Мелодическая и интонационная основа



 

Мелодия обработки песни «Ох, пайду я цёмным лесам» начинается с нисходящего движения вниз. Она звучит в низком регистре. Звук тяготеет от квинты к тонике.

Такая мелодическая интонация вводит слушателя в драматический образ произведения, подчёркивает интонацию тяжёлого вздоха, жалобы героини на свою судьбу.

Мелодия звучит у солистки с партии альтов. Тёплый, глубокий, бархатистый альтовый тембр голоса вводит нас в характер произведения. Интонация напева - нисходящее движение звукоряда в пределах квинты. Напев каждой фразы заканчивается на опорном тоне лада. Во второй фразе вступает полный состав хора (сопрано, тенора, басы):3,4,5 такты. Что добавляет звучанию произведения глубокой содержательности, глубины, плотности, эмоциональной насыщенности и богатой тембровой окраски.

В третьем такте основная мелодическая линия переходит в партию сопран.

В четвёртом такте плавная мелодическая линия прерывается (на третьей доле; восьмой паузой), мелодия скачком движется на квинту вверх, после чего опять мелодическая линия следует вниз, тяготея к тонике. Подобная интонация подчёркивает характер произведения, напоминает тяжёлый вздох, усталость, психологическую обреченность.

Во втором периоде мелодия так же движется плавно (благодаря дроблению голосов в партии сопран и альтов хоровая фактура звучит более плотно). В мелодической линии появляются секундовые ходы, малая терция (пониженная вторая ступень в 6 такте). Мелодическое движение верхнего голоса сконцентрировано на опевании тоники(6,7 такты). В конце седьмого такта мы опять наблюдаем мелодический скачок на сексту вверх (партия сопран), которая нисходящим движением опять движется к тонике.

 

Динамика

 

Основная динамическая зона обработки «mf». Она сохраняется на протяжении всего произведения.

Но некоторые детали динамического плана требуют корректировки.

Например, скачок мелодии в партии сопран на большую сексту (в 7 такте) может вызвать непроизвольное увеличение громкости.

Темп медленный, протяжный (четверть равна 72).

Фразировка плавная, певучая. Каждая строфа состоит из двух предложений и четырёх фраз. В одном предложении две фразы.

По своей структуре первое и второе предложение симетричны (первое и второе предложение включает в себя по 5 тактов). Второе предложение отличается от первого большей распевностью, за счёт изменения размера в 6,7 тактах.

Так же встречается множество распевов, опеваний которые придают больше гибкости мелодической линии.

 

Метроритм

 

Основной размер обработки 4/4. Во втором предложении представлены два такта с размером 6/4. Метр на протяжении всего произведения четырёхдольный. В 6,7 тактах размер 6/4 укладывается в четырёхдольный метр следующим образом:1+1+2+2.

В произведении присутствует простая ритмика: в основном встречаются восьмые, четвертные, половинные длительности нот. В некоторых местах можно встретить пунктирный ритм (четверть с точкой восьмая).

Такая ритмическая основа придаёт характеру произведения большей глубины, скованности, ровности.


 

Вокально-хоровой анализ

 

Обработка сделана для смешанного хора.

Ясности в начале песни и плотности звучания в середине куплета способствует используемая В. Зеневичем гомофонно-гармоническая фактура. Здесь все голоса подчинены основной мелодии. Можно отметить постепенное нарастание звука. Начинается произведение с сольного проведения(1,2 такты); в третьем такте звучит уже общехоровое тутти (рост голосов идёт постепенно: сначала двух, потом трёх и наконец четырёхголосие в 3,4 тактах. Заканчивается первый период общехоровым октавным унисоном. Это придаёт звучанию фактурную простоту с одной стороны, с другой - мощное тембровое звучание хора.

Самая плотная по фактуре фраза - 1-я часть второго периода(6,7такты). Здесь звучит пятиголосный хор (сопрано 1,2; альты 1,2; тенора и басы во всем произведении поют в унисон). Так же мощности и красоты придаёт разнообразие гармонии в этой части. Завершающая фраза хоровой обработки по фактуре более прозрачна.

Хоровая обработка народной песни "Ох, пайду я цёмным лесам" написана для смешанного хора.

Можно выделить следующие диапазоны хоровых партий:

Сопрано 1: «ми» 1 - «до» 2 октавы.

Сопрано 2: «ми» 1 - «до» 2 октавы.

Альт 1: «ля» малой октавы - «фа» 1.

Альт 2: «ля» малой октавы - «ре» 1.

Тенора и басы: «ля» малой октавы - «до» 1.

Диапазон всего хора: «ля» малой октавы - «до» 2 октавы.

Самая подвижная мелодическая линия в партии 1-х сопран. Диапазон остальных хоровых партий достаточно узкий.

Тесситура удобна для всех хоровых партий, и не должна представлять больших исполнительских трудностей. Однако при работе над хоровым динамическим ансамблем следует сбалансировать звучание между основной мелодией и альтовой группой так, чтобы сопровождающие голоса не отягощали звучание.

Выстраивая ансамблевое звучание хора хормейстеру необходимо обратить внимание на единую манеру звукоизвлечения.

При работе с хором необходимо обратить внимание на некоторые сложности:

на границе третьего и четвёртого такта звучат два параллельных септаккорда (второй ступени секстаккорд и тонический секстаккорд), движение нисходящее, голоса всех партий движутся вниз. Есть опасность потерять строй.

4,5 такты: встречается октавный унисон во всех голосах. Особое внимание необходимо уделить партии сопран (они должны войти в унисон скачком в квинту).

6 такт: в партии мужских голосов проходит скачок на кварту вверх, после чего во всех голосах проходят два параллельных нисходящих септаккорда.

7 такт: женские голоса на 3,4,5 доли движутся вниз параллельными терциями; скачок в партии сопран на сексту вверх + октавный унисон во всех голосах на 6 долю.

8 такт: общехоровой октавный унисон.

9 такт: на 4 долю звучит октавный унисон в партии сопран (1,2),альтов 2,теноров и басов.

в хоровой обработке часто встречается пунктирный ритм (четверть с точкой - восьмая). У певцов обязательно должна присутствовать внутренняя пульсация звука.

встречаются мелодические секундовые ходы в партиях(6,7 такты).

диссонирующие интервалы в гармонии(6,7 такты).

Таким образом, можно сделать вывод, что произведение не очень простое для исполнения, в нем достаточно сложностей. Поэтому при выстраивании мелодического строя необходимо воспринимать и воспроизводить все интервалы с ощущением ладового тяготения.

 

Особенности дыхания

 

Дыхание в произведении общехоровое. Каждая фраза проводится на цепном дыхании. Единственный момент в 4 такте прерывается мелодическая линия в партии сопран, но они потом опять вливаются в общий строй. Снятия во всех случаях тоже общехоровые. Довольно медленный темп, напряжённая динамика требуют большого запаса воздуха, глубокого дыхания и хорошей опоры звука.

 

Хоровой ансамбль

песня хоровой обработка звучность

Для воплощения проникновенного и внутренне собранного звучания необходимо стройное единство и согласованность деталей, образующих единую композиционную целостность, которая определяется как хоровой ансамбль. Навыки ансамблевого пения могут быть развиты певцами только во время совместного исполнения певцами хорового произведения.

Среди элементов хорового ансамбля выделяют темповые, динамические, тембровые, тесситурные, фактурные соотношения в звучности.

При исполнении произведения можно столкнутся со следующими трудностями:

.Удержание тона на одном звуке (5,8,10 такты).

. Мелодические секундовые ходы, включающие VII натуральную ступень: (6,7 такты).

.Интонирование октавных унисонов.

. Большое количество диссонирующих интервалов.

. Паралельные септаккорды.

Сложность в плане темпового ансамбля может составить одновременное исполнение начала и окончаний фраз.

Пунктирный ритм в 1, 6-8 тактах требует ощущения точной внутренней пульсации восьмыми длительностями во всех партиях(1,6,7,8 такты).

Небольшие подголоски восьмыми длительностями отдельных партий на фоне четвертных звуков предполагают точный дирижерский жест и дослушивание исполняемых звуков всеми партиями хора(7 такт). В таких случаях особое значение приобретает дирижерский жест, который должен очень чётко фиксировать каждую долю.

Следует обратить внимание на пение выдержанных нот - исполнение последней длинной ноты в конце предложений, своевременное снятие и вступление голосов, одновременное взятие дыхания. В таких моментах от певцов хора требуется мысленное развитие движения, которое достигается путем дробления нот на более мелкие длительности.

Важным условием гармоничности и согласованности по громкости звучания хора является динамический ансамбль как внутри каждой партии, так и всего хора. Амплитуда динамических оттенков в песне невелика - она колеблется в пределах mf. Это усложняет выстраивание динамического ансамбля, так как нюансы крещендо и диминуэндо в небольшом диапазоне требуют определенного мастерства в регулировании дыхания.

В данном произведении общий ансамбль достигается с помощью уравновешенного звучания ведущей партии первых сопран с остальными голоса.

Создавая тембровый ансамбль, необходимо стремится к единой манере пения всех участников хора. Следить за тем, чтобы звук был на опоре, во избежание форсации звука.

Большое внимание надо уделить при работе с дикцией. От ясности дикции в хоре зависит и вокальность исполнения. Слова должны произноситься чётко, весомо. Сложные сочетания согласных требуют хорошей работы. Отдельно надо поработать над произношением свистящих и шипящих согласных: их нужно произносить коротко, цепко и осторожно.

Из-за вялой дикции можно потерять полётность звука, нужную манеру пения (от этого рухнет хоровой ансамбль и строй произведения, будет непонятен текст и т.д.). Дирижёру и исполнителям необходимо следить за активной артикуляцией и относить свистящие и шипящие звуки к гласному.

При работе над текстом следует обратить внимание на особенности некоторых слов, которые являются полесскими диалектами: старононьцы, соловейкі, рознымі голосамі, оболъюс, плуві.

Особое внимание необходимо уделить следующим звукам:

«г» - майго;

«ч» - чужу, пушчу, плувучы, кветачку, чаму;

«ц» - цёмным, старононьцы, пойце, маці.

Гласные звуки при пении необходимо прикрывать, пропевать их в высокой позиции звука. Согласные звуки ни в коем случае не произносятся заранее, а только вовремя, в последний момент, когда должна начинаться следующая нота, но при этом необходимо следить за тем, чтобы этот согласный звук был взят чётко, мягко, без толчка и суеты.

Дирижёрский жест должен быть сосредоточен на показе вступления хора и трудных в исполнительском плане местах. Жест должен быть ясным и чётким, без широкой амплитуды. Хор должен прочувствовать уверенный показ дирижёра, тогда и отдача от певцов будет максимально полной.

В заключительной работе над произведением, темп, фактурное изложение, особенности ритмического рисунка, музыкальное воплощение поэтического содержания должны быть найдены в выразительных дирижёрских жестах хормейстера. Необходимо добиваться насыщенного «legato», мягких и точных снятий звука на окончаниях фраз и ауфтактов в начале фраз. Дирижёр должен владеть навыками чёткого ауфтакта для показа темпа, фразировки, нюансировки и кульминации произведения.

Кульминация произведения приходятся на 6-8 такты; она обусловлена метрической изменчивостью, многократной интонационной повторностью, динамическим накоплением и гармонической насыщенностью.

Дирижёру необходимо следить за многими возможными трудностями. Он должен предвидеть и продумывать всё на шаг вперёд, чтобы своевременно показать певцам свои намерения. Одновременно следует следить за темпом, ритмом, дикцией, интонированием каждой партии, слушать аккордовые последовательности, дослушивать до конца все окончания фраз. Очень важно сохранить стилевые особенности самого жанра произведения.

Работая над сложной гармонией, следует дать анализ аккордам, соблюдать особенности голосоведения. Аккорды, которые требуют дополнительного прослушивания и выстраивания, необходимо исполнять по руке в медленном темпе. Хормейстеру необходимо обратить внимание хористов на характерные гармонические функции и определить значение и качество кульминационных аккордов. При этом в активную работу включается внутренняя память и внутренний слух. Такое осознанное восприятие гармонии хористами способствует более быстрому выучиванию музыкального текста и глубокому, проникновенному исполнению с осознанием общей звуковой палитры.

Необходимо обратить внимание на разнообразие способов исполнения звуков и выполнение восьмых пауз. Необходимо контролировать интонирование унисона, октавы и правильную подтекстовку в распевании слогов.


 

Заключение

 

Проанализировав два образца белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам»: (исток бел. нар. песни и обработку В. Зеневича) можно сделать следующие выводы:

В. Зеневич в своей обработке сохранил характер, изначально заложенный в истоке песни. Очень хорошо подчёркивается образ несчастливой женщины, которая оказалась вдали от дома. Аранжировщик глубокой гармонией только обогатил, подчеркнул грусть, тоску, боль главной героини. Музыка полна тонкими переживаниями, драматизмом и лирикой.

Работая над этим произведением, необходимо стремиться максимально полно раскрыть основную идею, заложенную в тексте и донести её до слушателя. Наиболее важным в работе является осмысленное исполнение мелодии и текста, прослушивание каждой фразы и грамотной передачей настроения и интонаций.

Таким образом, произведение «Ох, пайду я цемным лесам» играет большую воспитательную и образовательную роль и развивает кругозор исполнителя и слушателя. Задача хормейстера сделать произведение цельным - единым, законченным, глубоким по содержанию. Для этого необходимо владеть гибкой техникой, упругим жестом, чётко показывать хору ауфтакты и снятия звучания, обладать волей и эмоциональностью.

Преодоление различных вокально - хоровых исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повышает профессиональное мастерство участников хора и дирижёра, помогает приобрести многие умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования своего мастерства.


 

Список литературы

 

1. А.Ф. Камаев, Т.Ю. Камаева «Народное музыкальное творчество», Москва 2005.

2. «Купальскiя i пятроускiя песнi», Минск 1985.

.   З.Я. Мажэйка «Песнi беларускага Паазеръя».

.   А.А. Данiлович «Апрацоукi беларускiх народных песень».

.   «Сямейна - бытавыя песнi» (Мiнск «Навука i тэхнiка» 1984).

.   Н. Калугина «Методика работы с русским народным хором».

.   «Работа дирижёра над хоровой партитурой» (составитель П.П. Левандо).

.   Т. Бершадская «Основные композиционные закономерности многоголосия русской народной песни» (ред. Кушнарёва).

.   Л.А. Безбородова «Дирижирование». Москва «Просвещение»1985.

.   Л.А. Безбородова «Дирижирование». Москва «Просвещение»1990.

.   В.А. Самарин «Хороведение». Москва. Academia 2000.

.   В. Елатов «Ритмические особенности белорусской народной музыки». Минск 1966.

.   Е.П. Назарова «Хоровой практикум» Минск 2002.


Дата добавления: 2021-04-23; просмотров: 70; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!