История создания Алупкинского дворца-музея в 1828-1848 годах



Введение

 

Актуальность темы

Алупкинский дворец-музей - одно из украшений Крыма. Кто посетил его, никогда не забудет этого рукотворного чуда, башенки и зубцы которого словно повторяют контур фантастического замка природы - горы Ай-Петри.

Алупкинский дворцово-парковый музей, получивший в конце 1990 года, статус заповедника, представляет собой уникальное произведение архитектуры в сочетании с одним из лучших в стране пейзажным парком.

Дворец строился как летняя резиденция видного государственного деятеля России, генерал-губернатора Новороссийского края М.С. Воронцова (1782-1856). Строительство дворца было начато в 1828 году и в 1848 окончено. Автор проекта дворца английский архитектор - Эдвард Блор (1789-1879). Построенный в эпоху романтизма, дворец-музей поражает современного зрителя ярким своеобразием архитектурных форм, оригинальной планировкой, интересным стилевым решением, мастерством, с которым выложены стены и отделкой внутренних помещений.

Алупкинский парк сохранил основные черты первоначального замысла, а, значит, наиболее интересен для исследования. Гениальное творение немецкого садовника Карла Кебаха и владельцев имения поражает глубиной смыслов и потрясающим объемом символики.

Органичное единство Воронцовского дворца с окружающей природой восхищает не одно поколение любителей прекрасного. Искусно использован рельеф местности, что кажется, дворец вырастает из окружающей природы. На протяжении более ста пятидесяти лет своей истории дворец и парк в Алупке привлекают огромный интерес не только путешественников, но и научных исследователей. Воронцовский дворец по праву занимает почётное место среди крымских музеев. Из года в год его посещают туристы со всего мира и можно сказать, что он входит во всемирную сокровищницу культурных ценностей, имеет мировое значение.

Хронологические рамки

Начало строительства в 1828 году и окончание возведения корпусов в 1948 г. История дворца-музея в 1920 -1944 гг.

Объект исследования

Алупкинский дворец-музей.

Цель работы

Освещение вопроса истории становления и развития Алупкинского дворца-музея.

Задачи:

.   Изучить историю строительства дворца-музея в период начала XIX в. и дать краткое описание истории музея после 1945 г.

.   Изучить историю музея в 1920-1930-х гг.

.   Изучить историю музея в годы Великой Отечественной Войны.

Историография

До недавнего времени изучение истории строительства дворца было затруднено из-за отсутствия доступа к материалам по данным вопросам. В советской литературе, представленной в основном путеводителями, история строительства дворца и парка представлялась односторонне, лишь как история тяжелого труда крепостных. За 60 лет существования музея в доме Воронцовых о личности хозяев и истории семьи упоминалось лишь вскользь. Результатом многолетней работы в музее Пальчиковой А.П. явилось написание путеводителя «Алупка», ставящего целью познакомить читателя с достопримечательностями Алупки.

Статья С.А. Андросова - начальника отдела информации и использования документов Государственного архива в АРК. В статье повествуется история и драматические события, которые происходили в 1920 -1930 гг. прошлого столетия. Об охране огромных ценностей имущества имения, также об национализации частновладельческих имений, обеспечения сохранности Воронцовского дворца как памятника архитектуры и сосредоточенных в нем культурных ценностей. В статье рассказывается о том что, произошло с бывшим имением Воронцовых, о том как дворец поступал в ведение Крымохриса. Статья имеет важное значение т.к. знакомит с историей музея, даёт обстоятельный обзор о событиях, связанных с сохранением дворцовых помещений, об изменении профиля музея, о первой научной экспозиции.

Источники

Работа над темой требовала обращения к многочисленным источникам. В основном привлекались копии архивных материалов находящиеся на хранении в музее-заповеднике, из фондов Государственного Архива Крымской Области, Государственного Архива Автономной Республики Крым. Многие материалы были взяты из мемуарной литературы, воспоминаний научных сотрудников музея.

В работе над курсовой работой использовалась мемуарная литература. Материал такого характера помогает составить наиболее точное представление по интересующим автора вопросам.

Книга Щеколдина С.Г. «О чем молчат львы: Крым. Алупка. 1941 - 1944 гг.» относится к серии «Музейных мемуаров». В книгу вошли воспоминания директора Степана Григорьевича Щеколдина о судьбе дворца в годы Великой Отечественной войны. В издании использованы фотографии и материалы из фондов и научного архива Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, а также семейного архива Усеиновых. В книге описана краткая история Алупкинского дворца-музея в военные годы (1941-1944 гг.), биография автора, предотвращение Щеколдиным Степаном Григорьевичем взрыва дворца-музея оккупантами, и вывоз ценностей в фашистскую Германию.

В 1927 г. вышел первый подробный и глубокий по содержанию труд одного из первых директоров Алупкинского дворца-музея С.Д. Ширяева "Алупка. Дворец и парки". Коллектив музея принимал участие в археологических раскопках на мысе Ай-Тодор, занимался сбором экспонатов.

Важным из источников использованным в курсовом работе, является Закон Украины О музеях и музейном деле (Ведомости Верховного Совета Украины, 1995, № 25, ст. 191). Закон Украины о музеях и музейном деле, имеет одну из самых главных ролей в сущности и развитии музеев и музейного дела. Благодаря данному закону, государство несёт ответственность за сохранность и целостность музеев в государстве. По этому я считаю что, упоминание в своей работе закона вполне осмысленно и важно для начала изучения музея. Источниковой базой для написания работы послужили научные труды, материалы конференций сотрудников музея, сборники докладов, музейные источники, архивы Алупкинского музея-заповедника, архивные материалы ГААРК.


История создания Алупкинского дворца-музея в 1828-1848 годах

Среди многочисленных поместий Воронцовых «Алупка» получила наибольшую известность. Романтическая красота природы, живописный рельеф гор и скал, бескрайние просторы моря в соседстве с плодородными землями зеленых оазисов, омытых влагой горных источников, издревле влекли к себе человека. Тавры, греки, римляне, византийцы, турки и татары оставили здесь следы материальной культуры. Их образы вошли в легенды и предания, отразились в трудах историков, путешественников, поэтов и художников. Особую популярность Алупка приобрела благодаря путешественникам конца XVIII ― начала XIX веков.

В 1801 году в Алупку заехал автор «Досугов крымского судьи» П. И. Сумароков и тоже увидел «посреди торчащих чудовищной величины каменьев» татарскую деревушку дворов на 35». В одном из них в ночь с 5 на 6 сентября 1820 года останавливался на ночлег незабвенный для нас путник ― А. С. Пушкин, а пять лет спустя ― А. С. Грибоедов. Подобно Сумарокову, они дивились столь необычному расположению домов и «сплошной густоте садов».

В первой половине XIX века Алупку прославила усадьба Воронцовых и ее дворцово-парковый ансамбль ― выдающийся памятник эпохи романтизма, который ныне пользуется известностью во всем мире своей удивительной, во всем согласной с природой красотой архитектуры. Летом 1824 года сбылось пожелание Броневского ― «вельможа со вкусом» начал скупать у местных татар и греков земли, сады, отдельные деревья, источники, пастбища и «здешнюю красоту ― природу». Этим вельможей оказался наиболее знаменитый представитель рода Воронцовых в XIX веке ― граф Михаил Семенович Воронцов (1782 - 1856), выдающийся военачальник, герой войны 1812 года, генерал-губернатор Новороссийского края и Бессарабии. Его собственное богатство, значительно приумноженное благодаря удачной женитьбе на графине Елизавете Ксаверьевне Браницкой (1792 - 1881), многочисленные родственные связи среди русской, польской и английской аристократии позволяли жить на широкую ногу и выполнять самые дерзновенные замыслы. Молва гласила, что Воронцову понравились «дикие нагромождения камней», он находил удовлетворение в этих внушающих ужас скалистых утесах, его не пугала каменистая почва, на которой растут лишь чахлые кустарники, потому что именно здесь перед ним открывался простор для проявления эстетического чувства.

Новый владелец желал сделать из Алупки роскошную резиденцию. Строительство велось с большим размахом с первого дня приобретения центральной части усадьбы, одновременно с разных ее концов. Уже в 1824 году первый южнобережный архитектор Ф. Ф. Эльсон (1793 - 1867), воплощая как свои проекты, так и те, что Воронцов заказывал известному английскому архитектору ― Т. Харрисону (1744 - 1829) приступил к сооружению временного пристанища для владельцев, так называемого Азиатского павильона. Одновременно заложили другой ― греческого типа павильон на берегу моря. Чтобы получить возможность снести полуразвалившуюся татарскую мечеть на месте будущего дворца, пришлось выстроить в другом месте очень красивую мечеть в стиле индийской архитектуры. На западном склоне Алупки взялись рыть котлован под фундамент православного храма во имя Св. Архистратига Михаила, прообразом которого стал античный перипетр храма Тезея в Афинах. Чуть ниже его возникла небольшая «итальянская» гостиница, а по соседству с ней ― дом садовника со всеми необходимыми службами: питомниками, рассадниками и теплицами, потребными для разведения редких экзотических растений и цветов. Наряду с оливковыми, фруктовыми и виноградными плантациями предусматривалось создание большого декоративного парка.

В конце ноября 1824 года в Алупке появился нанятый в крохотном немецком княжестве Зигмаринген немецкий садовник Карл Август Кебах (1799 - 1851). Он сразу же занялся планировкой территории и посадками.

Построен дворец из местного зеленовато-серого диабаза, не уступающего по ценности мрамору. Его брали прямо на территории парка, в так называемом «хаосе» - месте нагромождения камней. Наиболее трудоемкие работы среди скал и россыпей диабаза проводились саперным батальоном полковника П. В. Шапилова, строившим в то время южнобережную шоссейную дорогу. Её отрезок в Алупке (закончен в 1837 г.) условно разделил парк на Верхний и Нижний. В каждом из них параллельно береговой линии были проложены главные прогулочные аллеи.

Основным источником поступления саженцев являлся Никитский ботанический сад. В то же время, исподволь, ― не без влияния исторического направления в эстетике романтизма, ― созревала мысль создать среди парка и вписанных в него усадебных построек величественный дворцовый комплекс, соответствующий богатому историческому прошлому края и красоте его горного ландшафта. Для образованного человека главными в Крыму тогда казались античная история и античная культура. Поэтому сначала предполагалась строить дворец в духе палладинской архитектуры. Соответствующий проект исполнил в 1827 году все тот же Т. Харрисон. В 1828 году Воронцов самолично вбил колышки на предполагаемом месте строительства главного корпуса и тут же начали рыть котлован под его фундамент, используя при этом имевшееся здесь скальное основание. Но когда во время земляных работ археолог И. Бларамберг вдруг обнаружил «остатки греческой крепостцы» позднего средневековья, то вместо ожидаемой классики повеяло готикой. Извлеченный из руин «горшок с кладом монет», помимо «пяти медалей греческого происхождения», содержал в себе множество денежных знаков из золота, серебра и меди, начиная с древнего Родоса и заканчивая «старинными испанскими круазадами», служившими в торговых сделках «Татарской золотой орды», что свидетельствовало о существовании в прошлом оживленных связей Крыма с разными странами и цивилизациями. Выстроенные прежде архитектором Ф.Ф. Эльсоном греческий и Азиатский павильоны, индийская мечеть, итальянская гостиница словно подтверждали эти связи. В 1829 г. внезапно скончался, так и не успев подготовить необходимые рабочие платежи, Харрисон. Поэтому возник вопрос о новом проекте. Его подготовил другой архитектор, восходящая звезда нового романтического направления в архитектуре Англии, Эдуард Блор (1787 ― 1879).

По желанию заказчика от первоначального замысла были сохранены прежний фундамент и ниша южного портала. В 1833 году в Алупку прибыл ученик Э. Блора архитектурный мастер Вильям Гунт (правильнее ― Хант), который взял на себя обязательства неукоснительно следовать проекту и регулярно отчитываться перед автором. Вместе с Гунтом приехали опытный краснодеревщик Чарльз Вильямс и мебельщик Эдвин Райс. Одновременно всем управляющим воронцовских имений и городских контор разослали приказ о наборе мастеров. И потянулись по дорогам России и Украины ― где пешком, а где на подводах ― потомственные московские и владимирские каменотесы и камнерезы, искусные вологородские столяры и краснодеревщики, мошенские и городищенские штукатуры, лепщики и огородники.

Сам Блор в Алупке никогда не был. Очевидно, он был хорошо осведомлен о рельефе местности. Архитектор принял во внимание то, что уже были готовы фундаменты, и существовала первая кладка глубокой портальной ниши центрального корпуса. То и другое вошло в новый проект дворца в Алупке. Здание строилось 23 года (1828-1851 гг.).

Однако, в целом, он принципиально отличался от первоначального. Это было утверждение совершенно новых, по сравнению с классицизмом, архитектурно-строительных принципов.

Вместо геометрически строгой группировки корпусов Блор живописно расположил их в направлении с запада на восток, соответственно движению гор. Благодаря этому Алупкинский дворец очень органично "вписался" в окружающий ландшафт и обрел свой ни на что не похожий художественно-выразительный образ. От корпуса к корпусу дворца дается наглядное представление о том, как развивалась средневековая архитектура, начиная от ранних форм и заканчивая XVI веком. Акцент при этом сделан на английский вариант зодчества.

Главный подъезд к Воронцовскому дворцу находится с западной стороны. Путника встречает типично феодальный замок - крепость VIII-XI веков. Круглые монументальные сторожевые башни, глухие стены, замкнутые пространства. Это двор хозяйственных корпусов и узкий, суровый средневековый проезд, ведущий к центральному корпусу. Высокие зубчатые стены грубой кладки, щелевидные окна-бойницы дополняют ощущение неприступности. И лишь ажурный чугунный висячий мостик, по которому проходили музыканты на хоры парадной столовой, вносит в суровую атмосферу проезда неожиданную лирическую ноту. Чем дальше от арки западного въезда, тем больше наслаиваются признаки архитектуры последующих эпох.

В парадном дворике после ощущения замкнутости неожиданно появляется поток света и свежего воздуха. Открывается изумительный по своей красоте пейзаж с вершиной Ай-Петри вдали, "вмонтированный" в архитектурную раму, одной гранью которой служит часовая башня, другой - восточный флигель. Снизу пейзаж ограничивает опорная стена, в центре которой есть фонтан. Широко раскрытыми глазами-окнами смотрит на парк северный фасад главного корпуса Воронцовского дворца. Он более всего иллюстрирует стиль Тюдор, типичный для Англии XVI века.

Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях центральная часть с парадным входом, выступы эркеров и боковые ризалиты с башнями под луковичными куполами. Фасад подчеркивают узкие и многогранные полуколонки, увенчанные декоративными навершиями - пинаклями.

В резных каменных украшениях дворца удачно выражено сходство между отдельными стилеобразующими элементами восточной и западной архитектуры.

Например, между готическими дымовыми трубами и минаретами мечети. Это сходство усиливается с переходом к южному фасаду главного корпуса.

Открытый в сторону моря, всегда освещенный солнцем, он имеет нарядный и праздничный вид, изменчивые и причудливые очертания.

Предметом особой гордости Воронцовых служили резные пластические украшения фасадов, декоративные напольные вазы и камины из диабаза, отшлифованные до блеска мрамора. Во время строительных работ, помимо традиционных орудий, применялись новейшие подъемные механизмы, привезенные из Англии. Для большей прочности и влагонепроницаемости кладка стен чеканилась свинцом. В качестве заменителя камня в некоторых ограждающих конструкциях использовался чугун с последующей окраской его под цвет диабаза.

Несмотря на то, что добытый на месте диабаз значительно удешевлял строительство, общие расходы на него составили, по подсчетам самого Воронцова, около девяти миллионов рублей серебром.

Дворцовый комплекс в Алупке состоит из нескольких корпусов, составляющих единый архитектурный ансамбль, - центрального, столового, гостевого, библиотечного и хозяйственного. Гостевой корпус впоследствии получил название Шуваловского, так как в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой.

Корпуса воздвигались в следующем порядке. Центральный корпус возводился в 1831-1837 гг. В 1841-1842 гг. к столовой была пристроена бильярдная. В 1838-1844 гг. строились гостевой корпус, восточные флигели, все башни дворца, пятиугольник хозяйственных корпусов, оформлялся парадный двор. Последним был построен библиотечный корпус (1842-1846 гг.).

Самый большой объем земляных работ был осуществлен в 1840-1848 гг. с помощью солдат саперного батальона, когда сооружались террасы парка перед южным фасадом дворца. Окончание всех работ торжественно праздновали в начале сентября 1848 года.

Летом 1848 г. на ведущей к главному входу центральной лестнице были установлены выполненные в мастерской итальянского скульптора Джованни Боннани скульптурные фигуры львов. Львиная терраса завершила строительство и оформление дворцового ансамбля.

В готовом виде пять разных по форме и высоте корпусов и ограничивающие их башни соединились между собой множеством закрытых и открытых переходов и лестничных спусков, образуя в плане неправильный прямоугольник, подобный средневековому английскому родовому замку.

Стиль

Алупкинский дворец в основном выдержан в стиле «Тюдор» с добавлением мавританского стиля. Совмещение различных архитектурных стилей не производит впечатления нарочитой вычурности - дворец выглядит как целостный художественный ансамбль. Западный вход представлен в виде двух массивных башен, суровые зубчатые стены грубой кладки, узкие бойницы создают ощущение неприступности. Северный фасад, с вертикальными выступами, большими окнами-эркерами, - образец английской тюдоровской архитектуры 16 века, в котором гармонично сочетаются элементы готики и архитектуры эпохи Возрождения. На одной из башен часы с боем, изготовленные в Лондоне в 1841, они по-прежнему работают. Обращенный к морю южный фасад дворца, выполненный в мавританском стиле - величие таланта и фантазии архитектора. Глубокая белая ниша с двойной узорчатой подковообразной аркой покрыта лепным орнаментом. Стилизованная арабская надпись: «Нет победителя кроме Аллаха!». От нее спускается вниз монументальная лестница с тремя парами львов - спящими, пробуждающимися и бодрствующими.

Наибольшую близость к английским дворцам XVI века, эпохи Елизаветы Тюдор, обнаруживает северный фасад центрального корпуса. Небольшие симметричные выступы эркеров и ризалитов, в сочетании с более крупным объемом парадного входа, живописной игрой своих масс скрадывают впечатление монотонности от растянутого по горизонтали фасада. Равномерное чередование в двух этажах больших оконных проемов в обрамлении узких граненых полуколонок создает ощущение торжественного и строгого ритма, радует глаз благородством и законченностью отделки даже в мельчайших деталях. Нижнюю несколько тяжеловесную кладку стен зрительно облегчает целый лес башен с луковицами куполов, секции дымовых труб с навершиями флеронов, зубцов и шпилей. Самым выразительным акцентом здесь служит портал южного входа. Его мощные, словно монолитные опоры сведены на двадцатиметровой высоте двойной подковообразной фестончатой аркой. Стены глубокой ниши увенчаны куполом. Ласточкиными гнездами прилепились здесь три майоликовых резных балкончика. Снаружи и внутри портал богато декорирован орнаментальной рельефной резьбой по камню. Архитектор намеренно замаскировал переход от Библиотечного корпуса к Центральному. С южной стороны он выглядит узорчатой готической рамой в величественной панораме Ай-Петри. Слева и справа от дворца его отроги спускаются к морю, а северной границей служит Ай-Петринская гряда, перекликающаяся с очертаниями дворцового ансамбля. Надо отдать должное Воронцову ― с детства увлекаясь математикой, геометрией и астрономией, он лично выверил и рассчитал место расположения дворца, «посадив» его на точку пересечения меридиана Ай-Петри и широты мыса Ай-Тодор, где находился древний византийский монастырь.

Духом средневековья пронизано оформление парадных помещений дворца. Обшитые дубом потолки, панели, окна, двери украшены затейливой резьбой по дереву с мотивами разнообразных готических арочек и гирлянд из плодов, цветов и виноградных листьев.

На характере убранства, как и на названиях интерьеров, сказались также мода эпохи и причудливый вкус владельцев, их интерес к редким экзотическим вещам. Это подтверждают сами названия интерьеров: Китайский кабинет, Сираскирская (она же Турецкая) гостиная, Рыцарский зал (столовая) и даже Альгамбра (полуоткрытая ниша южного портала). Старые описи имущества поражают обилием и разнообразием собранных в залах вещей. Эти редкие предметы в сочетании с историческим оформлением интерьеров как бы загодя обрекали дворец на роль музея. Однако в нем жили, им пользовались.

Дворец окружает прекрасный парк, разбитый в стиле английских садов, чернозем для которого завозили с Украины и Ай-петринской яйлы и в корзинах разносили по склонам. На 40 гектарах очень сложного рельефа было высажено свыше 200 видов деревьев и кустарников из различных стран мира. Уже в предвоенное время Алупкинский дворец-музей стал широко известным и посещаемым культурным центром.

Войну и оккупацию дворец пережил с утратами, оккупанты вывезли более 500 экспонатов различного характера. Зданиям был нанесен немалый ущерб, в 1944 г. комплекс едва не взорвали, однако всё обошлось, и уже в феврале 1945 г. дворец-музей принимал английскую делегацию во главе с У. Черчиллем, прибывшую на Ялтинскую конференцию. Далее следует самое темное десятилетие в истории Алупкинского дворца. Не вполне ясно даже, к какому ведомству он относился. Вновь в качестве музей дворец открыли только в 1956 г., объяснив публике, что десять лет ликвидировали последствия ущерба, нанесенного оккупантами.

История

Три поколения семьи Воронцовых владели Алупкой вплоть до Октябрьской революции. Последняя хозяйка имения Е.А.Воронцова в 1905 году разместила в корпусах дворца санаторий, для раненых на Японской войне, а в 1914 году - госпиталь для инвалидов первой мировой войны. После революции дворец национализировали. Дворец стал единственным музеем после революции на Южном берегу, сюда свозили картины, посуду, мебель из других дворцов Крыма. Во время войны Гитлер подарил дворец Фельдмаршалу Манштейну - благодаря чему дворец практически не пострадал. Правда часть коллекции оказалась расхищенной. После освобождения дворец был дачей НКВД, затем профсоюзным санаторием, а с 1956 года снова музеем.

Музей был основан во дворце 11 августа 1921 г. В 1926 г. после создания новой экспозиции и историко-бытового отдела переименован в «Алупкинский Государственный историко-бытовой музей».

В феврале 1945 г. во время проведения Ялтинской (Крымской) конференции глав правительств трех союзных держав во дворце располагалась английская делегация во главе с У. Черчиллем и проходили заседания Министров иностранных дел.

С 1945 по 1955 г. дворец использовался как государственная дача.

Постановлением Совета Министров СССР от 12 октября 1955 года госдача была передана Министерству культуры УССР под организацию музея. Приказом Министерства культуры УССР № 505 от 03 марта 1956 г. во дворце образован «Крымский Государственный музей изобразительных искусств в г. Алупке».

В 1961 г. после изменения профиля музея и создания экспозиции дворцового интерьера «Крымский Государственный музей изобразительных искусств в г. Алупке» был переименован в «Алупкинский Государственный дворец-музей».

декабря 1990 года «Алупкинский дворец-музей» реорганизован в «Алупкинский Государственный дворцово-парковый заповедник» (во исполнение решения сессии Крымского областного совета народных депутатов от 7 сентября 1990 года и решения Крымского облисполкома № 300 от 20 ноября 1990 г.).

декабря 1991 г. в состав Алупкинского Государственного дворцово-паркового заповедника на правах филиала вошел Массандровский дворец-музей Александра III. Филиал открыт в здании Массандровского дворца, построенного в 1881-1902 гг. по проекту архитекторов М.Е. Бушара и М.Е. Месмахера.

В основе первоначальной коллекции музея - собрание картин, скульптур, мебели, фарфора, богатейшая библиотека, ноты, гравюры, архитектурные чертежи, географические карты, принадлежавшие нескольким поколениям Воронцовых. В 1920-е годы художественное собрание музея пополнилось произведениями искусства из национализированных южнобережных дворцов и имений, а также из центральных музейных фондов.

Во время Великой Отечественной войны музею был нанесен значительный ущерб. Утрачено во время оккупации, а также вывезено впоследствии за пределы Крыма 1412 предметов живописи, графики, прикладного искусства и мебели, 8836 - книг, гравюр, географических карт.

В 60-90-е гг. его фонды пополнились за счет больших закупок, дарственных работ крымских художников и целых монографических коллекций живописи и графики В. М. Новикова, И. Е. Журбия, Я. А. Басова.

Наиболее ценным оказался большой дар профессора Никитского ботанического сада В. Н. Голубева - 204 произведения. В них вошли работы художников рубежа XX века и современных мастеров резца и кисти.

Известные деятели науки и культуры, участвовавшие в работе музея: С.Д. Ширяев, В.С. Ярошевский, М.М. Боборыкин, А.Г. Коренев, С.Г. Щеколдин, В.П. Толочко, А.П. Царин, А.П. Пальчикова, А.А. Галиченко.

мая 1997 года Алупкинский Государственный дворцово-парковый заповедник переименован в Алупкинский государственный дворцово-парковый музей-заповедник. Категория музея - первая.

Музей заповедник включает в себя:

дворцово-парковый ансамбль (Воронцовский дворец) в г. Алупка;

дворцово-парковый ансамбль в пос. Массандра на правах филиала (дворец Александра III).

В настоящее время в музее существует несколько постоянных экспозиций.

Девять парадных залов знакомят с бытом первых владельцев дворца и характером дворцовых интерьеров 30-40-х годов XIX в. В бывшем гостевом корпусе работает стационарная выставка "Фамильная галерея Воронцовых", где представлено изобразительное искусство, связанное с несколькими поколениями семьи Воронцовых и Воронцовых-Дашковых, а также их родственников - Шуваловых, Нарышкиных, Долгоруких, когда-то владевших большими поместьями в Крыму. В отдельных залах экспонируется "Дар профессора В.Н. Голубева" и акварели Заслуженного художника Украины Я.А. Басова. Ежегодно проводятся выставки живописи и графики из фондового собрания музея.

В наши дни Алупкинский дворец-музей ― это значительное собрание художественных и историко-культурных ценностей, более 700 живописных произведений, около 6000 гравюр, коллекции предметов прикладного искусства и быта, собрание документов и старинных карт, подлинники проектных чертежей архитекторов Гунта и Блора. Сегодня музейная коллекция насчитывает 25 тысяч экспонатов.

 


Дата добавления: 2021-04-24; просмотров: 95; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!