Анализ истока белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам»



Контрольная работа по хороведению

Тема: Анализ белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам»


 

Введение

 

Народная календарно - песенная культура Белоруссии - классическое национальное наследие и высокое общеславянское достояние, ярчайший художественный памятник столетий и живое явление современности. Музыкальное искусство белорусов берет начало в культуре Древней Руси. Белорусский музыкальный фольклор - обширная область духовной жизни народа, запечатлевшая в ярких музыкальных образах его быт и историю, мир личных переживаний и социальные интересы. Самобытное и национально почвенное, это искусство сохраняет значение высоких норм народности. Реализма и художественности. Постоянно расширяя круг своих выразительных средств, оно служит основой для развития национальной композиторской школы.

Песня - одна из форм вокальной музыки, народной и профессиональной. Истоки народно - песенных жанров - в доисторической древности. Различают песни народные и авторские. Задолго до появления профессионального творчества в народных песнях сформировались музыкально - поэтические образы, правдиво отражающие черты национального характера народа.

Народная песня - источник развития национального мелодического стиля. Различают народные песни: трудовые, обрядовые, игровые семейно - бытовые (свадебные, колыбельные, похоронные, почитальные), плясовые, хороводные, величальные, лирические, шуточные, сатирические, героико - эпические.

Народная песня - искусство устной традиции, наиболее распространенный вид вокальной музыки, песенный фольклор. Передаёт национальный характер народа, привычки, исторические события. Отличается своеобразием жанрового содержания, музыкального языка, структуры. Существует в устной форме, передается благодаря исполнительским традициям и мастерству талантливых народных певцов. Каждая народная песня живет во многих своих разновидностях - вариантах, т.к. создаваясь, переходит от одного певца к другому изустно.

Песенное творчество характеризуется жанровым разнообразием и богатством мелодических типов традиционных календарно-земледельческих и семейно-обрядовых песен. Два фактора в определении календарных песен являются главенствующими: приуроченность этих песен к соответствующему времени (т.е. сезонная их циклизация) и их особая общественно - социальная значимость, их функциональная нагрузка. В соответствии с этим календарные песни можно рассматривать в двух аспектах - временном и функциональном. В первом случае они подразделяются на зимние, весенние, летние, осенние; во втором - на призывы («загуканнi»), заклинания («прыгаворы»), поздравительно - величальные («абходныя»),лирико- эпические высказывания.

В основе жанровой определенности календарных песен лежит функциональный признак: колядки, щедровки, масленичные, загукания - заклинания весны («як вясну гукаюць»), волочебные, юрьевские, троицкие, русальные, хороводы, купальские, жнивные, дожиночные, ярынные. Но бывает и временной: весенние, летние, осенние.

Белорусское Полесье охватывает южную зону Белорусии и подразделяется на Полесье восточное (Гомельское; центр - Туровщина) и западное (Брестское; центр - Пинщина).

Песенная культура Полесья имеет глубокие общеславянские корни и вместе с тем обладает ярко выраженными региональными особенностями. Эти особенности сказываются в преобладании и особом развитии на Полесье отдельных песенных жанров и жанрово - тематических групп, в общем осмыслении общебелорусских песенных жанров. Они же проявляют себя в характере мелодии полесских песен, особенностях интонирования, в глубоких полесских традициях хорового и одиночного пения. Определяющей особенностью календарных и семейно - обрядовых песен, исполняющихся при совместном пении в унисонно - гетерафонной традиции, является образная обобщённость их напевов. Они представляют собой монолитные, предельно лаконичные мелодические формулы, обобщающие группу поэтических текстов. Напевы-формулы календарных и свадебных песен обладают большой выразительной силой, благодоря интонационной весомости каждой мелодической их детали, тончайшей интонационной нюансировке в строго очерченных пределах традиционного звучания, драматургической равнозначимости всех музыкальных выразительных средств: мелодических (ладовых и ритмических), орнаментальных, интонационно-оттеночных (глиссандо, загукания, вздрагивания голоса и др.), тембровых.

Семейно-бытовые песни представляют очень широкий пласт не обрядовой лирики. Содержание бытовых песен даёт много описания, характеризующих быт народа, его внутрисемейные отношения. Основной темой семейно-бытовых песен является жизнь замужней женщины в чужой семье.

В семейной необрядовой лирике можно выделить несколько тематических групп: в чужой семье, песни про горькое замужество, песни-воспоминания про родительский дом и желанную встречу с родными; про родителей мужа (свекровь, свёкра) и их деспотичное отношение к невестке; про беспутного и неравного мужа (жестокого пьяницу или старого); песни мужу про жену-неудалицу, песни вдовы, сиротские песни.

Семейно-обрядовый цикл представлен на Полесье песнями свадебными («вяселле»), родинными, похоронными причетами («галашенни»). К этому же циклу примыкают и колыбельные песни («калыханки»). Из них сплошной характер распространения (по всему Полесью) свойствен свадебным песням, а так же колыбельным и причетам; рассеянный - песням родинным.

В женских песнях, как и в девичьих, значительное место занимает тема доли. Женская доля выступает в разных вариантах, несет в себе те моменты отношений, с которыми была связана жизнь замужней женщины. Сюда можно отнести определения - горькая, плохая, злая, худая, несчастная и др. Песни о женской доле пронизаны глубокой грустью и скорбью. Образец такой песни мы сейчас рассмотрим более подробно.


 

Анализ истока белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам»

 

Была записана в 1966 году в д. Тонеж Лельчицкого района Гомельской области и исполнена С.А. Дубейко.

Песня "Ох, пайду я цёмным лесам" - один из образцов семейно-бытового жанра песенно-музыкального творчества белорусского Полесья. Она принадлежит к числу песен, которые могут исполняться в зависимости от ситуации, в "сфере свободного функционирования".

Носит драматический характер. В песне раскрывается образ женщины, которая сожалеет о своей судьбе, о своей горькой доле; сожалеет о том, что попала в чужой край, где нет родных людей рядом. Так же присутствует образ матери, которая переживает за судьбу своей дочери. Весь текст, проникнут характером одиночества, тоски, боли, переживания.

Литературный текст белорусской народной песни "Ох, пайду я цёмным лесам":

Ох, пойду я цёмным лесам,

Да й наламлю лому,

Завёў мяне дурны розум

На чу… на чужу сторо (ну).

На чужой жа да старононьцыбацькі ж ні маці.

Только у саду вiшнёваму

Паюць, паюць салавей(кi).

Пойце, пойце, соловейкі,

Рознымі голосамі,

А я выйду ў сад зялёны,

Оболь… обольюс слёза(мі).

Ох, сорву ж я з ружу кветку,

Да й пушчу на воду.

Плуві- плуві з ружы кветка,

Аж да, аж да майго ро(ду).

Плула, плула з ружы кветка,

Плувучы завяла,

Вышла маці воду браці,

Кветач… кветачку пазна(ла).

Ох, чого ж ты, з ружы кветка,

Плувучы завяла.

Ох, чого ж ты, моя донька,

У чужы, у чужы край папа(ла).

Форма песни - строфичная.

Условно строфу можно разделить на два периода не повторного строения: А: 1 - 5 такты, В: 6 - 10 такты.

Поэтическая форма стихотворения имеет 6 строф по четыре строки в каждой. Стихотворный размер в данном случае хорей - двухсложная стопа с ударением на первом слоге.

Поэтическая форма стихотворения и музыкальная форма связаны между собой. Куплет представляет собой период, состоящий из двух предложений. Первое предложение - 1,2 строка; второе предложение - 3,4 строка. Строение текста и музыкальной фразы также совпадают. Каждой музыкальной двух-трех тактовой фразе соответствует строка стихотворения.

Основная тональность - натуральный g-moll. Тональность остается устойчивой на протяжении всей песни. В шестом такте появляется пониженная вторая ступень, что говорит о наличии фригийского лада во втором предложении. Песне присущи следующие выразительные средства: гибкость и мелодичность мелодии (нисподающая мелодия подчеркивает характер песни: лиризм, плачь). В четвертом такте мелодическая линия движется скачком вверх на квинту, после чего опять спускается вниз к тонике, что напоминает вздох, всхлипывание, усталость. Насыщеность секундовых ходов во втором предложении подчеркивает жалобу и тоску(6-7 такты).

 

 

Соотношение текста и мелодии здесь носит переменный силлабо- тонический характер (ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения).

В некоторых фразах встречаются распевы (на несколько звуков приходится один слог), что добавляет звучанию мелодии больше распевности, подчеркивает её лирический характер(4,6,7такты).

Восходящее глиссандирующее движение в конце фраз (5, 8, 10 такты) является интонацией "клича", которая часто используется в песенном народном творчестве.

Ритмическое движение мелодии осуществляется преимущественно восьмыми и четвертными длительностями. Встречается пунктирный ритм, который добавляет мелодии четкости.

Во втором предложении(6,7 такты) в распеве подголосков встречаются триольные шеснадцатые длительности, которые вносят в мелодию больше распевности, гибкости, добавляют ей больше легкости и свободы.

Начальный размер песни 4/4. Во втором предложении происходит чередование размера (6/4 - 4/4). Это добавляет фразе больше протяжности, разнообразия, распевности.

В третьем такте на третьей доле обрывается текст (да й нала…млю….),что подчеркивает интонацию вздоха.

Песня «Ох, пойду я цёмным лесам» предназначена для исполнения женскими голосами. Здесь присутствует гомофоно-гармоническое изложение фактуры. Разложена песня на два голоса: альт и сопрано.

Общий диапазон песни: соль малой октавы - ля первой октавы.

Сопрано: си малой октавы - си первой октавы;

Альт: соль малой октавы - ми первой октавы;

Ведущую партию в начале песни ведет альт. В третьем такте вступает верхний голос, что предает мелодии большей насыщенности.

Тесситура удобная для обоих голосов.

В альтовой партии звуковедение плавное на протяжении всей песни. В первой части строфы(1-5 такты) движение голоса нисходящее в пределах квинты (идет от квинтового звука к тонике). Во второй части в партии появляются триольные распевы(6,7 т.), опевание звука «ми» в седьмом такте. В восьмом такте в партии проводится пунктирный ритм.

Дирижерский жест плавный, в третьем такте необходимо показать ауфтакт к четвертой доле. В шестом такте показать альту ауфтакт к третьей доле; 6,7 такты не забыть про триоли (отметить их дирижерским жестом). В зависимости от литературного текста в 4 и 9 тактах необходимо продробить 4-ю долю.

В третьем такте мелодическая линия переходит в партию верхнего голоса. В четвертом такте в верхнем голосе есть скачок на квинту вверх (в распеве). Также встречается пунктирный ритм на четвертой доле, который необходимо отметить дирижерским жестом. Во второй части строфы в партии сопрано встречаются опевание нот (6,7 такт - опевается нота соль). Встречается пунктирный ритм. В седьмом такте в партии сопрано идет сложный скачок на сексту вверх. В 5,8,10 тактах партия сопрано заканчивается глисандирующим движением вверх.

Во второй части строфы в песне встречается сложный размер 6/4 (6,7,10 такты). В дирижерском жесте он укладывается на четырёхдольный метр(1+1+2+2) в шестом такте, так как по смысловой интонации ударение падает на 3 долю. В седьмом: 4/4(2+1+2+1), ударной является 1 доля.


 


Дата добавления: 2021-04-23; просмотров: 78; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!