный ресурс]: Fotoкомок – Режим доступа: http://www.fotokomok.ru/svet-i-cvet-v-fotografii/ (09.12.2019).

14. Творчество Караваджо [Электронный ресурс]: Арт планета Small Bay: художественно-исторический музей – Режим доступа: http://smallbay.ru/article/painting_italy_caravaggio.html (26.11.2019).

15. Фотография жанровая и репортажная [Электронный ресурс]: Takefoto.ru – Режим доступа: https://www.takefoto.ru/articles/teoriya_fotografii/1603_fotografiya_janrovaya_i_reportajnaya (30.10.2019).


16.

Приложение 1             

Рисунок 1. «Сцена лесной охоты». Автор: Вильям Нотман

Рисунок 2. «Приставная лестница». Автор: Ф. Тальбот

Рисунок 3. «Русский крестьянин из Тверской губернии». Автор: Вильям Каррик

Рисунок 4. Игорь Стравинский. Автор: Арнольд Ньюман

Приложение 2

Рисунок 5. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 6. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 7. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 8. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 9. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 10. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 11. Автор: Виктория Богомолова

Рисунок 12. Автор: Виктория Богомолова


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 105; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!