Буква Ц имеет Господствующее число 22. 53 страница
камень живой, или «камение живо», символизирует языческих идолов, статуи героев и языческих богов античности;
камень краеугольный символизирует фундамент, основу здания, либо закладной, либо держащий угол (две стены), и употребляется в переносном смысле;
камень оловянный означает отвес, уровень, ватерпас –основной инструмент строителей, зодчих;
камень лидийский символизирует пробный камень, оселок, по которому можно узнать (распознать) качество и состав металлов – золота, серебра и их суррогаты или подмену, проводя соответствующим металлическим предметом по оселку. Символ распознавания добра;
дикий, необработанный камень у масонов символизировал грубую нравственность, хаос, а камень строгой кубической формы, полированный – высокую нравственность, культуру;
у славян камни означали кости Земли. Наши предки, считая Землю живым существом, сравнивали просторы суши с исполинским телом, а скалы и камни – с костями.
КАМИЛАВКА – высокий бархатный головной убор православного священника, надеваемый во время богослужения.
КАМИЧЕСКОЕ ТЕЛО – в теософии – тело желания, или камарупа. Камическое тело – «преддух» спиритов, «чувственная душа» древних философов, низшее сознание (подсознательное) психологов конца XIX в.; астральное тело (обиталище чувствительности, воображения, животных страстей и маловозвышенных вожделений).
КАМУИ – (айны), бесчисленный сонм духов. Бессчетное количество камуи обитают повсюду – на небесах, в воздухе, на земле, в воде и под землей. Иногда термином камуи обозначали влиятельного человека (начальника, владетеля, знатного богатого человека), некоторых животных, считавшихся священными, все, что было связано у айнов с непонятной силой и тому подобное. Камуями называли также души умерших предков, достигшие «небесной страны». В сверхъестественной стране – обиталище камуев – духи жили точно также как люди на земле. Они имели человеческое обличье, семьи, жили в домах, составлявших поселки, у них были свои главы и начальники. По разрешению своего главы они могли посещать мир людей, принимая облик какого-либо промыслового животного, птицы или рыбы. Причем появлялось такое существо только перед тем человеком, которое оно выбрало само. Камуи подразделялись на добрых – пирика, враждебных человеку – вэн, косьнэ и нейтральных к человеку.
|
|
КАН – (майя).
1. Четыре вида фундаментальных взаимодействий в природе:
силы гравитации;
электромагнитные силы;
сильное ядерное взаимодействие;
слабое ядерное взаимодействие.
Все эти виды в сочетании образуют биопсихическое поле, пси-взаимодействие. В «И-Цзине» им соответствуют молодой инь, молодой ян, старый инь, старый ян.
|
|
2. Змей.
3. Четыре.
КАНГЛИНГ – (тибет.), в ритуалах тантрического буддизма (ваджраяны) – флейта, изготовленная из берцовой кости девственника, достигшего четырнадцати лет и умершего ненасильственной смертью. Ввиду труднодоступности данного материала на практике применяются также имитации капал и канглинги, выполненные из дерева. Применяется в некоторых ритуалах религии бон.
Смотри также Капала.
КАНДА – (санскр.), скопление множества информационно-энергетических нитей – источник всех нади.
КАНДЕЛЯБР – (от лат. candelabrum – подсвечник), символ духовного света и спасения. Число его свеч всегда имело космическое или мистическое значение. Например, еврейский семисвечник (менора) соответствует семи Небесам и семи планетам, семи эманациям бога (низшим сефиротам в каббале).
КАНДЖУР – (санскр. передача откровения), названия двух собраний канона ваджраяны, окончательно оформившихся к XV в. Канджур содержит в себе 1083 сочинения и считается собранием подлинных слов Будды Шакья-Муни. Подразделяется на семь разделов; последний раздел (108 томов) является собранием тантр и включает в себя подробный пересказ писаний всех 24-х буддийских тантрических систем. Танджур представляет собой свод комментариев к Канджуру. Наряду с религиозно-философскими трактатами в Канджуре и Танджуре представлены сочинения по технике, медицине, алхимии, музыке.
|
|
КАНДОМБЛЕ – (браз.), афро-бразильская религия, вобравшая в себя ритуалы жеже, суданских народов и банту.
КАНИЛЬ КУШТАЛЬ – (майя змей жизни), энергия окисления или образование формы, заключающей энергию. Означает страдание как первичное качество существования.
Смотри также Кушталъ.
КАННАК – (майя).
1. Принцип, заключающийся в том, что нет формы без духовного содержания, и наоборот. Взаимодополняемость энергии и формы.
2. То, что необходимо достичь.
КАНОН – 1. Собрание официально утвержденных писаний религиозно-мистического учения, которые считаются вместилищем непреложной истины, продиктованной свыше. Наиболее известные из канонов – Библия (иудаизм и христианство), Коран (ислам), Веды (индуизм), Канджур (ваджраяна). Религия, обладающая сложившимся каноном, согласует с ним все элементы своего вероучения, ритуала и мистической философии. Как правило, в такой религии существует своя традиция комментирования и толкования канона; таким образом, возникает свод канонических комментариев, который часто считается не менее авторитетным, чем сам канон (таков, в частности, иудейский Талмуд).
|
|
2. В христианстве – правила, касающиеся вероучения, догматики, культа, церковной организации, возведенные церковью в закон. Согласно утверждениям отцов церкви, канонические предписания исходят от самого Иисуса Христа; на самом деле они утверждаются на вселенских соборах и значительно изменяются с течением времени.
3. В христианской церкви – список людей, признанных святыми.
КАНОНИЗАЦИЯ – в христианской церкви – официальное учреждение культа одного из её скончавшихся членов и внесение его имени в канон – список людей, признанных святыми. В ранней церкви формальная канонизация отсутствовала, но были широко распространены местные культы мучеников, которыми заведовали епископы. Перенесение мощей мученика из места захоронения в церковь приравнивалось к его канонизации. Со временем высшие церковные власти взяли канонизацию под свой контроль. Начиная с X в. вопросы канонизации перешли в компетенцию папы.
КАНТОР – (евр.), руководитель иудейского богослужения в синагоге, нараспев читающий основные молитвы, которые повторяют за ним все присутствующие. Кантором избирается член общины с высоким и сильным голосом (отсюда его «правильное» еврейское название шалиах цибур – «посланник общины»). Иногда кантора приглашают или даже переманивают из другой общины; особенно часто это происходит в так называемых «хоральных синагогах», где кантор не просто поет, но руководит хором.
Синоним – Хазан.
КАНХЕЛЬ – (майя), самопреобразующаяся змея, дракон. Полнота четырех проявлений энергии как самопреобразующейся энергетической сущности.
КАПАЛА – (тибет.), ритуальная чаша, изготовленная из черепа девственника, достигшего четырнадцати лет и умершего ненасильственной смертью, наполняемая кровью для совершения обрядов. Применяется в некоторых ритуалах религии бон.
КАПАРОТ – (евр.), иудейский обряд, совершаемый в ночь накануне Судного Дня (Йом-Кипура). Он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь». Птицу режут, а мясо съедают в ночь на исходе Судного дня.
Синоним – Капорес.
КАПИЩЕ – (слав.), место отправления служб и приношения жертв богам и божествам. Капища под открытым небом обычно были круглыми, состоящими из двух концентрических валов, на которых разводились круговые костры. Во внутреннем кругу ставились идолы, обычно деревянные; здесь горел жертвенный костер, и здесь приносили жертвы богам. Внешний круг, по-видимому, предназначался для потребления жертвенной ритуальной пищи и назывался требищем. Круглая форма святилищ определила их название – хором (от «хоро» – круг), а в ином произношении – храм.
КАПЛИ МУДРОСТИ – тонкие выделения повернутой вниз «внутренней луны», которая расположена в высшей головной чакре, сахасраре. Капли мудрости питают эфирное тело человека и охлаждают «внутреннее солнце», возгорающееся в результате асан и медитаций тантрической йоги. Зримое физиологическое проявление каплей мудрости – это слюна; их незримый «тонкий» аспект, отчасти можно отождествить с выделениями гипофиза и эпифиза. На мистическом уровне капли мудрости превращаются в капли сомы. Они осуществляют связь индивида с акашей, где пребывают великие тантрические учителя, покинувшие этот бренный мир.
КАПНОМАНТИЯ – (от греч. capnos – дым), гадание по жертвенному дыму, которое обычно проводилось жрецами перед началом какого-либо важного дела. Есть разновидности гаданий на открытом воздухе и в помещении. Перед гаданием положено было поститься; потом, надев чистое платье, гадатель приносил жертву (это могли быть просто благовония), зажигая её от огня, высеченного огнивом. Синий дым означал благополучие, черный и густой – несчастье, светлый дым клубами предвещал удачу, тонкая струйка дыма – радостную встречу, чистый белый дым означал неожиданность.
Смотри также Кавсимомантия, Пиромантия.
Синоним – Турифумия.
КАПОРЕС – (евр.), иудейский обряд, совершаемый в ночь накануне Судного Дня (Йом-Кипура). Он состоит в том, что мужчина трижды вертит над своей головой петуха (женщина – курицу), произнося три раза молитву: «Это да будет искуплением моим, жертвой моей и заменой вместо меня, сей петух (сия курица) пойдет на смерть, а я обрету счастливую, долгую и мирную жизнь». Птицу режут, а мясо съедают в ночь на исходе Судного дня.
Синоним – Капарот.
КАППА – (япон.), согласно народным легендам, существо с обезьяньей головой, телом черепахи и лягушачьими ногами. Каппа жил в реках, топил и пожирал людей.
КАПХА – (санскр. вода, влага, слизь), одна из трех дош, определяющих телосложение, физиологию и темперамент человека.
КАРАБАНОС – (греч.), дух слепого или животного желания; символ камарупы. Дух «без чувств или суждения» в Кодексе Назореев; является символом материи и обозначает отца семи духов вожделения, порожденных им от его матери Спиритус, или астрального света.
КАРАКИА – (маори), заклинание, заговор, проклятие.
КАРАКОНДЖАЛЫ – (слав.), у южных славян – водяные демоны, выходящие в разгар зимы из воды на сушу после полуночи. Они принимают самые различные облики: коня с человеческой головой и крыльями, голых людей, облепленных колючками, красных или черных бесенят, уродливых карликов. Напав на запоздалого путника, караконджалы ездят на нем верхом до самого рассвета. Уберечься от демона легко: надо вынуть из котомки хлеб, соль или любой железный предмет и показать чудовищу, тот мгновенно исчезает.
Синоним – Караконджо.
КАРАКОНДЖО – (слав.), у южных славян – водяные демоны, выходящие в разгар зимы из воды на сушу после полуночи. Они принимают самые различные облики: коня с человеческой головой и крыльями, голых людей, облепленных колючками, красных или черных бесенят, уродливых карликов. Напав на запоздалого путника, караконджо ездят на нем верхом до самого рассвета. Уберечься от демона легко: надо вынуть из котомки хлеб, соль или любой железный предмет и показать чудовищу, тот мгновенно исчезает.
Синоним – Караконджалы.
КАРАНА – (санскр. причина), то, что производит результат; причина следствия:
нимитика-карана – действенная причина. То, что непосредственно производит следствие; то, что замысливает, создает, придает форму и так далее;
упадана-карана – материальная причина. Материал, из которого формируется следствие;
сахакари-карана – инструментальная причина. То, что служит средством, механизмом или инструментом для производства следствия – созидательная Шакти.
КАРАНА-ШАРИРА – (санскр.), тело причинности (каузальное тело). Оно имеет двоякое значение. Экзотерически – это авидья, невежество, или то, что является причиной эволюции человеческого эго и его перевоплощений, следовательно, – низший манас, эзотерически – тело причинности, или каранопадхи, в раджа йоге соответствует буддхи и высшему манасу, или духовной душе. Карана-шарира – первый, самый внутренний проводник, или тело личности (анандамайякоша).
КАРАНОПАДХИ – (санскр.), смотри Карана-шарира.
КАРАЧУН – (слав.), зимний Солнцеворот, Старый Крышень, старый год (Молодой Крышень – новый год); древние славяне почитали его подземным богом, повелевающим морозами. Его слугами были медведи-шатуны, в которых оборачивались бураны, и стаи волков-метелей. День карачуна совпадал с самым коротким и с одним из самых холодных дней зимы, 23 декабря. Бог этот был столь грозен и неумолим, что до сих пор выражение «задать карачуна», «хватил карачун» означает умереть, убить или злодейски замучить кого-то.
КАРГАС ТЫДИГЕН – (казах.), проклятый человек.
КАРДЕНИЗМ – (франц.), другое название понятия спиритизм. Название произошло от псевдонима французского доктора медицины Алана Кардека, настоящее имя – Л. Риваиль (1804-1889). Он обладал сильными экстрасенсорными способностями, написал несколько книг по спиритизму и считался основателем теории медиумических явлений.
КАРИБУ – (ассир. «тот, кто молится» или «тот, кто общается»), слово, от которого произошло название ангельского чина херувим. В исламе – это эль-карубийан, приближенный к Аллаху.
Синонимы: Керубу, Кирубу, Херувим.
КАРИМА – (санскр.), один из видов сиддхи, способность становиться тяжелым.
КАРЛИК – символ двойственного значения. В фольклоре и мифологии выступает как несчастное существо с определенными детскими характеристиками, соответствующими его маленькому росту, но может выполнять функции и защитника, подобно кабирам.
КАРМА – (санскр. деяние), одно из основных понятий индийских религий (индуизма, буддизма, джайнизма) и философии, дополняющее понятие сансары. В широком смысле – общая сумма совершенных всяким живым существом поступков и их последствий, определяющая характер его нового рождения, перевоплощения; сила, которая посредством своей преемственности и своего развития как объективной и субъективной силы определяет возможность и природу повторных существований души. В узком смысле – влияние совершенных действий на характер настоящего и последующего существования; действия, влекущие за собой свои последствия. Индусские учения различают три вида человеческой кармы: зрелая карма – Prarabdha Karma; скрытая карма – Sanchita Karma; зарождающаяся карма – Kriyamana.
Метафизически карма – Закон причины и следствия, или Нравственная причинность. Карма является одиннадцатой ниданой во взаимном сцеплении причин и следствий в ортодоксальном буддизме; но это также сила, управляющая всем, результат нравственного действия, метафизическая самскара, нравственное следствие действия, совершенного для достижения чего-либо, удовлетворяющего личное желание. Существует карма наших достоинств и карма наших недостатков. Когда буддизм учит, что «карма есть духовное зерно (каждого существа), которое единственное переживает смерть и сохраняется при переселении», это означает, что после каждой личности не остается ничего, кроме ею порожденных причин, которые невозможно удалить из Вселенной, пока они не перейдут в свои законные следствия. Такие причины, если они не погашены во время жизни их породившей личности соответствующими следствиями, последуют за перевоплощенным эго и настигнут его в последующем воплощении, пока полностью не будет установлена гармония между следствиями и причинами.
КАРМА ЙОГА – (санскр.), йога действий, лишенных желания; выполнение работы как средство божественного перерождения; путь духовного совершенствования посредством посвящения Божественному всех плодов своей деятельности, то есть выработка способности к бескорыстному труду на благо общества. Карма йога может классифицироваться как часть раджа йоги.
КАРМА ОБЩЕСТВЕННАЯ – есть причинно-следственный закон, созданный действиями массы сознательных существ. Следствия, вызванные деяниями сознательных существ, видоизменяются, принимают бесконечное множество трансформаций, но постоянно сохраняют свою основу – добро и зло. Любая карма, вызванная клешами, неумолимо требует ответа, то есть отрицательная причина повлечет за собой отрицательное следствие; это в сансаре выражается страданием индивидуума. Бурный водоворот кармических движений в сансаре, вызванный индивидами, наделенными клешами, не имеет начала во времени, на всем протяжении истории сансары все живые существа то боролись друг с другом, то были матерями и детьми друг другу. Поэтому у огромного количества индивидуумов характер кармы и его результаты общие. Общественное сознание также является продуктом кармы общественной.
КАРМАПСИХОЛОГ – человек, занимающийся коррекцией кармы других людей и тем самым снимающий как психологические, так и физиологические проблемы (болезни) организма, вызванные кармическими долгами пациента.
Смотри также Карма.
КАРМЕНИНДРИЙЯ – (санскр.), смотри Индрийи.
КАРМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – всякая деятельность, совершаемая ради её плодов.
КАРМИЧЕСКИЙ ВЕТЕР – посмертная сила концептуального мышления, заставляющая дух умершего все время передвигаться с места на место, не останавливаясь ни на одно мгновение, и испытывать шесть видов неопределенности: места обитания, поддержки, поведения, пищи (пищей являются разнообразные запахи), переживаний и общений.
КАРМИЧЕСКОЕ БАРДО СТАНОВЛЕНИЯ – бардо промежуточного состояния, которое длится после бардо дхарматы до момента принятия нового рождения.
КАРНА – (слав.), божество похоронного обряда, сестра Жели.
КАРНАВЕДХА – (санскр.), смотри Самскары детства.
КАРОССЫ – локальные, связанные с отдельными нациями или сверхнародами проявления великой стихиали человечества, Лилит. Кароссы лишены монад, но обладают эквивалентом сознания и воли. Термин Д. Андреева.
КАРРОХ – аналогичное физическому плотное органическое тело некоторых видов демонических существ (например, игв и раруггов), созданное не из сиайры, а из агги. Термин Д. Андреева.
КАРТАВЬЯМ – (санскр.), то, что должно быть сделано, долг.
КАРТАВЬЯМ КАРМА – (санскр.), вещь, которая будет сделана; работа, которую следует выполнить.
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 59; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!