Известные авторы жанровой фотографии



Департамент по культуре Томской области

Областное государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

«Губернаторский колледж социально- культурных технологий и инноваций»

 

 

Специальность 54.02.08.

«Техника и искусство фотографии»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

КОМПОЗИЦИОННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОГО ПОРТРЕТА НА ПРИМЕРЕ ПРОЕКТА «ЖИЗНЬ ЗАБРОШЕК»

Богомолова Виктория Андреевна

 

Студентка группы З-1950

В. А. Богомолова

 

Научный руководитель:

С. С. Гаденов

 

 

Томск-2021

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ. 3

1 ЖАНРОВЫЙ ПОРТРЕТ. 5

1.1 История жанрового портрета. 5

1.2 Известные авторы жанровой фотографии. 7

1.3 Композиционные и технологические особенности жанрового портрета. 9

2 ЗАБРОШЕННЫЕ И ПУСТУЮЩИЕ ЗДАНИЯ КАК АРТ-ОБЪЕКТЫ.. 12

2.1 Возможности позиционирования заброшенных зданий Томска. 12

2.2 Проект «Жизнь заброшек». 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.. 19

Приложение 1. 21

Приложение 2. 24

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Жанровый портрет – это разновидность фотопортрета, в котором основной упор делается на действия и позы человека. В такой фотографии индивидуальные черты личности передаются через окружающую (часто – естественную для него) среду. Человек гармонично вписывается в ситуацию или окружение и имеет свою историю.

В каждом городе есть заброшенные и пустующие дома, брошенные стройки, остатки разорившихся предприятий. Такие места неизбежно привлекают к себе внимание любителей экстрима или просто любопытных. Люди фотографируются в заброшенных зданиях, желая показать себя, свое бесстрашие и уникальность, через окружающую обстановку. Такая фотография относится к жанровому портрету.

Для создания хорошего портрета необходимо использовать все особенности местности, модели, дополнительных объектов и освещения, а также их взаиморасположение в кадре, т.е. учитывать композиционные особенности. Именно через композицию фотограф может передать свои эмоции и чувства по отношению к окружающей обстановке, происходящему событию, а также, к модели, в случае с портретом. От правильности построения кадра зависит то, какие черты характера модели будут отражены на фотографии.

Объект исследования – жанровый портрет.

Предмет – композиционные особенности жанрового портрета.

Цель работы – выявить особенности композиции жанрового портрета на примере проекта «Жизнь заброшек».

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1) Изучить историю жанрового портрета;

2) Выявить композиционные особенности жанрового портрета;

3) Рассмотреть место заброшенных и пустующих зданий в искусстве;

4) Реализовать проект «Жизнь заброшек».

В первой главе говорится о том, что такое жанровый портрет, рассказывается его история, рассматриваются его композиционные и технологические особенности.

Во второй главе дается определение арт-объекта, рассказывается о возможности позиционирования заброшенных зданий как арт-объект и зачем это нужно. Также во второй главе рассматривается фотопроект «Жизнь заброшек».


 

ЖАНРОВЫЙ ПОРТРЕТ

Жанровая фотография отличается наличием какой-то истории, сюжета. В жанровом портрете, как и в любом портрете, главное место занимает человек. Однако, в случае с жанровым портретом, главное место больше сюжетно, чем композиционно. Это изображение действий и состояний человека [6].

История жанрового портрета

Как и любой портрет, как и большинство направлений и жанров фотографии, жанровый портрет имеет своё начало в живописи. А именно, в конце XVI – начале XVII вв. в Италии. Микеланджело Меризи да Караваджо, итальянский художник того времени оказал огромное влияние на развитие реалистичной живописи. В изображении людей для Караваджо наиболее важно было показать человека, каков он есть, с его эмоциями и переживаниями, а не просто событие или черты внешности изображаемого. Для этой цели художник «играл» с позой и жестами, использовал окружающую обстановку. Караваджо создавал целые жанровые сцены, с помощью которых отображал черты личности через окружающую обстановку. В живописи XVII в. впервые появляется жанр «жанр». Художники данного направления выбирали простые сюжеты, не всегда привлекательную обстановку, прибегали к повествовательности и психологизму в изображении характера изображаемых людей [14, 15].

В фотографии жанр, как один из жанров, выделять стали совсем недавно, а жанровый портрет ещё позднее. Такие портреты относили то к художественной, то к репортажной фотографии. Часто, жанровые фотографии встречаются у репортажных фотографов [5, 6]. Из ранних жанровых фотографов выделяют с одной стороны В. Нотмана, который для своей фотографии выстроил в ателье лес из бутафорских деревьев, камней и мха. Затем, одел в охотничьи костюмы двух натурщиков. Одному из них дал в руки ружьё и велел вскинуть его наизготовку (Приложение 1. Рисунок 1). В дополнении картины – в двух шагах от охотников,  он расположил чучело зверька, на которого "идет охота". Полностью искусственно созданная композиция. Этот снимок наглядно показывал недостатки фотографии того времени в сравнении с живописью. Такой метод часто используется в фотостудиях и теперь. С другой стороны, необходимо отметить снимок Ф. Тальбота «Приставная лестница» (Приложение 1. Рисунок 2). Несмотря на то, что снимок сделан в 1845 г. Персонажи на снимке живые, каждому отведена своя роль в соответствии с жизненными обстоятельствами. Этот пример показывает своеобразие фотографии в сравнении с живописью. Художник полностью продумывает полотно, тогда как фотограф подмечает детали реальной жизни [7, 15].

С появлением высокочувствительных материалов и скоростных затворов необходимость в натурщиках, которые долго сохраняли необходимую позу, отпала. Натурщиков сменили случайные прохожие, участники массовых мероприятий и т.д. Все те, кто привлекал внимания фотографа. Появление портативных фотокамер и моментальной печати привело к значительному увеличению жанровых снимков. Однако, вместе с тем ухудшилось и качество снимков. Люди часто пренебрегали композицией, считая, что большое количество снимков приведёт к нужному качеству само по себе. Такое мнение существует и в настоящее время, что снижает уровень творческих критериев фотоискусства. Существуют две крайности, которые вредя искусству фотографии: полное следование формам живописи и стремление заменить собственное творчество способностями фотоаппарата к фиксации. Наиболее удачной принято считать жанровую фотографию, которая гармонично сочетает в себе художественные навыки фотографа и возможности фотоаппарата [5, 6].

Расцвет жанровой фотографии – 1960-е гг., когда в любительской фотографии вошла в моду съёмка на бытовые темы. Жанровая фотография этого периода не отличалась правильным композиционным построением. Однако  именно в это время начинают уделять большое внимание репортажу и всему то, что раньше считалось недостойным для съёмки. В этот период фотографы особенно стараются быть незаметными, дабы не «спугнуть» участников реально происходящих сцен [5, 6].

В 70-е – начале 80-х гг. значительно возросли требования к жанровому снимку, была попытка найти гармонию между съёмкой событий и человеческими характерами, что важно для жанровой фотографии в наше время. Сейчас считается, что жанровый портрет может быть как постановочным, так и частью репортажа, а наиболее удачный снимок – это сочетание грамотно построенной композиции и немножко случайности в виде мгновенной человеческой эмоции [5, 15].

Известные авторы жанровой фотографии

Вильям Генри Фокс Тальбот (1800-1877) – человек, который придумал негативно-позитивный процесс. Благодаря его изобретению появилась возможность получения на светочувствительном материале негативного изображения, с которого можно получить неограниченное число позитивных копий. Тальбот был физиком и химиком, фотография интересовала его в основном возможностью запечатлеть красоты природы. Он не планировал заниматься определённым жанром, а понятие «жанровая фотография» тогда не существовала.

Одну из фотографий его знаменитого альбома калотипии «Карандаш природы» (1844–1846) уже позднее определили как жанровую. На этой фотографии, под названием «Приставная лестница» (Приложение 1. Рисунок 2), четко просматривается бытовой сюжет, характерный для жанрового снимка [9].

Вильям Нотман (1826-1891) – фотограф и бизнесмен. Его фотографии – подражание живописи. Нортман, подобно художникам, подбирал моделей, наряжал, выставлял декорации [7, 15].

Вильям Каррик (1827-1878) – художник и фотограф, один из первых среди российских фотографов освоивший съемку пейзажа и жанровых сцен. Ему нравилось снимать повседневный труд крестьян (Приложение 1. Рисунок 3), городских простолюдинов и служащих. Начиная снимать в окрестностях Петербурга, Каррик, постепенно охватил Губернии Поволжья. Были планы на съёмки Симбирской губернии летом 1879 г., но, к сожалению, он внезапно умер в ноябре 1878 г.

Из интереса к портретам и жанровым сценка произошло главное дело художника - создание фотогалереи этнических типов Российской империи. Автор назвал серию «Русские типы».

В 1871 – 1875 гг. Вильям Каррик отснял значительный этнографический материал во многих губерниях Поволжья и на Нижегородской ярмарке: в серию "Русские типы" добавилось более двухсот снимков 10х16 см. В отзыве об этом проекте художники А. Брюллов и В. Стасов подчеркивали: «…собрание отличается... замечательной художественностью в выборе фигур и поз нашего городского и сельского простонародья».

На Международной выставке 1872 г. в Лондоне серия «Русские типы» была отмечена специальной наградой. В 1876 г. за достижения в искусстве светописи автор был удостоен звания «Фотограф Императорской академии художеств». Фотографии Каррика приобрела Публичная библиотека [2].

Арнольд Ньюман (1918-2006) – создавал портреты известных, художников, актёров и других деятелей искусства, а также политиков. В своих портретах использовал интерьер и предметы, являющиеся частью жизни портретируемого. Одна из его наиболее известных фотографий, портрет композитора Игоря Стравинского (Приложение 1. Рисунок 4), представляет собой крупное изображение рояля, а сам композитор изображён фрагментарно не крупно в углу. Такое изображение человека характерно для жанрового портрета.

Другие портреты Ньюмана представлены подобным образом. Такие фотографии иногда выделяют в отдельный жанр внутри жанра «портрет в интерьере» [11].


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 130; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!