Буква Ц имеет Господствующее число 22. 51 страница



 

ЙАНТРА ЙОГА – (санскр.), йога, в которой используются янтры или геометрические диаграммы мистического значения с целью установления телепатической связи йогина с Божествами, ответственными за силы геометрической формы, которые он призывает помочь ему в его усилиях и стараниях. Классифицируется как часть лайа йоги.

 

ЙАТРИКЭ – (от греч. йатрея – лечение), искусство исцелять, вылечивать. Йатрикэ было отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными в древних асклепиях-храмах, где бог Асклепий (Эскулап) якобы исцелял больных и калек.

 

ЙЕМАНЖА – (браз.), одно из имен группы ориша. Область влияния – вода, средние морские глубины; матери, жены, семьи. Цвета: молочно-голубой, светло-розовый, чисто белый.

 

ЙЕСОД – (евр. основание), одна из четырех сефирот, образующих нижнюю область космического древа. Отождествляется с правой ногой Адама Кадмона; соответствует Луне и половым органам человека. Земное воплощение йесода – праведник Иосиф, соединивший в себе красоту тиферет и земную мудрость нецах и год. Йесод – место окончательного слияния нисходящих потоков Божьей благодати, здесь «обводный канал», идущий через нецах и год, встречается с прямым потоком благодати, исходящей непосредственно из тиферет. Энергию, возникшую в результате слияния, поздние каббалисты называют «царем» и считают, что она наделена ярко выраженной мужской природой.

Следует отметить, что в рассуждениях о йесоде редкий каббалист обходится без фаллической символики, иногда довольно откровенной; такую трактовку можно обнаружить уже в Книге Зогар – основополагающем документе классической каббалы. Излияние Божественной благодати из йесода в малкут рассматривается как оплодотворение земного мира небесной энергией, мистический брак Царя и Шехины. Йесод – это стадия, на которой абстрактная Божественная идея, пройдя через все стадии конкретизации и гармонизации, воплощается в акте творения.

Синоним – Иезод, Иесод.

 

ЙЕТИ – огромное волосатое человекоподобное существо, которое, по утверждению некоторых очевидцев, обитает высоко в Гималаях.

 

ЙЕЦЕР-ГА-РА – (евр.), злое начало, греховные склонности человека. Эгоистическое желание получать только для себя.

 

ЙЕЦИРА – третий из четырех каббалистических миров, «мир формирования», или Олам Йецира. Это обитель всех правящих гениев (или ангелов), которые управляют и руководят планетами, мирами и сферами. Йецира – мир, несущий идеи формы, но сам формы не имеющий.

Синоним – Иецира.

Смотри также Оламот.

 

ЙИДАМ – (тибет. желанный бог), просветленное божество, которого медитирующий выбирает в качестве своего божества-покровителя. В мифологии ваджраяны – божество-охранитель. В роли йидама теоретически может выступать любое божество, но на практике йидама обычно выбирают из разряда низших богов, которые считаются частичными воплощениями различных бодхисаттв и будд. Большинство йидамов имеет устрашающий и гневный облик, множество когтистых рук и звериный оскал; это свидетельствует об их силе и беспощадности к демонам и заблуждениям. Созерцание йидама и отождествление себя с ним способствует достижению просветления. Йидамы бывают мужские и женские; мирные, гневные и полугневные.

Синонимы: Иштадевата, Идам.

 

ЙИМА – (зенд. близнец, пара).

1. Один из близнецов, сын бога Солнца Вивахванта (Вивасата), впоследствии царь загробного мира.

2. В Ведах – Яма, вместе со своей сестрой Ями составляющий первую человеческую пару.

3. В доиранских сказаниях – царь «золотого» века, когда люди были бессмертны и жили в изобилии и благополучии.

4. Герой-цивилизатор и первый умерший, проложивший людям путь в загробный мир, где сделался верховным богом потустороннего царства. На основе этого мифа развиты представления о загробном блаженстве праведников в обители бога мертвых и ранние эсхатологические мифы о конце света и о всемирном потопе.

 

ЙОГА – (от санскр. юдж – связь, единение, сосредоточение, усилие).

1. Учение и метод управления психикой и физиологи ей человека, составной элемент религиозных и философских систем Индии, ставящий целью достижение состояния «освобождения» (мокши или нирваны).

2. Одна из шести ортодоксальных (признающих авторитет Вед) систем индийской философии, основанной Патанджали; осмысляет природу и функции йогических методов, этапы их применения и др. Основная философская идея – соотнесенность психофизиологии человека и Космоса (тела Вселенной). В общих философских вопросах придерживается учения санкхьи.

 

ЙОГА ВЕТРА – практика очищения трех центральных энергетических каналов тела (сушумны, иды и пингалы). Предшествует практике пхова.

 

ЙОГА ДИПИКА – (санскр.), йога прояснения, подробно описывающая как выполнять асаны и пранаяму в свете современных знаний и требований настоящего времени.

 

ЙОГА НИНДРА – (санскр.), йога, развивающая сознание во время сна; дремота, полусонное состояние.

 

ЙОГА ПАДА – (санскр.), третья из четырех последовательных стадий духовного развития в шайва-сиддханте, основной целью которой является самореализация.

 

ЙОГА СУФИЕВ – форма духовной практики, распространенная среди мистических мусульман и имеющая своей целью растворение человека в Боге путем любви к Нему. Результатом постоянных мыслей, или памятования (дхикр), о Боге является единение (таухид) с Ним, которое сопровождается отстранением (фана) от всех человеческих или природных качеств; единственной последующей формой бытия является Сам Бог.

 

ЙОГА-ВАСИШТХА – (санскр.), священный текст, излагающий путь Знания, или джнана йогу.

 

ЙОГА-СИДДХИ – (санскр.), совершенство, которое приходит посредством практики йоги.

 

ЙОГАЧАРА – (санскр.), философская школа буддизма махаяны. Рассматривает представление о единственной значимости психического бытия личности и возражает против абсолютизации концепции шуньяты в мадхъямике. Представители йогачары считают, что нереален внешний, или материальный мир. Йогачара развивает идею исключительной значимости виджняны. Основой школы является концепция алая-виджняны, своеобразного абсолютного сознания, содержащего «семена» всех психических и физических дхарм, имеющего природу не универсального, а индивидуального сознания.

Синоним – Виджнянавада.

 

ЙОГИЧЕСКИЙ ТАПАС – (санскр.), интенсивная практика аскетизма с целью быстрого подъема кундалини, что ведет к джняне, состоянию духовной мудрости.

 

ЙОД – (евр.), десятая буква еврейского алфавита, может обозначаться тремя английскими буквами – Y, I или J в зависимости от того, что требуется в данном случае; первая буква в тайном имени еврейского бога (Иегова). Лингвистически название этой буквы (йод) преобразовалось в God и Gott.

 

ЙОНИ – (санскр.), женский половой орган, утроба (матка), женский принцип. В индуизме – женские гениталии как врата жизни и объект ритуального поклонения. Йони – зона взаимопроникновения, где пересекаются два круга. Религиозными символами йони служат пещеры и святилища в форме йони (например, йонимандалы и йони-питхи), раковины каури, цветы лотоса, лилии и розы, абрикосы, сейшельский орех и кардамон, а кроме того – перевернутый треугольник и любые круглые камни и камешки с дыркой посередине.

Чтобы гарантировать выздоровление индусы сооружают изображение йони из золота и проходят сквозь него, символизируя возрождение или второе рождение. У некоторых африканских народов существует обряд посвящения юноши в воины посредством протаскивания через стилизованное изображение вульвы как символа второго рождения, при этом посвященный получает другое имя.

В некоторых тантрических сектах шивалингам является фаллическим символом, основанием которого служит женский орган, йони. При этом лингам представляет непроявленный, или статичный, абсолют, а йони – динамическую, созидательную энергию Бога, лоно всей Вселенной. В ритуале многих тантрических сект все эти условные замены отбрасываются, и верующие поклоняются гениталиям живой женщины, которая олицетворяет собой великую богиню Деви (или Шакти).

 

ЙОНИЛИНГА – (санскр.), индусская культовая статуэтка (или статуя довольно внушительных размеров), состоящая из стилизованного изображения женских гениталий (йони), на котором установлено изображение эрегированного полового члена (лингам). Олицетворяет собой слияние мужского и женского начала, союз Пуруши и Пракрити, Шивы и Шакти, в котором зарождается все живое. Разновидностью йонилинга можно считать изображение пересекающие «мужского» и «женского» (то есть перевернутого) треугольников, которое на Западе принято называть гексаграммой, печатью Соломона и «Звездой Давида».

 

ЙОНИТАТТВА – (санскр.), смесь женских и мужских половых выделений, получаемая во время ритуального полового акта (смотри Майтхуна). Йонитаттву смывают водой с мужских и женских половых органов и смешивают с вином; затем её выпивают оба партнера (а иногда и другие участники ритуала).

 

ЙОНИШТАНА – (санскр. место, где находятся женские гениталии), в тайных учениях тантрической йоги – тонкий энергетический центр, находящийся в промежности мужчины. Обнаружение йоништаны и воздействие на него служат для задержания семяизвержения и контроля над половыми энергиями.

 

ЙОТУНЫ – (сканд.), великаны, враждующие с богами – асами и ванами; когда-то они похитили у богов чудесные яблоки и молот Мьелльнир. Из тела первого йотуна, Имира, был создан мир; в «Старшей Эдде» сказано: «Имира плоть стала землей, стали кости горами, небом стал череп холодного турса, а кровь его морем». В крови Имира, убитого богами, утопили всех его сыновей и внуков, кроме Бергельмира, от которого и ведут свой род нынешние йотуны и тролли. И мир и его сыновья отличались великой мудростью, именно от них бог Один узнал тайну рун. Йотуны живут в Йотунхейме (другое название – Утгард) – каменистой стране на северо-восточной окраине мира. Обитель богов, Асгард, и срединный мир, Мидгард, где обитают люди, защищает от йотунов бог Тор.

Синоним – Турсы.

К – двенадцатая буква русского алфавита, одиннадцатая английского и еврейского (каф). Числовое значение этой буквы в еврейском алфавите – 20, в английском – 250 и с чертой над ней – 250 000. Еврейское божественное имя, соответствующее этой букве, – Коде (Кодеш) или Кадок (Кадош).

В русской нумерологии её значение равно 1. К – ментальная. Эта буква чаще, чем другие, испытывает на себе восхищение окружающих. В немалой степени этому способствует присущая ей сила убеждать, заставлять других верить в свою правоту. Ей свойственен осознанный выбор, а не импульсивный порыв. Эта буква религиозна, но не фанатична: либо это монах-послушник, либо человек, сознательно противопоставляющий себя Богу.

 

КА – (егип.), у древних египтян – физическое тело человека, соответствует стихии Земли; в санскритской терминологии – рупа. Ка – двойник человека, внешне и по существу тождественный ему. По другим источникам ка – жизненная сила, отличающая одушевленные предметы от неодушевленных. Ка рождается и растет вместе с человеком, имея его недостатки и являясь одновременно духовной силой человека, его гением-хранителем. Кроме ка, египтяне различали следующие тела: ба, кхаба, апху, сеп, путах и атму.

 

КААБА – (араб.), название знаменитого мусульманского храма в Мекке, крупного центра паломничества. Это сооружение кубической формы: 11 м в длину, 12 м в ширину и 13 м в высоту, с одним отверстием в восточной стене для доступа света. В северо-восточном углу находится «черный камень» Каабы (Кабар), который якобы упал прямо с неба и был белым, как снег, но постепенно стал черным из-за грехов человечества. «Белый камень», предполагаемая могила Исмаила, находится в северной стороне, а место Авраама – к востоку. Как утверждают мусульмане, этот храм был, по молитве изгнанного Адама, перенесен Аллахом или Иеговой прямо из Эдема на Землю.

Синоним – Каба.

 

КААН – (майя), Небеса.

 

КАБА – (араб.), название знаменитого мусульманского храма в Мекке, крупного центра паломничества. Это сооружение кубической формы: 11 м в длину, 12 м в ширину и 13 м в высоту, с одним отверстием в восточной стене для доступа света. В северо-восточном углу находится «черный камень» Кабы (Кабар), который якобы упал прямо с неба и был белым, как снег, но постепенно стал черным из-за грехов человечества. «Белый камень», предполагаемая могила Исмаила, находится в северной стороне, а место Авраама – к востоку. Как утверждают мусульмане, этот храм был, по молитве изгнанного Адама, перенесен Аллахом или Иеговой прямо из Эдема на Землю.

Синоним – Кааба.

 

КАБАР – таинственный черный камень овальный формы, размером около 15 см, или аэролит Авраама, вделанный в юго-восточном углу стены Каабы на расстоянии 1 м 75 см над землей. По преданию, этот камень был передан патриарху Аврааму ангелом Джибриилом (Гавриилом). В VII в. кабар был разбит завоевателями, в настоящее время окантован серебром.

Синоним – Кабир, Кебир.

 

КАБАР ЗИО – (гност.), Могущественный Владыка Великолепия. Прародитель семи т. н. благотворных жизней, «сияющих в собственной форме и свете». Эзотерически, они противодействуют влиянию семи «ко злу расположенных» звезд или принципов. Представляют собой эквиваленты семи физических планет.

 

КАББАЛА – (др.-евр., букв, предание), древнейшее учение о тайнах Вселенной и Творения, ведущее свое начало от праотца Авраама. Иудейское мистическое учение, окончательно оформившееся в XIII в. Каббала всегда была преимущественно устным учением; посвящение в её тайны и обряды производил, как правило, личный руководитель. Эзотерическая каббала претендует на обладание тайным знанием «неписаной Торы» (божественного откровения), которое Моисей и Адам получили от самого Бога. Известные древние книги каббалы: «Зогар» – «Книга сияний» и «Сейфер Иецира» – «Книга Творения», это не изложение её тайн, а зашифрованные конспекты, для понимания которых нужны пояснения посвященного учителя, истинного каббалиста. Сотворение мира объясняется в нем с помощью 10 божественных чисел (сефирот) Бога Творца и 22 букв еврейского алфавита; вместе они образуют «32 пути тайной мудрости».

Современная каббала подразделяется на теоретическую (июнит) и прикладную (маасит). Теоретическая часть, в свою очередь, делится на две главные части: маасэ берешит (космогония, букв, «дело в начале») и маасэ меркава (теософия, «дело колесницы»).

Главной тайной каббалы является сокровенное, неизреченное Божество, которое выше всякого определения как ограничения, и может быть названо только Эйн Соф («ничто» или «бесконечное»).

Практическая каббала (каббалистика) основана на вере в то, что при помощи специального ритуала и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. В каббале существует пять основных разделов. Природная каббала используется для того, чтобы помочь исследователю в изучении тайн природы. Аналогическая каббала была сформирована для установления взаимоотношений, существующих между всеми вещами в природе. Она раскрывает мудрым, что все создания и субстанции разделяют одну сущность и что человек, малая Вселенная, – точная копия в миниатюре большой Вселенной, Бога. Созерцательная каббала имеет целью через высшие интеллектуальные усилия путем абстрактного мышления раскрыть тайны небесных сфер. Астрологическая каббала важна для тех, кто изучает силу, величину и действительную субстанцию сидерических тел, а также раскрывает мистическое строение самой планеты. Магическая каббала изучается теми, кто стремится управлять демонами и разумными существами невидимого мира. Она также полезна как метод лечения талисманами, амулетами, жестами и заклинаниями.

 

КАББАЛА КИТАЙСКАЯ – китайская схема состояний, или уровней преобразования, универсума, описывающая последовательность трансформации трансцендентной единой реальности до возникновения нашей Вселенной. Этапы каббалы китайской следующие:

тай и – незримый эфир, великое начало, из которого образовалось все сущее;

тай ну – начало образовательного эфира; эфир установившийся;

тай ши – начало формы;

тай су – начало материальности;

тай цзи – Великий предел.

Синоним – Ле цзы схема.

 

КАББАЛИСТИЧЕСКИЕ ЛИКИ – это нэфеш, руах и нэшама, или животная (жизненная), духовная и божественная душа в человеке – тело, душа и ум.

 

КАБИР – таинственный черный камень овальный формы, размером около 15 см, или аэролит Авраама, вделанный в юго-восточном углу стены Каабы на расстоянии 1 м 75 см над землей. По преданию, этот камень был передан патриарху Аврааму ангелом Джибриилом (Гавриилом). В VII в. кабир был разбит завоевателями, в настоящее время окантован серебром.

Синоним – Кабар, Кебир.

 

КАБИРЫ – (греч.), символы Бога земли, хтонические существа, персонифицированные в малютках-карликах, чьи капюшоны делают их полностью невидимыми. Считались божествами-хранителями потерпевших кораблекрушение. Кабиры входили в окружение Великой матери Реи и отождествлялись с куретами и корибантами.

 

КАБОКЛУ – (браз. краснокожий), духи метисов, которые возвращаются на землю, чтобы помогать человечеству.

Смотри также Прету велью.

 

КАВ СМОЛ – (евр. левая линия), в каббале – левая линия (канал), через которую притягивается метафизическая энергия «желания получить».

 

КАВ ЭМЦАИ – (евр. средняя линия), в каббале – баланс, равновесие, синтез между положительной энергией (правой линией) и отрицательной энергией (левой линией).

 

КАВ ЯМИН – (евр. правая линия), в каббале – линия (канал), притягивающая энергию «отдачи» – положительную энергию. Это аспект «желания отдать».

 

КАВВАНА – (евр. святой умысел), иудейский термин, обозначающий состояние сосредоточенного внимания, вкладывание души в то, что делаешь. Правильная каввана необходима для того, чтобы молящийся почувствовал себя находящимся перед Всевышним.

В каббале – особые мысли, с которыми читают ключевые слова в молитве. Очень часто эти мысли не связаны с контекстуальным смыслом слов и носят мистический эзотерический характер. Каввана может сопровождать выполнение любой заповеди или чтение любой молитвы. В первом случае она обозначает сосредоточение мысли на каббалистическом значении каждого действия в момент его совершения. Молитва, сопровождаемая кавваной, творится независимо от такого внешнего действия и легко может превратиться в упражнение в технике самосозерцания.

 

КАВСИМОМАНТИЯ – (от греч. kausimos – горючий), гадание по помещенным в огонь предметам, обычно – растертой смоле. Если смола сгорала быстро или, наоборот, не загоралась вовсе, это считалось добрым предзнаменованием. Если сначала дымилась и лишь потом загоралась, это предвещало неудачу. Скачущее красноватое пламя также сулило неудачу или поражение, а ровное и светлое – победу. Треск и шипение означали гнев правителя. Лучшим временем для гадания считалось утро и полдень, месяцы – январь и июнь, дни – вторник и четверг.


Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 63; Мы поможем в написании вашей работы!

Поделиться с друзьями:






Мы поможем в написании ваших работ!