Композиционные и технологические особенности жанрового портрета



Знание принципов композиции и возможностей собственной техники необходимо для фотографа. Изобразительные средства и законы композиции способствуют правильному восприятию визуально-образной информации, улучшают психологическое восприятие картины [1]. В различных жанрах фотографии свои особенности построения кадра.

Композиционные особенности жанровой и репортажной фотографии почти полностью совпадают и в значительной степени отличаются от композиции в портрете. Портрет – разновидность изображения, центром которого является человек. Окружающие предметы и интерьер призваны лишь дополнить ощущения зрителя об изображаемом [6]. Так как жанровый портрет – это в первую очередь изображение человека, то далее мы будем рассматривать композиционные особенности портрета [3].

Композиция – это взаимное расположения предметов единой картины. В декоративно-прикладном искусстве – это физические предметы, которые можно легко передвинуть или поменять местами. В живописи – это предметы нарисованные, которые также, хоть и сложнее, можно передвинуть или поменять их цвет. В фотографии не всегда и не все предметы можно передвинуть [3]. Проблематично передвинуть чужой автомобиль, нельзя просто взять и снести или перекрасить мешающее нам здание. В данном случае мы прибегаем к таким приёмам как выбор точки съёмки, ракурса и кадрирование. Необходимо решить, какие предметы в кадре имеют смысловую нагрузку, а какие нет. Наш разум по своей природе логичен и рационален, нам проще воспринимать изображение, где все объекты приведены в порядок и нет ничего лишнего [3, 14].

От точки съемки и ракурса зависит соотношение между предметами. Так, если мы хотим показать значительность, важность и напыщенность, можно сфотографировать человека так, чтобы он занимал собою весь дверной проем или его большую часть [3].

Необходимо учесть и такую важную вещь, как золотое сечение, правило третей, которое из него вытекает. Золотое сечение – это правило в искусстве, возникшее на основе исследования особенностей нашего зрения, а следовательно очень важно. Также для глаза легче воспринимать цельные группы объектов, чем разрозненные и непересекающиеся между собой. Однако фотография — динамичное средство выражения, поэтому изменение правил съёмки возможно, особенно в живом и выразительном изображении человека [3, 10].

Важным композиционным условием любого портрета является необходимость запечатлеть момент, отраженный в мимике, небольшом изменении положения тела, жестах [7].

Фотография в переводе с греческого означает рисунок светом. Свет в фотографии играет важнейшую роль. Он помогает выявить форму, объём, фактуру объекта, позволяет акцентировать внимание или дополнить композицию. А, кроме того, свет выполняет экспозиционную функцию, там, где нет света, не может быть и фотографии [10].

Свет в фотографии принято делить на следующие категории: рисующий, заполняющий, моделирующий, фоновый, контровой и световой акцент. Рисующий свет создает теневой рисунок на предметах, позволяет выявить их форму и фактуру. Таким свет является, когда находится в переднем диагональном положении. Заполняющий свет – тот, который сглаживает тени, находится с противоположной стороны от источника, создающего тень, и меньше его по мощности. Это не обязательно самостоятельный источник света. В качестве источника заполняющего света может служить любая отражающая поверхность. Контровой свет создает контур объект и может выполнять функции рисующего. Часто используется для подсветки тонких волокон ткани, шерсти или волос. Моделирующий свет создает дополнительную обработку тех участков модели, которые недостаточно обработаны рисующим светом. Основной светотеневой рисунок при портретной съемке образует рисующий свет, который и определяет характер освещения [1, 3, 10].

По характеру освещения сутки разделяются на несколько периодов. В период сумеречного освещения человек на фотографии будет выглядеть темным силуэтом на фоне яркого неба или, наоборот, светлым силуэтом на темном фоне. В период эффектного освещения (на восходе и закате) вертикальные плоскости освещены сильнее, чем горизонтальные. На последних в это время образуются длинные тени. Во время нормального освещения горизонтальные и вертикальные плоскости освещены практически одинаково. Для создания образа можно использовать выразительную светотень, которая появляется при достаточной подсветке теней рассеянным светом неба. Когда Солнце в зените, горизонтальные плоскости освещены лучше, чем вертикальные, уменьшается количество рассеянного света, которое подсвечивает тени. В это время можно снять портрет на фоне светлых скал, белых стен домов или песчаного берега. Они в это время будут играть роль естественной подсветки. Основной светотеневой рисунок на лице модели образуется прямыми солнечными лучами, тени же освещены солнечным светом, который отражается от стен [13].

Отдельно нужно сказать о кронах деревьев, которые в летнее время заслоняют свет неба, разбивая его на многочисленные блики. Если  кроны деревьев редкие, пятна солнечного света создают высокую контрастность, и снимать очень сложно. В местах, где большое количество деревьев, лучше фотографировать в пасмурную или облачную погоду [1] .


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 125; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!