Анализ обработки белорусской народной песни «Ох, пайду я цёмным лесам» В.К. Зеневича
Обработка белорусской народной песни "Ох, пайду я цёмным лесам" написана В.К. Зеневичем.
В.К. Зеневич - профессор БГУКИ, композитор, оранжировщик, руководитель ансамбля «Грамницы» БГУКИ.
Обработка белорусской народной песни "Ох, пайду я цёмным лесам" написана для смешанного хора a cappella и солиста.
В основе анализируемого хорового произведения лежит народная песня "Ох, пайду я цёмным лесам", записанная в 1966 году в д. Тонеж Лельчицкого района Гомельской области и исполненная в 1931 году С.А. Дубейко.
Песня «Ох, пайду я цёмным лесам» носит лирико - драматический характер, она является примером лирической песни о «женской доле».
В песне раскрывается образ женщины, которая сожалеет о своей судьбе, о своей горькой доле; сожалеет о том, что попала в чужой край, где нет родных людей рядом (вспоминает, тоскует и скучает). Так же присутствует образ матери, которая переживает за судьбу своей дочери. Весь текст, проникнут характером одиночества, тоски, боли, переживания. Через богатую гармонию, мягкую фразировку в хоровой обработке очень тонко передано внутреннее состояние двух женщин, их душевное переживание.
Литературный текст первоисточника и хоровой обработки полностью совпадает:
Ох, пайду я цемным лесам,
Да й наламлю лому,
Завё'ў мяне дурны розум
На чужу сторону.
На чужой жа да старононьцыбацькі, ні маці,
Толькі ў саду вішнёвому
Пяюць соловейкі.
|
|
Пойце, пойце, соловейкі,
Рознымі голосамі,
А я выйду ў сад зялёны,
Обольюс слязамі.
Ох, сарву ж(ы) я з ружы кветку,
Да й путчу на воду.
Плуві, плуві, з ружы кветка,
Аж да майго роду.
Плула, плула з ружы кветка,
Плувуча, завяла,
Вышла маці воду браці,
Кветачку пазнала.
Ох, чаму ж ты, з ружы кветка,
Плувуча, завяла,
Ох, чаму ж ты, моя донька,
У чужы край папала.
Содержание и количество строф поэтического текста в хоровой обработке и оригинале совпадают(6 строф).
Поэтическая форма стихотворения строфичная четырёхстрочная (в одной строфе 4 строки). Стихотворный размер хорей (двухсложная стопа с ударением на первом слоге).Хоровая обработка имеет отличие от истока песни. Исходя из поэтического текста всего в песне шесть строф.
Музыкальный и поэтический текст в основном структурно совпадают. Музыкальная форма в целом также повторяет композицию стиха. Строфа представляет собой период, состоящий из двух предложений. Первое предложение представляет собой пятитакт из двух фраз (2т.+3т.). Второе предложение - так же пятитактовый период состоящий из двух фраз(1-я:6-8 такты; 2-я:9,10 такты). Каждой музыкальной фразе соответствует определенная строка литературного текста. Поэтический текст и музыкальный близки по характеру (художественно они дополняют друг друга).
|
|
Строение музыкальной формы куплета представляет собой период, состоящий из двух предложений неповторного строения.
Гармоническая насыщенность, изменение размера и мелодическое различие первого и второго предложений приближают данную форму к простой двухчастной.
Схематично форма произведения выглядит следующим образом:
предложение;2 предложение.
А:1-5 такты; В:6-10 такты.
Ладовая и тональная основа
Основная тональность хоровой обработки ля минор. По своему характеру тональность драматическая. Ладовая структура обработки вытекает из самого содержания, жанра песни. В шестом такте появляется пониженная вторая ступень, что говорит о наличии элемента фригийского лада. Обработка содержит отклонение: в 6 такте D64-D7 в шестую ступень.
Тональный план первого периода:t53---| t53--|III35-II7|t7-D|t53----|
Тональный план второго периода: S64-D64-D7-VI64-III53-II7-t7 |t64-t7-II7-t53-II53-t53 |D-t--|t7-S64-III53-D53|t53|
Особенности гармонического языка
В данной обработке представлена довольно сложная гармония. В. Зеневич, для того, чтобы ярче раскрыть образ произведения использует септаккорды: тонические, второй ступени; трезвучия третьей, четвертой, пятой, шестой ступеней. В первом периоде используются септаккорды тонической и второй ступени, трезвучие третьей ступени. Второй период является гармонически более насыщенным (септаккорды первой, второй, пятой ступеней; отклонение в шестую ступень). Подобная гармония часто встречается в народной музыкальной культуре. Придаёт особый колорит звучанию произведения, красочней раскрывает его образы и подчеркивает стиль белорусского фольклорного песенного звучания.
|
|
Дата добавления: 2021-04-23; просмотров: 79; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!