Связь с охраной окружающей среды. 5 страница
114
композиционных центров или на отдельных специально созданных участках типа моносадов или вокруг интересных сооружений малых архитектурных форм.
7. Асимметричные композиции - наиболее распространенный тип в современных лесопарках, где основу составляют свободные решения, выявляющие наиболее интересные особенности естественного ландшафта при размещении композиционных узлов и элементов композиции в зависимости от общего решения объемно-пространственной структуры территории.
8. Г'армония - соразмерность расположения точек, объектов, элементов относительно плоскости или прямой. Прежде всего, гармония на объекте ландшафтной архитектуры прочитывается в целостности композиции, ее соответствии между человеком и окружением, правильностью выбранного масштаба, пропорциональностью составляющих частей, выразительностью цветового и светового решений, наличием разнообразных ощущений в зависимости от характера построения пейзажных картин и вкрапления художественных деталей декоративного оформления.
Дополнительными средствами повышения выразительности объекта служат контраст и нюанс.
9. Контраст - резко выраженная противоположность. Применение
контраста весьма разнообразно и возможно в любом из перечисленных
выше средств композиции, но в целом использование его можно предста
вить как противопоставление одних форм другим. Например, включение в
древесно-кустарниковую группу из березы повислой ели обыкновенной, на
фоне темного дубового леса посадку группы пирамидальных или белых
тополей. Контраст может быть выражен и при резком переходе из темного
хвойного леса на обширное пространство поляны, заливного луга или ви
довую точку с открывающимися далекими перспективами окрестностей.
|
|
10. Нюанс — оттенок, едва заметный переход в красках, формах, тон
кое различие в чем-либо. Как средство композиции нюанс носит камерный
характер, употребляется как элемент художественного обогащения объек
та, подчеркивая выразительность какого-либо элемента растительности,
планировки, ландшафтного дизайна.
В целом следует отметить, что применение средств и правил композиции - процесс творческий, создание сложных садово-парковых или ландшафтных объектов требует определенной искусствоведческой подготовки, и только наряду с глубоким знанием дисциплин биологического профиля возможно соединить в неразрывное целое природные и искусственные компоненты, чтобы получить достойное современности произведение ландшафтного искусства.
3.3. Ком поз i;;inonHO-n.панировочная и оиъемно-п ростра Нч. г вен паи структура объекта
|
|
Композиционно-планировочная и объёмно-пространственная организация территории направлены на раскрытие, использование и обогащение природных особенностей объекта лесохозяйственными и садово-парковыми приемами, превращая естественную лесную среду в лесопарковый или парковый ландшафт. Планировочная и объёмно-пространствен ная структура объекта рекреации - это взаимосвязанная композиция системы центров, основных и второстепенных плакировочных узлов, локальных акцентов и естественного ландшафта, объединенных в единую систему определенным художественным замыслом, отвечающим функциональному назначению территории.
Объемно-пространственная организация ее заключается в разработке схемы распределения по площади типов пространственной структуры (ТПС) на основе материалов ландшафтной таксации. Определяющим фактором размещения ТПС является соразмерность их соотношения на площади объекта. Ориентировочное процентное соотношение ТПС для рекреационных объектов приводят следующие авторы: проф. МГУ Л Л.М. Фурсова и руководитель проектной группы института КиевНИИградостроительства И.В. Роличкин (табл. 12).
Таблица 12
Соотношение типов пространственной структуры в рекреационных объектах (% от общей площади)
|
|
Закрытый |
1 еографическая или природно-климатическая зона
Тин пространственной структуры
Полуоткрытый • Открытый
по Л.М. Фурсовой | |||
Таежная зона, северная часть | 30-10 | 10-30 | 50-70 |
Таежная зона, средняя часть1 | 40-60 | 10-40 | 30-50 |
Лесостепная | 40-70 | 10-40 | 20-30 |
Степная и полупустынная | 50 80 | 10-30 | 10-20 |
по ИД. Родичкину | |||
Лесная - север европейской i | 50 | 20-25 | 25-30 |
части России | | |||
Лесная, средней полосы России | 50-55 | 20-30 | 20-25 |
Лесостепная | 55-60 | 25-35 | 15-20 |
Степные и южные районы ■ | 65-70 | 20-25 | 10-15 |
России |
Схема типов пространственной структуры приведена на рис. 12.
1 — закрытые пространства с сомкнутостью полога 06 и выше 1а- с горизонтальной сомкну шетью полога
] в, Ir — закрытые пространства с суммарной сомкнутостью поло) |
2 — полуоткрытые пространства с суммарной сомкнутостью полога 03 — 05 2а—без подроста и подлеска
. ■ чм |
26,2в- лодуоткрьгше нрооранства с |рушюш.1м размещением деревьев, подросла и подлеска
26-е полнотой 03 - 05; 2» ■ редина, прогалина
|
|
Зв |
3 - открытые пространен)!) За
За- редины бея полроста и подлеска; 36-редины с подростом и подлеском; Зн- песомкнуишисся культуры: Зг- поляны чистые; Зд - поляны с единичными деревьями
Рис. 12. Схема типов пространственной структуры
118
Несмотря на некоторую разницу в приведенных данных, очевидно. что в южных климатических зонах должны преобладать закрытые типы пространства, что связано с необходимостью снижения высокого уровня солнечной радиации при создании комфортных условий для отдыха населения. Одновременно для северных регионов увеличивается процент открытых пространств, позволяющих в короткое северное лето отдыхающим получить максимум тепла и солнца.
Приведенные рекомендации разнятся диапазоном процентного соотношения закрытых, полуоткрытых и открытых пространств, что в первом случае дает большую свободу в проектных разработках рекреационных объектов на основе комплексной оценки природных особенностей, сохраняя или преобразовывая их для общего композиционного решения. Во втором - рекомендованы ограничения достаточно жесткими рамками распределения площадей, что имеет свои преимущества при отсутствии опыта проектирования и специалистов в области ландшафтной архитектуры.
Пространственная структура объекта строится путем сочетания различных пейзажей из объемных элементов, воспринимаемых человеком как в состоянии покоя, так и движения, и решается в трех или четырех измерениях - длина, высота, ширина и время.
Если объемно-пространственная структура объекта строится на сочетании открытых, закрытых и полуоткрытых пространств, то планировочная подразделяется на композиционные схемы планировки - простые и сложные.
Сочетания всех простых схем в различном соединении создает сложные композиционные схемы, варианты которых могут быть весьма рациональны и соответствовать конкретным природным или территориальным особенностям объекта. При этом планировочная структура должна оставаться достаточно простой, при двухмерном планировании на плоскости, поэтому в планировочных схемах лучами или осями могут быть просеки, перспективы, продольные оси водоемов и т.п. В зависимости от размещения композиционных центров на территории объекта, местоположения и форм ведущих ландшафтов создается основное направление дорожно-тропиночяой сети - радиальное, кольцевое или линейное. При компактном размещении композиционных центров может создаваться кольцевой маршрут, например, вокруг озера или пруда, или радиальная структура, например, в сторону спортивных или игровых площадок, а при вытянутом расположении - линейная - вдоль реки, по периферии объекта и т.п. При наличии нескольких композиционных центров для каждого создается сеть дорог, но все сети приводятся в единую планировочную структуру.
119
3.3.1. Организация композиционных центров, открытых пространств и создание пейзажных картин
Планировочное решение лесопарковой территории предусматривает организацию пространства с учетом создания условий для обеспечения физиологической и психологической комфортности человека, пребывающего на природе. Выбор решения основывается на характере природных и градостроительных особенностей объекта, а эффективность отдыха - на организации системы центров, обеспечивающих рекреационные, познавательные и оздоровительные потребности посетителей. 13 практике планирования лесопарков и других объектов рекреационного назначения сложились три основных приема размещения композиционных центров или узлов планировки; компактный, компактно-групповой и рассредоточенный.
При компактном размещении композиционных центров достигается удобство обслуживания посетителей, но значительно увеличивается нагрузка на небольшие участки, и не охватываются другие интересные части территории. Рассредоточенный создаст сложности в обслуживании и содержании центров, поэтому наиболее предпочтительным является компактно-групповой, позволяющий достичь наиболее оптимальных композиционных решений.
В качестве композиционных узлов или центров в лесопарках или других рекреационных объектах могут использоваться:
- входы на территорию;
- большие поляны;
- водные устройства - озера, искусственные водоемы различного назначения, реки, ручьи, травяные и песчаные пляжи, аэросолярии и площадки-солярии в лесу;
- секторы развлечений или площадки с развлекательными устройствами;
- поля для фестивалей с эстрадой;
- спортивные площадки или спортивно-оздоровительные тропы;
- детские городки или площадки;
- бивуачные площадки, палаточные городки, площадки для пикников;
- обзорные площадки на искусственном или естественном рельефе;
- архитектурные здания и сооружения, памятники архитектуры, кафе, рестораны, учреждения стационарного отдыха;
- здания и сооружения обслуживания, административно-хозяй
ственные, автостоянки, причалы, яхт-клубы и т.п.
Каждый композиционный центр формируется по специальному проекту в рамках отведенной для него территории, применяя приемы садово-паркового и прикладного искусства, архитектуры и строительства. При этом могут использоваться различные типы материалов - естественные и искусственные. Значительная роль отводится формированию композици-
120
онных центров с использованием растительности, которая создаст различные типы пространственной структуры, присутствует в виде солитеров (отдельно стоящих деревьев), групп, куртин, аллей. Особое значение в композиционных центрах придается созданию сплошных массивов, формированию кулис в пейзажных картинах и формированию опушек. На рис. 13 представлены примеры композиционных решений в зависимости от использования объемно-пространственной доминанты, единства функциональной и планировочной структуры и преобладания одного элемента ландшафта.
1. Создание или использование существующий объёмно-пространственной доминанты
поляна водоем холм сооружение
2. Единство функциональной и планировочной структуры
спортивный городок детский сад дендросад вход
3. Преобладание одного ярко выраженного элемента лапдшафта
Рис. 13. Схемы композиционных решений (по АЛ. Вер!унову) |
лесной массив рельеф луг водоем
В композиции открытого пространства опу шки формируются А - X типов:
однородная - равная стена насаждений, являющихся фоном для отдельных деревьев, групп или другого объемного элемента,
барельефная - в ровной стене растительности имеются выступающие из общего контура группы или отдельные экземпляры деревьев,
горельефная - перед стеной насаждений, отделяясь от нее, располагаются группы, отдельные деревья и кустарники,
рыхлая - при условии свободного размещения групп деревьев и кустарников, сливающихся с общим фоном массива и отсутствии четкой границы открытого пространства (рис. 14).
однородная
l\ |
барельефного типа
горельефного типа
Рас. 14. Типы опушек в лесопарках (по Л.М. Ф>т>совой)
Открытые пространства - поляны, луга, лужайки, партеры, дикие цветники, площадки, плоскостные сооружения, водоемы различаются формой рельефа и характером обрамления насаждениями или сооружениями. По исследованиям Б.И. Кохно открытые пространства подразделяются на замкнутые, обращенные и раскрытые. Предложенные схемы этих пространств показаны наследующей схеме (рис. 15).
Рис. 15, Схемы типов открытых пространств (по Б. Кохно). 1 - замкнутое пространство, о!раниченнос объемными элементами со всех сторон; 2 - обращенные пространства: а - о!раничены объемными элементами с грех сторон: б - ограничены объемными элементами с двух сторон; в - ограничены объемными элементами с одной стороны; 3 - раскрытые пространства (граница пространств находится далее 200 м)
123
Перетекающие поляны - серия обращенных пространств. Наибольший линейный размер замкнутого пространства ас должен превышать 200 м. Открытые пространства не имеют ограничений. Ощущение раскры-тости пространства наблюдается, если его линейные формы превышают 200 м при высоте ограничивающих элементов 10—15 м.
Соотношение обрамления высоты и ширины пространства;
1:1- тесное и замкнутое по вертикали, т.е. человек видит от барьера площадь и рисунок абриса противоположного барьера;
1:2 - пространство замкнуто по вертикали, противоположный зрительный элемент воспринимается по всей высоте, но без неба;
1:3 —в поле зрения небо и свободное пространство;
1:5- замкнутая поляка воспринимается как единое целое;
1:6 - освобождение от зрительной замкнутости.
Композиционными элементами полян, формирующими их пространство, могут быть сооружения малых архитектурных форм, скульптура, отдельные деревья или древесно-кустарниковая группа. В зависимости от размещения на поляне композиционных элементов различают следующие типы их объемно-пространственной структуры:
-композиционный элемент занимает центральное место;
- элементы композиции занимают все пространство поляны;
- располагаются на переднем плане;
- располагаются на заднем плане;
- располагаются по периферии как переходные элементы от массива к открытому пространству.
Элементы композиции, расположенные на открытом пространстве, создают разнообразие пейзажных картин, которые могут восприниматься как в процессе движения, так и с какой-либо стационарной точки (рис. 16).
В процессе проектирования композиционного и пейзажного разнообразия на территории рекреационного объекта или лесопарка вполне приемлемым инструментом может стать разработанная А.А. Кищук схема композиций пейзажей, состоящая из 17 графических изображений, из которых с 1 по 8 относятся к простым статичным картинам, а с 9 по 17 - к динамичным (В кн.: Ботовая И.О., Фурсова Л.М. Ландшафтное искусство, М., 1988).
Разработанная система схем пейзажных картин позволяет оценивать существующие особенности объекта и его пейзажного разнообразия и одновременно проектировать новые, формируя композиционно завершенные и эстетически полноценные пейзажи.
a) i [О И.А. Косаренекому перед днорном
пейзажи двух полян
переключение внимания от близкой перспективы к глубокой
носледовательный осмотр различных и» глубине пейзажей
Дата добавления: 2021-04-15; просмотров: 89; Мы поможем в написании вашей работы! |
Мы поможем в написании ваших работ!